Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Нравственность школьников.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    Доставка песка цемент щебень цена егорьевский район. Щебень песок цена . donshceben.ru

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Нравственность школьников.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 30 07 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 12865 | печать
     (голосов: 0)



    .: Интересное
  • Нравственное сознание личности как основа нравственной культуры.
  • Народные игры в нравственном воспитании.
  • Детская художественно-историческая литература как одно из средств нравствен ...
  • Нравственное воспитание как направление работы современного дошкольного обр ...
  • Использование народной игры в нравственном воспитании дошкольников.

  • ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………….3
    1. Проблемы выработки у школьников нравственных ценностей……...5
    1.1. Особенности нравственного развития школьников………………5
    1.2. Психологические механизмы выработки нравственных
    ценностей…………………………………………………………..10
    2. Выработка нравственных ценностей у школьников через
    формирование духовности…………………………………………….16
    2.1. Светское воспитание духовности………………………………...16
    2.1.1. История и литература в духовном развитии…………………...19
    2.1.2. Музыка и живопись в духовном развитии………………….….21
    2.2. Православное воспитание духовности…………………………...24
    2.2.1. Основа и возрождение православной духовности…………….24
    Заключение………………………………………………………………..32
    Библиографический список………………………………………………34
    Приложение 1….………………………………………………………….36
    Приложение 2……………………………………………………………..36

    ВВЕДЕНИЕ

    Духовность является сущностной категорией, она может рассматриваться как общечеловеческая (проявление мирового духа, всеобщего разума), межконтинентальная (характерная для Запада, Востока…), как религиозная (православная, мусульманская, иудейская), национальная (отражающая уровень культуры русского, армянского и других народов в тот или иной период их развития). Общей характеристикой духовности является присущая ей интеллектуальная и нравственная природа. Она свойственна не только обществу в целом, но и человеку и противопоставляется его физической и телесной сущности.
    Обычно духовность связывают с религиозностью. Отсюда частое обращение к понятию духовенства как определенной прослойки общества, служителей религиозного вероисповедания; духовника – как наставника в рамках православной (или иной) веры.
    Но духовность понятие более широкое и многоаспектное. Кроме религиозной есть еще и светская духовность. История содержит многочисленные свидетельства, что духовность есть многосторонняя устремленность и проекция человека на Вселенную. Поэтому содержанием духовности является культура народа, получившая в процессе его развития различные направления: литература, искусство, история, живопись, архитектура, музыка и др.
    В психическом развитии человека духовности принадлежит особая роль. Психологии придется объяснить, почему одни люди духовно богаты, и почему все чаще приходится говорить о бездуховности.
    Развитие духовности стало неотложной задачей всего современного общества. Кого только и что не обвиняют иные критики в бездуховности современного человека. Многочисленный набор обвинений в адрес образования в том, что оно не оправдало надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, включает и обвинение в бездуховности как самого общества, так и образовательной системы, которая пренебрегла в свое время воспитанием общей культуры учителей, а одновременно к духовному и нравственному развитию подрастающего поколения.
    Сейчас идет поиск оптимальной системы духовного развития школьников. К этому побуждает неблагоприятная социальная обстановка.
    В работе предполагается рассмотреть психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
    Объект исследования – нравственные ценности.
    Предмет исследования – психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
    Цель исследования – изучить психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
    Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
    - рассмотреть особенности нравственного развития школьников;
    - рассмотреть психологические механизмы выработки нравственных ценностей;
    - проанализировать историю и литературу в духовном развитии;
    - определить роль музыки и живописи в духовном развитии;
    - рассмотреть традиции духовного воспитания;
    - рассмотреть основу и возрождение православной духовности.

    1. ПРОБЛЕМА ВЫРАБОТКИ У ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    1.1. Особенности нравственного развития школьников

    Воздействие на личность школьника «искусственной» воспитательной среды должно быть в соответствии с процессом развития ценностных ориентаций в «естественных» условиях жизнедеятельности ребенка. В качестве естественного рассматривается процесс формирования мнений, оценочных суждений и отношений в ходе повседневного общения ребенка с окружающими его детьми и взрослыми.
    Наиболее глубоко данный процесс рассмотрел швейцарский психолог Жан Пиаже в своем фундаментальном исследовании «Моральное суждение ребенка», стимулировавшем множество экспериментальных работ. По мнению ученого, всякая мораль есть система правил, и сущность ее – добиваться уважения, почитания этих правил. Большинство моральных устоев ребенок получает от взрослых, но не сразу. Сначала дети усваивают правила различных игр, что по сути является исполнением определенной роли. Поэтому автор осуществляет свое исследование путем анализа процессов понимания и соблюдения детьми положения игры, в отношении которых Пиаже раскрывает два феномена.
    Первый он называет «практическими правилами», т. е. способами, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры. Второй – «осознание правил» - знания и идеи, которые ребенок формирует о характере игры. Процесс овладения практическими правилами делится на четыре стадии.
    Первая стадия представляет собой чисто моторные, двигательные правила. Ребенок придерживается собственных ритуализованных схем игры и совершенно не соблюдает общепринятые положения. На второй стадии он начинает уже имитировать правила, увиденные у старших. Однако пока он продолжает играть сам, не старается найти партнера или, играя с другими, еще не пытается выиграть. На данной стадии дети от 2 до 5 лет подчиняют увиденные правила своим эгоцентрическим схемам восприятия. На третьей стадии (7-8 лет) зарождаются кооперативные навыки: каждый теперь пытается выиграть, следовательно, все игроки заинтересованы во взаимном контроле и унификации правил. Тем не менее до 11-12 лет познания правил и их выполнение остаются еще неточными. Четвертая, последняя, стадия, которую Пиаже называет стадией кодификации правил, наступает с 11-12 лет. Правила теперь известны ребенку до тонкостей, и он безоговорочно подчиняется им.
    Процесс осознания правил, по мнению Пиаже, проходит три ступени. На первой правила игры детьми еще не воспринимаются ни как принудительные, ни как обязательные. Вторая ступень знаменует собой усвоение детьми правил игры как священных, неизменных, продиктованных авторитетом взрослых. На третьей – правила видятся как закон, установленный благодаря обоюдному согласию. Правила теперь не считаются вечными и могут быть изменены, если все игроки согласны.
    В общем процессе морального развития индивида два периода: примитивный моральный реализм и более зрелая автономная мораль. Первый период Пиаже иначе называет гетерономной моралью, или моралью принуждения, второй – кооперативной, или реципрокной. Они различаются, по крайней мере, по девяти признакам (приложение 1).
    Моральный реализм преодолевается в основном к 8-9 годам. Наступает вторая стадия: теперь правила уже не считаются священными и неизменными; возможны отступления от них, их можно даже подвергать изменениям [11].
    Стержневым моментом морального развития, по Пиаже, выступает переход ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива – отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира; релятивистская перспектива – отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включить в свой мир других людей и ставить себя на их место.
    Поэтому Пиаже утверждает, что моральная скованность ребенка держится в тисках двух взаимодействующих факторов: когнитивной незрелости и эмоционального одностороннего чувства уважения, которое он испытывает к старшим. Моральный рост требует освобождения от пут как эгоцентризма и реализма, так и одностороннего почитания. Все это позволило Пиаже определить закономерности перехода в суждении детей от объективной и субъективной ответственности [10].
    Воспитание как формирование духовности рассмотрено в работе основателя антропософской духовной науки Рудольфа Штейнера «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки». В 1919 г. он вместе с директором табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Э. Мольтом организовал в Штутгарте первую вальдорфскую школу, что положило начало всемирному движению вальдорфских школ (500 школ и 1000 детских садов).
    По его мнению, задачу подхода к практическому осмыслению мира, всесторонне охватывающего существо человеческой жизни, должна принять на себя духовная наука. «Говоря о человеке, - писал он, - мы различает четыре члена его существа: физическое тело, эфирное (или жизненное) тело, астральное тело (или тело ощущений) и «Я» тело. Душа ощущающая, душа рассудочная, душа самосознающая, а также более высокие члены человеческой природы – самодух, жизнедух и духочеловек – формируются вследствие преобразования этих четырех членов, которые, собственно, и являются объектом рассмотрения. Воспитатель работает над этими четырьмя членами существа человека и, если он желает стоять на уровне своей задачи, должен изучать их природу».
    Существуют два ключевых слова, раскрывающие суть отношения ребенка к его окружению, - подражание и пример. В эфирном теле ребенка до семи лет развитие представлений, привычек, памяти должно протекать как бы само собой. Физическое тело создает критерии того, что ребенку полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требует здоровая склонность, здоровое желание, влечение. Радость и удовольствие – силы, наилучшим образом формирующие физические органы.
    Духовный слой сознания – это особая онтология, к которой психология прикасалась лишь изредка и которая, по словам М. Бубера, обнаруживает себя лишь между двумя трансцендирующими личностями. По мнению В.П. Зинченко, образ узкого горного хребта очень точен. Если бы мы попытались изобразить модель сознания, она бы не уместилась на плоскости. Духовный слой сознания – это на самом деле его вертикальное измерение, это прорыв, взрывающий бытие или заставляющий бытие оцепенеть и замерзнуть [2].
    Ближе всех к рассмотрению педагогических аспектов возникновения духовности в жизни человека подошел отечественный педагог В.А. Сухомлинский. В своих работах он писал, что формирование личности тесно связано с воспитанием гражданственности, нравственности, ответственности. Причем ответственность должна быть, прежде всего, перед своей совестью, перед этим «беспокойным и строгим стражем разума». Для этого он разработал комплекс приемов и мероприятий, основные из них: беседы о гражданственности, раскрытие перед детьми азбуки нравственной культуры, общечеловеческих норм морали, программа воспитания привычки к труду.
    Согласно Сухомлинскому, с раннего возраста следует формировать стремление к сопереживанию, потребность в самоуважении, способность творить добро, преданность высоким идеалам, чуткость совести и благородство сердца. Результатом всей воспитательной работы должно стать развитие уточненного духовного мира личности. Для этого еще в младшем возрасте, пока душа ребенка податлива к эмоциональному воздействию, надо торопиться раскрыть ему азбуку общечеловеческой морали – начальную школу нравственности, состоящую, по Сухомлинскому, из пяти видов норм, нарастающих по степени активности в утверждении добра. Начинается эта азбука нравственной культуры от пассивного «не причинять другим зла», а завершается призывом «бороться против зла и несправедливости» [14].
    1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людей.
    2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
    3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
    4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца.
    5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
    Тем самым в психолого-педагогической теории появляются такие нетрадиционные для этой науки понятия, как душевность, духовность, сердечность, сострадание, человечность и т. п.

    1.2. Психологические механизмы выработки нравственных ценностей

    В процессе обучения человек готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания – в систему еще не освоенных общественных отношений. Для целенаправленного формирования личности и ее мотивационно-смысловой сферы в образовательных учреждениях проводится воспитательная работа. В этом случае предметом психологии воспитания выступает развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива.
    В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [3].
    Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют на уровне как сознания, так и подсознания, определяя сосредоточенность волевых усилий, внимания, интеллекта.
    Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности, в наиболее общей форме, выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.
    Такое понимание сущности воспитания помогает более отчетливо различать воспитательный процесс и процесс управленческого воздействия на школьников. Еще немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) предложил разграничивать в процессе воспитания три момента:
    1) управление;
    2) обучение;
    3) нравственное воспитание.
    Управление, по Гербарту, ставит своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», свойственную детям. При поддержании внешнего порядка управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания, но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воздействия. Главная цель управления – занять время ребенка, главный итог управления – дисциплина.
    В противоположность управлению нравственное воспитание призвано повлиять на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Подавляются проявления воли и сознания ребенка, а в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже есть у воспитанника [12].
    Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. «Одна искра может тотчас же зажечь другую».
    В современных условиях отличительной чертой воспитательной работы является, как считает А.Г. Асмолов, ее направленность на мотивационно-смысловую сферу личности. По его мнению, психологическим объектом воспитания предстают рождаемые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы, ценностные ориентации и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора. Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют ценности, порождаемые и удерживаемые в общественном сознании:
    1) духовное, наиболее полно представленное в различных вероучениях и поддерживаемые таким социальным институтом, как церковь;
    2) идеологические, широко отраженные в идеологии государства; их основным выразителем являются политические структуры и государственные идеологические учреждения;
    3) архетипические, воспроизведенные в национальном сознании, которое формируется и передается, прежде всего, посредством семьи [5].
    В воспитании в качестве средства воздействия необходимо использовать те ценности, которые способны наиболее эффективно влиять на содержание и характер реализуемых человеком отношений. По мнению А. Инкельс и А. Смит, для любой современной страны значат следующие ценности:
    1) открытость новому опыту;
    2) готовность к социальным переменам;
    3) понимание разнообразия мнений и установок окружающих;
    4) готовность формировать и отстаивать свое мнение;
    5) ориентация времени на настоящее и будущее, а не на прошлое;
    6) чувство влиятельности, т. е. убеждение, что человек может воздействовать на само окружение;
    7) вера в основном в предсказуемость мира, в то, что на народ и институции можно положиться в смысле исполнения их обязанностей.
    В рамках образовательного учреждения воспитание реализуется как процесс воспитательной работы. При этом основная сложность деятельности педагога заключается в поиске адекватных средств и способов воздействия на смысловые структуры личности. Это связано, в первую очередь, с тем психологическим фактором, что изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. Важно отметить и такое традиционное средство воспитания, как слово, способное изменять только те психологические структуры, которые существуют на «поверхности» сознания (субъективные переживания, желания и т. п.). Изменения мотивационной сферы как глубинной структуры личности возможны лишь при условии следующих психологических факторов:
    - опосредованность изменения мотивационно-смысловых отношений изменением лежащей в ее основе деятельности;
    - недостаточность осознания личностного смысла для его изменения;
    - невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.
    Практика воспитательной работы должна строится таким образом, чтобы обеспечить реализацию данных условий. В частности А.Г. Асмолов сформулировал ряд методических принципов построения системы воспитательной работы в школе, способных реализовать выдвинутые психологические условия:
    - учет ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса;
    - включение личности в значимую деятельность;
    - смена социальной позиции личности в группе;
    - демонстрация последствий поступка личности для референтной группы [1].


      Скачать полную версию - nravstvennost-shkolnikov.rar [30.19 Kb] (cкачиваний: 49)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©