Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Нравственное воспитание как направление работы современного дошкольного образовательного учреждения.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    Дипломы с занесением в реестр http://rdiploms.com/goroda/diplomy-v-sankt-peterburge в СПб

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Нравственное воспитание как направление работы современного дошкольного образовательного учреждения.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 22 07 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 24392 | печать
     (голосов: 3)

    СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение 3
    Глава I. Нравственное воспитание как направление работы современного дошкольного образовательного учреждения 6
    1.1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
    1.2. Задачи и содержание нравственного воспитания в современных условиях 19
    1.3. Деятельность как средство нравственного воспитания 32
    Вывод: 37
    Список литературы 39

    ВВЕДЕНИЕ
    В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества.
    Формирование личности как процесс становления происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а также в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Личность здесь формируется под влиянием важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью.
    Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р. С. Буре, П. С. Выготского, Р. И. Жуковской, В. Г. Нечаевой, Л, А. Пеньевской и других.
    В работах Л. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконнна, С, Г. Якобсон и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений,
    В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадет если поступит так или иначе.
    В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные.
    Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
    На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.
    В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин.
    Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.
    Таким образом, актуальность нашей темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в нравственном воспитании дошкольников.
    В связи с этим, целью исследования стало изучение возможностей использования народных игр в нравственном воспитании дошкольников.
    Объектом изучения явился процесс нравственного воспитания дошкольников, его развитие.
    Предметом выступает народная игра как средство нравственного воспитания дошкольников.
    Мы исходили из следующей гипотезы, что нравственное воспитание дошкольников будет наиболее успешно происходить в народных играх, если:
    а) они органически включены в учебно-воспитательный процесс;
    б) будут созданы педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию дошкольников.
    Основные задачи исследования:
    1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
    2. охарактеризовать задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников, этапы его становления;
    3. обосновать роль игры в нравственном воспитании;
    4. экспериментально исследовать влияние народных игр на нравственное воспитание дошкольников.
    Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретико-методологические положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания дошкольников. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных общеобразовательных учреждений.

    ГЛАВА I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    1.1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе
    Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
    Развивая идеи древнегреческих философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля о важности нравственного становления человека, И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, В. Мономах, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, Витторино да Фельтре и другие создали предпосылки для становления теории нравственного воспитания.
    Большой вклад в развитие теории нравственного воспитания в XVIII веке внесли М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Г.С. Сковорода и другие мыслители. Они считали нравственное воспитание условием прогрессивного развития общества, подчеркивали важность формирования нравственных понятий, отражающихся в положительных поступках, рассматривали справедливость, искренность, доброжелательность как необходимые качества нравственной личности.
    Для ХIХ века характерно активное формирование основ теории нравственного воспитания. Как ведущие определялись цели воспитания человека-христианина, стремившегося к внутреннему личному духовно-нравственному совершенствованию, и человека-гражданина, который видел свой долг в выполнении обязанностей перед государством, страной, народом (В.Н. Бунаков, К.Н. Вентцель, Е.С. Левицкая, М.М. Манасеина, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.).
    Представители христианско-антропологического направления в русской педагогике, педагоги русского эмигрантского зарубежья (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и др.) выделяли ряд основополагающих принципов нравственного воспитания: церковность, самоценность и суверенность личности, целостность и духовная свобода, − ведущих человека к самовоспитанию и постоянному нравственному совершенствованию, считали, что cстремление к духовному идеалу, острое чувство правды и лжи, добра и зла, чувство совести, мечта о праведности являются православными ценностями и служат ориентирами нравственно-духовного воспитания.
    Основываясь на традиционности, открытости, духовности русского национального сознания, педагогика дореволюционной России признавала приоритет нравственного начала в личности человека.
    Важный вклад в развитие проблемы нравственного воспитания в ХХ столетии внесли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [40]. Они подчеркивали необходимость глубокого изучения индивидуальности каждого ребенка, его возрастных, физиологических и психологических особенностей, важность формирования свободного мышления, гуманных черт характера у детей, гуманизации отношений в детском коллективе. Указанные идеи конкретизировались в гуманистических концепциях нравственного воспитания школьников, утверждающих ценность личностно-ориентированных приоритетов (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, А.П. Кондратюк, З.И. Равкин и др.).
    В 50-ых годах в центре внимания ученых находилась проблема воспитания у ребенка нравственных качеств. Исследователи изучали процесс их становления и развития, определяли условия, способствующие реализации поставленных задач.
    Так, в работе А.В. Суровцевой (1952 г.) предметом исследования становится процесс воспитания у детей воли. Автор подчеркивает, что в волевом поведении всегда присутствует организованность, дисциплина, настойчивость, осознание ответственности и чувство долга. Развитие воли, по мнению А.В. Суровцевой, начинается с появления в сознании ребенка цели, пусть даже примитивной. Большой скачок в развитии воли связан со становлением речи, когда взрослый получает возможность регулировать поведение ребенка словом, а ребенок обнаруживает стремление понять и осмыслить явления окружающего мира.
    Главным условием развития волевого поведения автор считает сообщение правил детям таким образом, чтобы они понимали разумность заключенных в них требований. Необходимым также является поддержание в группе порядка, сознательной дисциплины организованности детей, включение их в активную деятельность, организацию интересных занятий, «проникнутых идейным содержанием».
    К исследованию А.В. Суровцевой примыкает и работа Е.Ю. Демуровой (1951), которая рассматривает процесс воспитания дисциплинированности.
    Автор обосновывает ведущую роль этого качества в воспитании моральных черт человека. Показателями сформированности дисциплинированности являются не только знание правил, но и понимание смысла их, наличие привычки к их выполнению, разумное применение этих правил повседневной жизни. К условиям воспитания дисциплинированности автор относит доведение смысла правил до ребенка, организацию игр и занятий, введение мотивов, побуждающих детей к их выполнению, обеспечение единства и постоянства требований к ним [9].
    В исследовании Л.А. Порембской (1953) предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством ее воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок становится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности.
    З.Н. Борисова (1953) исследует возможности воспитания у детей ответственности. Для решения этой задачи автор использует труд детей, организованный в форме дежурств: выполнение обязанностей дежурных ставит детей в условия ответственности перед группой и партнерами по деятельности. Очень важно в работе с детьми помочь им не только осознать смысл и значимость своих действий, но и вызвать у них эмоциональные переживания, чувство удовлетворения от выполненной работы.
    В.А. Горбачева (1957) изучает проблему формирования у детей организованного поведения и его регуляции посредством правил. Автор показывает, что вначале ребенок действует по подражанию поступкам, которые одобряет воспитатель, позднее правило, его выполнение связывается с авторитетом педагога, и лишь еще позже правило отделяется от взрослого и становится требованием ребенка к себе, т.е. регулятором поведения. При этом условии организованное поведение характеризует воспитанность.
    Следует отметить, что во всех исследованиях содержатся положения о значении рассматриваемых качеств для жизни в коллективе сверстников и это важно подчеркнуть, так как позже проблема воспитания коллективизма становится одной из важнейших.
    В 60-ые годы центральное место в исследованиях начинает занимать изучение возможностей деятельности детей для их воспитания [9].
    Так, в исследованиях рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания (В.Г. Нечаева[30]), особенности труда детей в природе (В.Г. Фокина, Е.И. Корзакова), целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам (Е.И. Радина). Автор подчеркивает, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость.
    Я.З. Неверович (1965) придает особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются главным побудителем включения детей в труд. В процессе труда ребенок приобщается к деятельности людей, вступает во взаимоотношения, соответствующие моральным нормам общества, усваивает эти нормы, осознает необходимость их соблюдения. Примеры оказания помощи, участия каждого в общем деле приобретают для дошкольника актуальный смысл, постепенно превращаются во внутренние мотивы поведения. У ребенка формируется трудовая направленность, коллективистические черты личности, начала коллективизма. Он становится способным поступаться своими непосредственными желаниями в пользу интересов партнеров, преодолевать препятствия на пути к цели. Я.З. Неверович продолжает изучать и роль правил в регуляции поведения детей, но рассматривает этот вопрос гораздо шире. Автор замечает, что знание правил и поступки ребенка, даже соответствующие моральным нормам, далеко не всегда отражают его нравственную воспитанность. Чтобы правило стало средством нравственного воспитания, необходимо переходить от побуждения ребенка к поступкам, соответствующим правилам, к достижению детьми осознания слова «надо», которое является первой моральной инстанцией, вызывающей переживание ребенком необходимости поступать именно так, а не иначе. Дальнейшая работа педагога, связанная с разъяснением детям смысла правил, в которых заключены способы проявления отношения к окружающим, приводит к формированию нравственно ценных мотивов, помогает переключать внимание ребенка с себя на других, учит замечать их нужды, состояние, вызывает чувства симпатии и сочувствие. При этих условиях «знаемые» мотивы становятся мотивами «действенными». Следует отметить, что эти положения свидетельствуют о подходе автора к проблеме формирования гуманных чувств, что является одной из ведущих проблем современности [9].
    В эти же годы ведутся исследования, направленные и на изучение возможностей разных видов продуктивной деятельности в нравственном воспитании. Наиболее широко представлена изобразительная деятельность, рассматриваемая как комплексное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. (В.Б. Косминская - 1963, Н.П. Сакулина - 1965). Авторы показывают, что предлагаемая детям тематика может способствовать формированию и закреплению отношения детей к окружающей действительности, отражать ими в рисунках отношения между изображаемыми лицами, а процесс деятельности создает возможность для воспитания самостоятельности и настойчивости. При этом необходимо также предъявлять детям задания творческого характера.
    Большое место в исследованиях 60-ых годов занимает изучение игровой деятельности, в том числе и ее возможностей для нравственного воспитания. В эти годы Д.Б. Эльконин (1963) разрабатывая теорию игры, обосновывает положение о том, что отношения между людьми скрыты от детей предметами окружающего мира, и только в игре они становятся доступными пониманию дошкольников. Беря на себя роль, ребенок отражает трудовые действия взрослого, его отношение к выполняемому делу. А в более развитой форме игра становится все больше отражением отношений между тружениками в процессе деятельности. Это теоретическое положение становится основой для педагогических исследований.
    Так, в исследовании Р.И. Жуковоской (1951-1963) обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. Решение воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств.
    Д.Б. Менджерицкая (1951-1963) [27] также обращает внимание на возможности содержания игры для воспитания волевых черт характера, подчеркивает, что взятая на себя ребенком роль побуждает к проявлению ответственности за ее выполнение. Влияя на содержание игр, педагог имеет возможность усиливать ее воспитательное влияние на детей. В то же время в работах Д.Б. Менджерицкой выдвигается новое положение, впоследствии нашедшее дальнейшее развитие: совместная детская игра, даже отражающая внешне слаженные отношения по ролям, может не приводить к формированию положительных черт личности. Причиной тому является «двойственность» чувств детей, которые определяются, с одной стороны, выполняемой ролью, а с другой - реально складывающимися в повседневной жизни отношениями.
    В работе А.П. Усовой (1963) [43] обнаруживается новый подход к рассмотрению сюжетно-ролевой игры, а именно с позиции ее возможности для образования детского общества. А.П. Усова выделяет примерные ступени его развития на основе наличия взаимодействий участников в процессе игры: от неорганизованного поведения к играм «рядом», где еще не обнаруживается никаких связей, затем - к образованию объединений на основе интереса к теме игры, к сюжету, далее - на основе интереса к партнерам, взаимной симпатии, и на самой высокой ступени - тяготения к обществу сверстников. Для того, чтобы войти в такое общество, ребенку необходимо иметь особые качества, т.е. умение действовать совместно, управлять и подчиняться, налаживать отношения с партнерами, столкнуться с их отношением к себе и др. Такие качества автор называет «качествами общественности». Новизной исследования является выделение автором двух видов отношений: «ролевые», связанные с выполнением ролей, и «реальные», развертывающиеся по поводу игры, согласования действий и пр. Причем, как указывает автор, реальные отношение гораздо более чем игровые способствуют формированию взаимоотношений. Такой взгляд соответствует положению, выдвинутому в эти же годы Г.П. Шедровицким (1964) [46; 47], который приходит к выводу о существовании в игре двух структур: «внешней», от воспитателя и социальной обстановки, и «внутренней», идущей от самого ребенка.
    В середине 60-ых годов большое место начинает занимать проблема формирования коллективизма у детей. Воспитание в коллективе рассматривалось в отечественной педагогике как один из основных принципов «все в коллективе, во имя коллектива, через коллектив». Такой подход имел много положительного (например, опыт А.С. Макаренко): действуя совместно со сверстниками, ради достижения общей цели, ребенок учится ориентироваться на их нужды и желания, сдерживать себя, подчинять свои действия интересам коллектива.
    В дошкольной педагогике проблеме воспитания коллективизма также отводилось немаловажное место. Но все-таки ученые понимали некоторую условность использования понятия «коллективизм» по отношению к детям дошкольного возраста. Поэтому в своих исследованиях они используют такие близкие понятия, как «начала коллективизма», «чувство коллективизма», «начальные формы коллективизма» и др.
    Воспитанию первоначальных черт коллективизма посвящено исследование Ф.С. Левин-Шириной (1963). Эти черты и гуманные взаимоотношения, по мнению автора, формируются в коллективной деятельности, проявляются в поведении детей в таких показателях как умение подчиняться требованиям коллектива, уступать товарищам, сдерживать свои эгоистические устремления. Обязательным условием автор считает внесение правил, регулирующих отношения с окружающими, совместную выработку детьми собственных правил, обязательных для выполнения всеми. Немаловажное место отводит Ф.С. Левин-Ширина ставших традиционными условиям: опора на интерес к содержанию деятельности; создание возможностей для проявления самостоятельности и инициативы, расширение представлений о дружбе и товариществе.


      Скачать полную версию - nravstvennoe-vospitanie-kak-napravlenie.rar [38.42 Kb] (cкачиваний: 76)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©