СПИМаш > Курсовые работы > Бух. отчетность.

Бух. отчетность.


14 07 09. Разместил: bizdrya
План

Введение 3
1. Значение анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия с учетом особенностей функционирования строительной отрасли 5
2. Бухгалтерская отчетность, как источник информации для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости 9
3. Система показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособности 11
4. Рекомендации по улучшению финансовой устойчивости и платежеспособности 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Введение
Известно, что раньше существовал анализ хозяйственной деятельности, и как специаль¬ная область научных знаний так же как и экономика РФ, и прочие виды наук, подвержена из¬менениям. В результате последние три-четыре года происходит деление анализа хозяйственной деятельности на финансовый и управленческий анализ. Основой для такого деления послужило подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
Одной из целью финансового анализа является оценка финансового состояния предприя¬тия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показате¬лей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в ры¬ночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности предприятия.
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений его с партнерами, с финансово-кредитной системой, с нало¬говыми органами и пр. Таким образом видно, какую значимость имеет оценка финансового со¬стояния предприятия. И что данная проблема является наиболее актуальной в нашей стране, при переходе к развитой рыночной экономике, - это очевидно и бесспорно.
Поэтому в настоящее время можно наблюдать такую ситуацию: появилось достаточно большое количество переводной и отечественной литературы на эту тему, содержащей реко¬мендации по расчету финансовых коэффициентов, но возникает проблема выбора определен¬ной методике, которая соответствовала бы предприятию конкретной отрасли и условиям, в ко¬торых находится исследуемое предприятие. Хотелось бы отметить, что для написания данной работы мной были использованы следующие учебные пособия: Ковалева В. В. “Финансовый анализ”, Савицкой Г. Б. “Анализ хозяйственной деятельности” и “Финансовый менеджмент” под редакцией Стояновой.
Задачи курсовой работы:
- Описание и расчет показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий строительной отрасли
- Приведение рекомендаций по улучшению показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий строительной отрасли
Целью же моей работы является анализ наиболее значимых для предприятий показателей.

1. Значение анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия с учетом особенностей функционирования строительной отрасли
Переход на рыночные отношения, отказ от планового управления строительной отраслью требуют выработки принципиально нового механизма управления строительными организациями, обеспечивающего им эффективное функционирование в условиях рынка.
Однако экономическое положение строительных организаций свидетельствует о существенном разрыве между их реальным состоянием и моделью конкурентоспособной организации рыночного типа. В связи с этим на современном этапе должно произойти изменение философии хозяйствования, приобретение навыков предпринимательского поведения, преодоление негативного влияния внешней среды и внутренних противоречий.
Чтобы обеспечить себе продолжительную жизнь, организация должна иметь четко определенные цели, ощущение направления и представление о том, какие средства ей нужны. Все это организация получает с помощью стратегического управления. Оно требует от руководителей понимания сущности стратегии, использования приемов стратегического управления и разработки стратегических планов. Совершенно очевидно, что стратегия должна изменяться и приспосабливаться к изменяющим условиям.
Главная задача стратегии - наиболее выгодным образом вписаться в окружающую среду и соответствовать ей.
Стратегия определяет, куда организация хочет идти, чтобы достичь своей цели и выполнить свою миссию. Она создает ограничители, отражающие особенности и направление деятельности организации и задает границы выбора, т.е. определяет, чем организация хочет стать на предстоящий длительный период времени.
В нынешних изменившихся экономических и политических условиях для определения миссии должен быть выработан иной подход. Это главный вопрос для любой фирмы и достаточно непростой.
Миссию можно попытаться сформулировать, как готовность в любых условиях выполнить государственный заказ в первую очередь, а также заказ, финансируемый из других источников, любой степени сложности в минимальные сроки с надлежащим качеством.
Исходя из определенной миссии фирмы должны быть определены долгосрочные и среднесрочные цели. Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу.
На сегодняшний день глобальной целью является изменение хозяйственной деятельности организации и преобразование ее в надежную систему, при этом должна быть обеспечена финансовая устойчивость и экономический рост организации.
Специфические особенности товара, выпускаемого строительной организацией, оказывают влияние на процессы реформирования строительных организаций в условиях перехода к рынку.
Строительная продукция как товар имеет свои особенности:
- вновь созданная строительная продукция имеет конкурентную среду в виде вторичного рынка недвижимости, который способен удовлетворять спрос населения и вытеснять новое строительство;
- строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления;
- строительная продукция ориентирована на длительное пользование, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом;
- трудоемкость работ, квалифицированный и профессиональный состав рабочих меняется с изменением требований к потребительским свойствам строительной продукции, что создает проблему занятости рабочих;
- производственно-коммерческий цикл создания строительной продукции продолжителен, поэтому необходима четкая процедура финансирования, учет фактора времени, наличие информации, дающие возможность довести объект до завершения; длительность производственно-коммерческого цикла требует также тщательного обоснования проектных решений, которое сократило бы риск морального старения продукции;
- создание каждой единицы продукции требует вовлечения большого числа участников, организация вступает в деловые отношения с целой группой новых партнеров, что является дополнительным источником риска; значительна связь строительной продукции с земельным участком и зависимость цены строительной продукции от размеров участка при прочих равных потребительских качествах.
Практически ни одна из особенностей строительного продукта не создает преимуществ для успешного функционирования на рынке по сравнению с другими производствами, а лишь делает проблемы строительных организаций многоаспектными и более сложными.
Предложение на строительном рынке - это желание и возможность производства строительной продукции, обловленное мощностями строительных организаций. Спрос на строительную продукцию - это желание и возможность осуществить заказ на строительство объекта с определением срока строительства и его цены, т.е. сумма заключенных договоров и контрактов.
Рост цен на ресурсы, используемые в строительстве, привел к значительному повышению цен на строительную продукцию и падению спроса. У большинства населения не оказалось достаточных средств на строительство жилья и приобретение его на вторичном рынке. В результате падения объемов производства на промышленных предприятиях, смены отношений собственности, инвестиционные возможности хозяйствующих субъектов также снизились. В сложившихся условиях спрос на строительную продукцию оказался эластичным по следующим причинам:
Физические лица встали перед необходимостью уменьшить свои потребности в жилье, либо удовлетворить их за счет рынка недвижимости;
Хозяйствующие субъекты в результате полного отсутствия ответственности за техническое, технологическое, экономическое и социальное развитие предприятия, прекратили инвестиционную деятельность;
Со стороны государства не было принято никаких мер для обеспечения заказами строительных организаций и сохранения их мощностей.
Неблагоприятное экономическое окружение строительных организаций, проблемы перехода к новым экономическим условиям привели к тому, что практически любая строительная организация имеет неустойчивое финансовое состояние.
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.

2. Бухгалтерская отчетность, как источник информации для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости
Бухгалтерская (финансовая) отчетность служит базой для анализа финансового положения предприятия.
Целью финансового анализа является оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.
Выбор глубины и масштабов анализа, а также конкретных параметров и инструментов (набора методов) анализа зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой пользователь с целью получения максимально возможной, полезной для него информации.
Для анализа (интерпретации) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности используют общепринятые приемы:
 чтение отчетности;
 вертикальный анализ;
 горизонтальный анализ;
 трендовый анализ;
 расчет финансовых показателей.
Анализ с помощью финансовых показателей позволяет изучить взаимосвязи между различными элементами отчетности. Представляя собой относительные величины, финансовые коэффициенты позволяют оценить показатели в динамике и сопоставить результаты деятельности предприятия с отраслевыми и результатами предприятий-конкурентов, а также сравнить их со стандартами. Использование коэффициентов дает возможность достаточно быстро оценить финансовое состояние предприятия.
Показатели, рассчитанные и интерпретированные с помощью какого-либо одного из приведенных приемов анализа, не дают полной картины и не могут выступать в качестве критерия для принятия решений пользователями без объяснения причин изменения анализируемых показателей. Так, кредитор не может принять решение о предоставлении кредита лишь на основе количественного значения показателя ликвидности баланса, также как руководитель (финансовый менеджер) не может сделать вывод о допустимости привлечения дополнительных заемных средств на основании только коэффициента финансовой зависимости.
Поэтому следует прибегать к совокупности всех методов анализа для наиболее достоверной оценки существующего финансового положения предприятия и определения стратегии и тактики его развития. Полный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает вертикальный анализ, горизонтальный (трендовый) анализ и анализ коэффициентов, а также факторный анализ.
Назначение анализа финансовых показателей с позиции пользователя является рассмотрение и оценка информации, имеющейся в финансовой отчетности, для того, чтобы получить достоверные выводы о прошлом состоянии предприятия с целью предвидения его жизнеспособности в будущем.
В результате анализа финансовой отчетности определяются также важнейшие характеристики предприятия, которые свидетельствуют, в частности, о его успехе или угрозе банкротства.
Анализ бухгалтерского баланса предполагает оценку активов предприятия, его обязательств и собственного капитала.
Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить объемы реализации, величины затрат, балансовой и чистой прибыли предприятия.
На начальном этапе анализа финансовой отчетности можно определить ликвидность баланса по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия.

3. Система показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособности
Важнейшим показателем финансового равновесия выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежеспособные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производственную оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет и т.д., то есть своевременно оплачивать свои обязательства.
Для внешних пользователей оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности предприятия. Считается, что предприятие ликвидно, если имеющееся покрытие в виде оборотных и внеоборотных активов превышает потребность в платежеспособных средствах либо совпадает с ней. Уточняя понятие ликвидности, следует отметить, что оно характеризует такое финансовое состояние, при достижении которого предприятие не только сможет выполнить свои финансовые обязательства, но гарантировать продолжение производственно-хозяйственной деятельности в определенном периоде времени.
Рассмотрим методику оценки ликвидности и платежеспособности. Оценка платежеспособности базируется на коэффициентах, рассчитываемых в виде отношения оборотных активов или отдельных их элементов к кредиторской задолженности, и показывают, в какой мере оборотные активы предприятия, а если их не достает, то и внеоборотные, способны покрыть долги. Схема оценки этих отношений выглядит так – сопоставление полученных значений коэффициентов с нормативными значениями.
Первоначально определяется ликвидность баланса. Для этого:
1. Активы баланса предварительно группируется в зависимости от степени их ликвидности и разделяются на следующие группы.
Требования к преобразованию баланса:
- необходимо уменьшить общую сумму капитала (валютный баланс) на величину убытков, записанную в активной части баланса, одновременно уменьшая на ту же сумму собственного капитала;
- исключить из общей суммы капитала (валютный баланс) величину «Расходы будущих периодов». На эту же сумму необходимо уменьшить размер собственного капитала и МПЗ.
Баланс-брутто в баланс-нетто, то есть А1 наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные вложения);
А2 быстрореализуемые активы (готовая продукция, товары отчуждения, дебиторская задолженность со сроком погашения в течение 12-и месяцев и прочие быстрореализуемые оборотные активы;
А3 медленно реализуемые активы – запасы из раздела 2 актива – РБП – налоги – долгосрочные финансовые вложения (актив);
А4 труднореализуемые активы – статьи раздела 1 актива – статьи включаются в предварительную группу.
Пассивы баланса группируются по степени срочности и оплаты:
П1 наиболее срочные обязательства – кредитная задолженность, срок оплаты которой наступил;
П2 краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и займы;
П3 долгосрочные пассивы –долгосрочные кредиты и заемные средства;
П4 постоянные пассивы – статьи раздела 3 баланса.
3.Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:
А1>= П1 А2 >=П2 А3 >=П3 А4 >=П4
В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному соотношению, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличаются от абсолютной.


  Скачать полную версию - bukh.-otchetnost.rar [27.81 Kb] (cкачиваний: 33)