Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Занятость как экономическая категория.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    История развития педагогики

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Занятость как экономическая категория.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 22 05 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 13818 | печать
     (голосов: 4)

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение 3
    Глава 1. Занятость как экономическая категория 3
    1.1. Экономическая природа занятости 3
    1.2. Формы занятости в условиях рыночных отношений 6
    1.3. Проблемы занятости России на современном этапе 12
    Глава 2. Безработица как хроническое явление рыноной экономики 19
    2.1. Теоретические концепции занятости. Причины безработицы в условиях рыночных отношений 19
    2.2. Показатели безработицы и формы безработицы 21
    2.3. Методы борьбы с безработицей 24
    Глава 3. Анализ основных тенденций формирования, распределения и использования трудовых ресурсов в регионах РФ 26
    3.1. Движение рабочей силы в народном хозяйстве России 26
    3.2. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы в РФ 27
    3.3. Динамика и структура безработицы в России, темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России 34
    3.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда 41
    Глава 4. Государственная политика и система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе 47
    4.1. Государственная политика занятости и её эффективность в РФ 47
    4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, виды занятости 49
    4.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 53
    Заключение 57
    Список использованных источников: 57

    ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................................59

    Введение

    Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, соз¬дающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увели¬чить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населе¬ния. При неполном ис¬пользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не дости¬гая границы своих производственных возможностей. Немалый урон без¬работица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди пе¬реносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из клю¬чевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуа¬ции с безра¬ботицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой ра¬боты.


    Глава 1. Занятость как экономическая категория

    1.1. Экономическая природа занятости

    Занятость, как известно, является одним из важнейших макроэконо¬мических показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанно¬го с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить сле¬дующим образом: занятость — общественно полезная деятельность граж¬дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребнос¬тей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).
    Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от пред¬шествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятос¬ти, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функ¬ционирования общества.
    Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскры¬вающих характер занятости на определенном этапе социально-экономичес¬кого развития общества. Во главу угла такого концептуального понима¬ния ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставлен¬ных целей в тот или иной конкретный период времени.
    В настоящее время в России прорабатываются пути формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Поэтому концеп¬ция занятости призвана ответить на вопросы: какой должна быть заня¬тость при указанном типе экономики, какие изменения произойдут в ее основных характеристиках и что для этого надо сделать? Четкие пред¬ставления о том, чем занятость завтрашнего дня будет отличаться от сложившейся в условиях экстенсивной экономики, нужны как основа построения всей системы управления занятостью.
    Рассмотрим основные положения концепции.
    В Российской Федерации принят Закон о занятости населения, в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. Первый принцип — исключи¬тельное право граждан распоряжаться своими способностями к производи¬тельному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законо¬дательством.
    Таким образом, сделан определенный шаг для закрепления в соци-эльно-экономической жизни России общечеловеческих ценностей, важ¬нейшей среди которых является добровольность труда. Теперь самому человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
    Занятость в народном хозяйстве уже не является практически един¬ственной сферой общественно полезной деятельности, каковой она ста¬ла, когда всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, вос¬питание детей и т.д. Причина пресечения добровольной занятости мо¬жет быть одна — незаконный источник средств существования.
    Принцип исключительного права распоряжаться своими способнос¬тями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем до¬ступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда).
    Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить по¬требности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых ус¬ловий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.
    Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность го¬сударства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в обще¬ственной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей че¬ловека через свободу и добровольность выбора любой сферы обществен¬но полезной деятельности.
    Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участни¬ков общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощритель¬ных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нару¬шающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на заня¬тость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов фор¬мирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия за¬ключается также в активном и заинтересованном участии субъектов со¬циально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих
    профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства. (Анализу поведения на рынке труда этих субъ¬ектов посвящена гл. 6).
    Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позво¬ляет активно воздействовать на состояние занятости, добиваться суще¬ственного улучшения всех ее качественных характеристик, таких как об¬разовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая соци¬ально-экономическая мобильность и конкурентоспособность и т.д.

    1.2. Формы занятости в условиях рыночных отношений

    Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. С учетом выше¬сказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется уко¬ренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовле¬чения трудоспособного населения в общественное хозяйство.. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивнос¬ти) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесооб¬разным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое по¬зволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудо¬способных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной за¬нятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отры¬вом от работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако регулирующей со¬ставляющей является занятость профессиональным трудом, принося¬щим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области про¬изводительности труда и социальной эффективности развития общест¬ва. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам по¬вышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогрес¬са, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифици¬рованных, хорошо обученных и мобильных работников.
    Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, мо¬жет быть названа продуктивной занятостью. При этом мы исходим из того, что продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя является составляющим, но не единственным элементом про¬дуктивной занятости. В конечном счете полная и продуктивная заня¬тость находятся в динамичном единстве. В случае если полная занятость достигается при наличии экономически нецелесообразных рабочих мест или таких рабочих мест, которые не обеспечивают работникам достой¬ное существование, не соответствуют профессионально-квалификаци¬онному и образовательному составу работников или масштабы занятос¬ти в народном хозяйстве противоречат задачам воспроизводства квали¬фицированных кадров и нормальному демографическому развитию, такая занятость противоречит общечеловеческим ценностям и не может оце¬ниваться положительно.
    Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сба¬лансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально¬го и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдель¬ной личности, так и общества в целом.
    Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся дру¬гие пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости. Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости.
    В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффек¬тивная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе ра¬ботников (это признается всеми), но и то, что возможно снижение по¬требности самого населения в рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно полезной занятости (учеба с от¬рывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее хозяйство).
    Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулиро¬вать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эф¬фективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хо¬зяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.
    Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ре¬сурсов по важнейшим сферам общественного труда — непременная пред¬посылка достижения полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по регулированию распределения населе¬ния по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потреб¬ности населения в определенных видах деятельности на каждом кон¬кретном историческом этапе. Такая работа должна включать в себя ана¬лиз сложившегося состояния занятости и экспертную оценку перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в тру¬де, образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.
    Статус в занятости. Отношения занятости. Статус в занятости опре¬деляется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятель¬ности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей до¬ход, непосредственно не связанный с производством благ и услуг.
    В первую группу входят граждане, занятые:
    в государственном секторе экономики;
    в кооперативах, акционерных обществах;
    в частном секторе.
    Во вторую группу входят:
    учащиеся с отрывом от производства;
    служащие Российской Армии.
    Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работаю¬щие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имею¬щие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим догово¬ром, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Заня¬тыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в лю¬бых родах войск, учащиеся.
    Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не рабо¬тающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному не¬занятому населению. В число не занятого экономически активного на¬селения входят также лица, имеющие статус безработного.
    Отношения занятости обусловливаются экономическими, демогра¬фическими и социальными процессами. Экономическое содержание за¬нятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспе¬чить себе достойное существование и способствовать росту эффектив¬ности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.
    Эффективность занятости. Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвыше¬ние личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производитель¬ности труда.
    Характеризовать эффективность занятости могут показатели, кото¬рые отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они пока¬зывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность обществен¬ного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для высоких доходов работников, технико-организационного совершенст¬вования сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специ¬фики условий труда и быта различных групп населения. Высокий уро¬вень производительности труда позволяет обществу уделять больше вни¬мания учебе, отдыху, воспитанию детей. Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет повышаться доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
    Второй важнейшей характеристикой эффективности занятости мо¬жет служить уровень занятости трудоспособного населения в общест¬венном хозяйстве. Статистически он отражается отношением населе¬ния, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко все¬му трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает как потребность общественного хозяйства в работниках, так и потребность населения в рабочих местах. В любом случае высокий уровень занятости профессиональным трудом означает низкую эффек¬тивность занятости, поскольку в одном случае занятость не обеспечи¬вает достаточного уровня производительности труда, а в другом — при¬емлемого уровня оплаты труда.
    До начала рыночных преобразований в целях обеспечения потреб¬ности отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ори¬ентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распростра¬нялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезмерно высокий уровень занятости. В 1950 г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960 г. — 73% и в 1970 г. — 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически одинаковым, как показано в гл. 1, стал уровень занятости женщин и мужчин, тогда как, например, в конце 50-х гг. значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры отражали потребность населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики. Иными словами, сложившийся к началу 70-х гг. и сохранившийся до начала 90-х гг. уровень занятости населения можно характеризовать как сверхзанятость.
    Считается, что подобный уровень занятости затрудняет социально-профессиональное развитие работающих, не соответствует задачам ук¬репления здоровья населения и гармоничного развития семьи и личнос¬ти, поскольку очень высока общая трудовая нагрузка у больших групп населения и медленно увеличивается свободное время трудящихся (оно заметно возрастало до конца 60-х гг.).
    Оценка эффективности занятости по характеру участия в общест¬венно полезной деятельности и уровню занятости в общественном хо¬зяйстве может проводиться в последовательности, которая позволяет ис¬пользовать вышеназванную (см. гл. 1) схему баланса трудовых ресурсов.
    Трудовые ресурсы (млн человек):
    в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте (млн человек), работающие лица старших возрастов и подростки (млн человек)
    Распределение трудовых ресурсов'.
    занято в народном хозяйстве (без личного подсобного хозяйства (млн человек), учащиеся (млн человек), военнослужащие (млн человек), неза¬нятые трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (млн человек), в том числе вынужденно незанятые (ищущие работу) (млн человек).
    Доля в общей численности трудовых ресурсов, %:
    занятых в народном хозяйстве, на учебе, незанятых трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, в том числе ищущих работу.
    Приведем пример для анализа. Предположим, что в 1995 г. трудовые ресурсы составили 86 млн человек, в том числе в трудоспособном воз¬расте 81,3 млн человек, работающие лица старших возрастов и подрост¬ки — 4,7 млн человек. Из них занятые в народном хозяйстве (без ЛПХ) составили — 69,5 млн человек; учащиеся — 5,6 млн человек; военнослу¬жащие — 2,4 млн человек; незанятые трудоспособные граждане в трудо¬способном возрасте — 8,5 млн человек; в т.ч. вынужденно незанятые (ищущие работу) — 3,3 млн человек.

    Приведенный пример показывает, что в данном году в народном хозяйстве наблюдалось неэффективное распределение ресурсов труда по характеру занятости. Высокая потребность людей в оплачиваемой работе говорит о низком уровне жизни населения, связанном в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом в ущерб дру¬гим социально значимым видам занятости, в частности, доле населе¬ния, занятого на учебе, хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов. Трудно пред¬ставить высокоэффективный труд в условиях научно-технического про¬гресса без необходимого общего и профессионального образования, а это предполагает довольно значительные масштабы занятости населения на учебе. Одновременно чем богаче общество, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения возрастающих потребностей в образовании.
    Доля лиц, ищущих работу, в нашем примере составляет 3,8% трудо¬вых ресурсов. Это говорит о том, что определенный жизненный стан¬дарт у этих людей поддерживается, как правило, вторыми-третьими чле¬нами семьи.
    Становится очевидным, что определенная часть экономически ак¬тивных граждан постоянно нуждается в рабочих местах. Отсюда возни¬кает вопрос о сущности безработицы в ее общетеоретическом и при¬кладном аспектах. Здесь они только обозначаются, а детальнее рассмат¬риваются в гл. 4.
    Безработица, с общетеоретической точки зрения, отражает несовпа¬дение предложения рабочей силы и спроса на нее в экономике, их коли¬чественное и структурное (территориальное, профессионально-квалифи¬кационное и др.) несоответствие. Это одна из важных и постоянных черт социально-экономической жизни в условиях формирования и функ¬ционирования рынка труда.
    Реальная оценка и измерение безработицы осуществляется согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) и с учетом сложившейся практики трудовых отношений. В России к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-то посредничестве занимались поиском работы и были готовы при¬ступить к ней.
    Экономические реформы в России, проводимые с начала 90-х гг., породили ряд новых явлений в сфере занятости населения. К ним мож¬но отнести скрытую безработицу (подробно см. гл. 4) и неформальную занятость. Четкого определения понятия «неформальная занятость» пока не сложилось. Нам представляется, что наиболее приемлемым является отнесение к неформально занятым лиц, не зарегистрировавших в соот¬ветствии с законодательством экономическую деятельность и не платя¬щих налогов. Пока формируется правовое поле рыночной экономики, трудно установить строго очерченные разграничения между неформаль¬ной занятостью и экономической неактивностью граждан. В самом не¬формальном секторе занятости трудно выделить теневую и криминаль¬ную занятость, нет теоретического обоснования и статистики этих явле¬ний. Количественно оценить размер неформальной занятости можно, лишь косвенным путем.
    Неформальную занятость часто имеют как лица, потерявшие работу, так и не имеющие полной нагрузки на основном рабочем месте, что в определенной мере компенсирует потерю их заработка.


      Скачать полную версию - zanjatost-kak-jekonomicheskaja.rar [256.3 Kb] (cкачиваний: 66)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©