Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Глухие дети. Развитие речи.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    радиодетали почтой

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Глухие дети. Развитие речи.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 21 05 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 27604 | печать
     (голосов: 3)

    Содержание

    Введение 3
    1. Особенности развития речи глухих детей 4
    2. Средства коррекционной работы по развитию речи детей 6
    3. Конспект занятия по развитию речи глухих детей 9
    Заключение 13
    Список литературы 14

    Введение

    Речевое общение — существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия на ход его развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего. Слышащий ребенок шести месяцев уже различно реагирует на интонацию обращенной к нему речи, а глухой ребенок не воспринимает и поэтому не различает интонации. Крик и плач слышащего ребенка при разных обстоятельствах различны по интонации, крик и плач глухого сипловаты, монотонны, лишены характерных для слышащего модуляций (Ф.Ф. Pay, 1950). Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.
    Цель данной работы – рассмотреть физиологические и психологические пути развития речи глухих детей.
    Задачи:
     рассмотреть особенности развития речи глухих детей;
     выявить средства коррекционной работы по развитию речи детей;
     составить конспект занятия по развитию речи глухих детей с использованием психологических и физиологических механизмов.

    1. Особенности развития речи глухих детей

    И у слышащих и у глухих детей в одинаковом возрасте появляется гуление (что иногда затрудняет распознавание глухоты). Но, в отличие живых интонаций и певучего гуления слышащих, гуление глухих детей монотонно. Так как глухой ребенок не слышит своего гуления, оно, как и всякие неподкрепляемые реакции, быстро сокращается и исчезает (Ф.А. Pay и Ф.Ф. Pay, 1955). К семи-восьми месяцам у нормально развивающегося ребенка появляется лепет, который развивается благодаря тому, что ребенок его слышит. Вначале слышащий ребенок, играя, вторит своему лепету, который служит ему образцом для подражания. Затем он начинает подражать речи взрослых, к которой прислушивается и пытается подравняться, как к мерке.
    У глухого ребенка, в отличие от слышащего, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. По имеющимся наблюдениям, у него не появляется лепет и не формируется собственная речь, так как он не располагает образцами для подражания.
    На протяжении первого года жизни у глухого ребенка, несмотря на наличие исторически фиксированных предпосылок, задерживается развитие устной речи. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка также задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и Указаниям, которые он дает ребенку.
    Наблюдения показывают, что различия между глухими и слышащими детьми, проявившиеся уже на первом году жизни, резко нарастают в раннем детстве. Одной из наиболее существенных особенностей Развития слышащего ребенка в этом возрасте является быстрое и интенсивное овладение речью: у глухого речь не появляется. Слышащий ребенок к трем годам делает громадные успехи в усвоении фонетики, словаря и грамматического строя языка, начинает широко, многообразно и правильно пользоваться речью в ее различных функциях, у него значительно расширяется мотивация речи. Поэтому различия между слышащим и глухим ребенком к концу раннего возраста очень значительны. Они нарастают, если в дошкольном возрасте глухим детям не создают особо благоприятных условий для овладения словесной речью .
    Слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произно¬сит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе¬дагогическая работа специалистами-сурдологами, которая пред¬полагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использо¬вание подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зритель¬ного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вы¬зывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений бли¬жайшего окружения (но со значительными неточностями в про¬изношении слов, с ошибками в их звуковом составе).
    Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он мо¬жет выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими слова¬ми, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни спо¬собствует его всестороннему психическому развитию .
    По показателям развития речи у глухих детей наблюдается боль¬шое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, разви¬вающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.
    Речь глухих детей 6 — 7 лет бедна по словарю, по способам вы¬сказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное сниже¬ние словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников .

    2. Средства коррекционной работы по развитию речи детей

    Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифици¬рованной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для за¬нятий малыми группами — по два, три, четыре ребенка, что по¬зволит осуществлять любые формы деятельности, предполагаю¬щие широкое включение речи, управляемое педагогом, и всемер¬ное общение детей с педагогом и между собой. (Это не исключает работы большими группами тогда, когда это может принести пользу психическому и физическому развитию детей.)
    Необходимо проводить всестороннее медико-психолого-педа¬гогическое обследование глухих детей, начиная с 2-летнего воз¬раста (при поступлении в дошкольное учреждение), и воспиты¬вать их и обучать малыми группами (по 2 — 4 ребенка) и индиви¬дуально в строгой зависимости от актуальных возможностей ре¬бенка на данный день и от того, с какой успешностью он овладе¬вает новыми умениями. Всех детей, имеющих кроме глухоты дру¬гие нарушения, необходимо обследовать многосторонне и осо¬бенно тщательно и обучать их в первый период индивидуально, а затем включать в небольшие группы .
    Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:
     при посредстве слова педагог руководит наблюдением, которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;
     при посредстве слова педагог на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;
     сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
     отправляясь от осуществляемого обучаемым наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные .
    Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.
    Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом заме¬щения. В игре «смысловая сторона слова является господст¬вующей, определяющей его поведение» (Л.С.Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с иг¬рушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замеще¬нием требует специального методического руководства со стороны взрослых.
    В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического раз¬вития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
    Первая и главная задача обучения произношению усматривается в том, чтобы обеспечить достаточную его внятность. Без удовлетворительного решения этой задачи устная речь не может служить надежным средством общения глухого с окружающими его нормально слышащими и говорящими людьми.
    Вторую задачу составляет выработка максимально дифференцированного произношения, обеспечивающего наиболее полное отображение в речевых кинестезиях глухого всех тех фонетических средств, которые используются в языке для выражения и различения смысла. От решения этой задачи зависит, в какой степени устная речь способна служить глухому носителем языка и инструментом мысли. Лишь при успешной реализации двух указанных задач может быть выдвинута на передний план дальнейшая, третья задача максимального приближения произношения глухих к образцовому произношению нормально слышащих и говорящих людей.

    3. Конспект занятия по развитию речи глухих детей

    Тема: «Как ты себя чувствуешь?»
    1. Приветствие.
    Задача: привлечь внимание и интерес ребенка к себе побудить высказывать свои мысли вслух.
    2. Упражнение «Как живешь?»
    Цель: развитие умения определять свое эмоциональное состояние, уметь его сравнивать с погодой.
    Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся. Я вас буду спрашивать, а вы будете отвечать жестами.
    Дети отвечают любыми жестами на вопросы ведущего.
     Как живешь? (вот так)
     А плывешь? (вот так)
     А бежишь?
     Вдаль глядишь?
     Ждешь обед?
     Машешь вслед?
     Утром спишь?
     А шалишь?
    Ведущий сообщает о том, что он понимает, как дети себя чувствуют.
    Если бы вы смогли сравнить себя с погодой, то выразите словами, как вы себя чувствуете? (отвечают). Ведущий оценивает ответы.
    В прошлый раз, мы в детском саду оставили общий рисунок страхов. Давайте узнаем, у кого они ушли, а у кого остались (если есть дети со страхами, дальше идут индивидуальные коррекционные занятия).
    Поделимся впечатлениями, как вам помогают «новые силы» жить, которые вы в прошлый раз приобрели у Великана (сообщают).
    2. Разминка. Гимнастика.
    Задача: любое физическое движение выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, включается внутреннее внимание детей к этим процессам. Ведущий спрашивает детей, хорошо ли иметь силу? А зачем ее иметь? (отвечают) Попробуем сегодня быть еще сильнее, как скала.
    3. Упражнение «Скала» (2 минуты).
    Цель: соединение со своей внутренней силой, сосредоточение.
     Встань прямо, поставив ноги на расстоянии10 см. друг от друга.
     Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.
     Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.
     Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах.
     Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала.
     Пусть партнер мягко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.
     Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в лифте, в автобусе и т.д. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Ты чувствуешь возросшую уверенность в своих силах, большую устойчивость.
    Основное содержание.
    4. Эмоции.
    Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции. Показывается две пиктограммы (страх и удивление). Предлагается детям после прочтения стихотворения, узнать какая эмоция больше подходит к стиху?
    Прямо в комнатную дверь, проникает страшный зверь!
    У него торчат клыки и усы топорщатся,
    У него горят зрачки – испугаться хочется!
    Хищный глаз косится, шерсть на нем лоснится…
    Может это львица? Может быть волчица?
    Глупый мальчик крикнул: - Рысь! Храбрый мальчик крикнул – Брысь!
    Все вместе изображаем персонажей стихотворения. (Можно использовать костюмы, маски)
    Как вы сейчас себя чувствуете? Я предлагаю изменить наше настроение.
    5. Игра «Скучно, скучно так сидеть».
    Цель: развитие раскованности; тренировка самоорганизации.
    Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше.
    Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:
    Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.
    Не пора ли пробежаться и местами поменяться.
    Все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз надо убирать по одному стулу.
    Задаются вопросы детям – как вы себя чувствуете сейчас? Какие эмоции вы испытываете? (отвечают) Изменилось после игры ваше настроение? А что помогло его изменить?
    6. Общение.
    Цель: оценивание чувств другого в отношении окружающего мира и себя.
    Этюд «Я все люблю».
    Я все люблю, что есть на свете: цветы и липу у ворот,
    И почтальона дядю Петю, весну и лето, Новый год.
    Люблю я очень маму с папой, люблю печенье с молоком,
    Люблю здороваться за лапу с соседским косолапым псом.
    Люблю летать на карусели и сны смотреть, когда я сплю,
    И так, немножко, еле-еле, вот столечко – себя люблю.
    (А.Костецкого)
    Определите эмоциональный настрой мальчика в отношении окружающего мира и себя. Что любит мальчик, чему он радуется? А что любишь ты и чему радуешься? (отвечают) А когда вы ссоритесь друг с другом, какие чувства у вас бывают? (рассказывают)
    7. Поведение.
    Цель: тренировать умение детей регулировать свои поведенческие реакции.
    Этюд «Поссорились и помирились».
    Два ребенка изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой. Затем – помирившихся – поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся. В конце обнимаются. Изменилось ваше настроение сейчас?
    8. Рефлексия занятия.
    Цель: завершение положительного эффекта, упорядочивающего эмоциональное равновесие.
    Чтобы не ссориться с друзьями я предлагаю вам мирную считалку.
    «Мирная считалка» (М.Д.Яснова)
    На дороге, у развилки,
    повстречались две дразнилки.
    Повстречались, подразнились,
    не сдержались – и сцепились!
    Прибежали разнималки –
    помешали перепалке.
    И к развилке на кобылке
    прискакали две мирилки.
    Прекратилась перепалка,
    и тогда пришла считалка:
    1-2-3-4-5 хорошо друзей считать.


      Скачать полную версию - glukhie-deti.-razvitie-rechi.rar [17.28 Kb] (cкачиваний: 183)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©