СПИМаш > Практика > Занимительная матем-ка программа.

Занимительная матем-ка программа.


20 05 09. Разместил: bizdrya
Программа факультативного курса
«Занимательная математика» 5-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Занимательная математика» направлена на углубление и расширение представлений учащихся о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, об основных понятиях геометрии, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя.
Настоящая программа составлена на основе программы по математике Министерства образования и науки, а также факультативного курса «Занимательная математика с элементами физики» и является авторской модифицированной.
Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Именно математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления школьников, развития у детей умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы.
Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Это и является Отличительной особенностью курса. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Курс «Занимательная математика» ставит такие цели:
• выявление и развитие математических способностей учащихся;
• создание базы для развития способностей учащихся
• ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой.
• повышение активности учащихся и расширение их кругозора;
• совершенствование навыков счёта;
• систематизирование и углубление знаний и совершенствование умений по предложенным темам
• развитие воображения, математического и логического мышления учащихся
• развитие памяти, внимания, интуиции детей
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике
Таким образом, математические знания и умения рассматриваются не как самоцель, а как способ развития личности школьника, обеспечения его математической грамотности, способности понимать роль математики в окружающем его мире.

Основные задачи курса:
• использовать факультативный курс для общего развития учащихся
• развить познавательную и творческую активность учащихся на основе занимательных заданий
• совершенствовать интеллектуальные и речевые умения детей путем обогащения математического языка;
• расширять представление школьников о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
• повышать мотивацию обучения;
• повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
• развивать коммуникативные навыки школьников в процессе практической и игровой деятельности
• формировать такие черты личности, как аккуратность, ответственность настойчивость, воля;
Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь, — навыки устных вычислений, которые входят неотъемлемой частью в любые письменные расчеты, служат основой для прикидки результата и т.д. Кроме того, устные вычисления — эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных для обучения качеств.

К ожидаемым результатам обучения по предложенной программе можно отнести в первую очередь расширение и закрепление знаний умений и навыков полученных на уроках математики, развитие смекалки и логического мышления у детей; повышение их интереса к предмету и побуждение интереса к самообучению. А также развитие воображения, пространственного мышления, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде.

В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны:
• Знать сущность понятия алгоритма, примеры алгоритмов;
• Знать, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• Знать некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
• расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
• выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;
• повысить интерес к математике как школьному предмету и внеклассной работе по математике;
• выработать умения решать занимательные задачи;
• развить умения точно выражать свои мысли.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять арифметические действия над числами;
• выполнять тождественные преобразования целых выражений;
• выражать из формул одну переменную через другую;
• строить и читать графики функций;
• решать текстовые задачи;
• усвоить определенный набор приемов решения геометрических задач.
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значение числовых выражений с модулями;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• решать рациональные уравнения и неравенства;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

В процессе изучения факультативных занятий курса «Занимательная математика» формируется положительное отношение к математике как учебному предмету и оценивается ее практическая значимость. Факультативные занятия отвечают образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усиливая прикладную направленность математики. Они дают возможность выявить одаренных и талантливых учащихся, которые интересуются математикой, что позволит им определиться с профилем обучения в многопрофильной школе.
Контроль за освоением школьниками курса рекомендуется осуществлять через наблюдение за их деятельностью, степень участия в игровой деятельности. Выполняя практические и самостоятельные работы, принимая участие в различных играх и конкурсах-соревнованиях, учащиеся получают поощрения.

У учащихся 5-7 классов (а это учащиеся 10-12 лет) еще достаточно высокая познавательная активность, высокий интерес ко всему новому и необычному, сильно развит дух соревнования и соперничества. Именно поэтому автор программы предлагает расширять знания и умения учащихся по основным темам математики через игровую деятельность.
Автор предлагает такие формы организации учебно-познавательной деятельности на занятиях: проблемная лекция-беседа, самостоятельная работа, Словесно-наглядно-практические: выполнение практических работ. Наряду с традиционными используются: шоу-викторины, занятия-путешествия, соревнования, настольные игры, логические игры, математический журнал, математический КВН. Элементы игры, соревнования, включенные в занятия, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся 5-6 классов. Игровой момент является действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности. В 7 классе учащимся меньше присуща познавательная активность, но некоторые учащиеся смогли уже определиться в выборе «любимого» предмета. Поэтому на этом этапе меньше внимания уделяется игровой деятельности, а больше – содержательной части изучения тем.
В соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать соответствующие учебные пособия и дидактическую литературу из перечня литературы, отдавая предпочтение тем или другим или определенным образом объединяя их.
Курс рассчитан на три года и разбит на три части. Всего на изучение курса отводится 36 часов по 12 часов в каждой части.

Примеры использования элементов игровых технологий в системе работы с учащимися 5 - 7 классов.
1. При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе можно провести математическую эстафету «Заполни клетку». Каждая команда (ряд) получает листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.

2. Решение текстовых задач различными способами в 6 классе
Учащимся предлагается старинная китайская задача: В клетке находятся фазаны и кролики. Всего 6 голов и 20 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке?
С учащимися разбирается текст задачи, выясняется понимание и правильность постановки цели. Предлагается решить детям задачу несколькими способами, работая в группах.
Обсуждение способов решения задачи.
Способ 1. Метод подбора: 2 фазана, 4 кролика.
Проверка: 2 + 4 = 6 (голов); 4 • 4 + 2 • 2 = 20 (ног).
Комментарий: обычно это первое решение, которое предлагают учащиеся. Важно, чтобы они сами сказали, что это метод подбора (от слова “подбирать”). В ходе беседы необходимо выяснить, какие преимущества и недостатки у этого метода решения (трудно подбирать, если числа большие) Таким образом, появляется стимул для поиска более удобных методов решения.
Итоги обсуждения: метод подбора удобен при действиях с маленькими числами, при увеличении величин он становится нерациональным и трудоемким.
Способ 2. Полный перебор вариантов.
Решение лучше всего оформляется в виде таблицы:
Количество Всего
фазанов кроликов голов ног
5 1 6 14
4 2 6 16
3 3 6 18
2 4 6 20
1 5 6 22
Ответ: 4 кролика, 2 фазана.
Комментарий: учащиеся с самого начала дают название этому методу, необходимо лишь подвести их к слову “полный”.
Итоги обсуждения: метод полного перебора удобен, но при больших величинах достаточно трудоемок.
Способ 3. Метод предположения.
Учащиеся могут и не додуматься до этого метода, тогда их надо направить. Это можно сделать в ходе следующей беседы:
Ребята, представим, что сверху на клетку, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? 12 (6 • 2 = 12)
Но в условии задачи даны 20 ног, где же остальные?
Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов. Значит, у кроликов 8 передних ног (20 – 12 = 8), а самих кроликов 2 (8 : 2 = 4). Тогда фазанов 4 (6 – 4 = 2).
Учащимся сообщается название этого метода – “метод предположения по недостатку”, пусть они сами попробуют объяснить это название (у сидящих в клетке 2 или 4 ноги, а мы предположили, что у всех наименьшее из этих чисел – 2 ноги).
Затем перед учащимися ставится следующая проблема: решить эту задачу методом предположения по избытку, решение задачи этим методом оформляется в тетрадях:
4 • 6 = 24 (ноги) были бы в клетке, если бы у всех было по 4 ноги
24 –20 = 4 (ноги) лишние, ноги фазанов
4 : 2 = 2 (фазана) в клетке
6 – 2 = 4 (кролика) в клетке
Ответ: 2 фазана, 4 кролика.
Итоги обсуждения: метод предположения имеет два варианта – по недостатку и по избытку, по сравнению с предыдущими методами он удобнее, так как менее трудоемок.

3. Игра «Великолепная семерка» для учащихся 7 класса автор: Рудич Валерий Митрофанович
Цель игры:
• активизация познавательной деятельности учащихся,
• повышение мотивации учебной деятельности.
Задачи игры
1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
6. Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.
В игре принимают участие 2 команды по 7 человек из параллельных 7 классов. Основной ход игры похож на телевизионную версию. Игра состоит из 7 геймов. В каждом гейме командам предлагается вопросы (как правило, 7). Команда готовит ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время можно увеличить до 3 минут. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит к другой команде.
В итоге после каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов. Для проведения игры подготовить жюри - 3 человека (подготовить табло-маркерную доску для оповещения результатов игры), ведущего (учитель), группу технической поддержки – 2 человека.
Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По договоренности с классными руководителями можно приготовить приз для команды-победителя и утешительный приз для другой команды.
Фоновую музыку для пауз во время выполнения заданий командами.


  Скачать полную версию - zanimitelnaja-matem-ka-programma.rar [50.21 Kb] (cкачиваний: 12)