Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Городскоеое стратегическоепланирование.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Городскоеое стратегическоепланирование.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 19 05 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 6425 | печать
     (голосов: 1)

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение 3
    1. Городское стратегическое планирование 6
    1.1 Стратегическое планирование городского развития: теория и практика 6
    1.2 Стратегия и стратегическое планирование городов 9
    2. Практика городского стратегического планирования в России 24
    2.1 Разработка городских стратегий в России 24
    2.2 Основное содержание миссий и целей городов России 27
    Заключение 31
    Список использованных источников 33

    Введение

    Актуальность. Одним из наиболее распространенных современных ин-струментов управления городами являются стратегические планы социально-экономического развития. Стратегическое планирование городского развития – это, по существу, возрождение утраченных в годы перестройки навыков пер-спективного планирования, которые необходимо применить в условиях рыноч-ной экономики и демократизации общественных отношений. В настоящее вре-мя перечень городских планов и программ стратегического характера внушите-лен. Но если в начале этого процесса в 1990-е годы преимущественно перени-мался иностранный опыт, то сегодня все чаще используется опыт российских городов.
    Практическая значимость планов зависит от многих факторов. Неоспори-мым условием является качество планового документа: обоснованность выбора приоритетов, последовательность осуществления программ, нормативно-правовая и административная поддержка плановых мероприятий и т. д. Не ме-нее важное условие – регулярный и грамотно налаженный мониторинг реали-зации плана. Этому уделяется значительно меньше внимания. Между тем толь-ко хорошо налаженный мониторинг дает возможность сверять реалии с планом и при необходимости уточнять траектории городского развития, превращая планы в рабочие документы.
    Крупнейшие города, по определению, являются одновременно «цен-тральными местами», обслуживающими потребности прилегающей террито-рии, и «узлами» различных сетей, значение которых выходит далеко за пределы контролируемого городом пространства. В первом случае речь идет о локаль-ных характеристиках города и его хинтерлэнда, во втором – о внешних, вклю-чая участие в глобализационных процессах. Двойственность природы городов обеспечивает им необходимую устойчивость и адаптивность: локальное начало играет роль «стабилизатора» развития, а сетевое – «стимулятора». Нарушение этого баланса в пользу «локального» ведет к стагнации и провинциализации го-рода, даже если это столица государства, а в пользу внешних источников разви-тия – к его экономическому и социально-культурному отрыву от собственной территориальной базы и обострению традиционного конфликта «центр-периферия».
    Подавляющее большинство крупных центров служило базой освоения и обслуживания собственных территорий. Локальная значимость города опреде-ляла перспективы его развития, хотя были, конечно, и города-ворота во внеш-ний мир, обслуживавшие контакты страны, а также города-коммутаторы, обес-печивавшие внутренние связи. Центральность, возникавшая у города в резуль-тате выполнения узловых функций, была центральностью как бы «второго сор-та», город-узел, расположенный в теле города-центра, обслуживал его, расши-ряя спектр возможностей, а собственно «узлы» получали лишь незначительные преимущества по сравнению со своими соседями. Расположенные на путях со-общения они скорее превращались в своеобразный проходной двор, теряя до-машний уют провинциальной жизни.
    Сегодня узловые и центральные функции города поменялись ролями. Го-род-центр начинает играть обслуживающую роль в жизни города-узла, обеспе-чивая места приложения труда, комфортные и привлекательные условия жизни, сервис и развлечения для новой генерации номадов. Обе сущности города ста-новятся равнозначными, более того, одно измерение городской жизни стано-вится бессмысленным без второго, также как и одна плоскость прожективного мышления – без второй, чего никогда не было раньше.
    Цель исследования – провести анализ практики городского стратегиче-ского планирования.
    Задачи исследования:
    1. Рассмотреть теорию и практику стратегического планирования город-ского развития.
    2. Обосновать стратегию и стратегическое планирование городов.
    3. Проанализировать разработку городских стратегий в России.
    4. Определить особенности содержания миссий и целей городов России.
    Объект исследования – основополагающие характеристики стратегиче-ского планирования. Предмет исследования - определение особенностей го-родского стратегического планирования.
    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
    Теоретической основой данной работы послужили работы таких авто-ров, как: Широков А.Н., Юркова С.Н., Сурин А.В., Радченко А.И., Ореховский П.А. и других.

    1. Городское стратегическое планирование
    1.1 Стратегическое планирование городского развития: теория и практика

    Городское планирование в России в последние годы переживает своеоб-разный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоя-тельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые ме-тодики отраслевого и территориального планирования не подходят для совре-менных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. К тому же, "задавленные" текущими задачами городские власти не всегда находят силы и средства для разработки краткосрочных, а тем более среднесрочных и долгосрочных планов развития города. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разрабо-танных планов развития города обойтись невозможно .
    Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, ис-пользуя элементы стратегического подхода, особенно в части определения це-лей и их ранжирования по степени значимости. В 1997 г. была завершена раз-работка стратегического плана Санкт-Петербурга. Подобная работа активно ве-дется в Александрове (Владимирская область), Архангельске, Гатчине (Ленин-градская область), Дзержинске (Нижегородская область), Нижнем Новгороде, Пскове, Рязани, Череповце и многих других городах. Наличие таких разработок свидетельствует о жизнеспособности механизмов стратегического планирова-ния в российских условиях. Однако недостаток практического опыта усиливает интерес к отечественным и зарубежным разработкам в данной сфере .
    Несмотря на то, что применимость зарубежного опыта в ряде случаев ог-раничена, тем не менее, ряд элементов стратегического планирования можно успешно использовать в российских условиях. Во-первых, стратегическое пла-нирование было нацелено на выживаемость города, во многом связываемую с экономической реструктуризацией. Многие города за рубежом в начале про-цесса реструктуризации обладали достаточно схожей с российскими городами структурой экономики. В них также наблюдалась концентрация тяжелой про-мышленности (особенно устаревших отраслей первичного и вторичного секто-ров экономики). В этих городах, как и в сегодняшних российских, была недос-таточно развита транспортная, инженерная инфраструктура, сфера услуг. Во-вторых, стратегический план города в большинстве случаев органически впи-сывается в планы развития окружающей территории. В данном контексте горо-да рассматривались как точки экономического роста, развитие которых позво-лило бы распространить экономические импульсы на окружающую террито-рию. Многие региональные центры определялись как ключевые полюса разви-тия. Таким образом, взаимоотношения центр-периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Тенден-ция переориентации структуры экономики на сферу услуг особенно характерна для тех североамериканских и европейских городов, которые являются регио-нальными столицами. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией .
    Возрастание роли стратегических принципов в мировой практике плани-рования развития регионов и городов вызвано несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются:
    • процессы глобализации и усложнение внешней среды;
    • усиление неопределенности и риска в предпринимательской и иной деятельности;
    • усиление экономической конкуренции среди городов;
    • возрастание роли регионального и местного уровней принятия ре-шений;
    • кризис теории и практики планирования и управления территория-ми.
    В России возможность и насущность применения стратегического подхо-да в планировании определяется следующими обстоятельствами.
    Меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при пла-нировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, прово-дился принцип "производство ради производства". Именно поэтому города раз-вивались как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рас-сматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринима-тельской деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды .
    Структурные изменения в городе вошли в качественно иную фазу. Зада-чей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов .
    Меняется роль самого города в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился.
    Городские власти большинства российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разра-батываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой из-начально разработанной и принятой городским сообществом стратегии общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполня-ют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройст-во города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города.
    Усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомства-ми, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их террито-риями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования .
    Меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городски-ми органами власти. Горожанин постепенно становится полноправным участ-ником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.

    1.2 Стратегия и стратегическое планирование городов

    Под "стратегией" в наиболее широком смысле понимают генеральную программу действий, указывающую главные направления развития города. Стратегия - это такое сочетание выбранных основных целей, ресурсов и потен-циальных возможностей системы, возможностей и рисков, исходящих от окру-жающей среды, при котором система может достичь своих целей. Стратегия рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состоя-ния системы и внешних условий. Разработка стратегии является неотъемлемой частью стратегического планирования. Можно выстроить следующую иерар-хию документов.
    Стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все аспекты городской жизни.
    Экономическая стратегия города.
    Концепция экономической политики.
    Программы реализации экономической политики.
    Планы мероприятий по реализации экономической стратегии.
    Все названные документы в совокупности составляют стратегический план города. Если же речь идет о социально-экономическом стратегическом плане, то в него не попадает первый документ, являющийся более общим по своей природе. В отличие от социально-экономических планов, разрабатывае-мых для советских городов, стратегический план не содержит жестких кон-трольных цифр. Он скорее очерчивает долгосрочные качественные параметры развития. Реальность реализации стратегического плана обеспечивается за счет согласования интересов активных участников процесса городского развития .
    Стратегическое планирование характеризуется следующими основными чертами:
    • направлено на решение наиболее острых городских проблем;
    • определяет основные цели развития города;
    • создает рамки для более детального планирования и принятия те-кущих решений;
    • позволяет увязывать территориальные и отраслевые планы;
    • обеспечивает преемственность планов и программ;
    • выстраивает общую логику развития города.
    Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при ко-торой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможно-стями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.
    Конкретная стратегия выбирает путь развития, русло, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определен-ных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его не-отъемлемой составной частью. С другой стороны, можно наблюдать и обрат-ную связь между управлением и стратегией. Мы ставим перед собой цель, да-лее разрабатываем план достижения этой цели, другими словами, выбираем стратегию развития. При дальнейшем исполнении этой стратегии (внедрении ее в жизнь) процесс управления, так или иначе, будет подчиняться этой постав-ленной цели, т.е. принимаемые решения в процессе управления должны спо-собствовать реализации выбранной стратегии .
    Стратегические подходы в планировании позволяют городу:
    • оценить условия, в которых будет проходить развитие города. Предвидя возможные события, можно планировать действия так, чтобы минимизировать негативный или максимизировать положи-тельный эффект;
    • провести комплексную оценку потенциала города;
    • достичь консенсуса и поставить общие цели. Для местных властей более важно добиваться общественного согласия в целях и про-граммах развития, чем, например, для руководителей бизнеса. Дос-тижение согласования целей развития - сильная сторона стратеги-ческого планирования и его необходимый этап;
    • оптимально распределять ресурсы и концентрировать их на наибо-лее главных направлениях;
    • координировать программы городского развития;
    • определить направление движения через постановку целей и задач, создать инструмент для измерения и оценки результатов.
    Городские стратегии могут варьироваться, однако они не являются взаи-моисключающими, а, скорее, дополняющими. Города редко принимают какую-то одну стратегию. Во многих городах (Гамбург, Дортмунд, Роттердам, Глазго) стратегия фокусировалась на диверсификации и реструктуризации традицион-ных экономических секторов, таких как сталеплавильная, угольная или кораб-лестроительная. Города без явно выраженной специализации на старых отрас-лях могли фокусироваться на развитии отраслей высокой технологии и иссле-довательском секторе. Другие города, например Франкфурт, создали новые экономические ниши, такие как культура, туризм или индустрия развлечений. Не все стратегии имели тот же самый экономический потенциал и влияние .
    Единой методики стратегического планирования развития города пока что не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов составления стратегического плана. Ниже предлагается упрощенная схема пошагового про-цесса стратегического планирования (СП).
    I. Определение необходимости стратегического планирования (СП).
    Обращение за поддержкой в процессе СП к:
    • представителям выборных органов власти,
    • руководителям департаментов и ведущим сотрудникам городской администрации,
    • представителям деловых кругов, ассоциациям предпринимателей,
    • представителям общественных организаций, научно-исследовательских институтов, университетов,
    • гражданам.
    II. Извещение о решении начать процесс СП и разъяснение его ожидае-мых выгод:
    • служащим,
    • основным членам различных комитетов, комиссий и т.п.,
    • прессе,
    • гражданам.
    III. Разработка структуры процесса СП:
    • выбор подхода к процессу (нисходящий, восходящий принцип или их комбинация),
    • изучение подхода,
    • утверждение,
    • расписание / планирование процесса СП.
    IV. Определение участников процесса СП.
    V. Составление списка рабочей группы:
    • созыв первого собрания,
    • объявление, назначение или выбор председателя,
    • распределение обязанностей в группе,
    • составление расписания работы: график встреч,
    • требуемые результаты встреч,
    • рассмотрение первого варианта проекта,
    • представление конечного варианта проекта,
    • требования к отчетности и процесс проверки выполнения расписа-ния,
    • процесс утверждения проекта,
    • согласования времени реализации,
    • объявление о поддержке и стимулах для участников рабочей груп-пы,
    • разработка структуры рабочей группы (комитета, комиссии), опре-деление ее состава и принципов действия.
    VI. Определение основ (закладывание "фундамента") СП:
    • определение целей СП из местного устава, федеральных законов или других источников,
    • формулировка целей, если таковых не существует.
    VII. Проведение исследования внешней среды:
    • разработка структуры исследования: определение тех составляю-щих внешней среды, которые необходимо изучить; определение тех факторов, для каждой составляющей, которые должны быть пред-ставлены в обзоре,
    • используя матрицу исследования внешней среды (SWOT-анализ), поручить исследование каждой ее ячейки (каждого фактора в рам-ках определенных составляющих внешней среды) конкретным лю-дям,
    • обеспечение полного понимания всеми членами рабочей группы каждого из факторов внешней среды,
    • повторный созыв рабочей группы, сбор всей накопленной инфор-мации,
    • описание возможных сценариев будущего,
    • детализация того описания, где дано наиболее вероятное будущее,
    • обсуждение участникам и рабочей группы этого сценария для дос-тижения его единого видения и понимания,
    • обзор сценария будущего и извлечение из него: внутренних слабо-стей города;
    • внутренних возможностей (сильных моментов);
    • возможностей, предоставляемых городу внешней средой;
    • внешних угроз (угрозы, исходящие из внешней среды).
    VIII. Изучение полученных результатов исследования и выводы:
    • достижение максимальной согласованности целей,
    • разработка задач для достижения каждой из поставленных целей,
    • достижение максимальной согласованности между задачами,
    • разработка стратегии решения каждой задачи,
    • проработка как можно большего числа непредвиденных ситуаций,
    • разработка планов действий для каждой непредвиденной ситуации,
    • разработка механизмов контроля и их включение в план.
    IX. Подготовка письменного плана:
    • назначение ответственных за подготовку чернового варианта плана,
    • обсуждение "черновика" внутри группы, корректировка плана,
    • представление исправленного варианта для обсуждения выборным властям, различным общественным группам и заинтересованным участникам СП,
    • при необходимости, дополнительная корректировка плана.
    X. Представление окончательного варианта плана властям для официаль-ного утверждения.
    XI. Публикация плана.
    XII. Выполнение плана:
    • принятие и воплощение стратегических направлений развития,
    • создание и утверждение механизмов контроля,
    • постоянное отслеживание выполнения плана,
    • получение обратной связи и, при необходимости, внесение измене-ний в ход реализации плана.
    XIII. Подготовка к следующему циклу планирования:,
    • обеспечение всех необходимой обратной информацией для после-дующего цикла планирования,
    • подготовка схемы и расписания работы над следующим циклом планирования .
    Инициатива о необходимости стратегического планирования может ис-ходить от местных выборных властей, от местной администрации, от различ-ных заинтересованных общественных групп. В данном процессе особенно ве-лика роль частного и общественного партнерства. Как показывает зарубежный опыт, часто активные лидеры (например, мэры) брали на себя инициативу, во-влекая "широкие группы в городе: правительство, деловые круги, сообщество, университеты и т.п., чтобы пересмотреть традиционную политику, идентифи-цировать слабости и предложить альтернативы развития. В некоторых городах (Милане, Глазго, Гамбурге) был создан формальный альянс между обществен-ным и частным секторами с ограниченным членством, административной вла-стью и специфическими политическими целями. В других (Барселона, Дор-тмунд) новые институциональные организации не возникали, а протекал про-цесс общественного консультирования, обзора политики развития. Подоплекой этих инициатив служила попытка заменить внутренний конфликт сотрудниче-ством, соглашением, определяющим долгосрочные цели, и достигнуть консен-суса среди общественных и частных кругов. Конечно, подобное соглашение не могло устранить всех внутренних конфликтов. Не был он и достаточным усло-вием для экономического успеха. Однако в течение 1980-х и 1990-х годов те города, которые использовали данные институциональные отношения, чаще ас-социировались с динамическим развитием, чем те города, которые не были способны достичь такого альянса.


      Скачать полную версию - gorodskoeoe-strategicheskoeplanirovanie.rar [33.87 Kb] (cкачиваний: 21)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©