Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Закрепление представлений о форме.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Закрепление представлений о форме.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 15 05 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 6118 | печать
     (голосов: 0)



    .: Интересное
  • Деловые игры.
  • Игровые моменты.
  • Дошкольная олигофрено педагогика.
  • Игровая деятельность детей, 5 – 6 лет.
  • Дети старшего дошкольного возраста.

  • Оглавление

    Введение……………………………………………………………………….3
    Глава 1 Теоретические аспекты изучения представлений о форме у детей
    старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр...6
    1.1. Понятие формы геометрической фигуры………………………..6
    1.2. Общая характеристика дидактической игры…………………….9
    1.3. Игры, развивающие восприятие формы………………………..12
    1.3.1. Игры, развивающие осязательное восприятие
    формы объемных предметов……………………………..13
    1.3.2. Игры на зрительное восприятие формы………………….14
    Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о форме
    у детей пятого года жизни ………………………………………...18
    2.1. Констатирующий эксперимент………………………………….18
    Заключение…………………………………………………………………..25
    Список литературы………………………………………………………….26
    Приложения………………………………………………………………….28

    Введение

    Детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
    Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
    Одной из важнейших воспитательных задач является развитие у детей пятого года жизни представлений о форме с помощью дидактических игр.
    В процессе воспитания детей игре давно уже уделяется значительное место. Так, Р.И. Жуковская рассматривает игру как средство воспитания. Она противопоставляет свою позицию взглядам С.С. Моложавого, который считал игру ориентировочно-приспособительной деятельностью. По мнению Жуковской, игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, ус¬ловного ее преобразования, это средство всестороннего воспита¬ния. Р.И.Жуковской разработана теория и методика развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитания волевых черт характера у детей роб¬ких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства кол¬лективизма. Она показала роль игры в обучении. Под руководством Р.И.Жуковской проведены исследования проблемы игры.
    А.А.Анциферова изучала бытовые игры дошкольников, разра¬ботала психолого-педагогические основы таких игр, предложила интересную методику развития этого вида игр у детей дошкольного возраста. М.И. Богомолова доказала роль интернаци¬ональных игр в воспитании у детей дружелюбного отношения друг к другу. Л.И. Беляева исследовала влияние игр с военной темати¬кой на развитие у детей волевых качеств. Г.И. Григоренко, С.Г. Журат исследовали игры с производственным содержанием, в кото¬рых дети отражали труд своих родителей и других взрослых. В.В. Кондратова изучала отношения детей и взрослых и в качестве одного из методов воспитания исследовала игру.
    По широте охвата проблемы и глубине ее изучения Р.И.Жу¬ковская по праву занимает самостоятельное место среди исследо¬вателей проблемы игры, возглавляя одно из направлений - игра как средство воспитания дошкольника.
    Изучив теоретический материал по вопросу применения дидактических игр для закрепления у детей пятого года жизни представлений о форме, можно сделать вывод о том, что эта проблема весьма специфична, а потому является малоизученной. В педагогической литературе имеется множество наработок о дидактических играх. Однако, такая сторона вопроса, как применение дидактических игр для закрепления представлений о форме, освещена недостаточно. Поэтому темой нашего исследования стали дидактические игры для закрепления у детей пятого года жизни представлений о форме.
    Исходя из данной темы, объектом исследования будет процесс формирования у детей пятого года жизни представлений о форме.
    Предметом исследования является дидактические игры, применяемые в работе с детьми пятого года жизни для закрепления представлений о форме.
    Целью исследования является изучение и выявление актуального уровня развития представлений о форме у детей пятого года жизни.
    Гипотеза исследования заключается в том, что закрепление представлений о форме у детей пятого года жизни выражается в развитии умения осязательно и зрительно воспринимать форму.
    Задачи исследования:
    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
    2. Выявить актуальный уровень развития представлений о форме у детей пятого года жизни.
    Методы исследования:
    1. Теоретические – библиографическое описание, выписки, конспектирование.
    2. Эмпирические – эксперимент, математическая обработка данных.
    База исследования – г.Кемерово ДОУ №9, дети пятого года жизни, 20 человек.

    Глава 1 Теоретические аспекты изучения представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

    1.1. Понятие формы геометрической фигуры

    Первоначальные понятия геометрии возникли в результате отвлечения от всяких свойств и отношений тел, кроме взаимного расположения и величины. Первые выражаются в прикосновении или прилегании тел друг к другу, в том, что одно тело есть часть другого, в расположении «между», «внутри» и т.п. Вторые выражаются в понятиях «больше», «меньше», в понятии о равенстве тел.
    Путем такого же отвлечения возникает понятие геометрического тела. Геометрическое тело есть абстракция, в которой сохраняются лишь форма и размеры в полном отвлечении от всех других свойств. При этом геометрия, как свойственно математике вообще, совершенно отвлекается от неопределенности и подвижности реальных форм и размеров и считает все исследуемые ею отношения и формы абсолютно точными и определенными. Отвлечение от протяжения тел приводит к понятиям поверхности, линии и точки. Это явно выражено, например, в определениях, данных Евклидом: «линия есть длина без ширины», «поверхность есть то, что имеет длину и ширину». Точка без всякого протяжения есть абстракция, отражающая возможность неограниченного уменьшения всех размеров тела, воображаемый предел его бесконечного деления. Дальше возникает общее понятие о геометрической фигуре, под которой понимают не только тело, поверхность, линию или точку, но и любую их совокупность.
    Геометрия в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением геометрии как науки о пространственных формах и отношениях. Действительно, фигура, как она рассматривается в геометрии, и есть пространственная форма; поэтому в геометрии говорят, например, «шар», а не «тело шарообразной формы»; расположение и размеры определяются пространственными отношениями; наконец, преобразование, как его понимают в геометрии, также есть некоторое отношение между двумя фигурами - данной и той, в которую она преобразуется.
    В современном, более общем смысле, геометрия объемлет разнообразные математические теории, принадлежность которых к геометрии определяется не только сходством (хотя порой и весьма отдаленным) их предмета с обычными пространственными формами и отношениями, но также тем, что они исторически сложились и складываются на основе геометрии в первоначальном ее значении и в своих построениях исходят из анализа, обобщения и видоизменения ее понятий. Геометрия в этом общем смысле тесно переплетается с другими разделами математики и ее границы не являются точными [20].
    У детей дошкольного возраста в развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой — проявляется детализация и структурность перцептивного образа. К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. В результате проведенных экспериментов с детьми 4–7 лет С.Г. Якобсон пришла к выводу о том, что «только к 6 годам дети начинают справляться с задачей выкладывания контура фигуры без ошибок. Младшим детям решение этой задачи почти совершенно недоступно. Она или вызывает отказ, или решается с очень грубыми ошибками... Как правило, дети руководствовались не образом формы в целом, а каким-нибудь одним или двумя отличительными признаками. Это проявилось в том, что дети всегда выкладывали фигуру, начиная с той ее части, которая воспроизводит наиболее характерную ее черту.
    В исследовании Л.А. Венгера, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской получены практически аналогичные результаты, но с помощью других методов, путем киносъемки движения глаз ребенка при ознакомлении его с плоскостными фигурами и при последующем их опознании. В 3 года ребенок осуществляет движения глаз «внутри» фигуры при малом числе фиксаций (1–2 движения в 1 сек). В 4 года число фиксаций глаза при прежнем характере движений «внутри» объекта увеличивается в 2 раза. В 5 лет изменяется тип движений при сохранении их общего количества: зрительно обследуется определенная часть контура предъявленных фигур. Лишь в 6 лет происходит движение глаза по контуру при тщательном ознакомлении с фигурой (4,0 движений в 1 сек). Развитие осуществляется по линии все более адекватного выделения специфического содержания в соответствии с задачей: резко меняется временной режим движений (число фиксаций и способы обследования объекта). Между тем уже в 3 года дети умеют следить по контуру за указкой, что свидетельствует о высокой обучаемости в этом возрасте. Значительное сокращение числа движений глаз (с 3,5 до 2,7 в 1 сек.) при переходе от ознакомления к опознанию имеет место лишь в 6 лет. Это означает, что только в данном возрасте происходит истинное опознание уже знакомого ранее объекта. В более ранние годы, напротив, время при опознании знакомого объекта увеличивается в 1,5–3 раза. Следовательно, первичное знакомство с объектом носит несовершенный характер в смысле вычленения формы, и изучение его продолжается в следующей серии экспериментов, когда требуется опознать уже известную фигуру. О формировании способности вычленять фигуры свидетельствуют также наши опыты по выделению контурных объектов из нескольких пересекающихся фигур. Способность детей выделять объекты по форме и контуру означает формирование целостности восприятия.
    С 5–6 лет наступает переломный момент и в развитии структурности. Так, А.А. Прессман установила, что детям до 5 лет трудно построить плоскостную фигуру из отдельных ее частей. Такого рода задачи решаются дошкольниками начиная с 5-летнего возраста, когда происходит усиление-роли зрения в предметных действиях и развитие его контрольно-измерительных функций. О развитии способности к выделению и соотношению между собой структурных элементов в сложных объектах свидетельствуют также результаты исследования Л.А. Венгера/ На 3-м году дети решали задачу выбора объектов при минимальной величине их различий. И только на пятом году жизни они оказывались способными успешно решать задачи по выбору сложных многокомпонентных фигур [9].
    Естественный путь развития перцепции заключает в себе процессы роста и усиления ее основных свойств, их качественные преобразования. Способность дифференцировать объекты по форме, определять их структурные особенности интенсивно растет в дошкольном возрасте. Эта способность является вместе с тем результатом качественной перестройки способов перцептивных действий. К этому следует добавить, что ускоренное развитие основных характеристик перцепции и сенсорики осуществляется под усиленным влиянием речи в ее многообразных проявлениях.

    1.2. Общая характеристика дидактической игры

    Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности.
    Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.
    В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе появляется цель. Игровые действия становятся целесооб¬разными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного», ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в мяч, дети ставят цель - выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заклю¬чена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.
    Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для вос¬питателя, организующего игру, есть и другая цель - развитие де¬тей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности [3].
    В наибольшей степени это проявляется в так называемых ди¬дактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение ди¬дактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является решение этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
    О целесообразности использования игры в обучении сущест¬вуют различные мнения. Учитывая большую сложность совре¬менного содержания дошкольного образования и вообще то, что учение - де¬ло серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но более обоснованным является все-таки другое мнение, сто¬ронники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач [11]. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определенной сум¬мы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период учени¬чества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д.Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям соци¬альной жизни в дальнейшем. Особая ценность игры состоит в том, что «...игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям» [4].
    И, действительно, игра помогает активизировать детей в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициати¬ву и творчество.
    Все игры, которые используются в дидактических целях, мож¬но разделить на два вида в зависимости от основного содержа¬ния игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облека¬ются в игровую форму. Например, дети, разделившись на коман¬ды, соревнуются, кто назовет больше слов на букву «К» и т.п. Они выполня¬ют обычные учебные действия – считают кто больше назвал, исправляют ошибки - но выполняют эти действия в игре.
    В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал. Например, дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки. Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света ли получают другие интересные сведения [15; 19].
    Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значи¬тельно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического мате¬риала, а воспитательные задачи, использование знаний в раз¬личных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями.
    Сама постановка учебной задачи для детей пятилетнего возраста может осуществляться с использованием игровых мо¬ментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Бурати¬но и Незнайки с просьбой вспомнить буквы, которые они знают т.п.


      Скачать полную версию - zakreplenie-predstavlenijj-o-forme.rar [45.24 Kb] (cкачиваний: 32)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©