СПИМаш > Курсовые работы > Конкуренция в России.

Конкуренция в России.


15 04 09. Разместил: bizdrya
Содержание

Введение 2
1. Сущность конкуренции, ее виды 4
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции 8
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции 14
3.1 Чистая монополия 14
3.2 Олигополия 16
3.3 Монополистическая конкуренция 17
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ 19
Заключение. 26
Библиографический список 28

Введение

Одной из экономических предпосылок демократического общества явля-ется децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкурен-ция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы вхо-да на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономиче-ских свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоя-тельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: макси-мизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рын-ке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность произ-водства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продук-ции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производи-тели. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпри-ятиям.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремле-ние к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы сво-ей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими .деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной вла-сти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничи-вающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкурен-ции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональ-ному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяй-ственной деятельности.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной ме-ре преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из ко-торых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стра-тегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либе-рализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на со-ответственных сегментах рынка.
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в перио-дической специализированной литературе.. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.

1. Сущность конкуренции, ее виды

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между това-ропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все обществен-ное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Кон-куренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при ко-торой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения то-варов на соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Любой товар или услуга в большей или мньшей степени конкурентоспо-собна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
• производительность труда;
• уровень налогообложения;
• внедрение научно-технических разработок;
• размеры прибыли предприятия;
• величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
• продажная цена товара;
• качество;
• новизна;
• послепродажное обслуживание;
• уровень предпродажной подготовки.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потреб-ность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
• продажа личного товара по цене конкурента
• снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
• антиреклама товаров конкурентов;
• производство товаров имитаторов (подделка).
Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ро-лью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распре-деление, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.
Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основ-ными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответст-вующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикаль-ной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдель-ных субъектов рынка.
В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет опи-сать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвести-ционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании дей-ствий конкурентов на рынке.
Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия от-дельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).
При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – по-купаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.
Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многооб-разие реальной .экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Эко-номическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характер-ных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характери-стики представлены ниже.
Типы рынков и их основные характеристики
Тип рынка Количество субъектов рынка Однородность продукции Заме-няемость това-ров Взаимо-заме-няемость субъек-тов рын-ка Вход-выход на рынок Доли субъектов на рынке
про-давцов поку-пате-лей
Совершенная конкуренция Много Много Однородная Полная Нет Свободный Равные и не-большие
Монополи-стическая конкуренция Огра-ничен-ное Много Дифференци-рованная Высокая степень Незна-читель-ная Ограничен-ный Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Не-сколь-ко Много Однородная либо диффе-ренцированная Высокая степень Значи-тельная Ограничен-ный Крупные, при-мерно равные
Монополия Один Много Однородная Нет Нет Блокирован 100%
Мтнопсония Много Один Незначительно дифференци-рованная либо однородная Незна-читель-ная Нет Блокирован 100%

Необходимо отметить, что возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.
Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную по-литику государства направленную на демонополизацию рынка.
Антимонопольная политика государства - экономическая политика госу-дарства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика на-правлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих моно-полистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции - норма-тивно-правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной тор-говле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодатель-ство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, воз-никающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.


  Скачать полную версию - konkurencija-v-rossii.rar [119.68 Kb] (cкачиваний: 29)