Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Гендерная избирательность родителей.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Гендерная избирательность родителей.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 25 03 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 4875 | печать
     (голосов: 0)

    Тема: «Феномен гендерной избирательности родительского отношения»
    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………….3
    Глава 1 Основные подходы к изучению феномена
    гендерной избирательности родительского
    отношения в психологии…………………………………………6
    1.1. Феномен родительского отношения…………………………...6
    1.2. Сущность и особенности гендерной
    избирательности родительского отношения…………………10
    1.3. Гендерная избирательность родительского
    отношения на разных этапах развития ребенка……………...14
    Глава 2 Гендерная избирательность в материнском
    и отцовском отношении…………………………………………26
    2.1. Материнское отношение и гендерная избирательность…….26
    2.2. Влияния отцовского отношения на мальчиков и девочек…..29
    Заключение………………………………………………………………..31
    Список литературы……………………………………………………….34

    Введение

    Этапы становления и развития советской детской психологии неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относились к тому, что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областях жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса, «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». В психологии такой личностью стал Л.С. Выготский. Он строил теорию развития сознательной личности ребенка «в обстановке всеобщей революции» и само его учение было «насквозь революционным». Революционными были жизнь и творчество многих русских интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».
    Вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Он ввел новый – экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что «проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка».
    Л.C. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка.
    Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. «До сих пор, - писал Л.С. Выготский, - еще многие склонны в ложном свете представлять идею исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов прошлого. Изучать исторически что-либо – значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода».
    В многочисленных исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их сотрудников была показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности.
    Следующий шаг в развитии идей Л.С. Выготского был подготовлен работами П.Я. Гальперина и А.В. Запорожца, посвященными анализу строения и формирования предметного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Так началось чрезвычайно продуктивное исследование функционального развития психики ребенка, предсказанное Л.С. Выготским. Актуальным стал вопрос о соотношении функционального и возрастного генеза психических процессов.
    Д.Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ребенок – вещь» и «ребенок – отдельный взрослый», выделенных в европейской психологии как две сферы детского бытия.
    Система «ребенок – взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконину, в систему «ребенок – общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый – носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.
    В педагогике, как и в медицине, самое трудное – умело применить профессиональные знания и умения по отношению к конкретному ребенку. Психосексуальная культура создает контекст, в котором поведение отдельного человека обретает свое истинное звучание. В более узком смысле половое воспитание – это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат воздействия на формирование полового сознания и поведения.
    Процесс этот носит многосторонний характер. С одной стороны, личность в нем – объект, на который психосексуальная культура воздействует – предлагает стереотипы и эталоны для сравнения, одобряет либо не одобряет тот или иной его стиль поведения и отношений. С другой стороны, личность – субъект, который преломляет воспринимаемое через призму собственных особенностей и установок, приемлет одно и отвергает другое, экспериментирует и избирательно преобразует в ценностные ориентации, установки и мотивы то, что предлагают ему социальная среда и ее культура.
    В работе предполагается рассмотреть феномен гендерной избирательности родительского отношения.
    Объект исследования – родительское отношение.
    Предмет исследования – феномен гендерной избирательности родительского отношения
    Цель исследования – изучить феномен гендерной избирательности родительского отношения
    Задачи исследования:
    - рассмотреть основные подходы к изучению феномена гендерной избирательности родителей;
    - изучить особенности влияния материнского воспитания на детей разного пола;
    - выявить особенности влияния отцовского воспитания на мальчиков и девочек.

    Глава 1 Основные подходы к изучению феномена гендерной избирательности родительского отношения в психологии

    1.1. Феномен родительского отношения

    Одну из важнейших функций семьи составляет физическое и духовное воспроизводство человека. Эта функция имеет большое значение как для самой семьи, для супругов, так и для общества.
    В сущности, о семье в буквальном смысле слова можно говорить лишь при наличии в ней ребенка. «Семья начинается с детей», - справедливо заметил А.И. Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз мужчины и женщины, объединяет их общими заботами и радостями. В детях родители как бы продолжают себя, они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды [7].
    С другой стороны, рождение ребенка в каждой семье – это появление нового человека, который требует к себе заботы и внимания. Здоровые, хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества.
    Совершенно очевидно, что появление ребенка в семье возлагает большую и серьезную ответственность на супругов, ставит перед ними важные задачи по его всестороннему развитию, воспитанию и обучению, по формированию его личности в соответствии с общечеловеческими идеалами.
    Воспитательное влияние семьи на ребенка обусловлено материальными и бытовыми условиями ее жизни, численностью и структурой семьи, характером взаимоотношений ее членов, определяющими морально-психологическую атмосферу семьи. Существенное значение имеют образование и жизненный опыт старших членов семьи, особенно родителей, их общая и педагогическая культура.
    Воспитание детей в семье является органической частью широкого и сложного процесса воспитания, участниками которого выступают государственные воспитательно-образовательные учреждения (ясли, детский сад, школа и т.д.), детские и юношеские организации, общественность и трудовые коллективы, литература и искусство, средства массовой информации [9; 11].
    Однако среди всех факторов воспитания семье принадлежит особая, весьма важная и ответственная роль, поскольку в формировании личности ребенка все начинается именно с родительского дома. Для семейного воспитания характерна своя специфика. Она выражается в том, что воспитание здесь осуществляется главным образом не как специальный процесс, а в результате повседневной совместной жизни старших и младших. Семейное воспитание строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают родные и самые близкие ребенку люди, оно по существу непрерывно продолжается до полной самостоятельности детей и сугубо индивидуально.
    Успешное семейное воспитание детей в большой мере зависит от целости семейного коллектива, наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для его нормального развития и, в частности, в плане взаимоотношений между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского пола. Воспитание в семье, как правило, более плодотворно, если в ней растет не один ребенок, а несколько. Это действительно позволяет говорить о семье как о настоящем разновозрастном коллективе, для которого характерны и общие цели, и разнообразные отношения ответственной зависимости между родителями и детьми, между старшими и младшими. Наличие нескольких детей в семье существенно облегчает задачи их воспитания: старшие выступают помощниками родителей, младшие берут с них пример, формируются отношения дружбы и взаимопомощи между братьями и сестрами и т.д. [3].
    Родительская любовь – важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей. Любовь родителей – это естественное чувство, совершенно необходимое детям. Она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и часто подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе, с объективным учетом реальных интересов ребенка [8].
    Рождение ребенка в семье – большое и радостное событие. Супруги, у которых появились сын или дочь, - уже не просто муж и жена, они отец и мать своего ребенка, его воспитатели. «Родители» и «родина» - слова одного корня. Отец и мать для детей являются главными представителями родины. Они приобщают их к родному языку, родной природе, культуре, традициям своего народа. Родители – основное связующие звено между ребенком и Отечеством.
    Воспитание детей, подростков, юношей и девушек – непростое и нелегкое дело. Чтобы успешно его выполнять, добиваться желаемых результатов, отцу и матери надо обладать достаточно высокой общей и педагогической культурой. Это значит, что родителям необходимо [1; 9]:
    - отчетливо представлять основные задачи воспитания;
    - знать возрастные, половые и индивидуальные особенности своего ребенка;
    - владеть методами и приемами воспитательной работы с детьми.
    Кроме того, это предполагает, что отец и мать живут активной общественной жизнью, в курсе всех важнейших общественно-политических событий, а также событий производственной, культурной, спортивной жизни, регулярно читают художественную литературу, бывают в театрах и музеях, посещают выставки и т.п.
    Вооружая родителей различными знаниями, которые нужны собственно для воспитания и непосредственно для передачи детям, насыщенная, полнокровная жизнь отца и матери одновременно служит хорошим и убедительным примером для младших, ориентирует их на такую же активную и содержательную жизнь. При этом, конечно, имеется в виду и положительный пример родителей в отношении к труду, общественной работе, окружающим людям, а также друг к другу.
    Поскольку объектом семейного воспитания являются вполне конкретные дети, живущие в данной семье, а воспитателями выступают отец и мать, успех воспитательного воздействия в большей мере зависит от единства их усилий в этом отношении. Обоим родителям важно заранее договорить об общих требованиях к ребенку, о единой линии влияний, о согласованных воздействиях на воспитанника. Только тогда ребенок сможет почувствовать и осознать искренность добрых намерений родителей и их справедливость, лишь тогда общие усилия отца и матери могут привести к достижению поставленных целей.
    В каждой семье за время совместной жизни супругов, как правило, складываются определенные семейные традиции. Это могут быть уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, совместный труд и отдых, и многое другое. Такие добрые традиции весьма положительно сказываются на детях, благотворно влияют на формирование у них высоких моральных качеств [5].
    Родители успешно выполняют свои функции воспитателей, лишь, если пользуются у детей авторитетом. В раннем возрасте ребятишек этот авторитет обусловлен родительским положением, однако, по мере взросления ребенка отцу и матери приходится специально заботиться о поддержании и укреплении своего авторитета. Заслужить уважение и доверие детей им поможет высокая требовательность к себе, добрая, справедливое отношение к окружающим и, естественно, к самому ребенку, ответственное отношение к своим обязанностям. Весь образ жизни родителей или укрепляет уважение и доверие сыновей и дочерей, или подрывает их. Это очень важно понять родителям с первых же дней появления малыша на свет.

    1.2. Сущность и особенности гендерной избирательности родительского отношения

    Значение, придаваемое полу будущего ребенка, у всех людей различно, но, все же, ожидая первенца, родители, особенно отцы, чаще хотят мальчика, а семьи, в которых первые дети – девочки, чаще решаются еще на одного ребенка. Ожидая ребенка, родители заранее представляют, каким он должен быть в зависимости от пола (верны такие представления или нет – это уже другой вопрос; важно, что они есть). По форме живота, интенсивности пигментации кожи у беременной, не говоря уже о периоде шевеления плода, строятся прогнозы пола.
    Определение его паспортного статуса становится сигналом к поведению родителей с ребенком. Матери в общении с мальчиками первого года жизни уделяют больше внимания физическим упражнениям, а с девочками – «разговорам» (повторение за ними гуления, обращенная к ребенку речь). Отцы больше склонны разговаривать с новорожденным сыном [6].
    При рождении второго ребенка различий в материнском поведении в зависимости от его пола выявить уже не удается. Можно допустить, что это связано с «наработкой» материнского опыта. Ряд исследователей считают, что различия в общении матери с первым ребенком обусловливаются связанными с полом особенностями самого ребенка.
    И.И. Лунин, обобщая данные ряда работ, показывает, что до 3 месяцев родители чаще прикасаются к мальчикам, чем к девочкам, но постепенно телесный контакт с мальчиками слабеет, и уже к 6 месяцам к ним прикасаются реже, чем к девочкам, для которых все это время интенсивность телесного контакта остается постоянной. Если объяснять это только родительскими ожиданиями и установками, то непонятно, что же их меняет в столь короткий срок и почему эти перемены относятся только к мальчикам. Но если учесть взаимное обусловливание, то картина становится много понятнее.
    Осознает ли маленький ребенок биологические сигналы своей половой принадлежности? Едва ли это можно считать осознанием, тем более прямым, самостоятельным. Скорее, эти биологические сигналы воспринимаются в отраженном и опосредованном родительским поведением виде. Продолжая эту мысль, приходится заключить, что родители, еще и не думающие о половом воспитании, своими реакциями подкрепляют или тормозят у ребенка значение этих биологических сигналов [15].
    Семья – первая среда полоролевой социализации. Оценка этого бесспорного факта сопряжена с целым рядом вопросов, в частности о роли отца и матери в воспитании мальчика и девочки, о полоролевом развитии при воспитании ребенка вне семьи. Специально эти вопросы исследовал И.И. Лунин в своей диссертационной работе. Вот некоторые результаты.
    Воспитание ребенка в семье всегда совершается во многих ситуациях, применительно к которым его и следует рассматривать. Идет ли речь о выборе игрушек, или помощи родителям по дому, или отношении к назначению, всегда имеют значение и сама ситуация и участвующие в ней лица.
    Так, мальчики считали, что право наказывать их имеют оба родителя, но «справедливые» наказания приписывали матери. Девочки же отдавали право на наказание преимущественно матери, но считали справедливыми наказания, исходящие от отца. Все мальчики предпочитали игру с танком и отвергали игру с куклой: они были уверены, что отцу их игры с куклами не понравятся, но при этом каждый второй мальчик предполагал, что маме такая игра вполне может понравиться. Девочки предпочитали игру с куклой, вполне при этом допуская для себя и игру с танком; в отличие от мальчиков, отношение обоих родителей к «мужским» играм они воспринимали как спокойное и заинтересованное [13].
    Реальное отношение отцов, особенно отцов мальчиков, вполне совпадало с представлениями матерей и детей, когда речь шла о не свойственных полу играх. В других ситуациях представления родителей и детей расходились.
    Матери положительно относились к любой помощи детей. Отцы не одобряли помощи дочерей в «мужском» труде, но помощь мальчиков мамам в «женском» труде считали вполне допустимой. Правда самим мальчикам такая помощь нравилась, а отцы считали, что мальчикам это не по душе.
    Отцы спокойнее матерей относились к агрессии детей в адрес младших и гостей, придавали меньше значения конфликтам ребенка и гостя, чаще отзывались на просьбы детей помочь им в игре, более жестко относились к вопросам о происхождении детей.
    Матери же были внимательнее отцов к физическим жалобам ребенка, находили больше различий между мальчиками и девочками. Интересно, что чем более выраженными и важными представлялись родителям половые различия, тем больше они смущались в ответах детям на вопросы, связанные с полом.
    Исследование И.И. Лунина строилось на «стереотипическом» принципе: выяснялись отношения и установки каждого члена семьи к той или иной ситуации. Несмотря на невозможность для каждого члена семьи увидеть себя полностью «глазами других», семьи детей без полоролевых отклонений все же обладали структурной уравновешенностью: позиции любого члена семьи не становились диктатом для других. Отцу, например, может не нравиться, когда маленькая дочь помогает ему в столярных работах, мать может не соглашаться с отцом, а девочка – все же пользоваться его инструментами [6].
    Первые женщина и мужчина в жизни ребенка – мать и отец. Но требуется немало времени, чтобы в сознании ребенка родительские и половые роли образовали единство. Если на первых этапах полоролевой социализации женщина и мужчина в представлениях ребенка – это частный случай отца и матери, то теперь родители становятся представителями пола. Это сказывается на взаимоотношениях детей, которые теперь сравнивают отца и мать с другими взрослыми, и родителей, которые чувствуют изменение позиции детей и могут порой испытывать чувство ревности.
    В формировании этих отношений участвует трудно обозримое количество самых разнообразных факторов, определяющих личностное и полоролевое развитие ребенка. Р. Бернс, суммируя в своей фундаментальной работе исследования, посвященные развитию Я-концепции у детей, называет среди таких факторов социальное положение семьи, профессиональный статус родителей, полноту семьи, характер родственных отношений, наличие старших или младших братьев и сестер, доминантность матери и отца и многое другое.
    Так называемый здравый смысл далеко не всегда является надежным проводником в лабиринте этих проблем. Предполагалось, например, что теплое отношение отца должно сказываться больше на Я-концепции сына, а не дочери. Но подтвердилось обратное: властный, доминантный контроль отца приводил к негативизации образа Я у мальчиков, никак не сказываясь на образе Я у девочек [14].


      Скачать полную версию - gendernaja-izbiratelnost-roditelejj.rar [28.74 Kb] (cкачиваний: 32)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©