Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными подростками.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными подростками.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 23 01 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 10591 | печать
     (голосов: 2)

    Содержание
    Введение 3
    1.Понятие нравственного воспитания 4
    2.Работа с трудными подростками 7
    2.1.Трудные подростки. Особенности их поведения 7
    2.2.Принципы обучения трудных подростков 9
    2.3. Методы воспитания трудных подростков 11
    3.Особенности нравственного воспитания трудных подростков 29
    3.1.Нравственное воспитание трудных подростков в труде 29
    3.2..Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными подростками 32
    Заключение 37
    Список литературы 38


    Введение

    В настоящее время Россия переживает трудные времена. Страна находится на новой полосе развития – одной из самых сложных в своей истории. Происходит крутая ломка прежних представлений, кардинальных идеологических концепций нашего общества. Смену привычным стереотипам приходят новые, далеко не всеми принимаемые воззрения, наблюдается острая социальная борьба почти во всех сферах нашей жизни. Естественно все это отражается на психическом состоянии каждого человека, в том числе и молодежи – особенно чувствительной и ранимой части общества, еще не окрепшей в житейских баталиях.
    Говоря о трудных подростках, необходимо отметить, что они появляются не сами по себе, а как одно из проявлений тех противоречий, которые существуют в нашем обществе. Это и неблагоприятная криминологическая обстановка в обществе, и кризисное положение экономики, и отсутствие идеологии, особенно со стороны тех, кто отвечает за воспитание подрастающего поколения.
    Возросшая эмоциональная напряженность предъявляет повышенные требования к социально-педагогической службе в школе, призванной помогать молодежи в решении встающих перед ней личностных проблем.
    Цель данной работы – рассмотреть проблему нравственного воспитания трудных подростков.
    Задачи данной работы:
    -раскрыть понятие нравственного воспитания;
    -рассмотреть понятие трудный подросток и методы работы с ним;
    -охарактеризовать особенности нравственного воспитания трудных подростков.

    1.Понятие нравственного воспитания

    В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
    В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
    Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
    На сегодняшний день требуется переосмысление содержания ряда глобальных понятий – культуры, науки, цивилизации. Основой нового подхода к обществу, экономике и культуре становится информационная модель, согласно которой главным ресурсом человечества на современном этапе являются знания (семантическая информация). Отметим, что подобное переосмысление и смену парадигм переживают самые разные отрасли современной науки, что связано со спиралевидным ее развитием.
    В лингвистике, философии, культурологии наметилась и реально происходит смена структурно-системного подхода к объектам на субъективно-ценностный, экологический в широком смысле слова, где на первое место выдвигается человек культуры, проблемы индивидуально-личностного порядка.
    В возрастной и педагогической психологии до сих пор не ставилась и специально не изучалась проблема целенаправленного массового формирования творческого мышления учащихся и творческого стиля деятельности непосредственно в школьных условиях обучения и воспитания.
    В связи с этим вполне уместно требование некоторых психологов, считающих, что необходимо раннее выявление потенциальных творческих возможностей детей и специальных способностей и талантов, так и с целью последующей их профессиональной ориентации на различные виды практической деятельности.
    Взаимодействие образования и культуры (как части и целого) есть фактор социальной жизни. С одной стороны признают наличие такой связи как необходимого общего фона и содержания образования, однако первостепенной ценностью для них остается собственно педагогическое обеспечение процессов обучения и воспитания.
    Поэтому, с другой стороны, обучение и воспитание не становятся в реальной массовой школе подлинными и значимыми для ребенка культурными процессами, а превращаются в рутину, которая для многих и многих школьников лишена смысла и оказывает на них антикультурное воздействие.
    Современная школа за редким исключением не обеспечивает в полной мере действия культурных механизмов, форм и содержание образовательных процессов, хотя родство культуры и образования самими учителями номинально признается, а с другой стороны, в попытках транслировать школьниками определенный объем культурной информации методами навязывания и понуждения учителя ориентируются сами и ориентируют школьников на культурные ценности прошлого, отчуждая их от ценности современной культуры и жизни, усложняя тем самым вхождение в сегодняшний социум.
    Задачей всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного.
    Таким образом, культура вызревает как собственный уникальный обрез мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросообразна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний и в этом смысле не учить, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.

    2.Работа с трудными подростками
    2.1.Трудные подростки. Особенности их поведения

    Трудные подростки – это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
    Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству в тюрьме. Пропаганда секса – к подростковой беременности, так как очень часто они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.
    Отклонения в поведении подростка – это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат – реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.
    Интересны результаты исследования Н Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия».
    Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей и учителя.
    В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
    Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.
    Обратимся снова к исследованиям Н. Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, совершенно не могут трудиться, В ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться.
    Исследования групп подростков-учащихся, охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественные поступки.
    У учащихся ПТУ – противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание трудиться и учиться, спекуляция и бродяжничество.
    У воспитанников детских домов и приютов – агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ.
    Постараемся обобщить к чему приводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасные для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.
    Таким образом, в современных условиях кризиса социализация подростка принимает обостренный характер. Ему потребуется поддержка. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школьника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, который не в состоянии дойти до каждого ученика, неустроенность семьи, двор, где ребенок попадает «на счетчик» (криминальный прием) или руки наркоманов, токсикоманов.
    2.2.Принципы обучения трудных подростков

    Подростки употребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества, а также агрессивные и конфликтные характеризуются снижением успехов в обучении. Происходит это как из-за химических воздействий на организм, так и в связи с искажениями взаимоотношений с окружающим миром, под воздействием объективных внешних условий и внутренних предпосылок. Стимуляция этих искажений происходит в связи с постоянным или пережитым отрицательным опытом социального взаимодействия.
    В обучении таких подростков педагог должен руководствоваться следующими положениями:
    1. Обучение должно быть определенной формой движения познавательной деятельности учащихся: выступать определенным путем усвоения знаний, умений и навыков; быть определенным уровнем познавательной деятельности в соответствии с их возможностями и способностями.
    2. Выступать как специфическое движение, обеспечивая единство содержания и метода обучения.
    3. Выступать определенной формой обмена информацией между учащимися и учителем.
    4. Обучение должно быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся.
    5. Характеризоваться как общение между учителем и учеником.
    6. Являться определенным способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности у учащихся.
    7. Выступать в роли контроля за эффективностью учения .
    Для данной группы подростков обучение идет по упрощенной программе, осуществляется, в основном, в вечерних школах. Требования характеризуются минимумом необходимых знаний. В преподавании и воздействии на подростков группы риска педагог должен руководствоваться принципами педагогической этики:
    а) доброжелательное и справедливое отношение ко всем;
    б) искренность и чистота помыслов и действий педагога;
    в) оптимизм и доверие к ребенку, уверенность в том, что он станет лучше учиться;
    г) уважение к личности подростка;
    д) требовать от себя больше, чем от подростка;
    е) воспитывать отношение к обучению;
    ж) высокий профессионализм в знании своего предмета.
    Руководствуясь данными принципами, педагог осуществляет коррекционное обучение, целью которого является развитие познавательных возможностей и переключение ученика с отрицательных проявлений в поведении на положительные, социально значимые успехи в обучении.
    В процессе обучения по коррекционной программе, педагог использует принципы: связи обучения с практикой, систематичности, доступности, наглядности, активности учащихся, прочности усвоенных знаний, рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
    В обучении подростков группы риска педагог осуществляет педагогическое воздействие, стремится стимулировать интерес в познании учебных предметов, учитывает состояние подростка, при необходимости работает с ним дополнительно и индивидуально. Такая работа педагога при коррекционном обучении предполагает глубокое понимание умственного развития ребенка, путей формирования процессов познания каждого подростка, знания современных методик традиционного обучения, умение организовать учебный процесс для каждого индивидуально, в соответствии с возможностями.
    Коррекционное обучение через познание и практику осуществляется в единстве с коррекционно-педагогическим воздействием. Коррекционно-педагогическое воздействие при обучение предполагает использование ряда методов стимулирующих развитие положительного отношения к учебе.
    2.3. Методы воспитания трудных подростков

    Преодоление трудновоспитуемости – совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которая обеспечивает устранение отрицательного и развитие положительного в личностной системе подростка. Подчинение методов целям, задачам и содержанию коррекционно-педагогического воздействия на личность обеспечивает достижение эффективного результата. Одновременно необходима дифференциация методов перевоспитания, определяющая место каждого метода и установление между ними четкой взаимосвязи. Методы исправления личности влияют одновременно на сознание, чувства, поведение, развитие личности в целом. Отдельные методы без взаимодействия друг с другом могут использоваться для коррекции отдельных отрицательных качеств при уровне отклоняющегося поведения характеризуемого как бесконтрольность. Для детей группы риска необходим комплекс методов коррекционно-педагогического воздействия, так как перевоспитание трудновоспитуемых – это сложное и многоаспектное образование. Комплекс воспитательных свойств, имеющихся у подростков в результате приобретенного негативного жизненного опыта, требует согласованности системы мер.
    Методы, используемые в работе с детьми группы риска выполняют организующую, связующую и координационную функции между развитием ребенка, как субъекта деятельности и развитием самой деятельности, между формированием коллектива и развитием личности.
    Выделяют следующие группы методов:
    1. Методы разрушающие отрицательный тип характера:
    а) Метод «взрыва» - определяет податливость воспитательным влияниям, степень сопротивляемости коррекционно-педагогическому воздействию, устойчивость отрицательных качеств. Метод связан с перестройкой мотивационной сферы и самосознания. Имеет два варианта: одномоментный, комплексного характера, в небольшой промежуток времени; растянутый во времени. Суть его: при неожиданном стечении обстоятельств подросток оказывается в критической ситуации, конфликт достигает наибольшей остроты. Рассчитан на уничтожение конфликтного типа поведения.
    б) Метод «реконструкции» – способствует выявлению положительных и отрицательных качеств ребенка, которые могут быть использованы при перестройке характера; прогнозирует положительное развитие личности на основе выявленных позитивных тенденций; восстанавливает положительные качества, здоровые потребности и привычки; видоизменяет отношение ученика к отрицательным свойствам, которые ученик ранее считал положительными; способствует переоценке отрицательных свойств и формирует нетерпимое отношение к ним; восстанавливает здоровые потребности и нормализует образ жизни.
    2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания при коррекционно-педагогическом воздействии.
    Данная группа методов обеспечивает переосмысление, переоценку жизненного опыта, изменение мотивации в поведении подростков группы риска. Состоит из следующих методов:
    а) Объективное переосмысление своих достоинств и недостатков.
    Метод помогает побудить к самоанализу и самооценке. Работа начинается с предоставления этической информации проблемного характера. Система осмысления и переосмысления нравственного опыта должна быть откорректирована в индивидуальном порядке.
    б) Переориентация самосознания. Переориентация самосознания происходит через общественное мнение.
    в) Переубеждение. Возникает в результате борьбы мнений и проверки на собственном опыте рекомендаций.
    г) Прогнозирование последствий отрицательного поведения. Осуществляется в результате анализа поступков прошлого жизненного опыта.
    3. Методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения. Чаще всего данная группа методов действует как результат применения поощрения и наказания. Включает в себя методы:
    а) Поощрение и наказание.
    б) Соревнование.
    в) Положительной перспективы.
    4. Методы перестройки жизненного опыта.
    Позволяют выявить типичные для детей группы риска психические искажения и недостатки поведения, и по ним судить об устойчивости и содержании отрицательных качеств. Решают две задачи: регламентация нравственного поведения и ограничение отрицательных проявлений; разрушение отрицательных элементов жизненного опыта, замена их положительными .
    Методы действуют во взаимосвязи с другими на основе социально-значимой деятельности. Данная группа включает в себя следующие методы:
    а) Предписание
    б) Ограничение.
    в) Запрещение.
    г) Переучивание.
    д) Переключение (переключение на позитивную деятельность).
    е) Регламентация образа жизни.
    Главная функция всех методов – согласованность изменения социального окружения и развитие личности подростка в социально-значимом направлении, обеспечение положительного влияния в социальном взаимодействии, осуществление координации развития личности и развития деятельности. Цели личности влияют на цели деятельности, содержание деятельности – на характер личности, отношения в процессе деятельности – на самооценку. Связь компонентов деятельности с компонентами внутреннего мира подростка группы риска составляет основное содержание коррекционно-педагогического воздействия.
    Координирующая функция методов завершается индивидуальным подходом к содержанию всей работы по коррекционно-педагогическому воздействию в преодолении трудновоспитуемости.
    Коррекционно-педагогические методы в преодолении трудновоспитуемости выполняют две задачи: стимуляция положительного поведения; ограничение вредных внешних влияний и искоренение отрицательных свойств.
    Таким образом, методы коррекционно-педагогического воздействия направленные на исправление личности разрушают и уничтожают нездоровые потребности и пагубные привычки. Процесс исправления осуществляется одновременно с преобразованием всего социального окружения. Методы рассчитаны на работу с подростками всех уровней группы риска.
    Существует другая классификация методов коррекционно-педагогического воздействия, подразделяющая на две группы приемов.
    Одни приемы способствуют улучшению поведения преимущественно на основе положительных чувств, воодушевляющих ребенка: радость, благодарность, уважение к учителю, вера в свои силы. Такие приемы способствуют развитию новых, положительных качеств, подавлению отрицательных. Они называются созидающими. Другие приемы помогают исправить поведение, пробуждая преимущественно отрицательные чувства: стыд, неловкость, разочарование, огорчение, сожаление, раскаяние. Эти приемы способствуют преодолению отрицательных качеств и облегчают развитие положительных. В результате применения приемов называемых тормозящими, происходит осмысление случившегося учеником, возникает намерение в дальнейшем воздержаться от неблагоприятных поступков.


      Скачать полную версию - dukhovnye-i-psikhologo-pedagogicheskie.rar [36.07 Kb] (cкачиваний: 46)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©