Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Восприятие 2.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Восприятие 2.
    Раздел: Материалы » Дипломные проекты | 21 01 09 | Автор:bizdrya | просмотров: 8568 | печать
     (голосов: 0)



    .: Интересное
  • Восприятие.
  • Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития.
  • Методика Монтессори.
  • Виды и свойства восприятия.
  • Зрительное восприятие.

  • Оглавление
    Введение..................................................................................……………………….6
    Глава 1. Восприятие как психолого-педагогическая проблема…………………10
    1.1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной
    психо¬лого-педагогической литературе…..............................…………………….10
    1.2. Виды и основные свойства восприятия.......................................…………….26
    1.3.Особенности развития восприятия у детей младшего школьного воз¬раста..42
    1.4. Особенности развития восприятия у детей младшего школьного
    воз¬раста с нарушениями зрения....................................................………………...47
    Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности способов
    коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного
    возраста с нарушениями зрения ..................................……………………………60
    2.1. Первый констатирующий эксперимент ..................…………………………60
    2.2. Формирующий эксперимент ....................................................………………67
    2.3. Анализ результатов второго констатирующего эксперимен¬та......…..69
    Заключение...............................................................................…………………….78
    Список литературы...........................................................................………………80
    Приложение 1 Специальные (коррекционные) учреждения образования……..84
    Приложение 2 Методика «Чего не хватает?»…………………………………….85
    Приложение 3 Методика для диагностики уровня развития
    наблюдательности у детей……...…………………………………………………86
    Приложение 4 Методика А.Р. Лурия
    Приложение 5 Проба «Назови фигуры»………………………………………….88
    Приложение 6 Стоклеточная таблица с набором геометрических фигур……...89
    Приложение 7 Исследование уровня цветового восприятия……………………90
    Приложение 8 Исследование целостности восприятия…………………...…….91
    Приложение 9 Коррекционная программа для слабовидящих………………….92
    Приложение 10 Содержание программы первого года обучения………………96
    Приложение 11 Знания и умения учащегося к концу 1-го года обучения…......99
    Приложение 12 Примерная схема исследования развития
    зрительного восприятия………………………………………………………….100
    Приложение 13 Схема исследования восприятия пространства………………101

    Введение

    Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Так по данным Департамента образования и Администрации Кемеровской области количество учащихся школ слепых и слабовидящих увеличилось в 2,5 раза (Приложение 1) Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учреждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
    В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
    Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сблизить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих.
    В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии [52]. Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
    Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
    Теооетические подходы к вопросу формирования и развития зрительного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов.
    Под руководством С.М.Рубинштейна исследованы особенности различных видов восприятия (в том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития. Деятельностный подход к формированию психических процессов определили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.). Уже Л.С.Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих наличных раздражений и воспроизводимых образов в одно целое" [15]. Это отмечали так же А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, И.М.Соловьев, И.М.Сеченов.
    П.П.Блонский [5], А.В.Запорожец [25] отмечали осмысленность процесса восприятия. Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пониманию связи внешних свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внутреннего свойства предмета, объекта.
    Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия содержатся в теоретической концепции Л.С.Выготского о комплексном и многоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В.Сташевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р.Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг. На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л. Грегори [16]. Исследователями получены факты, свидетельствующие о том что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер, В.Запорожец, А.П.Усова).
    Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особенность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б.Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельности позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порождения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и особенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер). Исходя из актуальности проблемы, мы предполагаем, что специальная, организованная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного восприятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия.
    Целью данной работы является исследование эффективности приемов и методов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
    1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
    2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
    3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей младшего школьного возраста .
    4. Экспериментально исследовать эффективность способов коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
    Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
    Предметом исследования является возможность развития процесса зрительного восприятия с помощью специально организованной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

    Глава 1. Восприятие как психолого-педагогическая проблема

    1.1. Теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе

    Ни одна глава современной психологии не обновлялась коренным образом за последние годы, как посвященная проблеме восприятия. По словам Л.С.Выготского произошла экспериментальная схватка между представителями старого и нового направлений. Процесс восприятия по-разному понимался в ассоциативной и структурной психологии. Восприятие в ассоциативной психологии понималось как ассоционированная совокупность ощущений. Предполагалось, что восприятие складывается из суммы отдельных ощущений путем ассоционирования этих ощущений между собой - отдельные моменты связываются, сцеп¬ляются друг с другом, т.е. возникает единое, связное, целостное восприятие.
    Предполагалось, что находящийся перед глазами объект каждой своей отдель¬ной точкой возбуждает соответствующее раздражение в диспарной точке сетчатки и все эти раздражения, суммируясь в центральной нервной системе, создают ком¬плекс раздражений, который является коррелянтом этого предмета. Эта теория оказалась несостоятельной и была атакована структурной психологией. Эта точка зрения заключается в том, что восприятие целого предшествует восприятию от¬дельных частей и связное целое каких-либо предметов, вещей, процессов, проис¬ходящих перед нашими глазами, - все это не является группой отдельных ощуще¬ний, ассоционированных возбуждений.
    В основе новой структурной теории лежит мысль о том, что психическая жизнь не строится из отдельных ощущений, представлений, которые ассоциируются друг с другом, что она строится из отдельных целостных образований, которые называли то структурами, то образами, гештальтами.
    Педологическая концепция развития, основное ядро которой составляет главный "закон" педологии о фатальной предопределенности судьбы детей двумя факторами: наследственностью и какой-либо средой, определила изучение развития всех сторон психики в педологической литературе.
    В частности, трактовка развития восприятия... как голой функции возрастного созревания привела к тому, что характерные для ребенка на разных ступенях его развития формы восприятия были ошибочно превращены в независимые от познавательного созревания, которым в процессе обучения овладевает ребенок. Необходимо противопоставить педологической трактовке психического развития ребенка другую общую его сущность и основные закономерности. "Восприятие есть сложный процесс, которым ребенок может овладеть лишь в результате какого-то специального опыта, тренировки, обучения" [39] Значение опыта, обучения подчеркивают так же многие авторы Л.С.Выготский [5], А.В.Запорожец [25], С.Л.Рубинштейн [46].
    Несмотря на то, что ребенок рождается с относительно сформированным анализаторным аппаратом, он не способен к восприятию окружающих его предметов и явлений в их целостности и постоянстве.
    Формирование восприятия представляет собой процесс передачи социально-исторического опыта ребенку взрослыми стихийно или посредством обучения [25].
    Наиболее полной, разработанной в современной зарубежной психологии является концепция перцептивного развития Ж.Пиаже (1967г.) Рассматривая развитие перцепции в общем контексте интеллектуального развития ребенка, он показал значение практических действий для формирования восприятия, что созвучно выводам советских психолоов и педагогов. Однако Ж.Пиаже считает элементарные перцептивные процессы врожденными и все развитие сводит к их коррекции.
    Согласно теории, разработанной в современной психологии, перцептивные действия не являются врожденными и происходят из практических. Новые перцептивные действия возникают в онтогенезе на основе овладения теми видами практической деятельности, для ориентирования и регуляции которых они необходимы [25].
    Ставя перед ребенком все усложняющиеся задачи в процессе выполнения практических действий, педагог поднимает его восприятие на новую ступень.
    Исследователями получены факты, свидетельствующие о том, что обучая детей обобщенным способам обследования предметов (с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов), можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные отношения, пропорции.
    Теоретическая разработка системы сенсорного развития и внедрение ее в практику имеет важное значение для системы умственного развития.
    "Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие (Л.А.Венгер).
    В работах А.В.Запорожца [25], Л.А.Венгер[44] сенсорное развитие рассматривается как педагогическое руководство, направленное на развитие и совершенствование сенсорных процессов, в том числе и восприятия.
    А.В.Запорожец по этому поводу пишет: "В процессе общественно-исторической практики человечество выделило из всей массы воспринимаемых воздействий определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определеное речевое обозначение. Овладевая такого рода системами, отдельный индивид получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое качество и дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других" [25].
    Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира?
    Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе и абстрактные знания, могут поступать через рецепторы.
    По меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая учитывала и объясняла множество имеющихся факторов.
    Со времени английского философа и психолога Дж.Локка было предложено много концепций восприятия. Согласно одной из них, формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постелено накапливает информацию о мире в виде следов памяти форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
    Мы считаем, что восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения.
    Совсем иной, созерцательно-сенсуалистический подход к восприятию господствовал в домарксистской психологии: для того, чтобы в сознании человека возник образ предмета достаточно иметь этот предмет перед глазами.
    Возможности восприятия, разумеется обусловлены устройством органов чувств человека, его сенсорными способностями. Однако, для того, чтобы в голове человека возник... зрительный образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение [38]. В современной психологии положение о том, что восприятие представляет собой активный процесс получило всеобщее признание. Неоспоримо, что для возникновения образа недостаточно одностороннего воздействия вещи на органы чувств субъекта и что для этого необходимо еще, чтобы существовал встречный, активный со стороны субъекта процесс. (Р.Декарт, Д.Дидро, И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев,Б.Б.Коссов, А.Л.Ярбус, Г.И.Лернер, Р.Грегори, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.)
    "Определяя восприятие,или перцептивную систему в общем виде, следует сказать, что восприятие обеспечивает адекватное отражение непосредственно окружающей человека действительности, необходимое для ее практического преобразования и достижения тех целей, которые служат для удовлетворения потребностей человека. Адекватное отражение человеком окружающей действительности не является пассивным отражением по типу фотографического [32].
    Непосредственный перцептивный образ окружающего всегда несет в себе следы избирательного отношения субъекта к окружающему. Тем самым, восприятие не только отражение, но и преобразование окружающей действительности. Восприятие состоит в адекватном отражении не просто окружающей среды, но и взаимодействия субъекта и среды [42].


      Скачать полную версию - vosprijatie-2.rar [139.82 Kb] (cкачиваний: 41)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©