Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Дидактика высшей школы.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Дидактика высшей школы.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 21 11 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 10143 | печать
     (голосов: 4)

    Содержание

    Теоретическое задание 3
    1. Основные понятия дидактики 3
    2. Дидактика высшей школы: задачи, проблемы, компоненты учебного процесса 4
    3. Основные компоненты функционального и развивающего учебного процесса высшей школы 6
    Тестовые задания 10
    Список литературы 13

    Теоретическое задание
    1. Основные понятия дидактики
    Дидактика как одна из педагогических научных дис¬циплин пользуется общими понятиями педагогики: "педа¬гогика", "воспитание", "педагогическая деятельность", "педагогическая действительность".
    Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: "преподавание и учение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуа¬ция", "метод обучения", "прием обучения", "учитель", "ученик", "урок" и др. Все эти понятия находятся во вза¬имосвязи, они подвижны и гибки, как те явления дей¬ствительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере развития науки.
    В обучении существуют общие нормы организации учебного процесса, которые в дидактике называют законами и закономерностями обучения. Они определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящих перед школой целей и задач обучения, какими нормативными положениями следует для этого руководствоваться учителю.
    Одной из функций дидактики как науки, является познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако их строгой системы пока не существует, поскольку, во-первых, некоторые из выделенных положений нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.
    Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие “образование” часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.


    2. Дидактика высшей школы: задачи, проблемы, компоненты учебного процесса
    Прежде всего, задачей обучения в ВУЗе является передача знаний от старшего поколения младшему – эта задача характерна для всякого учебного процесса. ВУЗ в этом смысле не является исключением. Можно выделить еще одну цель обучения в ВУЗе и поставить ее наряду с первой – социализация личности, вписывание личности в научную среду, в среду специалистов в некоторой области и т.п. Все же остальные цели – например, правильная организация учебного процесса, адекватность контроля знаний, и т.п. – являются служебными по отношению к этим двум вышеперечисленным целям.
    В структуре компонентов учебного процесса в высшей школе выделяют объективную часть (постоянные, незыблемые положения, присутствующие в методе) и субъективную часть (обусловленную личностью педагога, конкретными условиями, контингентом обучающихся, связанную с педагогическим мастерством).
    В отечественной дидактике высшей школы сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от конкретных обстоятельств и условий протекания учебного процесса. В пособии не ставится задача рассмотреть их все. Предлагаются только два варианта, которые могут быть творчески трансформированы преподавателем высшей школы на основе имеющегося у него педагогического опыта.
    Н.В. Бордовской предложен несколько другой подход к выбору методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя :
    – принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
    – определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
    – определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
    – определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся;
    – определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
    – продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
    С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель высшей школы принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.

    3. Основные компоненты функционального и развивающего учебного процесса высшей школы
    Под функциональным обучением в высшей школе понимают собственно передачу, усвоение и контроль знаний (усвоение информации). Под развивающим обучением в ВУЗе понимают повышение профессионального (научного) потенциала, развитие способности к самообразованию и собственно самообразование.
    Поскольку о функциональных компонентах обучения в ВУЗе уже сказано в настоящей работе, обратимся к развивающим компонентам.
    В современном подходе к высшему педагогическому образованию главная ставка делается на “саморазвитие индивида в горизонте личности” (В.С.Библер), когда для будущего педагога собственная личность будет осознаваться как “ядро личностно-профессионального становления” (Л.Н. Куликова).
    В вузовском обучении возрос спрос на все то, что рождает и обогащает профессионализм педагога, а также на формирование готовности эти знания отыскивать, выстраивать в систему “создавать выводное, личностно-значимое, ценностно окрашенное знание-убеждение” (Л.Н.Куликова). Новые подходы к методике обучения будущего педагога ориентированы на развитие рефлексивности и эмоционального “выживания” в смысле предстоящей профессиональной деятельности, в постепенное самоосознание своих возможностей. Педагог сам должен увидеть смысл собственной работы, овладеть “технической стороной” процесса собственного обучения, стать подлинным субъектом образовательной деятельности. Образование должно обеспечить мощный прорыв к самообразованию, первоисточникам. Запоминание знаний по пересказам, по готовым источникам вытесняется находимым, лично открываемым, а потому богато эмоционально окрашенным, ценностно воспринимаемым знанием. Некритическое восприятие знаний сменяется личным их отбором и структурированием, избирательным “ присвоением” их.
    Самообразование – целенаправленная самостоятельная работа по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков и умений.
    Самовоспитание – целенаправленная сознательная деятельность педагога по совершенствованию и систематическому формированию и развитию в себе положительных качеств и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям деятельности и с личной программой развития.
    Педагогический анализ процесса самообразования и самовоспитания позволяет говорить о ряде логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов работы человека над собой. Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание. Самопознание представляет собой сложный процесс определения педагогом своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Важность этого этапа в самовоспитании обуславливается тем обстоятельством, что человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя.
    Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:
    - самопознание себя в процессе профессиональной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях;
    - самоизучение;
    - самооценка;
    Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставление с теми требованиями, которые предъявляются к педагогу. Самоизучение осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения конкретных результатов деятельности. На основе самоизучения вырабатывается самооценка. В самооценке выражается мнение педагога о себе самом. На основе самоизучения и самооценки у педагога вырабатывается решение заниматься самовоспитанием. Планирование самовоспитания – процесс многогранный. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач:
    1. Определить цели и основные задачи самовоспитания (конкретизируются для ближних, средних и дальних рубежей развития педагога).
    2. На основании выработанных целей, задач разрабатывается программа (план) самовоспитания. Такие программы составляются педагогами на определенные периоды своей жизни и профессиональной деятельности. Они индивидуальны и это не обязательно какой-то официальный документ. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение – помочь человеку организовать работу над собой.
    Программы самовоспитания конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения. Личные правила поведения – это как бы своеобразные программы поведения педагога в конкретных жизненных ситуациях. Например - постоянно сохранять спокойствие, никогда не принимать не обдуманных решений, не отступать перед трудностями и т.д..
    Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств. Система методов и приемов самовоспитания для каждого индивидуальна. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых педагогами в интересах самовоспитания.
    Это - самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль.
    Так, посредством самоубеждения педагога добиваются самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения тех недостатков, которые мешают.
    Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях.
    Сущность метода самоорганизации в самовоспитании состоит в том, что педагог, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с выработанными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работает над собой.


      Скачать полную версию - didaktika-vysshejj-shkoly.rar [14.81 Kb] (cкачиваний: 105)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©