Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Качества педагога.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    сайт Хармс

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Качества педагога.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 14 11 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 22831 | печать
     (голосов: 9)

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………….3
    Глава 1. Общая характеристика личностных качеств педагога……………5
    1.1. Понятие «личностные качества педагога»………………………5
    1.2. Профессиональная компетентность
    и педагогическая центрация………………………………………7
    Глава 2. Коммуникативные навыки педагога и их роль
    в педагогическом общении………………………………………..10
    2.1. Личностные и профессиональные качества,
    необходимые для педагога при общении с аудиторией……….10
    2.2. Педагогический такт как компонент нравственной
    культуры учителя………………………………………………...12
    Заключение……………………………………………………………………18
    Список литературы…………………………………………………………..20

    Введение

    Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.
    Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
    Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.
    Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.
    В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

    Глава 1. Общая характеристика личностных качеств педагога

    1.1. Понятие «личностные качества педагога»

    Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.
    Исследователи [9, C.38; 14, C.45-46] отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя¬заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
    Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.
    Э.Ф. Зеер [2, C.111-112] дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
    - способность делать учебный материал доступным;
    - творчество в работе;
    - педагогически-волевое влияние на учащихся;
    - способность организовать коллектив учащихся;
    - интерес и любовь к детям;
    - содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
    - педагогический такт;
    - способность связать учебный предмет с жизнью;
    - наблюдательность;
    - педагогическая требовательность.
    Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
    Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
    Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

    1.2. Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

    Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
    Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
    Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация.
    Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса [10, C.117].
    Выделяются 6 типов центрации:
    - конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;
    - эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я;
    - гуманистическая - центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);
    - центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);
    - центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);
    - методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания [12, C.88-90].
    Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером [3, C.56-59].
    Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.
    1.Социально-психологическая направленность.
    Тип педагогической центрации:
    - конформная,
    - эгоцентрическая,
    - гуманистическая,
    - авторитарная,
    - на интересах родителей,
    - методическая.
    2. Профессиональная компетентность.
    2.1. Педагогическая компетентность.
    2.2. Психологическая компетентность.
    2.3. Социально-коммуникативная компетентность:
    - социально-коммуникативная адаптивность,
    - стремление к согласию,
    - нетерпимость к неопределенности,
    - избегание неудач,
    - фрустрационная толерантность.
    3. Педагогически значимые качества.
    3.1. Логическое мышление.
    3.2. Творческий потенциал.
    3.3. Эмпатия.
    - сопереживание,
    - действенная эмпатия.
    3.4.Субъективный контроль:
    - интернальность,
    - экстернальность.
    3.5. Социальный интеллект.
    4. Педагогически нежелательные качества.
    4.1. Ригидность.
    4.2. Авторитарность.
    4.3. Демонстративность.
    5. Педантичность.
    Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

    Глава 2. Коммуникативные навыки педагога и их роль
    в педагогическом общении

    2.1. Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога
    при общении с аудиторией

    Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей [4, C.15-17; 5, C.9-12]:
    1) интерес к людям и работе с ними, наличие потреб¬ности и умений общения, общительность, коммуникатив¬ные качества;
    2) способность эмоциональной эмпатии и понимания лю¬дей;
    3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспе¬чивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индиви¬дуальных особенностей студентов;
    4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
    5) умение управлять собой, своим психическим состо¬янием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышеч¬ные зажимы;
    6) способность к спонтанности (неподготовленной ком¬муникации);
    7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
    8) хорошие вербальные способности: культура, разви¬тость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
    9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естествен¬ных переживаний педагога и педагогически целесообраз¬ных переживаний, способных повлиять на студентов в тре¬буемом направлении;
    10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различ¬ных приемов воздействия, «приспособлений» и «при¬строек»).
    Средства повышения эффективности воздействия [17, C.89-91]:
    - «приспособления» - система приемов (мимичес¬ких, речевых, психологических): одобрение, совет, недоволь¬ство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, до¬верие, пожелание и пр. (до 160 видов);
    - «пристройки или достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому чело¬веку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
    - усиление воздействия через повышение голоса в на¬чале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; рез¬кая смена способов общения.
    В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения [15, C.356-358]:
    1) естественный тип: плодотворные импровизацион¬ные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
    2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление воз¬никшей трудности;
    3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное ук¬лонение педагога от преодоления неожиданной педагоги¬ческой ситуации («не заметить»);
    4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
    5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконт¬рольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управ¬лять собой или скрывать свои чувства;
    6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесо¬образные переживания и действия.


      Скачать полную версию - kachestva-pedagoga.rar [19.55 Kb] (cкачиваний: 59)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©