Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Диагностика социальной направленности подростков и характерологических особенностей личности.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Диагностика социальной направленности подростков и характерологических особенностей личности.
    Раздел: Материалы » Практика | 24 10 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 6882 | печать
     (голосов: 0)

    Глава II. Практическая работа по развитию характерологических особенностей и социальной направленности подростков
    2.1. Диагностика социальной направленности подростков и характерологических особенностей личности
    Работа проводилась в средней общеобразовательной школе № 191 Ленинского района города Новосибирска в 8 «Б» классе. Количество испытуемых составило 16 человек. Возрастной состав испытуемых приведена в табл. 2.1.
    Таблица 2.1.
    Возрастной состав испытуемых подростков
    Девочки:
    Мальчики
    Даша, 13 лет Костя, 13 лет
    Катя, 14 лет Юра, 14 лет
    Марина, 13 лет Витя, 14 лет
    Юля, 13 лет Саша, 15 лет
    Ира, 12 лет Вася, 13 лет
    Оля, 13 лет Игорь, 13 лет
    Маша, 14 лет Коля, 14 лет
    Наташа, 15 лет Женя, 13 лет

    Прежде чем реализовать опытно-экспериментальную работу, мы проведем исследование характера подростков, социальной направленности подростков. В рамках исследования мы изучали у подростков особенности характера, в том числе выявляли акцентуации с помощью теста-опросника Леонгарда-Шмишека.
    Анализировались самооценка и личностные ориентации подростков в качестве мотивационной содержательной основы социальной направленности в характере и деятельности. Изучались поведение подростков в реальных ситуациях, а именно стратегии поведения, их социальный аспект.
    При анализе параметров шкал опросника мы обращали внимание в первую очередь на представленность следующих характеристик: высокая или низкая контактность, неуверенность или уверенность в себе, пассивность, тягощение шумным обществом, добросовестность, склонность к хамству, конфликтам, контроль подростками своего поведения, эмотивность (подростки предпочитают общение в узком кругу), пассивность или активность в конфликтах, обостренное чувство долга, застревающая (умеренная) общительность, особая чувствительность к социальной справедливости, честолюбие, стремление к лидерству, эгоистичность, привязанность к друзьям и близким, альтруистичность. Анкета к опроснику приведена в приложении. Результаты исследования представлены в табл., уровень акцентуаций, выраженный выше среднего уровня, отмечен жирным шрифтом.
    Таблица 2.2.
    Акцентуации характера
    Акцентуации характера
    подростки
    Застре
    вающий (ригидный) тип Возбудимый тип Демо
    нстративный тип Педантичный тип Гипертимный тип Дистимичный тип Цикло-тимический тип Аффе
    ктно-экзаль
    тированный тип Тревожный (боязливый) тип Эмотивный тип
    Даша 8 6 8 8 12 12 12 6 21 8
    Катя 10 12 12 8 12 15 12 12 18 12
    Марина 8 12 8 10 18 12 12 12 15 10
    Юля 14 12 14 16 12 18 12 12 15 10
    Ира 8 12 8 12 12 12 12 18 21 8
    Оля 12 12 14 16 12 18 12 12 15 10
    Маша 18 15 8 10 18 12 12 18 15 10
    Наташа 12 12 10 12 12 12 15 12 21 8
    Костя 12 12 8 10 18 12 12 18 15 10
    Продолжение табл. 2.2.
    Юра 18 6 8 10 12 12 12 18 15 10
    Витя 8 6 12 8 12 12 12 12 21 8
    Саша 12 12 12 18 12 15 12 12 18 12
    Вася 12 12 8 10 18 12 12 18 15 10
    Игорь 12 12 10 12 12 12 15 12 21 8
    Коля 12 12 8 10 18 12 12 18 15 10
    Женя 8 6 12 8 12 12 12 12 21 8
    Результаты исследования показали, что у всех подростков наблюдается повышенный уровень тревожности, т.е. дети склонны к робости, нерешительности, чрезмерной подчиненности. Кроме того, у Маши и Юры выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. У Юли, Юры, Саши наблюдается выраженная педантичность, что проявляется в высоком самоконтроле и предусмотрительности своих действий. Также у Юли, Маши и Саши выражены серьезная настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Наташа, Костя и Коля склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы. У Даши, Иры, Марины, Жени и Вити слабо выражена возбудимость. Слабо выражено у исследуемых подростков такая акцентуация, как эмотивность, что свидетельствует о слабой чувствительности, впечатлительности.
    Нас также интересовала гармоничность инструментальных и терминальных ценностей. Для этого мы проводили исследование с помощью теста «Самооценка». Шкала самооценки представлена в приложении.
    Результаты исследования представлены в табл.2.3.

    Таблица 2.3.
    Уровень самооценки и притязаний подростков
    Уровень притязаний и высота самооценки подростков, баллы
    подростки
    Здоровье Умсвенные способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе
    Даша 54 80 90 50 60 80 40
    100 100 100 100 100 100 100
    Катя 78 70 60 50 40 70 40
    90 99 100 90 80 100 100
    Марина 65 90 90 70 74 85 60
    100 100 100 100 100 100 100
    Юля 88 90 78 80 80 50 80
    90 99 100 90 80 100 100
    Ира 90 50 70 60 40 60 60
    100 100 100 100 100 100 100
    Оля 78 90 60 50 60 80 40
    100 100 100 100 100 100 100
    Маша 98 100 90 90 80 98 100
    90 100 100 100 80 100 100
    Наташа 64 75 90 50 40 70 40
    90 99 100 90 80 100 100
    Костя 60 40 80 70 60 60 60
    60 100 100 100 100 100 70
    Юра 90 100 78 80 80 50 80
    90 99 100 90 80 100 100
    Витя 87 75 90 50 65 70 40
    90 99 100 90 80 100 100
    Саша 50 90 78 80 80 80 80
    90 99 100 90 80 100 100
    Вася 70 40 80 80 60 60 60
    100 100 100 100 100 100 100
    Игорь 88 98 87 50 65 70 40
    90 99 100 90 80 100 50
    Коля 75 78 88 70 74 85 60
    100 100 100 100 100 100 100
    Женя 65 70 60 50 40 70 40
    70 70 100 90 80 100 50

    Результаты исследования показали, что большинство подростков имеют завышенную самооценку. Однако, почти 50% испытуемых (Даша, Катя, Оля, Наташа, Витя, Игорь и Женя) отметили неуверенность в себе, они также отмечают невысокий авторитет у сверстников. Юля, Саша и Юра отметили высокую самооценку почти по всем показателям. В исследовании акцентуаций характера нами было выявлено, что у данных подростков наблюдается высокая педантичность и твердая жизненная позиция.
    Далее нами были рассмотрены ценностные ориентации подростков, а именно: инструментальные и терминальные ценности. Содержание этих двух групп ценностей позволяет с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия направленности характера личности, а с другой – позволяет выявить умение подростка дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности, что свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
    Для построения ценностно-ориентационной системы личности использовалась методика М. Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни" .
    Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
    1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
    2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
    Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
    В результате исследования нами было выявлено четыре типа личностей среди испытуемых. В первый тип вошли следующие подростки: Юля, Саша, Юра, Маша, и Ира. Первый тип, наиболее сформированный, характеризуется такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих подростков отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость). Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели). Таким образом, можно заключить, что этот личностный тип испытуемых в плане самореализации ориентирован на практический аспект жизнедеятельности, на формирование профессионализма и карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Для этой группы подростков характерна ориентация на критерии, традиционно рассматриваемые как индивидуалистические: стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть преуспевающими.
    Ко второму типу мы отнесли Марину, Витю, Вася, Колю. Группа испытуемых второго личностного типа направлена на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Отвергаемые инструментальные ценности (ценности - средства): счастливая семейная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Такой тип развития личности основывается на познавательных потребностях, составляющих в данном случае, психологическую основу мотивации достижения. Доминирующая, познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (более высокой сензитивности) к новизне стимула (Е.Н. Соколов, Дж. Берлайн, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова и др.). Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности личности по отношению к исследуемому новому, что, по предположению А.М. Матюшкина, составляет одно из оснований развития специальных способностей. На наш взгляд, эта группа подростков требует к себе особого внимания в плане профессионального образования, так как в процессе профессионального самоопределения таких подростков превалируют внутренние значимые профессиональные мотивы творческого развития, самовыражения, самораскрытия, что является серьезным снованием успешного овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками в будущей профессиональной деятельности.
    К третьему типу мы отнесли Дашу, Катю, Олю и Наташу. Третий тип ориентирован на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: любовь, образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Гуманность личностной позиции и человеколюбие, но с другой стороны некоторая нереалистичность, уход в мир фантазий, особенно в случаях сложных, проблемных ситуаций. Неумение планировать и распределять, предупреждать и предусматривать, неопытность в оценке мотивов поведения других людей и т.д. могут создавать реальные трудности в процессе овладения будущей профессией.
    Четвертый тип юношей и девушек (Костя, Женя Игорь) более всего ценит личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности (ценности - цели) как: здоровье, свобода, уверенность в себе. Эти подростки проявляют социально ориентированный профессиональный тип личности. Хорошие коммуникативные качества позволяют сочетать лидерские, организаторские способности, высокую активность, и при подкреплении их твердыми знаниями дают широкие возможности для профессионального развития во многих сферах деятельности.
    Выделенные нами типы формирования ценностных ориентаций личности подростков указывают на различия и разнообразия формирующихся отношений к различным сферам жизнедеятельности молодых людей, и в частности, к будущей профессиональной деятельности; выявляют психологическую направленность профессионального развития будущих специалистов, профессиональные потребности и затруднения молодого поколения .
    Нами также были определены потребности подростков с помощью шкалы оценки потребностей в достижении. Шкала приведена в приложении.
    Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
    Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
    Результаты проведения исследования представлены на рис. 2.1.

    Рисунок 2.1. – Мотивации в достижении
    Таким образом, можно отметить, что Наташа, Игорь, Женя, Вася проявляют низкий уровень мотивации достижения, а Юра, Юля, Катя, Костя и Саша – высокий. Остальные испытуемые проявляют средний уровень мотиваций достижения.
    В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей - гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он и на нечто другое, также весьма важное - на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.
    Мы определяли уровень мотивации одобрения с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу (приведена в приложении).
    В результате исследования были получены следующие результаты (рис.2.2.)

    Рисунок 2.2. – Мотивации одобрения
    Сравнивая две методики и анализируя полученные результаты, Можно сделать вывод, что Наташа, Костя и Коля используют в качестве мотивации своих действий одобрение окружающих, что свидетельствует о зависимости данных подростков от мнения окружающих.
    Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
    Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
    С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на дело (О), направленность на позицию (Д) .
    Результаты исследования приведены в табл. 2.4.
    Таблица 2.4.
    Определение направленности личности
    Направленности личности
    Направленность на себя Направленность на общение Направленность на позицию
    Юра, Юля, Костя, Саша Наташа, Женя, Вася Марина, Оля, Даша, Катя, Игорь, Витя, Маша, Ира, Коля

    Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
    Юре, Юле, Косте, Саше свойственны: ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
    Наташе, Жене, Васе свойственны стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.


      Скачать полную версию - diagnostika-socialnojj-napravlennosti.rar [101.26 Kb] (cкачиваний: 36)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©