Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Влияние средовых условий на развитие ребенка.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Влияние средовых условий на развитие ребенка.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 19 08 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 9860 | печать
     (голосов: 0)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3
    Глава 1. Семья как фактор средовых условий воспитания 4
    1.1. Влияние семьи на развитие ребенка 4
    1.2. Психологический климат в семье как фактор воспитания ребенка 9
    Глава 2. Влияние средовых условий на развитие ребенка 28
    Заключение 32
    Список литературы 33

    Введение
    Актуальность. Всё очевиднее становится сегодня, что процессы, происходящие в нашей стране — разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание наших детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается детей, жизнедеятельность которых будет определять будущее России.
    Воспитание ребенка в семье требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, прежде всего семейных условий, имеющих специфические особенности влияния на ребенка дошкольного и школьного возраста и каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период развития.
    Целью работы является изучение теоретических основ влияния средовых условий на воспитание ребенка в семье.
    Для достижения этой цели будут решены задачи:
    1. Рассмотреть семью как фактор средовых условий воспитания;
    2. Изучить влияние семьи на развитие ребенка;
    3. Описать психологический климат в семье как фактор воспитания ребенка;
    4. Изучить влияние других средовых условий на развитие ребенка.

    Глава 1. Семья как фактор средовых условий воспитания
    1.1. Влияние семьи на развитие ребенка
    Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера ребенка, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения .
    В российской семье происходят серьезные изменения, которые накладывают свой отпечаток на характер отношений родителей и детей, а также существенно расширяют жизненный опыт подрастающего поколения.
    Наибольшую актуальность это утверждение приобретает в наши дни благодаря неуклонному научно-техническому прогрессу, который сопутствует общественному развитию последние несколько десятилетий. Сегодня мы больше, чем когда- либо, склонны вести «кочевой» образ жизни: постоянно растет число переездов с места на место в расчете на одну семью. Подрастая, сегодняшние дети испытывают на себе результаты влияния подобной мобильности: они живут рядом с представителями различных слоев общества и сталкиваются, прямо или косвенно, с различным образом жизни многих людей. Возрастание количества разводов, а также относительный рост числа неполных семей свидетельствуют о глубоких потрясениях, которые переживает ныне российская семья. Как показывает статистика, с начала века число разводов возросло на 700 %. Число неполных семей более чем удвоилось за последние 10 лет.
    Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится все популярнее. За последние 20 лет количество первенцев, родившихся у незамужних матерей, возросло более чем в 2 раза .
    Однако большинство людей оказываются в одиночестве в результате семейных кризисов или несчастных случаев - болезни или смерти одного из супругов. Поэтому одинокий родитель должен владеть навыками, дающими ему возможность самому справиться с перенесенной травмой и помочь пережить это своему ребенку.
    Изменение статуса семьи и превращение ее из традиционной в неполную обычно сопровождается переездом на новое место жительства, сменой места работы или учебы.
    Одинокий родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и новым моделям взаимодействия, если он хочет стать относительно надежной опорой для своего ребенка. В этом случае крайне необходимо овладеть умением справляться со стрессовыми факторами, создать модель надежной системы ценностей, проявлять гибкость, адаптируясь к переменам. Одинокий родитель и его ребенок постоянно приходят к новым взаимоотношениям с окружающим миром и к соответствующему самосознанию.
    Одинокому родителю просто необходимо умение помочь ребенку найти себя во взаимоотношениях с друзьями, родственниками и своим окружением в целом.
    И хотя к новым моделям семейной жизни начинают относиться все терпимее, тем не менее, неполной семье предстоит борьба за самоутверждение в обществе, которое все еще ориентировано на традиционную нуклеарную семью, состоящую из отца, матери и детей .
    Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Отсюда возникает множество проблем, связанных поведением и психикой ребенка, вызванных неблагополучными условиями его воспитания.
    На всех этапах развития ребенка в семье, как на него само¬го, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровля¬ют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
    Познание факторов, порождающих эти проблемы, позво¬ляет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду, таким образом обеспечить нормальную адаптацию ребенка в школе. Среди таких факто¬ров Торохтий В. С. выделяет следующие:
    1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-пси¬хологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особен¬ности.
    Во-первых, вся система ценностей, установок, потреб¬ностей и мотивов семьи ориентирована на реальные воз¬можности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.
    Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.
    В-третьих, готовность к различного рода жизненным изме¬нениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
    2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает соци¬ально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности:
    Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения.
    Во-вторых, открытость семейной коммуникации соци¬альной среде обитания, выраженность собственных се¬мейных интересов.
    В-третьих, неформальность отношений между членами семьи.
    В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.
    В-пятых, особая значимость отношений с родителями.
    3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор не¬однозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а по¬рой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности реше¬ния сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.
    4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 националь¬ностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценно¬стях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают от¬части духовные ценности национальной социальной среды.
    5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нор¬мы и правила поведения выступают одним из средств формиро¬вания у детей высоких нравственных качеств.
    6. Интеллектуальный уровень окружения ребенка. Этот фактор неоднозначен, и диапа¬зон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных вели¬чинах, а всегда оценивается с помощью сравнения.
    Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Конструктивность воспита¬тельного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:
    1. Представления родителей об эталоне воспитанной лич¬ности. С эталоном воспитанной личности многие роди¬тели связывают не столько цельный образ — разносто¬ронний профиль личности, сколько различные обобще¬ния определенных качеств. Причем предпочтение отда¬ется группе нравственных качеств. Имея общее представ¬ление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рожде¬ния ребенка. В таком случае эталон воспитанной личнос¬ти представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания, а также адаптацию ребенка в школе.
    2. Расположенность к полу ребенка в семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ре¬бенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.
    3. Педагогическая культура общения родителей. Она пред¬полагает усвоение системы знаний и навыков тактично¬го поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для ребенка той или иной формы поведения.
    4. Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение — рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразны¬ми мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспи¬тание наследника как цель жизни; желание не выделять¬ся среди других; стремление обеспечить себе беззабот¬ную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому.
    Доминирующая мотивация рождения ребенка опре¬деляет последующее отношение родителей к воспитанию и как следствие, социальную адаптацию ребенка, в том числе и адаптацию в школе.
    Установки супругов на воспитание детей. Представляя своего рода, готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из суп¬ругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и пред¬принимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловли¬вающим определенные (нравственные, этические, фи¬зические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.
    Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитатель¬ных задач, выбранных супругами, на осуществление ко¬торых они претендуют. Это конкретный результат, кото¬рый родители собираются получить, приступая к воспи¬танию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей.
    Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, су¬ществуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

    1.2. Психологический климат в семье как фактор воспитания ребенка
    Для определения понятия психологического климата в семье используют понятия: «психологическая атмосфера», «псхологический настрой». Они близки, но не тождественны. Под психологической атмосферой в семье понимается неустойчивая, постоянно меняющаяся сторона коллективного сознания, а психологический климат обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении семьи, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет психологический климат, являются эмоциональные состояния, или настроение семьи.
    Благоприятный психологический климат улучшает эмоциональное состояние членов семьи, стимулирует все виды активности, улучшает настроение и самочувствие. Его характеризуют следующие признаки:
    1. Доверие членов семьи друг к другу.
    2. Доброжелательная критика.
    3. Свободное выражение мнения при обсуждении семейных проблем.
    4. Отсутствие давления одного члена семьи на другого.
    5. Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях состояния фрустрации у кого-либо из членов семьи.
    6. Принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом семьи.
    Из вышеперечисленного можно выделить два основных элемента: отношение людей к совместной деятельности (в частности к трудовой) и отношение друг к другу (как по вертикали, так и по горизонтали).
    Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.
    Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружаю¬щем мире, а при высоком культурном и образовательном потен¬циале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отно¬шений с людьми. Именно и семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отно¬шении к материальным и духовным ценностям. С близкими людь¬ми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответ¬ственности, справедливости.
    Есть определенная специфика семейного воспитания в от¬личие от воспитания общественного. По природе своей семей¬ное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как пра¬вило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотноше¬ний ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимос¬ти, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопро¬вождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, по¬мощников, защитников, старших друзей...
    Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в кол¬лективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т. д., что негативно влияет на адаптацию в школе .
    Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький че¬ловек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, из¬неженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т. д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.
    «Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буй¬ных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицатель¬ных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспита¬ние становится неблагоприятным фактором формирования лич¬ности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит дезадаптацией ребенка» .
    Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные иде¬алы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеоб¬разные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедуш¬ки... И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домаш¬нее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные тра¬диции, вступают в самые различные по характеру взаимоотноше¬ния.
    Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизнен¬но важные виды деятельности — интеллектуально-познаватель¬ную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При¬чем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложней¬ших социально и личностно значимых форм поведения.
    Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благо¬творное (либо неблаготворное) влияние ребенок испытывает даже тогда, когда он вне дома: в детском саду, в деревне, в школе, в детском лагере. Семья таит в себе определенные сложности, проти¬воречия и недостатки воспитательного воздействия.
    Так, наибо¬лее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, рассматривая успешность в обучении детей в школе, следует считать:
    1. бездуховность родителей, отсутствие стремления духов¬ного развития детей;
    2. авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
    3. безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
    4. отсутствие нормального психологического климата в се¬мье;
    5. фанатизм в любых его проявлениях;
    6. безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, бесприн¬ципность, противоречивость в применении методов вос¬питания, физические наказания, причинение детям тя¬желых нравственных страданий);
    7. противоправное поведение взрослых.
    «Исходя из специфики семьи как персональной среды раз¬вития личности ребенка, должна быть, выстроена система прин¬ципов семейного воспитания:
    1. дети должны расти и воспитываться в атмосфере добро¬желательности, любви и счастья;
    2. родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
    3. воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
    4. диалектическое единство искреннего, глубокого уваже¬ния к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
    5. личность самих родителей — идеальная модель для под¬ражания детей;
    6. воспитание должно строиться с опорой на положитель¬ное в ребенке;
    7. оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье» .
    Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видо¬изменены... Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка, это положительно повлияет на успешность в обучении ребенка.
    Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика рос¬та и взаимоотношений во многом детерминируется такими фак¬торами, как семейные ценности и стили воспитания.
    Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух лю¬дей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности и адаптацию ребенка. Конфликтная, напряженная обста¬новка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, аг¬рессивным. Трения между супругами, как правило, травмирую¬ще влияют на ребенка, его адаптацию.
    Подобно тому, как неповторима личность каждого челове¬ка, индивидуальны отношения между супругами, столь же слож¬ны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздейству¬ющих на ребенка.
    Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.).


      Скачать полную версию - vlijanie-sredovykh-uslovijj-na-razvitie.rar [36.54 Kb] (cкачиваний: 73)




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©