Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Влияние среды на развитие ребенка.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Влияние среды на развитие ребенка.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 13 08 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 8742 | печать
     (голосов: 0)

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………….3
    Глава 1 Дошкольное детство как период первоначального
    фактического формирования личности………………………….6
    1.1. Процесс фактического формирования психологических
    механизмов личности в дошкольном возрасте………………6
    1.2. Экспериментальные исследования поведения детей
    дошкольного возраста…………………………………………..9
    1.3. Развитие памяти у детей дошкольного возраста…………….13
    Глава 2 Среда и ее влияние на личность ребенка младшего
    дошкольного возраста……………………………………………16
    2.1. Деструктивное и конструктивное влияние
    городской среды………………………………………………..16
    2.2. Влияние деревенской среды на человека…………………….19
    2.3. Влияние социальной среды на дружеское
    общение детей…………………………………………………24
    Заключение………………………………………………………………..26
    Список литературы……………………………………………………….28
    Приложение……………………………………………………………….30

    Введение

    Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве.
    Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
    Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).
    В-третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
    Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
    Объект исследования – дети дошкольного возраста.
    Предмет исследования – влияние среды на особенности личности ребенка младшего дошкольного возраста.
    Цель исследования – изучить особенности влияние среды на особенности личности ребенка младшего дошкольного возраста.
    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    - рассмотреть процесс фактического формирования психологических механизмов личности в дошкольном возрасте;
    - дать характеристику экспериментальным исследованиям поведения детей дошкольного возраста;
    - рассмотреть процессы развития памяти у детей дошкольного возраста;
    - проанализировать особенности деструктивного и конструктивного влияния городской среды на развитие ребенка;
    - проанализировать особенности влияния деревенской среды на развитие личности;
    - рассмотреть сущность влияния социальной среды на дружеское общение детей.
    Изученность темы в психологической литературе достаточно невелика. В данном исследовании мы опирались на работы таких авторов как: А.Н. Леонтьев, С.В. Маланов, И.А. Милославова, Е.Е. Сапагова, Е.О. Смирнова и т.д.

    Глава 1 Дошкольное детство как период первоначального фактического формирования личности

    1.1. Процесс фактического формирования психологических механизмов личности в дошкольном возрасте

    В дошкольном возрасте складываются психологичес¬кие механизмы личности, завязываются новые связи и отношения. По словам А.Н. Леонтьева [12], эти формирую¬щиеся новые связи и отношения устанавливаются между отдельными процессами деятельности ребенка, причем эти отношения имеют особую природу. Они иные, чем те связи и отношения, которые характеризуют биологичес¬кое единство всякого индивида: имеют социальную при¬роду, могут образовываться только на основе развития жизни в общественных условиях, т.е. только у человека и лишь на определенном этапе развития, возникают и раз¬виваются под влиянием воспитания.
    Жизнь всякого индивидуума представляет собой связ¬ную систему процессов. Одни процессы деятельности закономерно сменяются другими, одни становятся пре¬обладающими (доминирующими), другие - как бы отходят на второй план. В этом проявляется естественная сме¬на потребностей организма, обусловленная его биологи¬ческой организацией, естественной цикличностью его жизни. Такого рода смена потребностей и цикличность жизненных процессов отчетливо наблюдаются, напри¬мер, у младенца.
    Еще на первом году жизни поведение ребенка начи¬нает перестраиваться: у него появляется все большее чис¬ло таких процессов поведения, которые обязаны своим возникновением тому, что его жизнь протекает в обще¬ственных условиях существования и под воспитательным влиянием окружающих людей. Ребенок усваивает челове¬ческие, общественно выработанные способы действия с предметами, усваивает формы человеческого общения, начинает овладевать языком. У него формируются и но¬вые специфически человеческие потребности, которые создаются всем образом его жизни с первых же дней су¬ществования. Он все более научается отвечать на требо¬вания взрослого: следовать его указанию, подчиняться запрещению, понимать похвалу, поощрение.
    К 2-3,5 годам ребенок проделывает в этом направле¬нии огромный путь. Он не только свободно передвигает¬ся и правильно обращается со знакомыми и доступными ему предметами, он говорит и сознательно руководству¬ется тем, что видит и слышит от взрослых, проявляет и известную инициативу, самостоятельность, словом, его поведение характеризуется уже почти всеми психологи¬ческими чертами, которые присущи ребенку и на более поздних ступенях развития. А.Н. Леонтьев указывает, что существует одна важная особенность, которая качествен¬но отличает поведение ребенка в возрасте до трех лет от поведения детей более старшего возраста. Особенность эта много раз описывалась в научной литературе по дет¬ской психологии и хорошо известна. Она проявляется в том, что ребенок преддошкольного возраста находится как бы во власти внешних впечатлений, поэтому его очень лег¬ко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его очень просто утешить: для этого достаточ¬но, например, взамен игрушки, которой он лишился, дать ему другую или вообще чем-нибудь занять его. Недаром говорят, что дети в этом возрасте «легко утешаются». В са¬мом деле, как часто приходится видеть, что не прошло и 2-3 минут после какой-нибудь перенесенной малышом неуда¬чи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что по¬казывают или рассказывают ему, только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явле¬ние: во внешних движениях, в порядке, так сказать, внеш¬него последействия эмоциональная реакция еще сохраня¬лась, внутренне же, психологически, эмоция уже исчезла. Что кроется за этой особенностью детей преддошкольного возраста? Чем объясняется эта своеобразная внутренняя не¬устойчивость их поведения в целом? [7; 12].
    Как указывает А.Н. Леонтьев [12], психологический анализ такого рода фактов позво¬ляет обнаружить некоторую общую причину, которая их объясняет. Дело в том, что само строение деятельности в этом возрасте обладает одной важной особенностью. Она состоит в следующем: хотя деятельность ребенка побужда¬ется мотивами, отвечающими уже относительно очень раз¬витым потребностям, и уже включает в себя сложные и мно¬гообразные сознательные целенаправленные процессы - сознательные действия, однако мотивы их еще внутренне не подчинены друг другу. Иначе говоря, между мотивами, по¬буждающими ребенка, не установились еще такие соотно¬шения, при которых одни являются для него главными, более важными, другие - менее важными, второстепенны¬ми, а это значит, что не установились еще соответствующие соотношения между более важным и менее важным смыслом для ребенка различных явлений и видов его собственной деятельности. Эти соотношения могут устанавливать¬ся но лишь извне, в ходе фактического развертывания его поведения и в результате прямого воспитательного воздей¬ствия взрослого. На этом этапе развития существуют внут¬ренние связи, управляющие соотношением мотивов, но они еще остаются первичными, органическими по своей приро¬де. Это связи естественных потребностей. Например, силь¬но проголодавшийся ребенок не на все, разумеется, будет реагировать с одинаковой готовностью, а ребенка, испыты¬вающего потребность в сне, ничто по-настоящему не зани¬мает, он капризничает. Поведение детей еще не образует сколько-нибудь развитой системы, определяемой такими соотношениями мотивов, которые являются уже соотноше¬ниями высшего типа, хотя сами по себе мотивы, побужда¬ющие их деятельность, и являются по своей природе очень сложными, высоко развитыми. Поэтому ребенок 2-3 лет сознательно не может пожертвовать чем-нибудь привлека¬тельным для него ради другого, еще более значимого; зато даже и сильное огорчение можно развеять у него каким-ни¬будь пустяком.
    Только в дошкольном возрасте можно впервые обна¬ружить эти, более высокие по своему типу, соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие [2].
    Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях представлены в Приложении 1.

    1.2. Экспериментальные исследования поведения детей
    дошкольного возраста

    Экспериментальные исследования показывают та¬кие соотношения. Ребенку, который не справился с предложенным ему заданием и был этим очень огорчен, было сказано, что он все-таки молодец, причем он, как и другие дети, получил маленький подарок - конфету. Он, однако, взял конфету без всякого удовольствия и реши¬тельно отказался ее съесть, а его огорчение отнюдь не уменьшилось; из-за неудачи сама полученная им конфета стала для него «горькой конфетой».
    К.М. Гуревич специально изучал, когда и в какой пос¬ледовательности возникает у детей соподчинение мотивов. Для этого он воспользовался следующей методикой. В обычных условиях общения с ребенком создавалась, на¬пример, такая ситуация: когда ребенку надоедало раскладывание мозаики, которым он занимался, ему предлагали очень интересную механическую игрушку, но тут же гово¬рили, что ему будет разрешено играть ею, только после того как он аккуратно разложит шарики мозаики в коро¬бочки, сортируя их по цвету так, как они лежали прежде (при этом шариков было очень много). Таким образом, ребенок должен был довольно длительно выполнять дей¬ствие, которое ему не хотелось выполнять, ради привлека¬тельной перспективы поиграть новой игрушкой. В других опытах ребенок вовлекался в такую игру, которая требовала кропотливой подготовки к главному, самому увлекатель¬ному моменту (т.е. игра эта была построена по такому принципу, как, например, катание с гор на санках: очень приятно скатиться вниз, но для этого нужно предваритель¬но долго подниматься с санками на гору) [15; 20; 22].
    Эти и подобные им опыты не только показали, что сознательное и самостоятельное подчинение одного дей¬ствия другому впервые формируется лишь в дошкольном возрасте, но позволили наметить и тот путь, по которому идет развитие этого процесса. Во-первых, оказалось, что в ходе развития у ребенка раньше появляется возмож¬ность самостоятельно выполнять само по себе непривле¬кательное (отрицательно мотивированное) действие в таких условиях, когда то, ради чего оно выполняется (то, что составляет его положительный мотив), не восприни¬мается ребенком непосредственно, а представляется им лишь мысленно. Например, в том случае, когда обещан¬ная игрушка остается перед глазами ребенка, довести до конца разборку шарика в мозаики ему гораздо труднее, чем тогда, когда игрушка не находится прямо в поле его восприятия.
    В первом случае маленький ребенок еще не в состоя¬нии заставить себя заниматься неинтересным расклады¬ванием шариков даже ради возможности поиграть с не¬посредственно привлекающей его игрушкой. Дело идет гораздо лучше, если игрушку убрать из внешнего «поля» деятельности ребенка, причем в этом случае ребенок не просто отвлекается от нее, а действует именно ради нее: окончив разборку шариков, ребенок немедленно же на¬поминает взрослому, что теперь ему полагается получить обещанную игрушку.
    По словам А.Н. Леонтьева [12], этот факт показывает, что, во-первых, возможность сознательного подчинения сво¬его действия более отдаленному мотиву действительно является продуктом более высокой ступени развития и первоначально нуждается в наличии возможности мыс¬ленной «идеальной» мотивации поведения ребенка, а лишь затем распространяется также и на соотношения, выступающие в виде наглядных соотношений поля деятельности ребенка. Тогда поведение ребенка превращает¬ся из «полевого», каким оно является в преддошкольном возрасте, в поведение «волевое».
    Во-вторых, опыты показали, что выполнение одного действия ради другого раньше всего возникает у ребен¬ка в процессе общения, под влиянием воспитания, ког¬да соотношение мотивов создается требованием взрос¬лого, и лишь затем в условиях, когда того требуют сами по себе объективные предметные обстоятельства его де¬ятельности. Так, например, дети раньше справляются с раскладыванием мозаики ради того, чтобы получить игрушку, когда этого требует от них взрослый. Самосто¬ятельно же заниматься, например, налаживанием в игре настольных мишеней ради очень интересного последу¬ющего сбивания их волчком маленькому ребенку очень трудно, хотя необходимость этого для него совершенно очевидна. Следовательно, соподчинение мотивов фор¬мируется сначала в общении с воспитателем, т.е. непос¬редственно в социальной ситуации, и только несколь¬ко позже становится возможным также и тогда, когда ре¬бенок самостоятельно действует в условиях, которые объективно сами по себе требуют этого. Как утверждает А.Н. Леонтьев [12], приблизительно с трехлетнего возраста у детей начинают формироваться более сложная внутрен¬няя организация поведения, более сложное строение их деятельности в целом. Оно характеризуется тем, что дея¬тельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт между со¬бой, но известным соподчинением мотивов отдельных действий. Теперь ребенок может стремиться к достиже¬нию цели, которая сама по себе не привлекательна для него, ради чего-нибудь другого или, наоборот, отказать¬ся от чего-нибудь непосредственно приятного, для того чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате его отдельные действия могут приоб¬ретать для него более сложный, как бы отраженный смысл в зависимости от того, в подчинение к какому мо¬тиву они вступают. Например, раскладывание мозаики по коробочкам, когда оно начинает сознательно делать¬ся ребенком, для того чтобы затем поиграть заводными паровозиками, приобретает для него и новый сознатель¬ный смысл - смысл того, чему оно теперь подчинено. Так, в указанном примере смысл раскладывания мозаи¬ки для ребенка состоит в том, чтобы получить возможность пускать обещанные ему паровозики. Все это, од¬нако, только признаки, только симптомы проявления тех первых узелков, которые связывают между собой отдель¬ные процессы поведения ребенка уже на новой основе - на основе более сложных человеческих отношений, в ко¬торые он вступает. Действенное проникновение ребенка-дошкольника в эти отношения происходит в различных формах: и в форме практического овладения в процессе воспитания правилами поведения, как это описано, например, В.Л. Горбачевой, и особенно в яркой форме - в процессе творческой игры, когда ребенок, принимая на себя ту или иную игровую роль, принимает на себя и те или иные внутренние отношения (поведение, которое заключено в данной роли в других видах деятельности ребенка).
    С точки зрения проблемы становления личности очень важно обратить внимание на отдельные целенап¬равленные процессы. Так, одни вступают в подчиненное отношение к другим, и начинает сплетаться тот общий узор, на фоне которого затем постепенно выделяются главные смысловые линии деятельности человека, харак¬теризующие его личность [1; 17; 19].
    Говоря о личности человека, всегда фактически под¬разумевают прежде всего ту или иную направленность человека, создаваемую наличием ведущих жизненных мотивов, подчиняющих себе другие мотивы, которые как бы светят отраженным светом этих главных ведущих мо¬тивов. В противном случае, т.е. тогда, когда такой соподчиненности мотивов нет, когда отдельные побужде¬ния вступают в простое взаимодействие друг с другом, можно говорить о картине распада личности, картине возвращения к чисто «полевому», чисто реактивному поведению [3; 4]. Вот почему так важен тот период в развитии ребенка, когда происходит формирование этих первых соподчинений в его деятельности, когда вырабатывают¬ся сами «механизмы» этих соподчинений. Этот период и падает на начало дошкольного детства. Если около трех лет появляются лишь первые его признаки, то к шести-семи годам они уже достигают своего полного развития.

    1.3. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

    Исследование З.М. Истоминой, посвященное разви¬тию памяти у детей-дошкольников, показало, что главное внимание процессов памяти, которое происходит в этот период, заключается именно в том, что процессы запоминания, припоминания из непроизвольных превращают¬ся в намеренные, произвольные. А это значит, что перед ребенком выделяется сознательная цель запомнить, при¬помнить, и он научается активно достигать этой цели. Совершенно аналогичная перестройка процесса проис¬ходит, как показывают данные Н.Л. Агеносовой, и в про¬цессах восприятия, которые также становятся в этом воз¬расте управляемыми, приобретают черты подлинной произвольности.
    А.Н. Леонтьев [12] указывает, что сам по себе факт фор¬мирования произвольной памяти в дошкольном возра¬сте не является неожиданным, но самое важное заклю¬чается в том, как протекает этот процесс и чем он внутренне обусловлен.
    З.М. Истомина, изучая память у детей-дошкольни¬ков разного возраста, начиная от самых маленьких и до старших, меняла у них мотивы запоминания. Она вы¬явила, что перестройка детской памяти также зависит от развития общего внутреннего строения деятельнос¬ти ребенка, о котором мы говорили выше, и что пере¬ломный в этом отношении момент также обычно пада¬ет на возраст около 4 лет. Она показала, что активное выделение и осознание ребенком цели запомнить, при¬помнить сознаются раньше на таких условиях, когда смысл этой цели для ребенка прямо вытекает из моти¬ва, побуждающего его деятельность. В данном исследо¬вании таковы были условия игры, требующей запоми¬нания поручения и его припоминания, что прямо вы¬текало из взятой на себя ребенком игровой роли. В других случаях это могут быть, разумеется, условия ка¬кой-нибудь другой, содержательной для ребенка дея¬тельности. Большие трудности испытывают дети, когда цель стоит в более отвлеченных отношениях к мотиву, как это имеет место в случае запоминания в условиях ла¬бораторных опытов.
    Изменения, происходящие на протяжении дошколь¬ного возраста в весьма различных по своему характеру про¬цессах, внутренне связаны друг с другом и имеют общую природу. Очевидно, что эта общность изменений создает¬ся тем, что они связаны с одними и теми же обстоятель¬ствами. Данные, полученные в исследованиях, публикуе¬мых в настоящем сборнике, позволяют уяснить связь изу¬ченных изменений с одним центральным фактом.
    Этот факт состоит в том, что ребенок в ходе своего развития активно проникает в окружающий его мир че¬ловеческих отношений, усваивая - первоначально в очень конкретной и действенной форме - общественные функции людей, общественно выработанные нормы и правила поведения. Эта первоначально обязательная конкретность и действенность формы, в какой происхо¬дит овладение ребенком высшими процессами человечес¬кого поведения, непременно требуют, чтобы задачи, ко¬торые воспитатель ставит перед ребенком, были содержа¬тельны для него, чтобы связь между тем, что он должен сделать, тем, ради чего он действует, и условиями его дей¬ствия была не формальной, не условной и не слишком сложной, но возможно более непосредственной и близ¬кой. Только при этом условии первоначально и могут за¬вязываться новые высшие внутренние связи и соотноше¬ния в деятельности ребенка, отвечающие тем сложным задачам, которые ставят перед человеком общественно-исторические условия его жизни [6; 10].
    А.Н. Леонтьев считает, что на первоначальных эта¬пах овладения ребенком новой для него задачи воспитание не должно идти по линии усиления самого моти¬ва. Этот путь не ведет к успеху. Сила самого мотива и вызванного им у ребенка стремления не является на этих этапах решающим фактором, а действительно ре¬шающим является здесь сознательная смысловая связь между побуждением ребенка и тем действием, которое он должен подчинить данному побуждению, данному мотиву.
    Дальнейший процесс развития идет как раз в направ¬лении преодоления такой ограниченности, и это тоже должно учитываться в воспитании. Поэтому, например, если на первых шагах развития произвольно-двигательной сферы ребенка-дошкольника с полным основанием пользуются «предметно-ролевыми», как их иногда назы¬вают, задачами («ходить, как мышка», «скакать, как ло¬шадка» и т.д.), то далее следует давать также и задачи на движения гимнастического типа, т. е. двигательные зада¬чи, гораздо более абстрактные. То же самое и в других сферах воспитания [9; 16; 24]. Ведь те более высокие требования, которые предъявит в будущем школа ребенку, поставят перед ним такие задачи и заставят его стремиться к дос¬тижению таких целей, которые далеко не всегда прямо и непосредственно вытекают для ребенка из его общего стремления учиться и далеко не всегда прямо связаны в его сознании с побуждающими его учение конкретными мотивами.


      Скачать полную версию - vlijanie-sredy-na-razvitie-rebenka.rar [28.34 Kb] (cкачиваний: 35)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©