Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Гуманистическая теория психоанализа.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Гуманистическая теория психоанализа.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 21 06 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 6160 | печать
     (голосов: 0)

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………….3
    1. Особенность психоанализа Э. Фромма «Бегство
    от свободы»……...……………………………………………………….6
    1.1. Возникновение и сущность «гуманистического
    психоанализа» Э. Фромма……….……………………………...6
    1.2. Роль психологических факторов в развитии
    социального процесса…………………………………………...10
    2. Особенность психоанализа Э.Фромма «Человек
    для себя»………..………………………………………………………13
    2.1. Типы социального характера, воздействующие
    на человека…….…………………………………………………..13
    2.2. Два способа реализации внутренней природы
    человека……………………………………………………………22
    Заключение………………………………………………………………..25
    Библиографический список литературы…………………… ………….27
    Приложение……………………………………………………………….28
    ВВЕДЕНИЕ

    На протяжении последних столетий широкое распространение получила концепция о человечес¬ком существе, которая заключалась в том, что че¬ловек — это наделенное разумом существо, дея¬тельность которого определяется его интересами и способностью совершать поступки в соответствии с ними. Даже такие авторы, как Гоббс и ему подоб¬ные, считавшие, что жажда власти и враждебная установка являются движущими силами человече¬ского поведения, объясняли наличие этих сил как логическое следствие личных интересов. Они гово¬рили, что, так как люди равны и у них одинаково выражено стремление к счастью, которого недоста¬точно для всех, то борьба является неизбежной. Та¬ким образом, люди стремятся к власти, с целью обеспечить себе будущее, в крайнем случае, не худ¬шее нежели их настоящее. Однако надо признать, что эта схема Гоббса уже неактуальна. Средний класс добивался все больших и больших успехов в борьбе с властью существовавших политических систем и религиозных сил, человечество в целом все больше и больше порабощало природу. Эконо¬мическое положение миллионов людей улучшалось и становилось все более стабильным, и одновремен¬но все больше распространялась вера в разумность мира и в разумную сущность человека. Злые и по¬рочные силы человеческой натуры были забыты и ассоциировались лишь со средневековьем или даже с более ранними периодами истории человечества, и их существование объяснялось недостатком зна¬ний в те времена или интригами коварных карди¬налов и королей. И те периоды истории человече¬ства являлись для людей вулканом, лава которого давно остыла и окаменела и который уже не пред¬ставляет никакой опасности. Все были уверены, что те зловещие силы полностью уничтожены до¬стижениями современной демократии; мир пред¬ставлялся полным ярких и светлых красок, безо¬пасным и добрым, как чистые улицы современных городов в солнечный теплый день. Войны казались последними реликтами давних времен; не хватало лишь одной, самой последней, чтобы покончить с этим явлением навсегда. Экономические кризисы рассматривались как случайные явления, несмотря на то, что они имели место регулярно и довольно часто.
    Философская мысль Э. Фромма становится импульсом к развитию гуманистического мышления прошлого века. Неофрейдизм, который Э. Фромм представляет наряду с К. Хорни, Х.С. Салливаном и др., является одним из интересных направлений современной американской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг. в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм редуцирует психоанализ, отклоняя учение З. Фрейда о либидо и сублимации, видя в бессознательном связующее звено между социальными и психическими структурами. Отличительной чертой неофрейдизма является «социологизация» психологии и, наоборот, психологизация самих социальных явлений.
    Объект исследования – деятельность Эриха Фромма.
    Предмет исследования – особенности гуманистической теории психоанализа Эриха Фромма.
    Цель исследования – изучить особенности гуманистической теории психоанализа Эриха Фромма.
    Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:
    - выявить возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Э. Фромма;
    - рассмотреть роль психологических факторов в развитии социального процесса;
    - изучить типы социального характера, воздействующие на человека;
    - проанализировать два способа реализации внутренней природы человека.


    1. ОСОБЕННОСТЬ ПСИХОАНАЛИЗА Э.ФРОММА
    «БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

    1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ «ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА» Э.ФРОММА

    Крупным представителем неофрейдизма, указавшим на не¬способность ортодоксального психоанализа решить проблему взаимодействия личности и общества, является Эрих Фромм [1; 2; 6]. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский универ¬ситет, а позднее — в знаменитый Берлинский пси¬хоаналитический институт. В 1933 году Фромм пере¬езжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в кото¬ром работала и К. Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается част¬ной практикой, параллельно читая лекции в ряде аме¬риканских университетов [1; 2; 6].
    Фромм считается наиболее социально-ориентиро¬ванным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто услови¬ем, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой пони¬мал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что наи¬большее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей тео¬рии, особенно в ранний период. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса — мысль о значе¬нии социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализ¬ме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга [2; 13; 19].
    Эрих Фромм занимался изучением психики современного человека, а также проблемами взаи¬модействия между психологическими и социологи¬ческими факторами общественного развития. Он выявил, что влияние нынешних тен¬денций современного политического развития ста¬вит под угрозу одно из важнейших достижений на¬шей культуры — уникальность и индивидуальность личности. Именно это и вынудило его на время отказаться от работы над проблемой в целом и бо¬лее детально заняться лишь одним из аспектов, ко¬торый, тем не менее, является ключевым моментом в процессе ломки культурных и социальных стерео¬типов. Суть его можно сформулировать следующим образом: как современный человек понимает слово «свобода». Фромм был убежден, что настоящий психолог должен внести свой вклад в понимание сути современного кризиса, жертвуя при этом некоторой полнотой изложения, он полагал, что, настаивая на изучении совре¬менной обстановки именно через призму науки, мы ничуть не переоцениваем ее значимость. Основами социального процесса является индивидуум со своими желаниями и тревогами, страстями и убеж¬дениями, склонностью к добру или злу, поэтому его характер играет немаловажную роль в форми¬ровании этого процесса. Чтобы понять динамику общественного развития, необходимо понять дина¬мику психологических процессов, которые управ¬ляют индивидуумом. Точно так же, чтобы понять индивидуума, необходимо рассматривать его с уче¬том особенностей общества, в котором он живет [2; 13; 19].
    Основная идея Э.Фромма в книге «Бегство от свободы» состоит в том, чтобы дать представление, почему современный чело¬век, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно и ограничи¬вало его, и обеспечивало безопасность и покой, не приобрел внутренней свободы реализации лично¬стного потенциала, то есть реализации своих ин¬теллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку незави¬симость и наделила смыслом его существование, но в тоже время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Одиночество, которое является логическим следствием подобной изоля¬ции, невыносимо, и человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и ис¬кать укрытия под тенью новой зависимости, ново¬го подчинения, либо соответствовать всем тем но¬вым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности [15].
    Фромм пытался скорее дать диагноз, чем прогноз, не решение, а лишь анализ проблемы. Он считал, что его исследования помогут найти выход из создавшегося положения, ибо понимание предпосылок для всеобщего бегства от свободы является основополагающим фактором в деле борьбы над силами тоталитаризма.
    Фромм обращается к различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии и мировой философии. Он стремится переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии. Постоянно возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение долгой плодотворной жизни обогащал их.
    Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека, Фромм проявил богатейшее социологическое воображение. Тончайшие механизмы психики он исследовал на фоне многомерного социально-исторического контекста.
    Фромм писал: «Я никогда не соглашался с тем, что меня причислили к новой «школе» психоанализа, как бы ее ни называли «культурной школой» или «неофрейдизмом». Я убежден, что эти школы дали ценные результаты, однако некоторые из них отодвинули на задний план многие открытия Фрейда. Я определенно не являюсь «ортодоксальным фрейдистом». Дело в том, что любая теория, которая не изменялась в течение 60 лет, именно по этой причине не является больше первоначальной теорией своего создателя; она, скорее, окаменелое повторение прежнего и, как таковая, в действительности превращается в установку. Свои основополагающие открытия Фрейд осуществил во вполне определенной философской системе, системе механистического материализма, последователями которой было большинство естествоиспытателей начала нашего столетия. Я считаю, что необходимо дальнейшее развитие идей Фрейда в другой философской системе, а именно в системе диалектического гуманизма».
    Фрейд считал, что человек является закрытой системой, «вещью в себе». По его мнению, природа наделила человека определенными биологически обусловленными стремлениями, и развитие личности служит реакцией на удовлетворение или фрустрацию этих стремлений. Фромм же показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Согласно его воззрениям, человек изначально социальное существо. Следовательно, ключевая проблема психологии состоит не в раскрытии механизма удовлетворения или фрустрации отдельных инстинктивных стремлений, а в отношении индивида к миру.

    1.2. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    С первых шагов своей теоретической деятельности Фромм стремится выяснить, какую роль играют психологические фак¬торы в социальном процессе. Он делает попытку интерпрети¬ровать динамику всей человеческой истории с социально-психологической точки зрения, раскрыть психологический механизм общественного развития. Будучи убежденным в том, что эти проблемы могут быть решены на основе философской антропологии, Фромм строит свою психологическую модель человека, которая является основанием его теории [12; 13; 19].
    Отвергнув биологизм Фрейда, Фромм пересматривает сим¬волику бессознательного, смещая акцент с подавления сексу¬альности на конфликтные ситуации, обусловленные социо-культурными причинами, разрабатывает понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.
    Общая конфликтная ситуация, полагает Фромм, обусловлена возникновением человеческого сознания, которое разрывает естественные связи человека со средой, разрушает его чувст¬венную гармонию с ней, порождает противоречие, составляю¬щее основу человеческого существования. С одной стороны, человек - часть природы и подвластен ее биологическим зако¬нам; с другой, благодаря своему разуму он возвышается над ней, противостоит ей как самостоятельный субъект. Человече¬ское самосознание, считает Фромм, «сделало его чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха». Человек не в силах вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, что заставляет его искать формы единения с ней. Из этого противоречия Фромм и выводит фундаментальные психологические потребности, которые возводятся им в статус вечных, неизменных, внеисторических по своему происхожде¬нию побуждений.
    Понимание природы человека как некой системы фунда¬ментальных потребностей, подчеркивающих нечто неизменное в человеке, позволили Фромму выявить некоторые устойчивые механизмы и типы поведения человека в различных социально обусловленных условиях [12; 13].
    Фромм пришел к выводу, что движущими сила¬ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в со¬стоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к об¬ществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивиду¬ализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.
    Стремление примирить эти потребности явля¬ется, с точки зрения Фромма, двигателем не толь¬ко индивидуального развития, но и общества в це¬лом, которое также пытается уравновесить эти стремления.
    Индивидуализация развивается в ущерб укоре¬ненности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бег¬ство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в жела¬нии получить надежную работу, но и в идентифи¬кации, скажем, с политическим деятелем, который обещает надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объ¬яснял Фромм и приход фашизма, свидетелем кото¬рого он был в 30-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения.
    Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две про¬тивоположные потребности, является любовь в са¬мом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к сво¬боде от других, от обязательств и догм, определяю¬щих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности заду¬маться над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэ¬тому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на уко¬рененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода тре¬бует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуаль¬ности не тяготит человека, но, наоборот, принима¬ется им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укоренен¬ности, примиряет их и гармонизирует жизнь челове¬ка, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Зем¬ле новое общество — «гуманистический идеализм», основанный на любви людей друг к другу [12; 15; 17].
    То нечто общее, присущее индивидам любого общества, несмотря на индивидуальные психологические различия, Фромм, подобно Райху, называет «социальным характером», который рассматривается им как активный фактор общест¬венного процесса, позволяющий наиболее эффективно при¬способиться к требованиям общества. Положительная роль социального характера направлена на обретение человеком чувства безопасности и защищенности.

    2. ОСОБЕННОСТЬ ПСИХОАНАЛИЗА Э.ФРОММА
    «ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ»

    2.1. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

    Фромм считает, что типы социального характера зависят от типов социальной структуры [3; 11; 16]. Анализируя эту взаимосвязь, он выводит следующие типы социальных характеров: рецептив¬ный, эксплуататорский, стяжательный, рыночный (Приложение 1).
    1. Рецептивная ориентация.
    «При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие - это получить его из этого внешнего источника. При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб «быть любимым», а не в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета любви, потому что быть любимыми кем-то - это для них такое захватывающее переживание, что они «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека. Такова же их ориентация и в сфере мышления: если это интеллигенты, то они становятся самыми лучшими слушателями, поскольку ориентированы на восприятие идей, а не на их создание; предоставленные самим себе, они чувствуют себя парализованными.
    Для этих людей характерно, что их первая мысль - найти кого-то другого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут всего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными, они относятся к людям и институтам совершенно так же: всегда ищут «магического помощника». Они демонстрируют своеобразный вид верности, в основе которой благодарность к тому, кто питает их, и страх потерять его.


      Скачать полную версию - gumanisticheskaja-teorija-psikhoanaliza.rar [25.51 Kb] (cкачиваний: 28)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©