Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Взаимосвязь творчества и воображения.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Взаимосвязь творчества и воображения.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 16 05 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 7330 | печать
     (голосов: 1)

    Содержание

    Введение 3
    1. Понятие воображения 4
    2. Функции воображения 6
    3. Творчество и воображение 10
    Заключение 17
    Список использованной литературы 18

    Введение
    Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирает¬ся на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накопле¬нию информации об объекте, то есть обеспечивают субъ¬екта материалом, комбинаторные преобразования ко¬торого образуют содержание воображаемых образов.
    Однако воображение не является продуктом дея¬тельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных харак¬теристик отображения. Такое преобразование - на уровне ощущений - происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность других, перестраивает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимо¬влияния, а вся целостная организация жизнедеятель¬ности человека. Субъект как бы ставит под контроль работу органов восприятия, что позво¬ляет актуализировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.
    Воображение неразрывно связано с творчеством.
    Целью данной работы является изучение творчества и воображения.
    Задачами работы являются:
    - изучение понятия воображения,
    - изучение функций воображения,
    - изучение взаимосвязи творчества и воображения.

    1. Понятие воображения

    Воображение — это психический процесс создания новых обра¬зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позво¬ляет создавать программы поведения в ситуациях, характеризую¬щихся неопределенностью.
    Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека.
    С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате слож¬ной аналитико-синтетической деятельности мозга.
    В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому. Физиологические меха¬низмы воображения располагаются в коре и в более глубоко зале¬гающих отделах мозга.
    Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно выступает условием деятельности личности. В психологии раз¬личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор¬ческое.
    Воссоздающее воображение складывается на основе природы, городского пейзажа, словесного портрета человека, схемы, чер¬тежа и т.д. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз¬дает достаточно полно картину ситуации.
    Творческое воображение — это процесс создания новых обра¬зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи¬тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но¬вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Но бывает и так, что человек, создавая что-то, не знает, что оно создано уже кем-то другим. Все равно по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс твор¬ческого воображения .
    Субъективно это новое, но объективный результат не нов. По¬этому в воображении необходимо различать субъективную и объек¬тивную новизну результата.
    Творческое воображение способствует развитию инициативно¬сти, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.
    Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред¬принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Такое воображение может возникать как непреднамерен¬но, так и преднамеренно. Пассивное воображение расслабляет волю человека, уводит его в мир грез, пустых мечтаний, притупляет остроту восприятия действительности, делает его пассивным и легко поддающимся манипулятивным воздействиям со стороны окружающих.
    Ценность личности определяется тем, какие виды воображе¬ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем бо¬лее зрелая личность.
    Воображение бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение есть процесс, при котором но¬вые образы возникают в сознании человека без заранее постав¬ленной цели, сами собой. Неудовлетворенная материальная и ду¬ховная потребность может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой она была удовлет¬ворена .
    Произвольное воображение осуществляется преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представле¬ния, проявляет сознательные усилия. Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятель¬ностью второй сигнальной системы.
    Таким образом, воображение — один из познавательных про¬цессов, характеризующий определенный уровень развития созна¬ния личности, ее творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятель¬ности, а развитие его профессиональных особенностей у студен¬тов является важнейшим условием становления личности специ¬алиста.

    2. Функции воображения

    Из сказанного выше легко понять, что основная функция воображения зак¬лючается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встре¬чались в опыте человека, в то время как функция памяти заключается в органи¬зации опыта для таких форм, которые примерно повторяют уже бывшие ранее. В зависимости от этого у воображения намечаются несколько функций совершен¬но различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.
    Первая функция имагинативного поведения может быть названа последо¬вательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем из не бывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи вооб¬ражения; конкретнее говоря, если мы изучаем географию, историю, физику или химию, астрономию, да и любую науку, мы всегда имеем дело с познава¬нием таких объектов, которые непосредственно не даны в нашем опыте, но составляют важнейшее приобретение коллективного социального опыта человечества. И если изучение предметов не ограничивается одним словесным рас¬сказом о них, а стремится проникнуть сквозь словесную оболочку описания в самую их сущность, оно непременно должно иметь дело с познавательной функцией воображения, оно должно использовать все законы деятельности воображения.
    Это значит, во-первых, что ни одно построение фантазии не должно быть вызвано прежде, чем учитель не будет обеспечен наличием в личном опыте уче¬ника всех тех элементов, из которых должно быть построено требуемое понима¬ние нового предмета. Если мы хотим вызвать в ученике живое представление о Сахаре, мы должны найти в его реальном опыте все элементы, из которых мо¬жет быть построено это представление. Примерно: бесплодность, песчаность, огромность, безводность, жара — вес это должно быть объединено одно с дру¬гим, но все это в конечном счете должно опираться на непосредственный опыт ученика. Конечно, это не значит, что каждый из элементов должен быть заим¬ствован из непосредственного восприятия. Напротив, многое может быть заим¬ствовано из обработанного и переработанного в мышлении опыта ученика, но все же, приступая к постройке нового вида представления, мы должны предва¬рительно подготовить весь материал, нужный для построения, откуда бы он ни происходил.
    Вот почему знакомство с наличным опытом ученика есть необходимое усло¬вие педагогической работы. Надо всегда знать ту почву и тот материал, на кото¬ром собираешься строить, иначе рискуешь выстроить непрочное здание па пес¬ке. Поэтому величайшей заботой учителя делается задача, как перевести новый и не бывший в опыте ученика материал на язык его собственного опыта. Джемс приводит интересный пример, который может хорошо пояснить, о чем идет речь.
    Предположим, что мы объясняем в классе расстояние от Земли до Солнца. У нас в распоряжении, конечно, несколько способов. Мы можем просто сообщить ученику то количество верст, которое отделяет Землю от Солнца, но при этом следует иметь в виду, что такой способ едва ли достигнет цели. Во-первых, мы получим в результате голую вербальную реакцию, т. е. словесное обозначение; мы получим не живое знание о нужном нам факте, а только знание той форму¬лы, которой этот факт обозначается. В самое же существо факта мы, таким обра¬зом, не проникаем. Блестящим подтверждением этому служит следующее: за время падения советской валюты дети привыкли ежедневно к обращению с гро¬мадными астрономическими цифрами, и многие учителя подметили, что, когда приходилось сообщать детям настоящие астрономические цифры, это давало совершенно неожиданный эффект. Так, мальчик, услышав, что длина земного экватора равна 40000 верст, сказал: «Так мало, столько же рублей стоит стакан семечек». Значение больших чисел было настолько скомпрометировано в лич¬ном опыте ученика, что детям было никак не понятно, почему это, когда хотят изобразить громадные расстояния, оперируют с такими цифрами, о которых у них сложилось впечатление, что это незначительные величины. Во всяком слу¬чае, даже если избежать этого отрицательного эффекта, все равно, сама по себе цифра ничего не скажет воображению ученика, кроме того, что оставит в его памяти известную цифру .
    Правильнее поступил бы тот учитель, который, желая вызвать настоящее представление о величине этого расстояния, позаботился бы о том, чтобы пере¬вести его на собственный язык ребенка. Джемс приводит такое объяснение, психологически и педагогически более рациональное: мы говорим ученику: «Представь себе, что в тебя выстрелили с Солнца, что бы ты сделал?» Ученик, конечно, отвечает, что он отскочил бы. Учитель возражает, что в этом нет ни малейшей надобности, что он мог бы «преспокойно лечь спать у себя в комнате и снова встать на другой день, прожить спокойно до совершеннолетия, выу¬читься торговле, достигнуть моего возраста — тогда только ядро станет к вам приближаться, и вам нужно будет отскочить. Итак, видите, как велико расстоя¬ние от Земли до Солнца» . Такое представление сложилось бы у ученика из совер¬шенно реальных представлений, бывших в его личном опыте, и заставило бы его измерить величину в совершенно доступных и понятных ему единицах. И быстрота полета пули, и громадная длительность времени, которая заполняется целой жизнью, по сравнению с той секундой, в которую надо отвернуться от полета пули, — все это совершенно точно знакомо ученику, и построенное на этом материале представление будет для него совершенно точным знанием, про¬никновением в факт. Этот пример показывает, в каких общих формах должно совершаться воображение для того, чтобы оно вело к познанию реальности. Оно всегда должно исходить из знакомого и известного, для того чтобы понять не¬знакомое и неизвестное.
    Далее, второй закон фантазии требует, чтобы мы позаботились не только о материале, но и о его правильной комбинации. Закон реальности фантазии гла¬сит, что реальна всегда эмоция, связанная с нашим построением. Поэтому надо призвать эмоцию, и, передавая ученику какие-нибудь представления, надо по¬заботиться не только о материале, но и о том, чтобы у ученика была вызвана соответствующая эмоция.
    Другую функцию воображения следует назвать эмоциональной; она состо¬ит в том, что всякая решительно эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций. Из учения о борьбе за общее двигательное поле мы знаем, что далеко не все находящиеся у нас импульсы и влечения получают свое осуществление. Спра¬шивается, какова судьба тех нервных возбуждений, которые возникают совер¬шенно реально в нервной системе, но не получают своего осуществления. Само собой разумеется, что они получают характер конфликта между поведением ребенка и окружающей средой. Из такого конфликта возникает при сильном напряжении заболевание, невроз или психоз, если он не получает иного выхо¬да, т. е. если он не сублимируется и не превращается в другие формы поведе¬ния.
    И вот функция сублимации, т. е. социально высшей реализации неосуще¬ствившихся возможностей, выпадает на долю воображения. В игре, во лжи, в сказке ребенок находит бесконечный источник переживаний, и фантазия, та¬ким образом, открывает как бы новые двери для наших потребностей и стрем¬лений к выходу в жизнь. В этом смысле в детской лжи заключен глубокий пси¬хологический смысл, к которому должен внимательно присмотреться и педагог.
    Эта эмоциональная функция фантазии незаметно переходит в игре в новую функцию: в организацию таких форм среды, которые позволяют ребенку раз¬вивать и упражнять свои природные склонности. Можно сказать, что психологический механизм игры всецело сводится к работе воображения и что между игрой и имагинативным поведением можно провести знак равенства. Игра есть нeчто иное, как фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра. Поэтому на долю воображения в детском возрасте выпадает еще третья функция, назовем ее воспитательной, назначение и смысл которой — организовать повседневное поведение ребенка
    в таких формах, чтобы оно могло упражняться и развиваться для будущего. Таким образом, три функции фантазии всецело согласуются с ее психологическим свойством — это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте.


      Скачать полную версию - vzaimosvjaz-tvorchestva-i-voobrazhenija.rar [20.14 Kb] (cкачиваний: 53)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©