Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Взаимоотношения подростков со взрослыми.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    двухъярусная кровать Севилья-2

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Взаимоотношения подростков со взрослыми.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 14 05 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 14516 | печать
     (голосов: 6)

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ 5
    2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН, ВЫЗЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ 20
    3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
    ПРИЛОЖЕНИЕ 29

    Введение

    Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии и педагогике. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
    Актуальность данной темы заключается в том, что главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии и педагогике, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.
    Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится обще¬ние как со взрослыми, так и со сверстниками.
    Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром¬ного значения, которое имеет для подростков общение со взрослыми т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Во взаимоотношениях со взрослыми у подростков могут воз¬никать различные затруднения.
    Такие трудности во взаимоотношениях являются одной из сложных проблем в психологии и педагогике. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)
    Целью курсовой работы является выявление основных причин труднос¬тей, возникающих в общении подростков.
    В связи с этим выделим следующие задачи:
    1. Рассмотрение особенностей взаимоотношений подростков со взрослыми.
    2. Путем тестирование проведение исследования причин, вызывающих трудности во взаимоотношениях подростков со взрослыми
    3. Анализ результатов исследования и выводы.
    Методы исследования:
    - изучение литературных источников;
    - методики диагностики уровня взаимоотношений подростков с родителями (тест Кэттеля)
    Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.

    1. Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми

    Характерные черты подросткового возраста:
    Межличностные отношения занимают главенствующее место в об¬щении. Эти отношения предполагают наличие другого человека и возможность изменить собственный образ мыслей или действий. Об¬щение гораздо тире обмена информацией. В рамках семейных от¬ношений невозможно определить какую-либо «стратегию» общения. Для предшествующих поколений коммуникация основывалась, глав¬ным образом, на передаче накопленных знаний. Сегодня данная стратегия отчасти находится под угрозой, ибо традиционные ценно¬сти распадаются. В поле воспитания господствуют не столько непо¬грешимые знания, сколько сомнения (гораздо чаще). Если же речь не идет о передаче традиций из поколения в поколение, то мы вы¬нуждены выдумать природу и содержание коммуникации. Необхо¬димо «вести диалог» с подростками, говорят нам, но о чем и как его вести? Тем более сами подростки отнюдь не всегда расположены нас слушать и отвечать нам!
    И мы действительно иногда чувствуем, что за словами, молчанием или «захлопывающейся дверью» теснятся чувства и эмоции, кристал¬лизируется напряженность.
    Если порой контакт трудно наладить, если слова, которые, как нам кажется, должны были быть безобидными и легкими, падают, словно камни, то это, в первую очередь, сигнализирует о дискомфорте и трудно¬стях развития подростка. Противоречия и парадоксы, присущие отро¬честву, о которых говорилось в предыдущих главах, проявляются в общении наиболее часто. Манера общения в конкретной семье явля¬ется наиболее ярким, можно сказать, концентрированным показате¬лем проблем аффективного порядка и проблемы взаимоотношений между родителями и подростками, отношений со старшим поколени¬ем и между родителями. Нередко все три уровня проблем взаимопро¬никают. Общение в этом случае служит резонатором трудностей каж¬дого члена семьи.
    Подросток чувствует две противоречивые потребности: ему надо, что¬бы его понимали, но он хочет чувствовать свое отличие и свою незави¬симость. Ему хотелось бы одновременно сохранить связи с детством и избежать контроля и влияния родителей. Все зависит, следовательно, от того, как конкретная семья справится с этой напряженностью, зани¬мающей центральное место во взаимоотношениях. Обоснованно или нет, но подросток считает, что он живет в ином мире, что понять его не могут, а тем, что представляется ему главным, он не может поделиться. Этот разрыв его пугает, так как, несмотря на его стремление к незави¬симости, родители ему все еще нужны.
    Если подросток не может «облечь в слова» свои трудности по при¬чине чрезмерного присутствия родителей в его личном поле или, на¬против, их полного отсутствия, у него возникает соблазн выразить свое состояние дискомфорта в более или менее бурных действиях по отношению к другим или к себе самому. Но слова — это то, что дает наибольшую свободу маневра, они открывают путь к предпола¬гаемым действиям, которые нет необходимости совершать, и, следо¬вательно, защищают от последствий — иногда роковых, — вызванных несдержанным поведением, непоправимыми поступками. Устано¬вить границу, уважать личное пространство каждого, дать возмож¬ность конфликту возникнуть и постараться его урегулировать, найти возможные общие сферы или позволить столкнуться двум различным точкам зрения, — все эти действия образуют основу, без которой не сможет наладиться то, что называется хорошим общением между родителями и подростками.
    — Вы беседуете со своим ребенком?
    — Нет, — отвечает родитель подростка, — это невозможно!
    — Попытайтесь все же это сделать, — настаивает собеседник.
    Такое пожелание, адресованное родителям подростков, подразуме¬вает, что общение — это средство разрешения проблем, которые возни¬кают в этот период жизни. Но общение следует рассматривать скорее как результирующую многих составляющих. Оно — показатель того, что данный подросток и окружающие его люди справляются с проти¬воречиями. Отношения в семье развиваются на почве, которая формирует¬ся с момента рождения ребенка на основе повседневной жизни и раз¬личных жизненных событий. Общение не возникает вдруг, по приказу!
    Общение и трудности, порой возникающие в процессе его, отра¬жают прежде всего конфликты, объектом которых является подро¬сток. Именно они создают напряженность в семейных связях. Подрос¬ток раздираем противоречиями: стать независимым и сохранить, и даже укрепить, связи с родителями. Он хочет этого тем сильнее, чем боль¬ше он от них отдаляется.
    Он изменяется, расстается со своим детством, становится другим. Меняется ли (может быть, даже уменьшается?) вследствие этих из¬менений любовь родителей к нему?
    Риск утраты, которой опасается подросток, усиливается или ослаб¬ляется поведением родителей. Последние, в свою очередь, получают мощный толчок для возврата в прошлое, в их собственное отрочество. Порой подросток служит катализатором, вызывая различные реакции самим своим присутствием. Конечно, ему нужно внимание и глубокое понимание, но как ему выразить то, что он должен сказать? Он сам этого не знает...
    Конечно, необходимо, чтобы речь, обращенная к подростку, не не¬сла в себе отрицательного заряда напряженности или раздражения. Хотя, строго говоря, сами слова и тема разговора не так уж и важны. Важен сам факт диалога, который позволяет подростку лишний раз убедиться в том, что, несмотря ни на что, он сохранил связи с окружа¬ющими, он по-прежнему один из них.
    Что нужно подростку, так это уверенность, что бурный, но вполне естественный процесс его развития не разрушает атмосферу доверия и безопасности в семье.
    Общение существует по тем же законам, что и процесс отделения: под¬росток покидает семейный очаг без тревоги, если знает, что всегда может вернуться, — чём гибче дистанция, тем легче общаться. Можно говорить или молчать, если знаешь, что ничто не угрожает основе от¬ношений. Непрерывное общение свидетельствует о присутствии стра¬ха утраты, словно связующую нить надо сохранять любой ценой.
    Стремление к оптимальной дистанции в отношениях — лежащей в области между непрерывным потоком слов, за которыми теряется
    главное, и гнетущим свинцовым молчанием — в одинаковой мере присуще и подросткам, и их родителям. Приведем для иллюстрации этого тезиса несколько примеров.
    «Ты меня не понимаешь!» Какой родитель не слышал этот упрек, которым подросток завершает спор, прежде чем скрыться в своей комнате! Этими словами подро¬сток пытается проявить свое отличие. Остро нуждаясь в независимо¬сти, утверждая, что его не понимают, подросток получает возможность уклониться от подчинения родителям, выйти из-под их контроля. Он демонстрирует свое желание управлять дистанцией в отношениях, не нанося чрезмерного ущерба надежности основы и не ставя под угрозу взаимодействие с окружающими.
    Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
    Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка .
    Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.
    Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.
    Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.
    Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти и агрессии к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.
    Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» – сознательное переживание прекрасного. При благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».
    Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).
    Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.
    Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).
    Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения.
    Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.
    Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но, прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в мотивационной сфере.
    Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.
    Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]
    Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.
    Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности.
    Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.
    Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.
    Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.
    Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.


      Скачать полную версию - vzaimootnoshenija-podrostkov-so.rar [34.34 Kb] (cкачиваний: 91)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©