Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Валеология.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Валеология.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 30 01 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 6331 | печать
     (голосов: 0)

    Содержание

    Введение 3
    1. Валеология: становление и развитие 4
    2. Компоненты валеологического образования в сохранении здоровья 7
    3. Валеологическое образование учащихся и студентов на уроках физической культуры 17
    Заключение 21
    Список литературы 22

    Введение

    Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину! Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения и всеохвата, а личность в этом ус-реднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве лично-сти и ее основном богатстве. Здоровый человек является творцом любого об-щества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой ис-точник радости, интеллектуальной и физической работоспособности.
    Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный харак-тер и не всегда приводит к необходимому результату.
    Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мо-тивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии потребностей человека.
    Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработ-ка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.
    Следует отметить, что искусству быть здоровым, так же как и искусству живописи, музыки, танца и т.п., нужно учить. В связи с этим сегодня актуальна тема касающаяся валеологии.
    Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с ролью валеологи-ческого образования в сохранении здоровья
    1. Валеология: становление и развитие
    В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физиче-ской культуры и психологии все чаще используется слово "валеология", кото-рым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают "науку о здо-ровье", "учение о здоровом образе жизни", "оздоровительно-профилактические основы медицины" и т.п.
    Введение в массовое обращение терминов "валеология" и "экология" вы-звано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответ-ственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифициро-ванной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического со-стояния России. Для удовлетворения потребности в здоровье многие прибегают к "модным" средствам - от телеисцелений до пищевых добавок типа гербалай-фа, поскольку, к сожалению, действующая система медицинского обеспечения здравоохранения и традиционные методы ориентированной на подготовку к обязательным нормативным тестам системы физического воспитания оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населе-ния. Вековая парадигма о "первоначальности слова" и послужила теперь осно-ванием для доверчивого ожидания массами своего спасения, а также творче-ских надежд реформаторов оздоровления народа.
    Валеология - информационный фонд деятельности по оптимальному удов-летворению основных жизненных потребностей человека.
    Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федера-цией физкультурно-оздоровительной работы с населением. Федерацией массо-вой физической культуры сельского населения, отраслевыми и региональными федерациями. А научно-методическое обеспечение весьма плодотворно осуще-ствлялось сотрудниками ВНИИФКа, а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны. Все это позволи-ло накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная пе-рестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их "другим путем" - под невысказанным вслух девизом "От значка ГТО - к валеологии". Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики совре-менного этапа отечественного физкультурного движения.
    На распространение идей и мероприятий валеологии, на формирование и осуществление здорового образа жизни большое влияние оказывает общест-венное мнение, под которым понимается следующее: 1) система относительно устойчивых оценок общественной жизни, традиционных отношений к социаль-ным явлениям; 2) интеллектуальная реакция широких слоев общества на кон-кретное явление или событие. Общественное мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:
    - знаний социально значимых функций и эффектов здорового образа жиз-ни, влияния на человека физической культуры, закрепленных соответствующей базовой информацией в вице законодательных актов и учебных пособий, обоб-щенного и личного опыта, пропагандистских материалов;
    - впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информаци-онных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспек-ты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и пси-хологии.
    На включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов валеологии, здорового образа жизни во многом повлияла их пропа-ганда, направленная на различные группы населения. Особо важное и результа-тивное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры, а также включение их описания и анализа в учебные издания.
    Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуще-ствления здорового образа жизни видятся следующими.
    1. Комплексные и взаимокоординируемые научно-исследовательские раз-работки, которые включают:
    - обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;
    - выявление положительного социально-экономического и социокультур-ного эффекта здорового образа жизни;
    - активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;
    - валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.
    2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных посо-бий по валеологическо-му образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.
    3. Организация образовательно-пропагандистской кампании "Здоровый образ жизни и культура быта", включающей популяризцию разнообразной ва-леологической информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.
    4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ раз-вития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и актив-ному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоро-вительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.
    5. Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания.
    2. Компоненты валеологического образования в сохранении здо-ровья
    Двигательная активность и здоровье
    В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Здо-ровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью. Исходя из этого можно определить здоровье также и как состояние организма человека (его фи-зических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам.
    Для поддержания оптимальных физических и психических качеств (здоро-вья) необходима постоянная двигательная активность, которая прежде всего воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (об-разования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использования, выведе-ния из организма, разрушения) различных веществ. Преобладание первых ха-рактерно для активного периода жизни, в пожилом возрасте начинает преобла-дать диссимиляция. И к 70 годам, например, мускулатура человека, ведущего малоактивный образ жизни, может уменьшиться в объеме на 40%. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека су-тулым, а подчас изменяет весь облик. Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое, например, уменьшается печень.
    Недостаток движения - гипокинезия нередко приводит к ожирению. Со-временная медицина считает излишний вес серьезным нарушением обмена ве-ществ, которое влечет за собой весьма тяжкие последствия. От ожирения стра-дает нервная ткань, мозг, особенно у пожилых людей. Все это сопровождается функциональными нарушениями, снижающими выносливость и силовые каче-ства, возникает состояние гиподинамии. Почему это происходит?
    Некоторые ученые считали, что старческое увядание определяется изна-шиванием органов и тканей вследствие излишне высокой функциональной ак-тивности, полагая, что убывает какая-то жизненная субстанция, полученная при рождении, которую организм самостоятельно восстанавливать не может, Дру-гие исследователи говорили о какой-то неопределенной жизненной энергии, исчерпание которой подводит предельную черту жизненному циклу. Такую точку зрения в наши дни защищал канадский патофизиолог Ганс Селье. Каж-дый из нас, утверждал он, с рождения получает определенное количество «адаптационной энергии», расходование которой приближает к старости и смерти.
    Современная наука все более уверенно опровергает эти теории. Если функциональная активность неизбежно приводит к изнашиванию организма, то почему же люди, отдающие много сил и энергии спорту, физическим упражне-ниям, стареют медленнее тех, кто ведет малоподвижный образ жизни? Мы на-блюдаем очень часто людей, которые в 70 лет более бодры и здоровы, чем иные 50-летние.
    Дело в том, что организм животных и человека обладает физиологически-ми механизмами, которые обеспечивают восстановление и регенерацию затра-ченных сил (энергии) и телесных структур (клеток, органов, тканей). Движение регулирует изменения во всех органах и системах организма - происходит уси-ленный синтез нуклеиновых кислот и белков в протоплазме клеток. Но для того физические нагрузки должны быть достаточно велики. Так, для получения тре-нировочного эффекта академик Н. М. Амосов рекомендует здоровому человеку доводить частоту пульса во время ежедневных физических упражнений до 120-140 ударов в минуту, то есть вдвое больше нормы, в течение 10-30 мин.
    У пожилых людей, систематически занимающихся физическими упражне-ниями, мышечная масса растет почти так же, как у молодых, а процессы старе-ния резко замедляются. Дозированная, постоянно возрастающая в объеме фи-зическая нагрузка обязательно приводит к улучшению самочувствия, сна, памя-ти, повышению работоспособности.
    Спустя некоторое время после напряженной физической работы мышца накапливает определенное количество важного энергетического соединения - аденозинтрифосфорной кислоты. Со временем этот избыток вещества стано-вится постоянным уровнем, исходным для дальнейшего роста и накопления энергии. Упражняемый орган увеличивает свою массу и достигает более высо-кого структурного и функционального совершенства. При этом обновленная ткань лучше приспосабливается к новым внешним раздражителям, и орган, це-лостный организм более адекватно реагируют на любые изменения внешней среды, приспосабливаются к ним быстрее и с меньшими затратами энергии, медленнее и менее глубоко утомляются. В этой особенности живой материи сказывается ее приспособительная изменчивость, которая лежит в основе эво-люции и тренировки.
    При недостаточной физической нагрузке сердце человека слабеет, ухудша-ется функция нервных и эндокринных механизмов сосудистой регуляции, осо-бенно страдает кровообращение в области капилляров». Даже умеренная на-грузка оказывается непосильной для мышцы сердца, плохо обеспеченной ки-слородом. Опасной для здоровья и жизни может оказаться любая неблагопри-ятная обстановка, требующая возрастания активности сердца. Почти 3/4 случа-ев инфаркта миокарда происходит от незащищенности нетренированного серд-ца при эмоциональных и других функциональных нагрузках.
    При гипокинезии ухудшается и деятельность так называемого «перифери-ческого сердца» - поперечнополосатых (скелетных) мышц, которые при своем сокращении проталкивают кровь по сосудам, в том числе по артсриопам и ка-пиллярам тканей. Это, с одной стороны, улучшает снабжение органов и тканей кислородом и пищевыми веществами, а с другой - облегчает работу сердца, ко-торое очень тонко реагирует на воздействие внешней и внутренней среды. Труд, питание, эмоции - все это усиливает работу сердца. Если в состоянии по-коя оно выталкивает в крупные сосуды около 3-3,5 тыс. см3 крови за минуту, то во время интенсивных физических упражнений минутный объем крови дости-гает 20-30 тыс. см3.
    Сердце тренированного человека на повышенные физические нагрузки от-вечает более сильными сокращениями и относительно меньшим увеличением их частоты, при этом пульс довольно быстро (в течение нескольких минут) воз-вращается к исходному уровню.
    При физических упражнениях учащается дыхание, увеличивается его глу-бина. Если в покое человек делает за минуту 12- 16 вдохов-выдохов, то при на-грузке - до 30-40 и более. Человек обычно вдыхает в среднем 500 см3 воздуха, при полном глубоком дыхании объем можно увеличить до 3000-4000 см3. Эту величину называют жизненной емкостью легких, под влиянием регулярных за-нятий она заметно возрастает, достигая у спортсменов, особенно пловцов, гребцов, велосипедистов, лыжников 6000-7000 см3. В результате повышаются резервные возможности организма, его работоспособность.
    Во время физических упражнений увеличивается количество воздухе, про-ходящего через легкие за одну минуту. Если в покое оно равно 6-8 л, то при тя-желых нагрузках достигает 100-120 л. Тренированные люди удовлетворяют по-требность организма в кислороде за счет глубоких и ритмичных вдохов-выдохов, а не путем учащения поверхностного дыхания, которое менее эффек-тивно.
    Итак, физическая тренировка способствует сохранению здоровья, повыша-ет устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (инфекциям, радиации, колебаниям температуры, атмосферного давления, со-держания кислорода, а воздухе и др.), увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические на-грузки. Все это, в конечном счете, способствует высокой активности человека, удлинению его творческой жизни.
    Рациональное сбалансированное питание.
    В организме человека постоянно распадаются и восстанавливаются орга-нические вещества. Продукты распада выделяются через кишечник, почки, ко-жу и легкие. Одновременно происходит восстановление клеток органов, мышц и крови. Физические упражнения влияют на эти обменные процессы. Мы уже говорили, что, улучшая деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной сис-тем, скелетная мускулатура способствует переносу питательных веществ и ки-слорода к тканям организма вплоть до отдельных клеток. В конечном счете из-менения в тканях и органах зависят от характера питания человека и степени его двигательной активности. Стало быть, количество и качество потребляемой пищи необходимо приводить в соответствие с характером выполняемой про-фессиональной работы и общим объемом физических и умственных нагрузок человека. Такое питание, удовлетворяющее энергетическим и пластическим по-требностям организма, называется рациональным.
    Энергетическая ценность пищи измеряется в калориях. Большая калория - это количество тепла, необходимого для нагревания 1 литра воды на 1 градус. В тех же единицах выражаются и энергетические затраты человека. Чтобы вес взрослого человека оставался неизменным при сохранении нормального функ-ционального состояния, приток энергии в организм с пищей должен быть равен расходу энергии на определенную работу. В этом состоит основной принцип рационального питания, учитывающего климатические и сезонные условия, возраст и пол работающих. Но главным показателем энергообмена является ве-личина физической активности. При этом колебания в обмене веществ могут быть весьма значительными. Например, обменные процессы а энергично рабо-тающей скелетной мышце могут возрасти а 1000 раз по сравнению с мышцей, находящейся в покое.
    Даже при полном покое энергия расходуется на функционирование орга-низма - это так называемый основной обмен. Расход энергии в покое за t час равен примерно 1 килокалории на килограмм массы тела. В таком случае при массе тела 70 кг основной обмен за час составит 70 ккал, за сутки - 1680 ккал.
    При работе малой интенсивности, например на механизированных и авто-матизированных производствах, человек дополнительно расходует за день 1000-1200 ккал. Следовательно, за сутки расход энергии составит 2700-3000 ккал. Так, около 3000 ккал составляет суточный рацион питания советских кос-монавтов. При работе преимущественно умственного характера калорийность пищи может быть снижена до 2500 ккал, а при больших физических нагрузках увеличиваться до 4000-4500 ккал.
    Для ориентировки напомним, что за 15-20 мин утренней гимнастики рас-ходуется всего 50-70 ккал. На физкультпаузы, производственную гимнастику в течение рабочего дня затрачивается 40-60 ккал. Энерготраты на гимнастиче-ский комплекс в течение дня составляют 100-120 ккал.
    В настоящее время за счет чрезмерного потребления жиров и углеводов, главным образом кондитерских изделий и сладостей, калорийность суточного рациона человека увеличилась до 4000 и даже 11000 ккал. В то же время име-ются наблюдения, что снижение калорийности рациона до 2000 ккал и даже ниже приводит к улучшению многих функций организма при условии сбалан-сированности питания и достаточном содержании витаминов и микроэлемен-тов. Подтверждается это и при изучении питания долгожителей. Так, средняя калорийность рациона абхазцев, живущих 90 лет и больше, на протяжении многих лет равняется 2013 ккал.
    Растущий организм требует несколько больших количеств пищи, особенно белков и витаминов. Зимой и в холодных краях калорийность пищи может быть несколько повышена по сравнению с летним периодом или пребыванием в теп-лом климате.
    Превышение калорийности пищи по сравнению с физиологической нор-мой приводит к избыточному весу, а затем и к ожирению, когда на этой основе могут развиться некоторые патологические процессы - атеросклероз, некоторые эндокринные заболевания и др. Если человек съедает в день всего один лишний бутерброд с маслом (200 ккал), то через год это даст прибавку в 7 кг жира.
    В питании надо учитывать не только количество съеденной пищи, но и ее качественную характеристику. Это особенно важно для лиц среднего и пожило-го возраста как с целью профилактики ряда заболеваний, так и повышения ра-ботоспособности и психофизиологической активности.
    Вот почему основными элементами рационального питания являются сба-лансированность и правильный режим. Сбалансированным считается рацион, в котором обеспечивается оптимальное соотношение основных пищевых и био-логически активных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и мине-ральных элементов.


      Скачать полную версию - valeologija.rar [24.1 Kb] (cкачиваний: 24)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©