Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Идеи П.П. Блонского.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Идеи П.П. Блонского.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 29 01 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 18974 | печать
     (голосов: 2)

    Содержание

    Введение 3
    1. Краткая биография П.П. Блонского 4
    2. Философские и психологические идеи П.П. Блонского 5
    3. Педагогическая деятельность П.П. Блонского 7
    4. Обзор основных научных трудов П.П. Блонского 8
    5. Закат научного творчества П.П. Блонского 11
    9. Вклад П.П. Блонского в отечественную науку 12
    Заключение 14
    Список литературы 15

    Введение

    Блонский Павел Петрович – психолог и педагог. По окончании Москов-ского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. – профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую и преподаватель-скую работу в вузах и научных учреждениях Москвы (Университет Шанявско-го, Институт научной педагогики, Институт психологии и др.). Один из органи-заторов и руководителей Академии социального воспитания (впоследствии Академия коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской). Автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Дорево-люционные труды Блонского имели, главным образом, историко-философский и историко-педагогический характер. Педагогические взгляды Блонского отра-жены в работе “Задачи и методы народной школы” (1916): подчеркивалась не-обходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения к его личности. В первые послереволюционные го-ды главное место в деятельности Блонского занимало обоснование принципов перестройки педагогической науки с марксистских позиций и разработка основ трудовой политехнической школы. В работе “Трудовая школа” (1919) были сформулированы принципы, сохраняющие актуальность до настоящего време-ни: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содер-жания образования с современным состоянием науки, обязательная осмыслен-ность труда и др. Блонскому принадлежат также исследования проблем полово-го воспитания (“Очерк детской сексуальности”, 1935), нравственного воспита-ния и других педагогических проблем.
    Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с основными идеями и педагогическими теориями П. П. Блонского.

    1. Краткая биография П.П. Блонского
    Павел Петрович Блонский родился 14(26) мая 1884 года в Киеве, в семье мелкого чиновника. Хотя семья и не нуждалась, особого достатка в доме не бы-ло, и Блонский с ранних лет видел, как экономно тратят родители деньги, счи-тая каждую копейку. Вспоминая впоследствии это время, он отмечал, что именно детский опыт привел к формированию одной странной черты: относясь равнодушно к деньгам и часто не зная, сколько рублей у него осталось, он все-гда точно знал, сколько копеек у него в кармане, привыкнув считать именно их.
    С раннего детства он полюбил книги, которые погружали его в другой мир, загадочный и манящий. Способности Блонского сделали его одним из лучших учеников второй киевской классической гимназии, несмотря на то что он часто болел, особенно в младших классах. Интерес к учебе и желание полу-чить более фундаментальные знания привели его в Киевский университет. В 1902 году он поступил на историко-филологический факультет университета, который окончил в 1907 году, получив золотую медаль за сочинение «Пробле-ма реальности у Беркли».
    Студенческие годы Блонского совпали с революционным подъемом и первой, буржуазно-демократической революцией в России. Подхваченный вол-ной революционного подъема, молодой студент примкнул к партии социали-стов-революционеров, в деятельности которой принимал активное участие в 1903—1907 годах. Он трижды подвергался аресту и тюремному заключению. Хотя в идеологии этой партии Блонский впоследствии разочаровался (или, по крайней мере, так утверждал), все же дух революционных исканий оказал су-щественное влияние на формирование его характера. Членом партии он состоял совсем недолго: вступив в партию эсеров в мае 1917 года, уже в июне он де-монстративно покинул ее ряды.

    2. Философские и психологические идеи П.П. Блонского
    К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную дея-тельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлек-ся античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его люби-мым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал в качестве темы магистерской диссертации, видя в них основу всей современной идеалистиче-ской философии.
    После революции ученые степени были отменены, и диссертацию Блон-ский не защитил. Его книга «Философия Плотина» вышла в 1918 году. Круп-нейший философ-неоплатоник А. Лосев писал, что эта работа открыла наравне с книгами П. Флоренского эпоху нового понимания платонизма. Блонский час-то цитировал Плотина в своих лекциях вплоть до последних лет жизни.
    Не меньшее значение в его судьбе сыграло и знакомство с Челпановым. Блонский работал под его руководством в психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московском университете.
    Уже в зрелые годы Блонский писал о том, что, несмотря на то что он при-чинял своему учителю много хлопот и был «чем-то вроде блудного сына», тот не раз выручал его из самых затруднительных положений. За доброе отношение и участие Блонский был ему благодарен всю жизнь, хотя впоследствии они окончательно разошлись, прежде всего по политическим мотивам. Блонский, настаивавший на том, что психология должна быть перестроена на основе мар-ксизма, считал справедливым увольнение Челпанова из им же созданного Пси-хологического института.
    Первые годы жизни в Москве были для Блонского очень трудны прежде всего в материальном отношении. Поэтому, наряду с работой над магистерской диссертацией и посещениями (довольно редкими и нерегулярными) заседаний Московского психологического общества, он начинает педагогическую дея-тельность. Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве препо-давателя был в достаточной степени вынужденным, но эта деятельность давала необходимые средства к существованию, причем ему приходилось преподавать не только психологию, но и педагогику.
    По рекомендациям знакомых он получает уроки в нескольких московских гимназиях и в Елизаветинском институте. Сдав в 1913 году магистерские экза-мены, он становится приват-доцентом Московского университета, в это же время начинает работу в Университете им. А.Л. Шанявского, в котором были открыты педагогические курсы.
    Необходимость вести занятия по педагогике поставила перед Блонским задачу сформировать собственную программу курса. Эта дисциплина была для него новой, поэтому в этот курс он включил, естественно, элементы психологии и философии, стараясь преподать эти знания в доступной для учащихся форме. Лекции Блонского приобрели большую популярность, последовали новые при-глашения как в гимназии, так и на летние учительские курсы.
    Эта работа свела Блонского с новыми людьми, земскими педагогами, бескорыстно преданными своему делу. Стремление помочь им в нелегкой дея-тельности стимулировало поиск оригинальных педагогических идей, путей по-строения новой школы. Именно эти вопросы станут важнейшими для Блонско-го через несколько лет, в первые послереволюционные годы. Так постепенно из занятий, которые начинались только ради приработка, вырастал новый интерес, определивший всю дальнейшую деятельность ученого.

    3. Педагогическая деятельность П.П. Блонского
    Для построения новой школы, реорганизации учебных программ, разра-ботки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогиче-ские, но и психологические и философские знания, а сама эта работа рассмат-ривалась Блонским как продолжение его прежней агитационной и просвети-тельской работы. С его точки зрения, формирование новой школы являлось ос-новой развития нового общества.
    В этот период (1912—1916) появляются и первые статьи Блонского в пе-чати. Неудовлетворенность деятельностью Московского психологического об-щества и содержанием журнала «Вопросы философии и психологии», который он считал оторванным от действительности, схоластическим и ориентирован-ным преимущественно на идеалистическую и религиозную философию и пси-хологию, привела его к сотрудничеству как с педагогической, так и с публици-стической прессой.
    Его статьи появляются в журналах «Вестник просвещения» и «Вестник воспитания», в других периодических изданиях, а работы «Задачи и методы на-родной школы», «К методике преподавания педагогики», «О национальном воспитании» сделали имя ученого-педагога известным и популярным в среде учительства. Блонского выбирают председателем московского педагогического кружка, приглашают с лекциями в Петербург.
    Октябрьскую революцию Блонский принял сразу и безоговорочно, счи-тая, что она открывает дорогу в новое, справедливое общество, которое даст всем равные возможности для проявления способностей и талантов. Надо отме-тить, что в среде интеллигенции, и в частности учительства, преобладали иные взгляды. Так, в конце 1917 года большинство московских учителей объявили бойкот новой школе, считая, что революционные новации разрушают отечест-венную систему образования.
    Блонский страстно выступал за отказ от бойкота, что привело к разрыву с многими прежними знакомыми и коллегами. Он был вынужден выйти из Союза деятелей средней школы и редакции журнала «Новая школа». Тем не менее, вспоминая это время, Блонский писал: «Лишенный всех мест, без определенной перспективы заработка... я был полон энтузиазма и не сомневался в осуществ-лении новой школы». Эти ожидания оправдались: скоро появилась и новая ра-бота, и новые знакомые, поддержавшие его в стремлении к реформе школы.
    В 1922 году Блонский был привлечен Н.К. Крупской к составлению учеб-ных программ для школы. Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) оказала на Блонского большое влияние, во многом определила эволюцию его взглядов в направлении марксизма.
    В суровые годы гражданской войны Блонский активно работал, написал такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло свыше ста работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковались в США и Германии. По словам профессора Н.А. Рыбникова, «П.П. Блонский этого периода был наиболее читаемым авто-ром, с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педа-гог».

    4. Обзор основных научных трудов П.П. Блонского
    В 1920 году увидела свет книга «Реформа науки», оставшаяся ярким до-кументом бурного периода развития отечественной философии и психологии. Вся работа проникнута духом тотального отрицания отживших направлений в науке, многочисленных «атавизмов мысли», им свойственных. С особой непри-язнью Блонский пишет о философском идеализме, который, по его словам, яв-ляется «сплошным атавизмом мысли» и оказывается «в решительном противо-речии с обыкновенным здравым смыслом».
    Отвергнув идеалистическую философию, Блонский признал связанную с ней идеалистическую психологию «мифологической наукой» и призвал к ее коренной перестройке. На каких же основаниях собирался он реформировать современную ему психологию?
    Для того чтобы понять суть его позиции, следует представить себе рас-становку сил в психологии в первые послереволюционные годы. Прежде всего утратила господствующее положение философская умозрительная психология (Л.М. Лопатин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Н.Н. Лапшин и др.). Ее место на правом фланге заняла эмпирическая психология (Г.И. Челпанов, А.П. Нечаев, Ю.Ю. Португалов и др.), которая усиленно сопротивлялась материалистиче-ским тенденциям, используя более тонкие приемы борьбы, чем откровенная проповедь спиритуализма и мистики. Характерен переход Челпанова, который до революции своеобразно сочетал в себе черты психолога-метафизика и пси-холога-эмпирика, на позиции защиты эмпирической, и только эмпирической, психологии.
    В то же время естественнонаучное направление (В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер и др.) приступило к реализации программы построения психологи-ческой науки, которая сложилась внутри отдельных, связанных с ним научных школ.
    В этих условиях Блонский решительно переходит в лагерь естественно-научной психологии и стремится реформировать психологическую науку на основе принципов объективизма, близких концепции объективной психологии, позднее — психорефлексологии Бехтерева. В книге «Реформа науки» он про-возглашает свое понимание предмета психологии. «Научная психология, — пишет Блонский, — есть наука о поведении человека, то есть о движениях его как функциях некоторых переменных».
    Развивая идеи, высказанные в краткой форме в «Реформе науки», Блон-ский публикует в 1921 году «Очерк научной психологии». В этом труде утвер-ждаются принципы поведенческой, или объективной, психологии, ставшие ве-дущими для первого послереволюционного периода истории советской психо-логии. Многие положения, ставшие потом прочным достоянием советской пси-хологии, получили путевку в жизнь именно в этой книге. Блонский подробно повествует о предмете научной психологии и ее методах, дает общую характе-ристику поведения живых существ и человека, останавливается на социально-экономических основах человеческого поведения, на формах инстинктивно-эмоционального и рассудочного поведения.
    Еще в «Реформе науки» Блонский сформулировал важные тезисы: «На-учная психология есть социальная психология» и «Человек есть homo technicus». Поведение человека, утверждал он, «не может быть иным, как соци-альным», и, «с генетической точки зрения сопоставляя деятельность человека с деятельностью других животных, мы можем характеризовать деятельность че-ловека как деятельность такого животного, которое пользуется орудиями».
    Советская психологическая наука в 20-е годы черпала в трудах Блонского идеи, связанные с внедрением материалистического подхода к психологиче-ским явлениям, использованием объективных методов исследования, опорой на принципы генетического подхода к человеческому поведению, сближением психологии с жизнью и практическим переустройством общества.
    Весьма перспективным представлялось Блонскому направление исследо-ваний, связанное с комплексным подходом к развитию, который был характе-рен для педологии. «Как к живому источнику», он обращается к педологии, став одним из ведущих ее теоретиков. (Педологический период его творчества, согласно автобиографии, приходится на 1924—1928 годы.)
    В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится характеристике детских возрастов. В 20-е годы возрастная периодизация связы-валась им в основном с биологическими признаками (развитие зубов, эндок-ринных желез, состав крови и т.п.). Все разнообразные особенности поведения ребенка, образующие «возрастной симптомокомплекс», объяснялись процесса-ми увеличения количества материи (ростом массы организма).
    Блонский скоро осознал, что это малопродуктивный путь. Впоследствии он заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть ком-плексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков ха-рактеризует тот или иной признак». Блонскому импонировала свойственная пе-дологии идея целостного изучения ребенка.
    Тем не менее издержки широкомасштабной педологической практики были для него очевидны. Безуспешные попытки построить единые теоретиче-ские основания педологии (тем более что большинство практикующих педоло-гов в них, похоже, и не нуждались) привели его к разочарованию в этом науч-но-практическом направлении, причем задолго до того, как на него был нало-жен официальный запрет. Уже в 1928 году начался отход Блонского от педоло-гии. «Занятия педологией, — писал он в это время, — все больше и больше убеждают меня в поверхностности обычных педологических исследований. Стремясь углубить их, я все больше углубляюсь в психологию».


      Скачать полную версию - idei-p.p.-blonskogo.rar [18.18 Kb] (cкачиваний: 112)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©