Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Курсовая работа По предмету: «Основы международного бизнеса» На тему: «Лизинг. Тенденции и перспективы в России»
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    http://dosugufa.com - лучшие фото проституток. Идеальный отдых.

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Курсовая работа По предмету: «Основы международного бизнеса» На тему: «Лизинг. Тенденции и перспективы в России»
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 28 01 08 | Автор:Виталий | просмотров: 9335 | печать
     (голосов: 1)



    .: Интересное
  • Лизинговые операции.
  • Гражданско-правовое регулирование лизинга.
  • Кредитование во внешнеторговой деятельности.
  • Гражданское право1205.
  • Гражданское право (к.р).

  • История лизинга
    История арендных отношений насчитывает более 4000 лет. Первые договоры аренды историки нашли в шумерском городе Ур. Они были написаны на глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н.э. В основном древние шумеры арендовали сельскохозяйственный инвентарь. Но не только плуги были объектом аренды в древнем мире.
    Финикийцы успешно сдавали в аренду морские суда и в качестве дополнения предлагали свои команды. В Средние века пользовалась популярностью аренда рыцарских доспехов, купить которые мог далеко не каждый.
    Современный лизинг появился в середине XX века. В начале 1940-х годов продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Сегодня этого человека называют «отцом современного автолизинга». Первые лизинговые компании появились спустя десять лет - в середине 50-х годов XX века. В некоторых источниках содержится точная дата – 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга. Спустя десятилетия финансовая аренда стала чрезвычайно популярной в мире. Сегодня в развитых странах на долю лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.


    2.Определение и сущность лизинга
    Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.
    Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.
    В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).
    С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений по купле-продаже и отношений, связанных с временным использованием имущества. С точки зрения обязательственного права эти отношения могут быть реализованы с помощью двух видов договора: купли-продажи и лизинга (передачи имущества во временное пользование).
    В случае, если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества после окончания срока договора, то отношения по временному использованию переходят в отношения купли-продажи, только теперь между лизингодателем и пользователем имущества.
    Все этапы лизингового процесса тесно связаны между собой. Так, отношения по временному использованию имущества (договор лизинга) возникают только после реализации договора купли-продажи. Можно сказать, что в лизинговой сделке исполнение одного договора дает толчок к возникновению следующей сделки, а участники лизингового процесса тесно взаимодействуют между собой на разных этапах.
    На первом этапе изготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом пользователь имущества, юридически не участвуя в договоре купли-продажи, является активным участником этой сделки, выбирая оборудование и конкретного поставщика.
    Все технические вопросы реализации договора о купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки, гарантийные обязательства, порядок приемки и т.п.) решаются между изготовителем и лизингополучателем, на лизингодателя ложится обязанность финансового обеспечения сделки.
    На втором этапе покупатель имущества сдает его во временное пользование, выступая как лизингодатель. Однако отношения по второму договору не замыкаются между пользователем и лизингодателем. Продавец имущества, хотя и заключает договор купли-продажи с лизингодателем, несет ответственность за качество оборудования перед пользователем.
    Если оценивать важность и главенствующую роль отдельных составляющих комплекса лизинговых отношений, то определяющими, конечно же, являются отношения по передаче имущества во временное пользование. Отношениям по купле-продаже отводится второстепенная роль.
    Основные черты и особенности, присущие лизингу, состоят в следующем:
    1) преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю;
    2) продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;
    3) имущество непосредственно поставляется пользователю, минуя собственника, и принимается в эксплуатацию пользователем;
    4) пользователь имущества в случае обнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, а непосредственно продавцу , с которым никакими отношениями не связан;
    5) лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования , а специально для передачи его во временное пользование;
    6) весь срок договора лизинга имущество остается собственностью лизингодателя;
    7) собственник имущества за передачу его во временное пользование получает вознаграждение;
    8) пользователь имущества досрочно или после окончания срока договора имеет право на приобретение его в собственность.
    3.Виды лизинга и механизм лизинговых сделок
    Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются финансовый лизинг и оперативный лизинг, а критериями для такого разграничения служат срок использования оборудования и объем обязанностей лизингодателя.
    Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, так как для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга. В связи с этим при прочих равных условиях размеры лизинговых платежей в случае оперативного лизинга выше, чем при финансовом лизинге.
    Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию и страхованию ложится на лизингополучателя. Этот вид лизинга является наиболее распространенным и содержит в себе множество различных форм, которые получили самостоятельное название.
    По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на чистый и "мокрый" лизинг.
    Чистый лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя арендатор. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. Данный вид лизинга, как было указано выше, характерен для финансового лизинга.
    "Мокрый" лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. Кроме этих услуг, по желанию арендатора арендодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетингу и рекламе готовой продукции, поставке сырья и т.п. Можно сказать, что "мокрый" лизинг характерен для оперативного лизинга.
    Рынок лизинговых услуг в нашей стране еще не сложился, и практически нет лизинговых компаний, которые обеспечили бы качественное техническое обслуживание объектов лизинга. В связи с этим наиболее распространенным видом лизинга будет являться чистый лизинг.
    Прямой лизинг. В данном случае производитель оборудования самостоятельно сдает объект в лизинг. Тем самым поставщик и лизингодатель выступают в одном лице. Имеет место двухсторонняя сделка. В таком виде двухсторонние лизинговые сделки не нашли широкого распространения, так как при увеличении лизинговых операций производитель, как правило, создает свою лизинговую компанию.
    Возвратный лизин . Возвратный лизинг, являясь разновидностью двухсторонней лизинговой сделки, нашел более широкое применение. Его идея состоит в следующем. Предприятие ( будущий лизингополучатель ) имеет оборудование, но ему не хватает средств для производственной деятельности. Тогда это предприятие находит лизинговую компанию и продает ей свое имущество. В свою очередь, лизинговая компания сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, у предприятия появляются денежные средства, которые могут быть направлены, например, на пополнение оборотных средств. Причем договор составляется так, что после окончания срока его действия предприятие имеет право выкупа оборудования и тем самым восстанавливает на него право собственности.
    Этот вид лизинга в первую очередь должен заинтересовать предприятия, испытывающие трудности с финансовыми ресурсами. Таким предприятиям выгодно продать имущество лизинговой компании, одновременно заключить с ней лизинговый договор и продолжить пользоваться имуществом.
    Раздельный лизинг, или лизинг с дополнительным привлечением финансовых средств. Это наиболее сложная разновидность лизинга, так как она связана с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. Его отличительной чертой является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.
    Еще одной особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Заемщик-лизингодатель не является ответственным перед кредиторами за возврат ссуды, она погашается из сумм лизинговых платежей. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.
    Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество.
    На Западе более 85% лизинговых сделок построено на основе раздельного лизинга. По причине неразвитости лизингового бизнеса и финансовой слабости лизинговых компаний в нашей стране имеется хорошая почва для развития раздельного лизинга.
    Револьверный лизинг, или лизинг с последовательной заменой имущества. Потребность в таком виде лизинга может возникнуть, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование. В этих случаях в соответствии с условиями лизингового договора лизингополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга.
    Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название “сублизинг”.
    Использование сублизинговых сделок выгодно в целях технического перевооружения предприятий, входящих в холдинг, концерн и т.п. Например, головное предприятие не желает непосредственно кредитовать свои дочерние фирмы для покупки оборудования, так как не уверено в правильности расходования денежных средств. Тогда это головное предприятие создает лизинговую компанию, которая по заявкам заводов покупает требуемое оборудование и поставляет его заказчикам. В дальнейшем она следит за своевременностью поступления лизинговых платежей, аккумулирует их и перечисляет основному лизингодателю, осуществляет надзор за использованием оборудования, а при оговоренных в лизинговом соглашении случаях - техническое обслуживание.
    В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название “dabl dip”, используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Например, в начале 90-х годов по данной схеме было налажено приобретение самолетов для США через Великобританию. Эффективность данной сделки была связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в США - если лизингодатель имеет право владения.
    Лизинговая компания в Великобритании покупала самолеты и отдавала их в лизинг американской лизинговой компании, которая в свою очередь передавала их в лизинг местным авиакомпаниям. Часто лизинговые компании в налоговых целях открывают свои филиалы в местах с льготным налогообложением (оффшорных зонах).
    4. Объекты и субъекты лизинга
    Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества.
    В первую очередь интересен лизинг оборудования. Это подтверждается и зарубежной практикой, где на долю лизинга оборудования приходится основная часть всех лизинговых платежей.
    Субъектами лизинга являются:
    •собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;
    •пользователь имущества (лизингополучатель) - лицо, получающее имущество во временное пользование;
    •продавец имущества - лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.
    Лизингодателем может быть юридическое лицо , осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества , или гражданин , занимающийся предпринимательской деятельностью, не имеющими образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
    В качестве юридического лица могут выступать:
    •банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность (согласно закону “О банках и банковской деятельности в РФ”);
    •лизинговые компании - финансовые, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые, но и другие виды услуг, связанные с реализацией лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.;
    •любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая достаточное количество финансовых средств.
    Согласно постановлению Правительства России от 24.12.1994 г. № 1418, лизинговая деятельность требует лицензирования в Министерстве экономики России. Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 было утверждено "Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации". В нем определены порядок и условия выдачи лицензии, срок ее действия (максимум пять лет).
    Лицензию надо получать только для осуществления деятельности в области финансового лизинга. Лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственной деятельности. Лицензирование не касается банков, лизинговая деятельность которых предусмотрена законом “О банках и банковской деятельности в РФ”.
    Лизингополучателем может быть юридическое лицо в любой организационно правовой форме ,осуществляющее предпринимательскую деятельность, а также гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
    Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо, а также гражданин, продающий имущество, являющееся объектом лизинга.
    Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
    5.Заключение лизинговой сделки
    Основным документом лизинговой сделки является договор о лизинге. Он заключается между владельцем имущества и пользователем о предоставлении последнему во временное пользование для предпринимательской деятельности объекта лизинга.
    Типичный договор лизинга должен содержать следующие основные положения:
    1) предмет договора ;
    2) порядок поставки и приемки имущества ;
    3) права и обязанности сторон ;
    4) использование имущества , уход , ремонт и модификации ;
    5) страхование ;
    6) срок лизинга ;
    7) лизинговые платежи и штрафные санкции;
    8) ответственность сторон ;
    9) порядок разрешения споров ;
    10) условия досрочного расторжения договора ;
    11) действия сторон по завершении сделки ;
    12) прочие условия ;
    13) форс-мажор ;
    14) юридические адреса и банковские реквизиты.
    В предмете договора указывается имущество, которое будет куплено и передано пользователю во временное пользование, его стоимость, место и сроки поставки. Как правило, транспортные расходы по доставке имущества выделяются отдельной суммой, так как оплачиваются лизингополучателем. Здесь же упоминается, что поставщик уведомлен, для каких целей приобретается имущество. Также следует указать, участвовал ли лизингодатель в выборе имущества и поставщика.
    Обязательным условием договора лизинга является указание срока его действия, причем датой начала исчисления срока договора является дата приемки имущества лизингополучателем.
    В порядке поставки и приемки лизингового имущества отражается, какие стороны участвуют в приеме оборудования. Как правило, это поставщик, лизингодатель и лизингополучатель. В некоторых случаях лизингодатель может передать свои права по приемке оборудования лизингополучателю. Если необходимо, то составляется график приемо-сдаточных испытаний. Обязательно приводятся сроки принятия имущества.
    Приемка имущества оформляется актом о приемке, который подписывается всеми сторонами, участвующими в приемке. В акте удостоверяется, что поставленное имущество отвечает всем требованиям, записанным в заявке-наряде, что оно полностью укомплектовано, работоспособно и готово к использованию. С даты подписания акта-приемки начинается не только формальный отсчет срока договора о лизинге, с этой даты к лизингополучателю переходят все права как обычного покупателя (за исключением права собственности) и все риски.
    После подписания акта-приемки лизингодатель начинает выполнять свою основную функцию - оплачивает счета поставщика по договору о купле-продаже. Порядок оплаты определяется в договоре о купле-продаже. Как правило, лизингодатель делает предоплату поставщику в момент подписания договора о купле-продаже в размере 20% стоимости имущества, а остальную часть стоимости оплачивает после подписания акта-приемки.
    В случае обнаружения устранимых дефектов, которые не влияют на нормальное функционирование оборудования, лизингополучатель указывает их в акте о приемке и согласует с поставщиком сроки их устранения. Если поставщик не устранит неисправности в указанный в акте срок, то лизингодатель или в его лице лизингополучатель может потребовать замены объекта лизинга. Невыполнение поставщиком требований лизингодателя дает основание последнему расторгнуть договор о купле-продаже.
    При отказе лизингополучателя принять имущество из-за дефектов, исключающих его нормальное использование, делается соответствующая запись в акте-приемке . Кроме того, лизингополучатель должен в письменной форме поставить в известность лизингодателя об обнаруженных недостатках с подробным их описанием. Указанная рекламация дает лизингодателю право расторгнуть договор о купле-продаже или требовать замены имущества.
    Однако поставщик не является такой бесправной стороной, как это может показаться на первый взгляд. Если поставщик докажет, что лизингополучатель выдвинул неоправданные причины для расторжения договора о купле-продаже, то он вправе потребовать возмещения убытков за счет лизингополучателя.
    Если лизингополучатель, независимо от возможных причин, не произвел в указанные в договоре сроки приемку имущества, но заявил об отказе от приемки из-за наличия недостатков, имущество считается принятым.
    Подписание акта-приемки имущества является важным этапом лизинговой сделки. С этого момента лизингодатель освобождается от ответственности перед лизингополучателем за качество и пригодность имущества, гарантийные обязательства поставщика, ущерб, возникший в результате его использования, в том числе и третьим лицом, а риск случайной гибели, утраты, порчи, хищения имущества переходит к лизингополучателю.
    Все права лизингодателя по отношению к поставщику, связанные с возможностью напрямую предъявлять претензии по качеству имущества, его ремонту и гарантийному обслуживанию, переходят к лизингополучателю.
    В договоре о лизинге должно быть отражено положение, что право собственности на имущество в течение всего срока лизинга принадлежит лизингодателю. Лизингополучатель имеет исключительное право владения и пользования объектом лизинга. Доходы, полученные пользователем на лизинговом имуществе, принадлежат лизингополучателю. Без письменного согласия лизингодателя объект лизинга не может быть передан третьему лицу.
    Лизингополучатель должен использовать имущество только по прямому назначению и не имеет права вносить в него изменения и модификации. Желательно все действия, которые предполагает произвести над имуществом лизингополучатель, отразить в договоре о лизинге непосредственно или включить в него фразу по письменному согласию лизингодателя.
    Лизингодатель может передавать свои права по лизинговому договору полностью или частично третьему лицу без согласия лизингополучателя.
    В договоре может быть специальный раздел, где перечислены права и обязанности сторон. Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизинговых платежей. С указанием общей суммы. Эту сумму должен будет выплатить лизингополучатель, при этом устанавливается порядок, сроки, способ, форма периодических лизинговых платежей. Обычно в договоре приводится подробный график выплаты лизинговых платежей с конкретными суммами и датами выплат.
    В случае задержки выплаты лизинговых платежей в договоре должны быть предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков выплат периодических лизинговых платежей.
    В связи с неустойчивой политической и экономической обстановкой, почти с ежегодным пересмотром стоимости основных фондов в договоре лизинга должны присутствовать конкретные условия, из-за которых может быть пересмотрена общая сумма лизинговых платежей, а вместе с ней оставшиеся периодические лизинговые платежи.
    В отдельном разделе определяется порядок страхования имущества и те действия, которые должны быть предприняты при наступлении страхового случая. Как правило, все риски по доставке имущества несет лизингодатель, а все риски после подписания акта приемки принимает на себя лизингополучатель. Однако в договоре может быть предусмотрен иной порядок страхования.
    В лизинговом договоре обязательно должны присутствовать условия, при которых сделка может быть расторгнута досрочно как по инициативе лизингополучателя, так и лизингодателя.
    Основной причиной, по которой лизингополучатель может расторгнуть сделку, являются недостатки оборудования, обнаруженные при его приемке и исключающие его нормальное использование.
    У лизингодателя таких причин намного больше. Они могут быть разбиты на две группы:
    1) причины, по которым стороны освобождаются от выполнения договора о лизинге и не несут никакой материальной ответственности. В основном эти причины связаны с реализацией первого договора о купле-продаже, который был аннулирован еще до поставки имущества лизингополучателю, или с тем, что продавец оказался не в состоянии осуществить поставку;
    2) причины, которые связаны с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лизингополучателем. Ими могут быть: использование имущества не по назначению, невыполнение обязательств по выплате лизинговых платежей или погашение накопившейся задолженности по платежам и штрафам, ликвидация лизингополучателя.
    В данном случае лизингополучатель должен заплатить лизингодателю так называемую сумму закрытия сделки, которая включает:
    • невыплаченную сумму лизинговых платежей с пеней;
    •остаточную сумму имущества на момент окончания срока договора, если в нем предусмотрен выкуп имущества;
    • неустойку.
    В одном из последних разделов договора описываются действия сторон по завершению сделки в связи с истечением его срока. Возможны три варианта. Лизингополучатель:
    •возвращает имущество лизингодателю;
    •заключает новый договор лизинга;
    •приобретает имущество по остаточной стоимости.
    Как правило, в финансовом лизинге реализуется второй или третий варианты, так как лизингодатель совершенно не заинтересован в возврате имущества. Ему выгоднее заключить новый договор на льготных для лизингополучателя условиях или продать его ему за чисто символическую плату.
    6. Правовое обеспечение лизинга
    Надежное правовое обеспечение любой предпринимательской деятельности является залогом и гарантией успешного развития бизнеса. Напротив, правовая неопределенность отношений партнеров становится одной из причин, сдерживающих предпринимательскую инициативу.
    В нашей стране фактически до середины 1995 г. отсутствовали законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность. Судьбоносным для развития лизинга в России следует считать выход в свет постановления Правительства РФ от 29.06.95 г. №633, в котором сформулирована программа действий Правительства и Федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено "Временное положение о лизинге".
    Данное "Временное положение о лизинге" является первым нормативным документом, в котором приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. В первую очередь в этом постановлении дано определение лизинга, установлены объекты и субъекты лизинговой сделки. Временное положение регулирует договорные отношения, которые распространяются только на отношения, при которых имущество передается лизингополучателю на срок, равный или близкий к нормативному сроку службы имущества, т.е. оно распространяется только на операции финансового лизинга, в то время как оперативный лизинг, аренда, прокат регулируются действующим гражданским законодательством.
    Основные требования сделки по финансовому лизингу:
    1) право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
    2) лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
    3) лизинговое имущество приобретается у продавца только при условии передачи его в лизинг пользователю;
    4) сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества в ценах на момент сделки.
    Собственником имущества, переданного в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является лизингодатель, а лизингополучатель имеет право на выкуп этого имущества по истечении или до истечения срока договора.
    Для того чтобы воспользоваться возможностью ускоренной амортизации лизингового имущества, необходимо это указать в договоре, а также уведомить налоговые органы. Лизингодатель вправе использовать лизинговое имущество в качестве залога, если иное не предусмотрено договором лизинга.
    В разделе 2 "Временного положения о лизинге" сформулированы права и обязанности участников договора лизинга.
    Основные положения финансового лизинга:
    1) лизингополучатель имеет право использовать лизинговое имущество только на условиях, предусмотренных в договоре;
    2) с момента поставки лизингового имущества лизингополучателю к нему переходит право предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки имущества и в других случаях ненадлежащего выполнения договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем. Однако в случае, если выбор имущества осуществлялся лизингодателем по поручению лизингополучателя, то ответственность за качество лизингового имущества, как правило, несет лизингодатель;
    3)лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, его страхование, несет все расходы по содержанию лизингового имущества в рабочем состоянии, техническому обслуживанию и ремонту, если иное не предусмотрено договором лизинга;
    4)основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизингодателю лизинговых платежей. За неуплату или несвоевременную выплату лизинговых платежей в договоре должны быть предусмотрены штрафные санкции;
    Договор о лизинге может быть досрочно расторгнут, если одной из сторон были нарушены его условия.
    Единственным аспектом, расходящимся с общепринятой мировой практикой финансового лизинга, изложенного во "Временном положении о лизинге" является трактовка ответственности за риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества. В нем говорится, что этот риск берет на себя лизингодатель. Хотя и вносится дополнение, что договором может быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему лизингового имущества.
    Экономическая часть "Закона о лизинге" определяет порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период договора лизинга. Эта сумма должна включать:
    • полную (или близкую к ней) стоимость имущества;
    • плату лизингодателю за кредитные ресурсы, используемые им для приобретения имущества;
    • комиссионное вознаграждение лизингодателю;
    • возмещение страховки имущества, если оно было застраховано лизингодателем, и иных затрат лизингодателя, предусмотренных договором о лизинге.
    Следующим важным моментом в законодательном обеспечении лизинговой деятельности можно считать введение в действие с 1 марта 1996 года Гражданского кодекса РФ, в котором одним из видов договора об аренде является договор о финансовой аренде, т.е. договор о лизинге получил законодательное обеспечение.
    Анализ второй части Гражданского кодекса РФ показал, что особенности договора о лизинге, рассмотренные выше и основанные на общепринятой мировой практике, нашли отражение в российском гражданском праве.
    7. Основные преимущества лизинга
    Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгоду всем участникам договорных отношений.
    Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки.
    •Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск не возврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество.
    •Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.
    •Очень часто предприятию легче получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.
    •Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения средств от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.
    •Лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Как только оборудование достигло соответствующей производительности, предприятие получает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю.
    •Срок лизинга может быть значительно больше срока кредита.
    •При лизинге предусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной или остаточной стоимости по истечении срока договора лизинга.
    •Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа, а также и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
    •Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.
    • Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.
    • Наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя, дает ему возможность поделиться этими льготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.
    • Производитель имущества имеет дополнительные возможности сбыта своей продукции.
    Для объективности отметим ряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита.
    Однако положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а с введением налоговых льгот, предусмотренных в постановлении Правительства РФ от 29.06.95 №633, лизинговый бизнес стал еще более привлекательным. Введение налоговых и амортизационных льгот во всех странах приводило к бурному развитию лизингового бизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых налоговых льгот сразу приводило к уменьшению объема лизинговых операций.
    Реализация данного постановления привела к освобождению лизингодателя от уплаты налога на прибыль, полученную им от реализации договора о лизинге, и налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Использование всех предусмотренных налоговых льгот позволяет уменьшить общую величину лизинговых платежей и привлечь к лизингу более широкий круг потенциальных лизингополучателей. В частности, только освобождение лизинговых платежей от налога на добавленную стоимость позволяет уменьшить лизинговые платежи на 20%.
    8. Лизинг в России - тенденции и перспективы (данные за 2001г.)
    Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно.
    Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2005 года уже вошла в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто и железнодорожный транспорт.
    Структура и состав рынка лизинга
    Минувший год был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по его сегментам, так и по положению ведущих компаний в рейтинге.
    В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта.
    По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава. Так, в нашей компании заключенные договоры лизинга автотранспорта с января по май 2006 года составляют более 80% от общего количества реализованных сделок.
    Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы. Прежде всего это растущий спрос со стороны ОАО «РЖД», которое в 2003 году провело тендер на лизинг 1000 полувагонов. В 2004 году их число в этом тендере возросло до 4600, а в 2005 - до 7000. Это привело к значительному росту лизингового финансирования поставок подвижного состава. Фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта стал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет.
    Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту данного сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные участники рынка - «Русско-германская лизинговая компания», «Альфа-Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта.
    Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран. Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.
    Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей. Этот показатель представляет собой комплексную и фундаментальную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом деятельности за последние три - пять лет.
    В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей наиболее высокие позиции у компаний, имеющих длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр-Капитал», «КамАЗ» и «Пром связь лизинг». Второе место лизинговой компании «УРАЛСИБ», по-видимому, объясняется процессом консолидации одноименной финансовой группы, в ходе которой в одну лизинговую структуру были объединены «Регион Лизинг», «НИКОЙЛ-Лизинг» и «Капитал», что стало крупнейшим слиянием на российском рынке лизинга в минувшем году.
    Новые тенденции на рынке лизинга
    Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2005 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Парекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными.
    У новых компаний амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долл. США, «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд долл. США уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн долл. США. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.
    На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.
    Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей - у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.
    Новые лизинговые продукты
    Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2005 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок авто лизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес.
    Лизинг с полным набором услуг
    ( Full service leasing). Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции - приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю - берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты.
    Этот вид сделки пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы авто лизинга.
    Оперативный лизинг
    Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 году этот продукт появился в ассортименте лизинговых компаний. От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочные, чем договоры финансового лизинга. Оперативный лизинг имеет свою довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые два-три года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например в строительстве или сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в авто лизинге.
    В России сделки операционного лизинга оказались приравнены к обычной аренде и лишились налоговых преимуществ лизинга после принятия Федерального закона от 29.01.02 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».
    На практике сделки операционного лизинга в настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга передается лизингополучателю (обычно на срок более шести месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата предмета лизингодателю он передается другому лизингополучателю, но уже на условиях обычной аренды. По оценке Ассоциации «Рослизинг», в 2005 году объем сделок оперативного лизинга с автотранспортом составил не менее 30 млн долл. США (в 2003 году - только 300 тыс. долл. США). В 2003 году такие сделки заключали две компании, в 2005 - уже восемь. Это такие компании, как «Вольво Финанс Сервис Восток», «Глобус Лизинг» и «Балтийский лизинг». Рост объема сделок оперативного лизинга в условиях отсутствия налоговых льгот свидетельствует о высоком спросе на этот финансовый механизм.
    Возвратный лизинг
    Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний. В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду.
    Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.

    Лизинг для физических лиц
    Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета предмета лизинга и лизинговых платежей.
    Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обусловливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки.
    Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль, - это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя, чтобы погасить очередной лизинговый платеж.
    Перспективы лизинга для физических лиц выглядят оптимистично. В ряде стран Европы лизинг для частных лиц занимает значительную долю местных рынков лизинга. Так, в Германии на этот сегмент приходится 9,2% всего рынка лизинга, причем предметом подавляющего большинства сделок в этом сегменте становятся как раз автомобили. В России такой финансовый продукт может перетянуть на себя часть рынка авто кредитования, объем которого в 2005 году уже превысил 2 млрд долл. США.
    На российском рынке услуги лизинга для частных лиц предлагают пока немногие компании - «Столичная лизинговая компания», лизинговая компания «Свое дело», «Независимость Land Rover» и др.
    Лизинг недвижимости
    По мнению представителей ряда лизинговых компаний, сегодня начал развиваться лизинг недвижимости - коммерческой (офисы) и производственной (склады, цеха, терминалы).

    Перспективы лизингового рынка
    Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.
    Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.
    Лизинг - не просто техника(данные за 2002г).
    Сельское хозяйство остается самым труд затратным и капиталоемким и не только в России. Оно имеет длительный цикл окупаемости и поэтому нуждается в поддержке государства.
    Как и в большинстве государств мира - производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции - в России оказывается существенная поддержка внутреннему сельскохозяйственному рынку за счет федерального и региональных бюджетов.
    Одной из основных форм государственной поддержки АПК является лизинг сельскохозяйственной техники. Инвестиционной механизм лизинга - это мощный рычаг в деле ускорения процесса технического перевооружения отрасли, оснащения сельских товаропроизводителей современной высокопроизводительной техникой. Именно поэтому в течение двух последних лет была создана новая национальная система аграрного лизинга, которая сегодня эффективно работает, и здесь деятельность государственной агропромышленной лизинговой компании "Росагролизинг" является ключевой. Эта динамично развивающаяся структура уже сегодня объединяет вокруг себя финансово устойчивые, способные к развитию региональные лизинговые компании, передовые сельскохозяйственные предприятия, крупные агропромышленные и машиностроительные холдинги, заводы, банки и страховые компании.
    Такое объединение усилий всех участников федерального аграрного лизинга в сочетании с действующими региональными лизинговыми программами усиливает инвестиционные процессы в сельском хозяйстве, создает условия для привлечения новых стратегических инвесторов в агропромышленный комплекс России.
    Уставный капитал государственной агропромышленной лизинговой компании ОАО "Росагролизинг" формируется из средств федерального бюджета и на сегодняшний день составляет 9,3 млрд. рублей. В 2003-2004 годах капитал был увеличен еще на 5 млрд. (3 млрд. за счет дополнительных доходов бюджета в 2003 году и 2 млрд. из бюджета 2004 года), т.е. в итоге к середине 2004 года компания имела уставный капитал 14,3 млрд. руб.(данные на 2002гг.)
    Компания работает 2 года. За это время ОАО "Росагролизинг" закуплено и предоставлено в лизинг более 10 тысяч 228 единиц техники на сумму 10 миллиардов 800 миллионов рублей с учетом возвратных лизинговых платежей и отсрочек оплаты, предоставленных основными поставщиками техники.
    Необходимо отметить, что с целью снижения финансовой нагрузки на конечного лизингополучателя с марта 2003 года решением совета директоров ОАО "Росагролизинг" изменены условия федерального лизинга.
    Уменьшена процентная ставка за использование бюджетных средств, направленных в уставный капитал компании, с 7 до 4 процентов годовых, снижены авансовые платежи с 10 до 7 процентов. Срок лизинга комбайнов увеличен до 7 лет, тракторов - до 5 лет.
    Новые условия лизинга позволяют снизить в среднем на 40% ежегодную финансовую нагрузку на конечного сельхоз товаропроизводителя по сравнению с прежними условиями.
    Федеральный лизинг в агропромышленном комплексе РФ имеет свои четко очерченные отраслевые особенности.
    Во-первых, в соответствии с российским законодательством о защите отечественного товаропроизводителя ОАО "Росагролизинг" предоставляет в лизинг сельскохозяйственную технику только отечественного производства, перечень которой утвержден Министерством сельского хозяйства РФ. Исключение сделано законодателем в отношении племенной продукции, поставщиком которой может быть и зарубежная фирма.
    Во-вторых, цены на поставляемую технику также регулируются государством. Ценовая комиссия при Минсельхозе России ежегодно устанавливает предельные размеры отпускных цен на производимую машиностроительными заводами продукцию, которая предназначена для поставки по схеме федерального лизинга. Цены на поставляемую ОАО "Росагролизинг" сельскохозяйственную технику остаются постоянными, несмотря на сезонные повышения отпускных цен заводами-изготовителями. Объемы закупок техники ОАО "Росагролизинг" превышают 60 процентов от производственных планов заводов-изготовителей, что позволяет компании добиваться существенного снижения закупочных цен и поставлять технику сельхозтоваропроизводителям по ценам на 10 процентов и более (в зависимости от размера поставляемой партии) ниже цен, установленных ценовой комиссией Минсельхоза России и цен дилеров сельхозтехники.
    В-третьих, несмотря на то, что компания "Росагролизинг" осуществляет поставки сельскохозяйственной техники в 70 регионов России (а это практически вся страна), она не создает там собственных филиалов. Поставка в регионы осуществляется в основном через региональные лизинговые компании по схеме сублизинга (напрямую техника передается в лизинг только крупным агрофирмам и агрохолдингам). Такая схема позволяет исключить дополнительные непроизводственные затраты, с одной стороны, и способствует организационному развитию как самих региональных лизинговых компаний, так и лизинговой деятельности в целом по стране - с другой. Сегодня договоры федерального лизинга заключены компанией со 150 региональными лизинговыми компаниями из 70 регионов страны. Общая сумма заключенных договоров лизинга на сегодняшний день составляет более 14 миллиардов рублей. Технику, поставленную ОАО "Росагролизинг" в лизинг, эксплуатируют с пользой для себя и на благо всей России более 2000 сельских хозяйств различных форм собственности - конечных лизингополучателей. И с каждым годом число их растет.
    Мы уже говорили о росте инвестиционной привлекательности аграрного сектора России. В связи с этим хотелось бы отметить те позитивные факторы, которые, на наш взгляд, в дальнейшем будут определять инвестиционный климат в АПК.
    Во-первых, рост частных, в том числе иностранных, инвестиций в аграрный сектор (включая переработку) имеет явно выраженную положительную тенденцию. На рынке производства сельскохозяйственной продукции появились и успешно развиваются крупные агропромышленные холдинги, такие, как "РусАгро", "Агросхлебопродукт", "ТрансАгро", и другие.
    Во-вторых, и это очень важное качественное изменение, меняется менталитет людей, работающих на земле. Принцип работы ОАО "Росагролизинг" - возвратность, срочность, платность - становится нормой жизни сельхозтоваропроизводителей. Большинство из них поняли, что времена безвозмездного и бесхозяйственного раздаривания техники прошли и никогда не вернутся.
    В-третьих, российское сельскохозяйственное производство все больше приобретает черты замкнутого технологического производственного цикла (выращивание, хранение, переработка, продажа), конечной целью которого является получение готового продукта для потребления населением. Соответственно расширяется спектр машин и оборудования, заявки на приобретение в лизинг которых все в большем количестве поступают в "Росагролизинг".
    Конечно, существует целый ряд проблем, с которыми сталкивается в своей работе ОАО "Росагролизинг". Большинство из них не являются новыми для российского АПК: о них говорят, пишут, их пытаются решать. Но в решении проблем макроэкономического уровня, например, такой, как техническое перевооружение сельского хозяйства, определяющая роль остается за государством. Именно при его поддержке сегодня в рамках новой национальной системы аграрного лизинга в едином ключе работают и ОАО "Росагролизинг", и сельхозтоваропроизводители, и региональные лизинговые компании, и страховые компании, и машиностроительные заводы, и агропромышленные холдинги, решая задачу обеспечения продовольственной безопасности страны.
    Российский лизинг: золото регионов(данные за 2007г.)
    Набираем высоту: по итогам 2007 года объем российского рынка лизинга может увеличиться более чем в три раза.
    Новый бизнес лизинговых компаний России за 9 месяцев 2007 года достиг 25,8 млрд. долл., что в 3,2 раза выше аналогичного результата прошлого года.
    Если бы рынок показал такие результаты год назад, то по масштабам он вошел бы в пятерку крупнейших европейских рынков, уступив лишь Великобритании, Германии, Италии и Франции. Более 60 лизинговых компаний России уже сегодня перешагнули рубеж объема нового бизнеса в 1 млрд. рублей, а к концу 2007 года их количество может возрасти еще на треть. Инвесторов, как правило, интересуют именно компании, имеющие портфель от 1 млрд. руб. и выше. Поэтому мы ожидаем, что в следующем году лизинг станет одной из тех отраслей, где процессы слияний и поглощений будут протекать особенно активно.
    Новая элита: дорога к будущему лидерству на рынке лежит через региональную экспансию.
    Доля новых сделок, приходящихся на региональные филиалы, неуклонно растет: если за 9 месяцев прошлого года на них пришлось около 30% от общего числа сделок, то в этом году региональные сделки принесли уже 42% нового бизнеса. Кроме того, за первые три квартала 2007 года российскими лизинговыми компаниями было открыто более 60 филиалов и представительств. Для укрепления позиций на рынке компаниям необходимо идти в регионы: те, кто понял это уже сегодня, в будущем смогут воспользоваться созданным преимуществом, привлекая все новых и новых лизингополучателей.
    Нет денег – нет и филиалов: возможности для захвата регионов ограничиваются доступом к источникам финансирования.
    Процесс региональной экспансии требует значительных затрат на развитие филиальной сети. Мировой кризис ликвидности сказался и на лизинговом рынке: стоимость ресурсов возросла, в связи с чем многие лизинговые компании приостановили свои планы по продвижению в регионы. Нехватка "длинных" денег, а также дороговизна существующих, серьезно мешают многим лизингодателям реализовать имеющийся потенциал роста.
    По нашему мнению, в текущей ситуации меньше всего проблем с привлечением кредитных ресурсов наблюдается у трех групп лизингодателей. Первая группа – лизинговые компании, образованные при крупных банках, вторая группа – компании которыми владеют инвестиционные фонды, третья – государственные и квази государственные лизинговые компании. Именно у таких лизингодателей есть наибольшие шансы в ближайшем будущем стать безусловными лидерами рынка.
    Краткая методика исследования и рейтингов лизинговых компаний
    В данном исследовании приняли участие около 140 лизинговых компаний, оборот которых, по нашему мнению, составляет около 80% всего лизингового рынка. При расчете показателей объемов нового бизнеса, лизинговых платежей и текущего портфеля, а также других объемных показателей рынка, мы сделали корректировки в соответствии с этой предпосылкой.
    В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящегося на компании, чья деятельность ориентирована на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.
    Общий рэнкинг в исследовании был построен на основе объема нового бизнеса. Этот показатель является общепризнанным в мировой практике для определения положения лизинговой компании на рынке. Также в исследовании приведены рэнкинги компаний по показателям текущего лизингового портфеля, полученным платежам и профинансированным средствам.
    Мы хотим обратить Ваше внимание, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее:
    Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга)– это объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) – наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
    Объем профинансированных средств- средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы произведенные лизингодателем).
    Объем полученных лизинговых платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
    Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению)– объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.
    Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.
    Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.
    Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, и у них запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

    9. Финансовая недостаточность
    Сжатие ликвидности, наступившее осенью прошлого года, оказало на лизинговый бизнес в России неоднозначное влияние. C одной стороны, банки существенно сократили объемы кредитования клиентов (в том числе и лизинговых компаний) в связи с ограниченностью ресурсов. До наступления кризиса ликвидности сотрудничество лизингодателей с банками, как основными поставщиками долгосрочного фондирования, активно расширялось. По словам Дмитрия Горизонтова, Генерального директора ООО "Петербургская лизинговая компания", изменилось отношение банков к лизингодателям. "Ведущие банки все чаще предлагали свои продукты для лизинговых компаний. Даже перед менеджерами зависимых лизингодателей ставилась задача диверсификации пассивов. Здесь, очевидно, проявляется влияние двух факторов: с одной стороны, нужно как-то сохранять темпы роста и долю рынка силами отдельного банка, с другой - по-настоящему рыночный лизинговый бизнес должен иметь диверсифицированные пассивы", - отмечает он.
    С августа 2007 г. также достаточно заметной стала тенденция увеличения ставок. "Средний рост ставок


      Скачать полную версию - moskovskijj-institut-mezhdunarodnykh.zip [53.52 Kb] (cкачиваний: 38)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©