Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Игра в развитии ребенка.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Игра в развитии ребенка.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 18 12 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 5803 | печать
     (голосов: 1)



    .: Интересное
  • Игровая деятельность детей, 5 – 6 лет.
  • Деловые игры.
  • Игровые моменты.
  • Исторические предпосылки возникновения игры. Сущность и основные функции иг ...
  • Деловая игра.

  • ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение 3
    1. Моделирование социального поведения посредством игры 6
    1.1 Игра как моделирование социального поведения для маленьких детей 6
    1.2 Игры с символическими игрушками 8
    2. Многообразие детских игр и их роль в развитии ребенка 12
    2.1 Сказка – реальность детской игры 12
    2.2 Классификация игр 16
    2.3 Компьютерные игры, как современный способ обучения и развития детей 22
    Заключение 29
    Список использованных источников 31
    Введение

    Актуальность. Жизнь человека, его развитие, в процессе которого фор-мируются важнейшие психические свойства личности, невозможно предста-вить вне взаимодействия с другими людьми. Общение является одним из опре-деляющих условий развития растущего человека в личность: ни отдельный че-ловек, ни общество в целом не могут жить в изоляции. Игра является одним из важнейших условий моделирования социального поведения. Посредством игры люди познают сущность человеческих взаимоотношений, могут оценить свои личностные и профессиональные характеристики и т.д.
    Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с мате-риального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами, При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осу-ществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Это процесс отражает взаи-модействие ученика с познаваемым материалом. Так осуществляется связь ме-жду материальной и внешнеречевой формами действия и активизируется учеб-ная деятельность ребенка. Учебная задача – ключевой компонент учебной дея-тельности. При постановке учебной – дидактической задачи необходимо вы-полнение следующих требований: 1) дидактическая задача должна ориентиро-вать школьника на поиск нового способа действия, мотивировать их познава-тельную деятельность; 2) в процессе ее решения учащиеся должны осознать необходимость и рациональность нового знания. Перед проведением дидакти-ческой игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить пе-ред детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
    В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью исполь-зуются средства обратной связи с учеником. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обу-чения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команды, что способствует формиро-ванию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к де-тям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатление от игры. При помощи прове-дения дидактических игр с детьми достигается оптимальная реализация позна-вательного потенциала ребенка.
    Цель исследования – изучить роль игры в развитии ребенка.
    Задачи исследования:
    1. Проанализировать игру, как моделирования социального поведения для маленьких детей.
    2. Рассмотреть значение игры с символическими игрушками.
    3. Проанализировать сказку, как реальность детской игры.
    4. Выявить классификацию игр.
    Объект исследования – развитие ребенка. Предмет исследования – роль игры в развитии ребенка.
    Гипотеза – при грамотном использовании всех педагогических компо-нентов игровой деятельности, игра способствует развитию личности ребенка.
    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
    Теоретической основой данной работы послужили работы таких авто-ров, как: Белянкова Н., Макасер И.Л., Моторин В., Обухова Л.Ф., Смирнова Е.О. и других.

    1. Моделирование социального поведения посредством игры

    1.1 Игра как моделирование социального поведения
    для маленьких детей

    Игра является парадоксальным поведением. Исследования уже известно-го, тренировки в уже освоенном, дружеская агрессивность, волнение без пово-да, социальное поведение, не определенное специфической общей деятельно-стью или социальной структурой, притворство не ради обмана – все это игра.
    Й. Хейзинга игру сопоставляет с ритуалом, культом, карнавалом, празд-ником, спортом, даже философским дискурсом. Но в чем тогда специфика игры и ее отличие от названных видов деятельности и занятий? «С внешней стороны, - пишет Е.О. Смир¬нова, - с признаками игры трудно не согласиться. Да, игра - это свободная деятельность, она не диктуется необходимостью. Да, это выход за рамки повседневной жизни, «перерыв повседневности». Игра носит незаин-тере¬сованный, неутилитарный характер. Игра имеет свой хронотоп - свое про-стран¬ство-время, она обособлена от неигрового пространства. Игра также име-ет свои правила. Игровое сообщество образует свой мир, которому и подчиня-ется, а нарушитель изгоняется из этого мира. Все это так, но это ли игрообра-зующие признаки? Они ли конституируют игру? Означают ли эти признаки, что всякая свободная деятельность тогда - игра? Что всякое незаинтересованное действие - игра. Игра - это излишество? Или она необходима человеку? Само-стоятельный хронотоп у игры - тоже вто¬ричный признак. У всякой деятельно-сти - свой хронотоп, свои правила и нормы. И всякая деятельность может быть и забавой, и серьезным делом... все упирается в некую особую онтологию не только игры, но и человека вообще. И уже в рамках этой онтологии можно пы-таться строить онтологию игры».
    С соображениями Смирнова трудно не согласиться, но и признаки игры, выделенные Хейзинги, существенны. Можно согласиться и с другими утвер-ждениями Смирнова, например, о том, что «игра выступает не просто как не-фантазия, а самая что ни на есть реальная действительность, которая заключа-ется в постоянной прак¬тике порождения новых миров», что «игра должна быть понята из самой себя, а не приравнена к какой-либо форме жизни», что «в игре происходит выход, экстазис из вещного, видимого мира в мир знаков-символов, метафор, и через него - в мир культуры» .
    И все же мы не можем принять рассуждения об игре Хейзинги или, ска-жем. Смирнова, принимая одновременно как интересные предположения выде-ленные ими сущностные характеристики игры.
    По нашему мнению, игра как объект изучения размещена в пространстве, координаты ко¬торого задаются психологией, социологией, культурологией и семиотикой. Метод изучения - псевдогенетическая реконструкция, то есть по-следовательное воссоздание в мысли все более сложных, генетически связан-ных форм и структур игры. При этом движение во времени онтогенеза (или фи-логенетические аналогии) являются не более как удобным исследовательским приемом.
    Родители часто наблюдают и пытаются понять, что происходит, когда их маленький сын снова и снова выкидывает из коляски или манежа игрушку и страшно радуется и заливается смехом, видя, как, мама или папа приносят иг-рушку назад. Так же казалось бесконечно, но реально пока не надоест, малень-кие дети могут лепить и тут же разрушать песочные куличики. Первый вопрос, который здесь возникает, какой смысл для ребенка имеют эти самые первые игры (к ним также можно отнести игру с погремушками, звуковые игры - гу-канье и создание различных звукосочетаний, игры с красками, кубиками, пира-мидкой и т.п.). Как маленький ребенок, не понимая, что такое игра, играет? Или, может быть, это еще не игра, но тогда что это такое? Задумаемся, что та-кое маленький ребенок. Существо, все желания которого удовлетворяются - его кормят, моют, одевают, укрывают и т.д. То есть кажется, что ребенок предель-но свободен: что захотел - тут же получил. Но кто обусловливает желания ре-бенка и культурную форму их осу¬ществления? Естественно, не сам ребенок, а его родители. Если, например, желание пить (есть) или спать еще можно счи-тать натуральными, то уже форма и характер реализации этих желаний опреде-ляются родителями, и поэтому даже такие желания нельзя считать натураль-ными (заданными только биологической природой). Тем более, если речь идет о том, что ребенку запрещают: все брать в рот, скандалить, бить родителей, ло-мать вещи и т.д. В результате получается, что в силу культурной обусловленно-сти всех желаний и способов их осуществления маленький ребенок совершенно несвободен, он не может действовать сам без помощи, влияния и контроля со стороны родителей.
    Тем не менее, ребенок все же получает свободу - в игре. Это единствен-ная область его жизни, где он может делать то, что сам хочет, и даже иногда перевернуть обычные отношения. Если обычно мать или отец подходят к ре-бенку по независимым от него или вообще непонятным причинам, то, выкиды-вая игрушку (сначала, очевидно, случайно), он вдруг понимает, что может сам управлять действиями ро¬дителей. Выкидывание игрушки как по волшебству влечет за собой появление матери или отца, а также самой игрушки. Эффект двойной: ребенок начинает управлять ро¬дителями, впервые действительно об-ретая свободу (естественно, пока очень огра¬ниченную), и его действие изменя-ет мир - создает новое событие - задуманное возвращение матери или отца и игрушки. Важно и то, что новый мир (событие) интересен и значим для ребен-ка .
    Аналогично, строя и разрушая песочные куличики, ребенок сам создает ин¬тересный для него, значимый мир: вот только что была только формочка, и вдруг непонятно откуда появился куличек. Вот куличек, а вот его уже нет. По-добно джинну, маленький ребенок по мановению руки рождает и разрушает «песочные дворцы». То, что для взрослого человека понятно и объяснимо, для маленького ребенка - настоящее чудо. Из ничего рождается нечто, нечто не-ожиданно исчезает с ничто. И все это сам делает ребенок, на полной свободе.
    Аналогично маленький ребенок играет в звуки, рождая с их помощью ин-тересный звуковой мир и события; играет в краски и линии, создавая из них ви-зуальные миры; играет в предметы, ломая их. Играет, действительно, до тех пор пока не устанет или же порождаемые в игре миры и события становятся хорошо узнаваемыми и поэтому менее интересными.
    Может возникнуть вопрос, в какой мере желание маленького ребенка иг-рать является его естественной потребностью? Со всей определенностью нужно сказать: игра - это артефакт, взрослый не только подталкивает ребенка к игре, но и сам с увлечением играет в нее с ребенком. Без умиленных возгласов роди-телей – «Ах какой ты безобразник!», «А мы снова принесем тебе зайчика», и т.д., без родительских эмоциональных жестов и артикуляций на события игры, последняя никогда бы не приобрела для ребенка того значения, которое имеет уже в раннем возрасте .
    Общение с родителями приводит к тому, что игра вскоре становится на-стоящей потребностью маленького ребенка, но не в силу того, что созрела как натуральная потребность, а потому что взрослый предоставляет ребенку свобо-ду, акцентирует его внимание на неожиданных эффектах игры, означивает ос-новные ее события, постоянно общается с ним по поводу игры. Игра - одно из условий общения с родителями, и ребенок быстро это усваивает.

    1.2 Игры с символическими игрушками

    Вероятно, каждый наблюдал или когда-то сам делал что-то подобное, как маленький ребенок, оседлав обычную палку и звонко заржав, мчится по дорож-ке. Понимает ли ребенок, что палка, на которой он скачет, не лошадь? Конечно, понимает, и тем не менее для него в игре это самая настоящая лошадка. Соот-вет¬ственно в этот период ребенок может нарисовать красное солнце с расстав-ленными, как пятерня, лучами и дальше пуститься в настоящее путешествие.
    Понятно, что с появлением «символических игрушек», изображающих или обозна¬чающих какие-то другие предметы или события (моделирующие ре-альную действительность), возможности игры существенно расширяются. Но не только за счет самих символических предметов, а потому что они как собы-тийные «опоры» помогают выстраивать целый мир - особые игровые реально-сти. Если палочка - это лошадка, то она может скакать, на ней можно ехать, она ест, пьет, ржет и т.п. Аналогично, нарисованное солнце греет, слепит глазки, ходит по небу, вечером ложится спать. С помощью символических игрушек, высту¬пающих в игре как предметные опоры, ребенок строит сложный мир, с интересными событиями, которые он проживает и переживает.
    С семантической и психологической точки зрения здесь важно объяснить, во-первых, как складываются символические предметы, во-вторых, какую роль в этом периоде выполняет игра. В формировании символических предметов можно выделить два этапа. На первом ребенок научается замещать какой-то предмет знаком-моделью или знаком-символом, например, солнце - красным кругом с лучами, а лошадь - рисунком лошади или палочкой (о различии зна-ков-моделей и знаков-символов смотри). На втором этапе знак, обозначающий предмет, начинает использоваться не только в своей непосредственной функ-ции знака, но и как самостоятельный предмет - нарисованное солнце или па-лочка-лошадка. Необходимое условие этого - возможность (именно с помощью знаков) представить один предмет как другой (в форме другого). Например, чтобы начать действовать с палочкой как лошадкой, ребенок должен предста-вить эту палочку в виде соответствующей лошадки (по¬местить палочку между ног, представить свой бег в качестве движения лошадки, себя вообразить сидя-щим на лошадиной спине, своим голосом имитировать ржание и т.п.).
    Хотя нарисованное солнце отличается от настоящего, а палочка (лошад-ка) от реальной лошади, в игре для ребенка нарисованное солнце - настоящее солнце, а палочка - настоящая лошадь. Поэтому ребенок и действует с ними по-настоящему: скачет, ходит по небу, ложится спать. В логическом плане нужно говорить несколько иначе: рядом с одним классом предметов (реальные солнце и лошади) складывается еще один, символический - рисуночное солнце, палоч-ка-лошадь. Заме¬тим, что с культурологической точки зрения вce предметы яв-ляются символическими, даже реальные лошади и солнце. Изобретение знаков приводит к тому, что обо¬значаемые (изображаемые) с их помощью предметы начинают осознаваться и пониматься иначе, поскольку принимают на себя со-ответствующие знаковые зна¬чения и смыслы.
    Что же касается функций игры, то, с одной стороны, сохраняются две ис-ходные функции предыдущего этапа (игра вводит ребенка в интересный, зна-чимый мир и позволяет ему реализовать свою свободу), с другой - складывает-ся новая функция - ребенок учится жить в символическом мире, его события-ми . Для этого периода характерно, что ребенок все больше интересуется ми-ром взрослых, постепенно осознавая невозможность (за исключением узкой контролируемой взрослыми об¬ласти) непосредственного в нем участия. В ре-зультате возникают желания (делать, что делают взрослые и родители), кото-рые не могут быть прямо осуществлены; в социально-психологической литера-туре такие желания называют «блокированными». Вторая проблема этого пе-риода - необходимость упорядочить и освоить все уве¬личивающийся поток символической информации: ребенку читают книжки, он смотрит телевизор, ему рассказывают, он видит что-то сам. В поле его сознания входят новые классы предметов, событий и ситуаций, они появляются часто внезапно и не-упорядоченно. Даже запомнить эту информацию невозможно, если она не ор-ганизована, не пропущена через сознание и деятельность ребенка. Иначе гово-ря, возникает проблема организации и упорядочения предметного мира, обсту-пающего ребенка со всех сторон. При этом не должно быть иллюзий по поводу того, что поступающий ребенка мир - это всего лишь мир книг, сказок, телеви-дения. Дело в том, что для современного человека символический предмет, как правило, даже более реален, чем обычная вещь. Например, «Микки маус» для современного ребенка более реальна, чем живая мышь, которую он редко когда увидит. Овладевая символическими предметами, упорядочивая их, ребенок ос-ваивает и важнейшую культурную функцию - учится жить в символических мирах. Для нас совершенно естественно, когда мы читаем книгу или разговари-ваем, или смотрим фильм, жить символическими событиями, а не теми, в кото-рых мы пребываем непосредственно. Например, мы сидим на диване в своей квартире, смотрим телевизор, но проживаем и переживаем то, что происходит на луне или в будущем, или в далеком прошлом. Аналогично, чтобы скакать на палочке-лошадке, ребенок должен научиться жить в мире, где есть лошади и он может на них ездить. Для этого он должен не только, так сказать, оживить с помощью знаков (языка) определенные предметы, действия или ситуации, но и воссоздать на их основе полноценный мир.
    Выводы по главе:
    1. Детская игра выполняет функцию исследования окружающего про-странства. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияю-щее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется имен-но через игру.
    2. Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вна-чале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследо-ванию, содержание и развитие игрового сюжета, что также представляет собой интереснейший предмет для детского изучения.

    2. Многообразие детских игр и их роль в развитии ребенка

    2.1 Сказка - реальность детской игры

    Многие проблемы ребенок решает с помощью игры и сказки (мультики, ужастики и т.п. - все это современные эквиваленты волшебной сказки). На пер-вый взгляд кажется непонятным, почему мы так пичкаем ребенка игрой и сказ-кой, заполняя ими все его свободное время. Ведь игра и волшебная сказка, ка-жется, уводят ребенка от обычной жизни, внушают ему веру в иррациональные отношения. Чтобы в этом разобраться, рассмотрим простой пример - всем из-вестную сказку о Красной шапочке и волке.
    Что узнает ребенок из этой сказки? Есть волки, их следует бояться. Нель-зя быть слишком доверчивым с незнакомцами. Что ребенок переживает и чему он учится? С помощью взрослого он переживает коварство и обман, исчезнове-ние бабушки и Красной шапочки в животе волка и их неожиданное избавление (кстати, старая игра в куличики). Учится ребенок культурным эмоциям и сопе-реживанию. Фактически он сначала осваивает сказочные события, а затем уже - реальные. В сказке ребенок за¬щищен, ведь ее события условны. Одновременно он может вновь и вновь с интересом, а затем и легким страхом, подсказанным сюжетом и взрослыми, ожидать, например, появление страшного, коварного волка, его кошмарных поступков по отношению к Красной шапочке и ее ба-бушке. Конечно, и жизнь учит эмоциям: в частности, исклю¬чительно важны опыт общения с другими людьми, страдания, радости жизни и т.п. Но и здесь, чтобы обогатить эмоциональную палитру, человек должен специально предста-вить, отрефлектировать свой жизненный опыт, например, в схемах и образах искусства. Короче говоря, в сказке, играя и обучаясь, ребенок учится полно-ценно жить в символических реальностях. Последнее же крайне важно для раз-вития ребенка.
    Но почему дети так переживают сказку, что им за дело до старухи, бабы-яги с одним зубом, которая сидит на печи на девятом кирпичи? Она их не тро-гает, и они ее не могут увидеть воочию. Но так ли это на самом деле? А.Бритиков, например, сближает сказку и народный фольклор с фантазией, да-же научной. Не менее эффективно сравнивать сказку со сновидением. И это не случайно. Человек, говорит Б.Бурсов вслед за философами - един; психологи же со своей стороны показывают, что из психической (душевной) жизни, как из песни, нельзя выкинуть ни одного «слова» - ни фантазий, ни сновидений, ни игровых или худо¬жественных переживаний, ни общения - все они выполняют важные, и в частности, защитные функции.
    Психологические исследования показывают, что к фантазиям, сновиде-ниям, художественным переживаниям, облегчающим душу, ведут определен-ные ситуации в жизни, в которых человек не может по ряду причин (отсутствие условий, противоре¬чивые, взаимоисключающие желания, альтернативные дей-ствия) проявить свою активность, осуществить важные для его жизни цели и устремления. В результате его активность (биологическая и психическая) бло-кируется. Приоста¬новка процессов, направленных на осуществление жизненно важных желаний и целей, вызывает у человека скрытые, как правило, не осоз-наваемые им напряженные состояния, обусловленные блокированными про-граммами действий и установками на ожидавшиеся события. Во сне, общении, фантазии, при восприятии произведений искусств, а также в игре, когда чело-век перестает действовать и, кроме того, огражден от наплыва очередных собы-тий и впечатлений, эти программы и установки, подобно сжатой пружине, за-ставляют работать психику человека, изживать не¬реализованные события. Здесь можно сослаться на Л.С.Выготского, который трактовал игру как «царст-во произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования в плане чистых значений и смыслов создаются «мнимые ситуации» и происходит «ил-люзорная реализация нереализуемых желаний».
    А как при этом работает психика? Из какого материала и по каким зако-нам она строит предметы, события, ситуации? Во сне и фантазии единственный материал, который в распоряжении психики, - уже прожитый опыт человека, единственный за¬кон - необходимость прожить то, что не осуществилось. В ис-кусстве первоочередную роль играет текст произведения и потребность эстети-чески освоить мир, пре¬образовать его по законам эстетического идеала .
    Чем, однако, объяснить, что в определенной реальности человек все так живо, непосредственно переживает? Дело в том, что любой переживаемый мир (и вещный, предметный и символический - мир произведения искусств, игры, общения, сновиде¬ний) погружает человека в среду, где все события восприни-маются им как «ес¬тественные», как происходящие или с ним самим, или в ок-ружающем его прост¬ранстве. Находясь в определенной реальности, человек не-вольно, однако искренне, обманывается (причем осознание возникшей иллюзии только усиливает полноту жизни).
    В своих воспоминаниях художник Петров-Водкин рассказывает, как был открыт его талант. В школе он рисовал плохо, но однажды на уроке рисования от нечего делать заштриховал часть листа бумаги. Случайно увидев его работу, учитель взял лист и, отойдя подальше к доске, спросил: «Дети, что это такое?» - «Дырка», - по¬следовал уверенный ответ. Учитель сделал несколько шагов впе-ред, и дети пора¬зились - они увидали: это лишь штриховка, создающая, однако, полную иллюзию, что бумага порвана в одном месте. Что пережили и поняли в этот миг дети? Восхищение от «искусства» (мастерства) их товарища, создав-шего настоящий предмет - дыру в бумаге с помощью грифеля. Удивление, что «предмет», созданный карандашом, может быть столь реальным, настоящим. Недоумение - как возможно такое чудо? Опять восхищение и т.п.
    Этот случай помогает понять, что происходит в любой реальности. Чело-век невольно поддается иллюзии (встречается с предметом), в той или иной ме-ре обнаруживает свое заблуждение (понимает иллюзорность, мнимость пред-мета), восхищается тем, что столь убедительная иллюзия создана человеком как бы из ничего, и снова отдается иллюзии (переживает предмет).
    Получается, что различные явления символической жизни человека - фантазии, художественные переживания, игра, общение и другие - это построе-ние на основе пережитого опыта человека и соответствующих текстов особых реальностей. Такие реальности позволяют человеку, во-первых, прожить, но в иной форме ситуации и события, которые он не может осуществить в обычной жизни, во-вторых (особенно в случае науки и искусства), программировать в себе нужные (человеку и обществу) состояния и переживания (например, эсте-тические и познавательные). Первый мо¬мент, вероятно, испытали на себе, часто не замечая того, многие люди. Действительно, музыка, как и хорошие стихи, помогают нам справиться с плохим настроением (оно как бы улетучивается), изжить горе или радость. Общение с друзьями или близкими часто освобождает нас от мучительных вопросов, желаний, снимает напряжение и т.п. А ребенок, слушая сказку, не только входит в интересный, волнующий его идеальный мир, но и получает возможность пережить в нем, притом вполне реально, то, что он по самым разным причинам не может прожить в обычной жизни. И не только. Волшебная сказка как особый вид символических игр упорядочивает предмет-ный мир, с которым постепенно знакомится ребенок (волк коварный, лиса хит-рая, слон добрый, солнце ласковое, волк может съесть, лиса обмануть и обхит-рить, солнце согреть и т.д.). Именно сказка и, кстати, игра во взрослых (в «доч-ки-матери», «хозяйство», «работу» и т.д.) позволяет ребенку изжить и пережить блокированные желания. В сказках Биссета автобус и другие машины и вещи такие же герои, как животные в народных сказках. Действительно, в современ-ном мире машины выглядят для ребенка как живые существа, с которыми ин-тересно общаться, читая Биссета, ребенку легче понять, почему машины ездят, пьют бензин, гудят, возят людей. Играя в дочки-матери, девочки реализуют свое желание побыть матерью, естественно, что при этом жизнь матери мифо-логизируется (объясняется не рационально, а по-детски), но никак иначе пока ребенок не может побывать во взрослой роли, освоить ее .
    Подчеркнем еще раз: нельзя переоценить роль игр и волшебной сказки в формировании способностей жить в символическом мире. Собственно говоря, это настоящая школа, где такие способности складываются. Очевидно, игра - это способ детского освоения, познания мира, она вовсе не условна, а, напро-тив, неотличима от других «серьезных» занятий ребенка - еды, общения с роди-телями и т.д. Позднее и ребенок начинает различать игру и не-игру и, соответ-ственно, два слоя действи¬тельности - реальных отношений (событий) и игро-вых. Этот феномен во многом сходен с образованием у ребенка художествен-ной условности и реальности. Эффек¬тивность искусства и игры в этой взаимо-исключающей одновременности: рисунок (игра) - это только рисунок (игра) и больше ничего, но рисунок (игра) – это полноценный предмет, событие, искус-но созданные человеком (во всяком случае, переживаются они вполне полно-ценно).


      Скачать полную версию - igra-v-razvitii-rebenka.rar [35.84 Kb] (cкачиваний: 23)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©