Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Культура и философия.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Культура и философия.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 21 09 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 4493 | печать
     (голосов: 0)

    Оглавление

    1. Культура как объект философского анализа.
    Культура и цивилизация…………………………………………………...3
    2. «Христианский социализм» С.Н. Булгакова.
    За что Булгаков критикует большевизм?....................................................7
    3. Тест на размышление……………………………………………………..12
    Список литературы………………………………………………………….13

    1. Культура как объект философского анализа. Культура и цивилизация

    Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает:
    - возделывание;
    - обработку;
    - воспитание;
    - поклонение и т.д. [2, c.58].
    Другими словами, изначально это было многозначное понятие. До эпохи Просвещения понятие культура выступало конкретно–функционально:
    - культура поведения;
    - культура возделывания почвы;
    - приобретение знаний и т.д.
    И только начиная с XVII века категория «культура» приобретает самостоятельный статус. При этом следует заметить, что культура изучается разными науками (история, археология, этнография, социология и т.д.). Однако особенность философского подхода к культуре заключается в стремлении осознать культуру с точки зрения сущности и целого.
    Что же такое культура с точки зрения сущности?
    Эта категория относится к числу фундаментальных. Ее часто определяют как «вторую природу» (весьма широкое понятие) – эта традиция идет из античности, что достаточно справедливо, поскольку культура – процесс преодоления человеком природы и себя как природного существа. Начав создавать свой мир, человек сделал первый шаг к разрыву с природой. Следует также заметить, что культура конкретна (на разных этапах исторического процесса создается свой тип культуры) и неоднородна (она включает ряд структурных образований – культурных зон, типа городская – деревенская, народная – официальная и т.д.). К тому же любая культурная эпоха – это спектр тенденций, стилей, традиций, проблем [1, c.48].
    Не так много категорий в философии, которые, с одной стороны, были бы ясны и очевидны, широко использованы, а с другой, сложны для сущностного глубинного понимания.
    Пытаясь ответить на вопрос: «Что такое культура?» (т.е. определить сущность культуры), можно заметить следующее: культура – понятие многозначное, характеризующее очень сложное общественное явление, которое к тому же используется в разных смыслах.
    На бытовом житейском уровне культура включает следующие характеристики:
    - определенное поведение (тактичность, уважение к другим людям, деликатность и т.п.);
    - образованность;
    - соблюдение норм этикета.
    На теоретическом уровне картина выглядит несколько иначе. Попробуем вычленить сущностные характеристики культуры.
    1. Культура – все созданное человеком, процесс и результат человеческой деятельности.
    2. Культура есть творческая деятельность человека, благодаря которой человек реализует свои способности.
    3. Культура есть система отношений между людьми, между человеком и природой, система ценностей, существующих в обществе.
    4. Культура есть мера человеческого в человеке, то, что не только делается человеком, но и то, что делает человека [2, c.60-61].
    К перечисленным характеристикам культуры хотелось бы добавить еще ряд принципиальных моментов.
    1. Культура организует жизнь людей, она вырабатывает систему механизмов, формирующих тип поведения, ограничивая биологические начала в человеке.
    2. Культура – это сложная система.
    3. Культура – это и отношение к другой культуре (понимание и принятие или наоборот).
    Раскрыть и понять сущность культуры помогает анализ ее функций (функции культуры характеризуют роль культуры в обществе). Наиболее значимыми функциями культуры являются:
    1) защитно – преобразующая;
    2) информационная;
    3) коммуникативная;
    4) нормативная;
    5) означивающая [1, c.48].
    При анализе культуры, с точки зрения практической значимости, сегодня наиболее актуальны две проблемы:
    - что такое массовая культура и
    - проблема взаимодействия западной и восточной культур.
    Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены; более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация – без культуры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
    Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она обеспечивает человеку физический комфорт.
    Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность – приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация.
    Если дело цивилизации – это преимущественно материальное бытие, то дело культуры – идеально-духовный мир.
    Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М. Горький, который так интерпретировал изречение Ф. Шиллера «любовь и голод правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся. Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А. Толстой»).
    В связи с различением культуры и цивилизации можно отметить еще одно обстоятельство: у этих способов освоения мира человеком разные закономерности исторического развития. Понятие прогресса применительно к культуре и цивилизации следует толковать по-разному. Процесс цивилизации представляет собой в основном линейно восходящую последовательность, в которой каждое новое явление лучше предыдущего, то есть в итоге обеспечивает больший физический комфорт. Поэтому новая ценность обесценивает или вовсе отменяет старую (в некоторых областях, например в науке, «вбирает» ее в себя как частный случай: так, закон всемирного тяготения Ньютона «поглощается» теорией относительности Эйштейна). Никто не станет употреблять каменный нож, если есть стальной; обработка земли плугом эффективнее подсечно-огневого земледелия; применение наркоза при хирургических операциях облегчает страдания больного и т.п. – в массе таких и подобных фактов ясно рисуется характер прогресса цивилизации [2, c.65-66].
    Прогресс в области культуры имеет совсем иной характер. Его смысл не в замене старых ценностей на новые, а в накоплении ценностей, в расширении их круга. Шостакович не отменяет Бетховена, как и Бетховен не отменяет Моцарта; ислам не поглощает и не обесценивает христианство, а христианство – античный политеизм; приобщение к мировой культуре не отменяет патриотизма и т.п.
    Любопытно, что ценности цивилизации, становясь в определенных условиях ценностями культуры, могут продлевать свою историческую жизнь уже в качестве последних.
    Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации.
    В своей исторической основе культура есть дело общественное, и личность волей-неволей вступает в определенные отношения с различными социокультурными структурами. При этом закономерность исторического развития культуры состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется. Так, если на заре культурного бытия человечества для всех членов данного сообщества (рода, племени, семьи и т.п.) существовала приблизительно одна и та же система ценностей, то для новейшего времени такая ситуация просто немыслима, а монолитные культурные структуры существуют лишь как исключения.
    Правда, вторая половина XX в. обнаружила и прямо противоположную тенденцию культурного развития: в постиндустриальном обществе личность все более нивелируется. Но эта тенденция пока еще остается не главной, а каково будет дальнейшее развитие культуры, какая закономерность в нем возобладает – пока неясно.
    По своему культурологическому статусу общество представляет собой конгломерат различных «субкультур», то есть ценностных систем, которые могут находиться друг с другом в самых разных отношениях. Иногда культуры существуют как взаимно изолированные – например, культура аристократии и культура крестьянская в России XIX в. В других случаях между культурами в системе общества существуют отношения, так сказать, соседства, как, например, между столичным и провинциальным дворянством в том же XIX в.

    2. «Христианский социализм» С.Н. Булгакова. За что Булгаков критикует большевизм?

    Творчество С.Н. Булгакова многогранно, многие его идеи остаются и до сего времени неуслышанными в отечестве, некоторые же приобрели актуальность. К числу таких относится идея христианского социализма, высказанная мыслителем в ряде статей сборника под названием «Христианский социализм».
    Само сочетание слов «христианский социализм» для многих из нас кажется парадоксальным – мы привыкли со словом «социализм» связывать атеизм, мы знаем, что есть социализм Маркса, Энгельса и Ленина, но немногие и теперь, во времена низвержения такого рода социализма, не знают и не задумываются над тем, что ХХ век дал более десятка моделей социализма, и что он может быть не только атеистическим, но и религиозным, христианским, мусульманским, иудейским.
    Сущность христианского социализма состоит в признании религиозной значимости безликих социально-политических структур. Христианский социализм по сути дела есть христиански-осмысленная социальная этика.
    Христианский социализм имеет два измерения: либеральное, основанное на уважении к свободе человека с поддержкой таких социально-политических структур, которые обеспечивают эту свободу. Либерализм, здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей, и социальное, основанное на организованной заботе о слабых членах общества [3, c.205-206].
    Как духовно-интеллектуальное движение, христианский социализм возник в начале XIX века в ряде стран Западной Европы (Франции-Ламенне, Англии-Кингсли, Германии-Кеттлер) как ответ на христиан на проблему неблагополучия больших социальных групп.
    Учение о христианском социализме С.Н. Булгакова представляет единство этих двух измерений в совокупности с православным пониманием роли и сущности христианства. Наиболее ярко такое понимание изложено им в статье «Неотложная задача».
    Отталкиваясь от идеи, согласно которой государство и политика существуют как факторы неустранимые человеческими силами, он указывает на необходимость определить к ним отношение и формы активного на них воздействия. Силой, способной оказывать такое воздействие, является религия, и в частности, христианство. Эта сила, которая определяет всю человеческую жизнь «от первого крика до последнего дыхания». «Учением о богосынстве, об абсолютном достоинстве человеческой личности, носящей образ Божий, христианство утвердило непоколебимые основы всякого освободительного движения – идеал свободы личности. Идеал свободы личности и уважение человека к человеку и должен быть руководящей нормой христианской политики в области отношений как политических, так и экономических».
    В связи с вышеизложенным, философ определяет свое отношение к праву, существенным признаком которого, как он считает, является принудительный характер его защиты: без этого нет государства, но этот признак делает его чуждым христианству, поскольку государственность, «сведенная в своей сущности к праву, есть стихия мирская, низшая и приходящая». Естественный идеал христианства и есть свободный союз людей, объединенных любовью в Церкви, т.е. идеал безвластия (но в то же время и теократический: свободная теократия). Идеал Церкви, основанной исключительно на нравственных и религиозных отношениях, чуждых всякого принуждения, есть идеал… анархический, а потому он не может быть осуществлен в обществе, в котором проживают не только христиане, да и в целом, по причине неготовности, «испорченности» людей. И выход из этого один: прилагать все усилия со стороны христиан и Церкви к тому, чтобы подчинить «государственное христианским задачам, заставить его служить идеалу свободы личности и общечеловеческой любви». Как это возможно? Эту задачу можно решить путем упразднения государственной опеки, насилия, деспотизма и развития самоуправления, общественного самоопределения, «при котором правительство, власть и общество постепенно сливаются друг с другом». Какая же все-таки форма правления способна стать средством к достижению христианского идеала общественного устройства? Такой формой он считает федеративную демократическую республику. Однако, не важно, какой будет эта форма, главное, к чему она должна быть направлена, чему должна служить, это – защите прав личности, свободе слова, совести, собраний и союзов (т.е. общению между людьми) и т.д. [4, c.223-225]
    Какой экономический строй более соответствует решению таких задач?
    Современный ему капитализм он рассматривает как несправедливый, основанный на насилии и неправде, а потому он должен быть устранен и заменен иной организацией общественной жизни – социализмом и коллективизмом, но не таким, который стремится лишь к внешнему устройству производственных отношений и механическому урегулированию и примирению интересов и прав граждан. Должен быть установлен христианский социализм, а не экономический, при котором заповеди Христи (любви, единая, богочеловечества) возведены были бы в основу всей, в том числе и экономической, и политической жизни. Христианская политика должна иметь целью общечеловеческую эмансипацию, вселенскую свободу, при которой не должно быть различий между национальностями, религиями, вероисповеданием, а потому во имя установления этих идеалов должны объединиться люди разных вероисповеданий и конфессий: православные и католики, протестанты и старообрядцы, сектанты и церковники, светские и духовные. Это объединение поможет разрешить и другую важную задачу: преодолеть раскол во всем христианстве, примирить всех, верующих во Христа. «Дело христианской политики должно быть делом междувероисповедным и, в идее - всенародным…»
    Каково же различие между христианским и атеистическим социализмом? Имея отчасти сходные идеи (исполнение заповеди любви лежит и в основе атеистического социализма), они принципиально различны: христианский социализм в политике видит религиозное делание, атеистический выступает как средство отгорожения от Бога, устранения из жизни не только идеи Бога, но и потребности в религии. Царство Христа не от мира сего, а потому социализм – лишь форма христианской политики, в то время как атеистический социализм от мира сего, его задача – устроение земного царства, это религия человекобожества; христианский же социализм призван осуществить идеал Богочеловечества. Различны и этические цели Богочеловечества и человекобожества – в первом доминирующее значение имеет идея высшей справедливости, во втором – идея материального комфорта и удобств жизни, соблазн поклониться тому, «кто камни превратит в хлебы». Кроме того, вера в окончательное достижение царства божия на земле чужда христианству, поскольку оно, исходя из идеи непрерывной борьбы добра и зла в мире человеческой греховности, считает окончательное устроение земной жизни недостижимым. «Человечество никогда не успокоится и не устроится на земле, и каждая пора будет иметь достаточно и своих забот, и своих страданий…»


      Скачать полную версию - kultura-i-filosofija.rar [14.5 Kb] (cкачиваний: 20)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©