Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Личностное развитие школьников.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    Курсы визажа цена Дисциплины, цены. vsh.is

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Личностное развитие школьников.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 30 08 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 9595 | печать
     (голосов: 0)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение.……………………………………………………………………3
    1. Понятие и виды обучающих теорий……………………………………6
    1.1. Понятие процесса обучения... ……………….…………………….6
    1.2. Виды обучающих теорий………………………………...………..9
    2. Учебная ситуация как способ организации эффективного
    взаимодействия……………………………………………………..…13
    2.1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации…13
    2.2. Виды ситуационных отношений………………………………...15
    2.3. Эмоционально-нравственное развитие личности……………...19
    Заключение..……………………………………………………………....21
    Библиографический список………………………………...…………....23
    Приложение……………………………………………………………….25

    ВВЕДЕНИЕ

    Проблема взаимосвязи обучения и развития – одна из самых фундаментальных проблем психологии. За этой проблемой скрывается решение такого философского вопроса, как соотношение бытия и сознания. Сторонники приоритета бытия ставят развитие человека в зависимость от условий материальной жизни: «бытие определяет сознание».
    Для психологии развитие человека в детстве ясно, что материальное производство, условия жизни отступают на второй план перед устным словом учителя, перед письменным словом в книге. Развитие в школьные годы обеспечивается в первую очередь убедительным словом, взаимосвязь обучения и развития основывается не на производстве материальных благ, а на словесной передаче учителем и усвоении учащимися научных положений, мыслей, идей, фактов, лишь подкрепленных затем так называемой практикой, которая имеет иное предназначение, нежели обозначенное в ее философском толковании.
    В истории были попытки вывести материальное производство в ведущий фактор и тем самым обеспечить образование, обучение, воспитание и развитие детей. Но в целом история образования показывает, что развитие детей в школьные годы протекает по своим законам, хотя главным средством при этом все же остается слово.
    В педагогике проблема взаимосвязи обучения и развития имеет также древнюю историю. Вначале педагогам представлялось, что развитие детей происходит спонтанно, затем, усмотрев влияние обучения на развитие, они полагали, что это влияние носит автоматический характер. В силу своей широты и многосторонности указанная проблема понималась и как проблема взаимосвязи воспитания и развития (термин «воспитание» включает и обучение).
    Представители классической педагогики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский последовательно накапливали научные факты, подтверждая и развивая отдельные аспекты проблемы. По Коменскому, главная задача дидактики состоит в том, чтобы раскрыть естественный порядок обучения и на этой основе обеспечить успех воспитания. Песталоцци видел в обучении возможность гармонического развития ребенка. Концепция обучения Руссо опиралась на естественные потребности ребенка. Дистервег реализовал идею развития умственных сил и способностей детей. Гербарт развил идею воспитывающего обучения. Ушинский видел сущность обучения в вооружении учащихся ценными и полезными знаниями, а также в развитии умственных сил учащихся.
    В советское время как педагоги, так и психологи продолжали исследование обусловленности развития учащихся посредством обучения и воспитания (М.А. Данилов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский). Вместе с тем ученых привлекал социальный или социально-педагогический аспект проблемы, который нашел отражение в понятии «всестороннее развитие».
    Основоположниками современной психологии взаимосвязи обучения и развития является Л.С. Выготский. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития. Вместе с тем он сформулировал собственную точку зрения на проблему обучения и умственного развития. Ее суть Л.В. Занков выразил так: «…хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели, и двигают вперед их формирование».
    Отечественные психологи, опираясь на учение Л.С. Выготского, внесли большой вклад в изучение проблемы взаимосвязи обучения и развития. Исходным является признание того, что обучение есть двусторонний процесс, в нем взаимодействуют два вида деятельности: преподавание и учение, участвуют два субъекта деятельности: учитель и ученик.
    В работе предполагается рассмотреть психологию личностного развития школьников в условиях воспитательной работы школы.
    Объект исследования – личностное развитие школьников.
    Предмет исследования – особенности личностного развития школьников в условиях воспитательной работы школы.
    Цель работы - изучить особенности личностного развития школьников в условиях воспитательной работы школы.
    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
    - рассмотреть понятие процесса обучения;
    - рассмотреть виды обучающих теорий;
    - проанализировать структуру межличностных отношений в учебной ситуации;
    - рассмотреть виды ситуационных отношений;
    - рассмотреть эмоционально-нравственное развитие личности.

    1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБУЧАЮЩИХ ТЕОРИЙ

    1.1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    Внутренний план сознания формируется в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. Причем обучение и воспитание, способствующее интериоризации, в основе своей содержат элемент принуждения, а ребенок, рожденный развиваться свободно, вынужден сопротивляться тому, к чему его принуждает организованное обучение наукам или усвоение признанных сообществом нравов. Так устроена система образования и воспитания молодежи.
    Механизм довольно прост. Объективные и научные знания накладываются на субъективный индивидуальный опыт. Их несовпадение вызывает сопротивление. Степень несовпадения, острота сопротивления, тяжесть освоения нового – у детей разная. Это естественно, закономерно. Но рядом – учитель, и совершается совместная деятельность.
    Применительно к учению школьников Л.Ф. Обухова развивает эту мысль следующим образом. Если в термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, то понятие «деятельность» переворачивает всю проблему, обращая ее на субъекта. Каждый согласится с тем, что невозможна прямая «пересадка» знания в голову ребенка, помимо его собственной деятельности. Формирование функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект, осуществляя деятельность, т. е. учение [2].
    Эту идею поддерживали и развивали А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов и многие другие отечественные психологи. Их исследования открыли путь для нового объяснения детерминации психического развития. Обучающийся, таким образом, обрел статус субъекта учебного процесса. «Главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей… Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества».
    По отношению к школьникам таким процессом является учение. Именно в учении школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, их настоящей и прошлой жизнью. В учебной строго регламентированной деятельности школьник узнает законы жизни животного и растительного мира, законы языка и чисел, пространства и времени, узнает других людей, их труд и борьбу, узнает и самого себя как субъекта труда и познания.
    В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы, людей. Наиболее актуальным и в то же время продуктивным в советской детской психологии стало изучение специфических особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, которую исследовал П.Я. Гальперин. Ему и его ученикам принадлежит изучение закономерностей процесса интериоризации, т. е. переноса общественных представлений, внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую (в онтогенезе) [4].
    Развитие психической деятельности ребенка в школьные годы имеет подлинно социальную природу. Она проявляется в том, что общество создает свою систему образования. В школе для успешной учебной деятельности нужна ее специальная организация. Детям, чтобы учиться в школе, надо овладеть рядом установленных обществом и системой образования правил, приемов, способов. Воздействие обучения на развитие происходит через посредство учителя. В качестве решающего условия здесь выступает совместная деятельность, сотрудничество, общение.
    Развитие не сводится к усвоению знаний и навыков, в процессе обучения в целом перестраиваются психические функции, они приобретают новый характер. Получают мощнейший импульс к развитию все познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Развиваются воля, характер. Формируются важнейшие нравственные понятия, дети приобретают опыт эмоциональных переживаний и поведения, нравственный опыт, они овладевают умениями рассуждать, у них расширяется кругозор, развивается интеллект.
    Во всей конкретности и сложности выступает вопрос о возрастных особенностях учащихся в контексте проблемы обучения и развития. Он еще не достаточно исследован, но исходная позиция ясна. Дело не ограничивается прямым воздействием обучения на развитие. Внутренние процессы протекают по собственным законам, происходит объединение в функциональную систему разнохарактерных способов действий. Этот вопрос поставил Л.В. Занков, начиная свой эксперимент, и он является решающим для прогресса умственного развития. Отечественная психология развивает и отдельные направления в этой глобальной проблеме [11].
    Что касается развития отдельных сторон личности ребенка, то здесь следует сказать о главном механизме учения. В концепции Л.С. Выготского существенное значение имеет представление о двух уровнях умственного развития ребенка. Один из них – уровень актуального развития (например: ребенок выполняет задание самостоятельно), второй – зона ближайшего развития (ребенок пользуется наводящими вопросами, примерами, выполняет задание по подражанию). Обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в актуальное развитие.

    1.2. ВИДЫ ОБУЧАЮЩИХ ТЕОРИЙ

    Ассоциативно-рефлекторная теория опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека, вскрытые И.М. Сеченовым и И.П Павловым. Суть данных закономерностей заключается в том, что в человеческом мозге идет постоянный процесс образования множества условно-рефлекторных связей – ассоциаций. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных. Он имеет определенную логику, которая включает ряд последовательных этапов:
    а) восприятие учебного материала;
    б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
    в) запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
    г) применение усвоенного в практической деятельности.
    Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:
    1) формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
    2) подачи учебного материала в определенной последовательности;
    3) демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
    4) применение знаний на практике [7].
    Виднейшими представителями и творцами этой концепции являются отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, Ю.А. Самарин и др. В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения ребенком социального опыта разработана теория формирования понятий. Суть ее заключается в том, что обучение понимается как обобщение получаемых знаний и образования понятий. Под понятием здесь имеется в виду результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению.
    Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова. В концепции развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина учебная деятельность ребенка представляется как познавательная и организуется она по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается через формирование у учащихся теоретического мышления и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто представляет систему знаний, а особым образом организует познание ребенком содержательных обобщений – генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования [9].
    Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, осуществить восхождение к абстрактному от конкретного. Теория содействовала замене концентрической системы преподавания линейной, на ее основе произошла реорганизация начальной ступени обучения детей. Обучение, построенное по теоретическому типу, наиболее благоприятно для умственного развития ребенка и оно названо обучающим.
    Элементы суггестивной теории в обучении. Суггестопедическая концепция представляет собой обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии. Ее основы заложены в трудах В.М. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др. Она предполагает комплексное использование в преподавании всех вербальных, невербальных, внешних и внутренних свойств суггестии (внушения).
    Для преподавателя это означает:
    1) высокий авторитет – широкая известность, впечатляющие успехи в обучении, выдающиеся личностные качества, сила убеждения и др.;
    2) инфантилизация – установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя преподавателю;
    3) двуплановость при введении нового материала – каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т. д.
    Для обучаемых:
    1) постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет эстетических и комфортных условий, внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых, демонстрации быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.;
    2) «погружения» в учебную дисциплину, концентрирование изучаемого материала.
    Для учащегося главное – формирование веры в осуществимость задач обучения [3].
    Подводя итог обсуждению вопроса о взаимодействии обучения и развития, об опережающей роли обучения в развитии психики ребенка, нужно отметить одну очень важную особенность учебной деятельности. Психологи называют ее «парадоксом» и состоит он в том, что, усваивая знания, ребенок сам в этих знаниях ничего не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность.
    Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час.
    Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Обучение без отметок – не есть обучение без оценок. И оценка должна быть как можно более развернутой. Через оценку ребенок выделяет себя как предмет изменений в учебной деятельности [8].


      Скачать полную версию - lichnostnoe-razvitie-shkolnikov.rar [21.3 Kb] (cкачиваний: 33)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©