СПИМаш > Дипломные проекты > Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики.

Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики.


27 07 07. Разместил: bizdrya
«Международно-правовой режим Мирового океана»

«Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................………………….................................................................... 3
1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ ...............……………………………………….................................................. 3
1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских во¬дах и территориальном море российской Арктики .............…………………………………………………...... 4
1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономи¬ческой зоне Арктики .…………………………………………………………………………………………….8
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО) …………………………………………………………... 10
2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по мор¬скому праву 1982 г. и ИМО …………………………………………................................................................ 10
2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды ……….............. 30
2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ………………………………………..................................... 42
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50
3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета FAL .……………………………………………………................................................ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………….................................................................................... 57

ВВЕДЕНИЕ
В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпро¬граммы «Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарк¬тики».
1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Ан¬тарктики» проводились исследования вопросов судоходства во внутрен¬них морских водах, территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений Федерального закона «О внутренних водах, тер¬риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораб¬лей и других государственных судов, а также правила захода этих судов во внутренние морские воды Российской Федерации.
В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14 Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся нацио¬нальной транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.
2. По проекту «Международно-правовой режим морских про¬странств» проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодей¬ствия между Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской органи¬зацией, а также вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области уп¬рощения формальностей в международном морском судоходстве, в част¬ности, приводятся комментарии к отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению международного морского су¬доходства 1965 г., отражающие позиции государств, а также принятые из¬менения и дополнения к Приложению к Конвенции.
Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской организации (ИМО).
Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности, вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.
Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Три¬бунал ООН по морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содер¬жит краткую справку об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале ООН по морскому праву. В Инструк¬ции особо отмечается, что Трибунал может вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или иного финансового обеспечения».

1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ
Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в По¬становлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», внутренние воды и территориальное море, прилегаю¬щие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключи¬тельной экономической зоны и континентального шельфа Российская Фе¬дерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной по¬литики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.
В целях реализации государственной политики в Арктике ведется ра¬бота по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в част¬ности, проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», предусматри¬вающих закрепление в законодательном порядке принципиальных поло¬жений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в во¬просах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.
В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона «О внутренних морских водах, терри¬ториальном море и прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального за¬кона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федера¬ции», других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и территориальном море российской Арктики
Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориаль¬ного моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), кото¬рым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона «О Го¬сударственной границе Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних мор¬ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде¬рации» 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - историче¬ски сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Рос¬сийской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шо¬кальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, междуна¬родными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Рос¬сийской Федерации.
Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транс¬портной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.
В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северно¬го морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990 г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.
Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Пра¬вилах положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях обеспечения безопасности мореплавания, предот¬вращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».
Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специ¬альные российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).
Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, за¬ходит в любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой режим судоходства, установленный положениями Конвен¬ции 1982 г. и законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав в них.
Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трас¬сам СМП является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела особую остроту в связи с введением в действие дан¬ных Правил и открытием СМП для иностранного судоходства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных ли¬ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Феде¬рации. Территориальное море определяется как примыкающий к сухопут¬ной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в издан¬ных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, со¬единяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь остро¬вов; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точ¬ки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в про¬лив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и ма¬териком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Перечень географических координат точек, определяющих положе¬ние исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исклю¬чительной экономической зоны и континентального шельфа России ут¬вержден Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят линии, соединяющие мысы, лежащие на континенталь¬ной части северного побережья страны.
Эта система, будучи предопределена географическими особенностя¬ми района, в свою очередь обусловливает объединение имеющих различ¬ный правовой статус морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне понятно, что все эти положения полностью соответ¬ствуют международному праву.
Подобное соответствие относится и к правовому режиму территори¬ального моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода иностранных судов. С учетом положений этих Конвен¬ций в Федеральном законе 1998 г. устанавливается порядок мирного про¬хода через территориальное море.
Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. « иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с за¬конодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Рос¬сийской Федерации».
В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений специально уполномоченные федераль¬ные органы исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных районах территориального моря осуществление права мир¬ного прохода через территориальное море иностранных судов, иностран¬ных военных кораблей и других государственных судов.
Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда, иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в полном соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 21 Конвенции 1982г.
Во время прохода через территориальное море иностранные подвод¬ные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.
Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом 1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разде¬ления движения в территориальном море.
В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в пол¬ном соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.
В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государст¬венных интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации могут устанавливаться за¬претные для плавания и временно опасные для плавания районы, в кото¬рых полностью запрещается или временно ограничивается плавание, по¬становка на якорь, добыча морских млекопитающих и другая деятель¬ность. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на опре¬деленный срок после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям». Решения об установлении таких районов и об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Прави¬ла, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные корабли.
Статьи Федерального закона 1998 г., которыми устанавливается уго¬ловная и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту ино¬странного судна, проходящего через территориальное море Российской Федерации, находятся в полном соответствии с положениями ст. 27 и ст. 28 Конвенции 1982г.
Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) неза¬висимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее - морские порты), открытые для захода иностранных судов.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены от¬ветные ограничения в отношении иностранных судов государств, в кото¬рых имеются специальные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды и морские порты в отношении судов Россий¬ской Федерации.
На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и чле¬нов экипажей во время пребывания их во внутренних морских водах и морских портах распространяется уголовная, гражданская и администра¬тивная юрисдикция Российской Федерации.
Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды, морские порты, во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать международные нормы и стандарты, а также зако¬нодательство Российской Федерации, другие правила в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В отношении захода иностранных военных кораблей и других госу¬дарственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внут¬ренние морские воды и морские порты, Федеральным Законом 1998 г. ус¬танавливается разрешительный порядок. Запрос направляется по диплома¬тическим каналам не позднее, чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Рос¬сийской Федерации. Порядок захода указанных кораблей устанавливается Правительство Российской Федерации, которым также могут быть уста¬новлены ответные ограничения такого захода.
Федеральным законом 1998 г. устанавливаются правила вынужденно¬го захода иностранных судов, иностранных военных кораблей или других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты, согласно которым, правом такого захода пользу¬ются суда, и корабли всех государств без какой бы то ни было дискрими¬нации в соответствии с нормами международного права.
Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных об¬стоятельств, таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающий безопасности судна; ледовых условий, угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденного судна; дос¬тавки спасенных людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычай¬ных обстоятельств.
В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и дру¬гим государственным судам с ядерными двигателями или судам, перево¬зящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе веще¬ства или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному судну.
Все споры в отношении действий иностранных военных кораблей, нарушающих законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах, морских портах и в территориальном море, разрешаются исключительно дипломатическим путем.
При применении иностранным военным кораблем оружия против ко¬раблей, судов, летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом 1993 г. и Уставом Организации Объединенных Наций.
Законом 1998 г. регламентируется правовой режим исследования, ис¬пользования и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, при этом устанавливается, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также не имеющим статуса юридиче¬ского лица объединениям юридических лиц иностранных государств и международным организациям запрещаются исследование, разведка и разработка (добыча) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и террито¬риальном море, а также другая деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, если иное не предусмотрено другими федеральными законами или междуна¬родными договорами Российской Федерации.
Таким образом, судоходство во внутренних морских водах и террито¬риальном море арктического региона России регламентируется Федераль¬ным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и при¬лежащей зоне» 1998 г., а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г., совокупность норм которых представляет собой правовой режим судоходства в этом регионе.
1.2. Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне российской Арктики
Правила плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. регу¬лируют судоходство на всем протяжении трасс СМП, по каким бы мор¬ским пространствам в тот или иной навигационный период они не прохо¬дили - внутренним морским водам, территориальному морю или исключи¬тельной экономической зоне.
Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Россий¬ской Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безо¬пасности мореплавания в данном регионе, «... поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года создают препятствия либо повышенную опасность для судоходств, а загрязнение моря или северного побережья СССР может на¬нести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нару¬шить его, а также причинить ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера».
Устанавливая статус исключительной экономической зоны, права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в проекте Федерального закона «Об исключитель¬ной экономической зоне Российской Федерации» (далее - проект Феде¬рального закона) воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая предоставляет прибрежному арктическому государству право в «покрытых льдом районах» исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для предотвращения загрязнения морской сре¬ды с судов, более строгие, чем международные.
В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики действуют нормы общие для всей исключительной экономиче¬ской зоны Российской Федерации.
Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федера¬ция, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной эко¬номической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Это положение проекта Федерального закона находится в полном со¬ответствии с положениями Конвенции 1982 г.
Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя грани¬ца исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200
морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри¬ториального моря.
Российская Федерация в исключительной экономической зоне осу¬ществляет:
суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;
разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других не¬живых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;
исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разре¬шать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусствен¬ных островов, установок и сооружений.
юрисдикцию в отношении:
морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, создания и использования искусствен¬ных островов, установок и сооружений.
Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус¬ственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис¬дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммигра¬ционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безо¬пасности.
Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответст¬вии с положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанав¬ливает, что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографи¬ческим и экологическим условиям указанных районов и специфике пере¬возок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвраще¬ния загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и междуна¬родных договоров Российской Федерации могут быть приняты федераль¬ные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, со¬кращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.
В проекте Федерального закона также предусматривается, что в слу¬чае столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, проис¬шедшей в исключительной экономической зоне, либо действия по ликви¬дации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответ¬ствии с нормами международного права вправе принять необходимые ме¬ры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов от за¬грязнения или угрозы загрязнения.
Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое зна¬чение для правового регулирования предотвращения, сокращения и со¬хранения под контролем загрязнения морской среды арктической исклю¬чительной экономической зоны.
В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны исключительной экономической зоны при выполнении ими слу¬жебных обязанностей имеют право останавливать суда, если имеются дос¬таточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана ос¬танавливаемого судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением протокола об осмотре с после¬дующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания.
Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Фе¬дерации органы охраны имеют право останавливать и осматривать рос¬сийские и иностранные суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на дру¬гие суда: разведку и разработку неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную деятельность в исключительной экономиче¬ской зоне. В случаях, предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или прекращать указанную деятельность;
задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вы¬несения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также для обеспе¬чения исполнения решений суда; задерживать суда - нарушители и достав¬лять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.
Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и за¬держания судов, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации опре¬деляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального за¬кона и международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должно¬стных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности.
Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов - нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания на¬рушителей.
Органы охраны пользуются правами, предусмотренными в проекте Федерального закона, также в отношении судов, находящихся в террито¬риальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исклю¬чительной экономической зоне нормы настоящего Федерального закона или международные договоры Российской Федерации.


  Скачать полную версию - mezhdunarodno-pravovye-problemy-arktiki.rar [68 Kb] (cкачиваний: 22)