Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Лекции экспериментальная психология.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Лекции экспериментальная психология.
    Раздел: Материалы » Лекции и конспекты | 26 07 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 15775 | печать
     (голосов: 0)



    .: Интересное
  • Психология и педагогика.
  • Восприятие.
  • Методы научных исследований.
  • Методология.
  • Истоки политической психологии, ее предмет, основные задачи и методы исслед ...

  • Экспериментальная психология. Лекция 1. Аржакаева Татьяна Анатольевна

    Экзамен: 1 часть - теория + терминологич.словарь (письменно по алфавиту)
    2 часть - практическая (подготовка, оформл.2-х контр.работ)
    1-я контр.работа - описываем результаты исследования, которое кто то уже провел (по определ.плану)
    2-я контр.работа - описываем результаты собственного исследования. Эта работа одна на 2, 3 человека.
    Литр-ра: 1) Дружинин В.Н. "Экспериментальная Y". М., 1997, СпБ, 2001
    2) Солсо Р., Маклин К. "Экспериментальная Y, эксперимент.
    Планирование, проведение, контроль - М., 2003

    ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
    Вопросы 1,2 (по списку в экзаменах)

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
    1) Зачем это знать; необходимость; смысл изучения.
    2) Какие значения вкладываются в понятия экспер. психологии.
    3) Каков предмет экспериментальной психологии.
    4) Что делает, чем занимается экс.психология (Связь с другими дисципл.)

    Итак, экспериментальная психология - это эксперимент в психологии.
    Дружинин после анализа Эксперим.психологии пришел к выводу, что нет единого понимания пси эксперимента, а есть многозначность.

    Дружинин выделяет:
    1. Историческое значение Экспериментальной Психологии.
    Обозначение, общее название, всей научной Психологии, как системы психологических знаний, полученных на основе экспериментального исследования.
    Экспериментальная Y = научная Y (19 век).

    2. Отрасль психологической науки.
    Предметом которой, являются методы психологического исследования (наблюдение, самонаблюдение).

    3. Экспериментальная психология - это система экспериментальных методов и методик, используемых в психологических исследованиях, и сама практика проведения таких исследований с помощью экспериментальных методов.

    4. Экспериментальная психология - это теория психологического эксперимента. Она базируется на общенаучной теории эксперимента и задает определенные нормы и правила планирования эксперимента.

    Экспериментальная психология - это (по Карниловой) это отрасль психологического знания, предметом которой являются нормы и правила научного психологического исследования. Экспериментальная психология - это нормативная дисциплина. (нормативы, образцы для проведения научного исследования).

    Задачи, которые решает Экспер.психология.
    1. Определение специфики научного исследования в психологии.

    Практическая часть к лекции №1.
    План оформления контральных работ (1,2) (10вопр.по списку).
    1. Тема исследования.
    2. Автор исследования и ссылка на литературный источник.
    3. Постановка проблемы исследования (надо поднять новые вопросы). Проблема должны быть сформулирована в виде вопроса.
    4. Цель исследования. Цель - всегда некий ожидаемый результат, который мы хотим получить. Цель определяет задачи.
    5. Объекты и предметы исследования.
    Общее: ОБЪЕКТ - это "поле пространства", которое подлежит изучению. Объект - чисто психологический.
    Частное: ПРЕДМЕТ - это "дорога в поле пространства" к цели.
    6. Гипотеза исследования - это предположение, которое проверяется в ходе исследования. Это самое главное в работе.
    7. Характеристика переменных варьируемых в эксперименте.
    Независимая переменная - зависит от экспериментатора.
    Зависимая переменная - изменяется под влиянием независимой переменной.
    8. Процедура исследования. Здесь надо описать в чем состояло самоисследование.
    9. Наглядно графическое представление результатов исследования ( здесь должна быть цель, задача, гипотеза, должен быть график).
    10. Анализ, описание полученных результатов.
    11. Обобщающие выводы. (заключение, поскольку результаты согласуются с гипотезой).

    Тема исследования.
    Изучение точности оценки диаметра монеты в зависимости от ее достоинства. Насколько точным является наше восприятие физических характеристик предметов и от каких факторов зависит эта точность.
    Цель исследования.
    Проверить влияние субъективных установок на восприятие размера предмета. Особенности восприятия.
    Точность восприятия размера объекта.
    Гипотеза.
    Точность восприятия размера зависит от субъективных представлений испытуемого.
    Процедура исследования.
    Испытуемым предлагается оценить в мм диаметр монет разного достоинства (1 руб., 5 руб., 2 руб., 50 коп, 10 коп.)

    Таблица результатов.

    Экспериментальная психология. Лекция 2. Аржакаева Татьяна Анатольевна

    Напоминание из прошлой лекции:
    1.Найти исследование из лит-ры и по опред.плану оформить к 18 ноября.
    2.Описать результаты исследование, которое проводим на практиках.
    Литр-ра Д.Мартин ."Секреты механизмов психики"
    См.также листочки с темами занятий и лит-ры.

    Задачи, которые решает Экспер.психология.
    1. Определение специфики научного исследования в психологии.
    2. Обоснование нормативов научного исследования.
    То есть формулируются некие ориентиры для исследователей и они подсказывают исследователю как правильно проводить исследования, чтобы получить научные данные.
    3. Классификация методов изучения Пси явлений, а также рассмотрение присущих им преимуществ, возможностей и недостатков, ограничений.
    Это и биографический метод, и опросы, и эксперимент, и беседа…
    Надо всегда смотреть какие есть достоинства и недостатки у каждого метода.
    Субъективизм: каждый наблюдатель интерпретирует результат со своей колокольни (апперцепция).
    4. Обоснование логики (этапов) проведения научного исследования в области психологии.
    Какова последовательность шагов при проведении исследования? Нормативным в психологии является даже этапность исследования. Начинается с изучения литературы: что знают в науке по данному вопросу.
    5. Разработка, придумывание новых методик, процедур изучения Пси явлений.
    Ex. Методика подставной группы (даются заведомо ложные ответы).
    6. Непосредственное проведение Пси исследований с целью получения новых знаний о психической реальности.
    Экспериментальная психология тесно связана с другими отраслями Yзнания.
    Экспериментальная психология:
    Теория - система знаний о том, согласно каким нормам и правилам проводить научные исследования. В этом смысле эксп.психология нормативная дисциплина.
    Практика проведения научных исследований. Процесс получения новых знаний. СМЕЖНА с:
    Общая психология (общие пси явления)
    Возрастная психология (становление психики от рождения до смерти)
    Педагогическая психология
    Психология личности
    Социальная психология
    Сравнительная психология
    Генетическая психология


    Все отрасли Психологии, не ограниченные голой теорией, а те что связаны с экспериментальными данными - тем занимается экспериментальная психология.


    Тема 2. История становления экспериментальной психологии.
    Вопросы с 3 по 5-й.

    Точка отсчета экспериментальной психологии - это открытие в 1879 году первой в мире Y лаборатории под руководством Вильгельма Вундта в Лейпциге. Он считается основателем научной и экспериментальной психологии.
    В лаборатории проводились экспериментальные изучения пси явлений. Ранее эксперимент использовался только в естественных науках, но не в психологии.
    Благодаря экспериментам психология обрела самостоятельный статус, а не оставалась придатком философии.

    Предыстория экспериментальной психологии.
    Предвестником, предтечей эксп.психологии считают немецкого философа Христиана Вольфа (внести в словарь персоналии 1-й и 2-1 тем: фамилии, г.р., осн.работы).
    1679-1754. Современник Ломоносова. Придумал или ввел в обиход термин психология.
    Психея - простая смертная, ставшая бессмертной благодаря любви.
    Вольф проанализировал состояние философии на тот момент и пришел к выводу о том, что существует как бы ДВЕ ПСИХОЛОГИИ:
    - рациональная
    - эмпирическая.
    Они по сути составили 2 линии в любой науке 18 века.
    Рациональное направление под основным источником знаний считало разум. (Р.Декарт . "Cogito, ergo, sum" - I think therefore I am).
    Эмпирическое направление считало, что наши знания, полученные из разума, должны проверяться опытным путем.
    Вольф говорил, что рациональная психология получает знания о пси явлениях путем логических умозаключений о природе и сущности души. Это умозрительная дисциплина философского плана, построенная на интроспекции.
    Будущее же по Вольфу за эмпирической психологией - психологией, основанной на опыте (эмпирио - опыт). Эмпирическая психология получает сведения опытным путем, из экспериментов и наблюдений.
    Задача эмпирической (экспер.) психологии - выявление связей между явлениями.
    Говоря об эмпирической психологии Вольф по сути говорил о нашей экспериментальной.
    Его работы: "Рациональная психология"; "Эмпирическая психология" (1732-1734).

    Густав Теодор Фехнер. (1801-1887). Немецкий физиолог, врач по образованию.
    Всем известен закон Вебера-Фехнера.
    (но для начала немного о Веборе - это не из лекций - А.Н.)
    Эрнст Вебер (1795-1878). Немец. Изучал физиологию чувств. До Вебера изучение органов чувств ограничивалось исключительно зрением и слухом. Вебер раздвинул границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Особенно важным явился его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии.
    Двухточечный порог - некий момент, в котором могут быть распознаны два независимых источника раздражения. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психологической реакции.
    Также ввел понятие едва заметного различия - наименьшей разницы в весе двух грузов, которую способен распознать человек.
    Однако Вебер как и Гельмгольц интересовался только физиологическими процессами и не задумывался о значении своих изысканий для психологии.

    Далее возвращаемся к Фехнеру.
    Итак закон Вебера-Фехнера (Фехнер писал, что не опирался на исследования Вебера. Просто пришел к тем же выводам. Поэтому закон назван двумя именами) устанавливает зависимость между силой ощущения и силой воздействия. Фехнер это доказал. Это основной психофизический закон.
    Ощущение - это субъективная психологическая реальность.
    Воздействие - это физическая реальность.
    Раньше эти два понятия были разорваны. А Фехнер показал, что это связано. Причем он даже количественно это установил.
    (Он считал, что ощущение (мысль, или психическое качество), равно как и раздражение (тело, или материальное качество), поддаются количественному измерению, и соотношение между ними можно выразить в виде логарифма: S = K log R, где S - есть величина ощущения, K - экспериментально установленная постоянная, R - величина раздражения).

    Фехнер также разработал схему психофизического эксперимента:
    На органы чувств оказывается воздействие разной интенсивности, а потом испытуемый оценивает последствия этого воздействия.

    Фехнер же придумал специальные методики для измерения порогов.
    Абсолютный порог чувствительности - та точка в интенсивности раздражения, ниже которой не фиксируется никаких ощущений, а выше которой субъект испытывает некое ощущение. Разностный (дифференциальный) порог - точка чувствительности, в которой наименьшая разница между двумя раздражениями вызывает изменения в ощущениях.

    Фехнер основал психофизику - научное исследование взаимосвязи между физическими и психическими процессами. Основная работа, которая оказала влияние на последующие поколения: "Основы психофизики" (1860).
    Френсис Гальтон. (1822-1911).
    Изучал феномены способностей. 1869 год. "Наследственный гений".
    1883 год. "Исследование человеческих способностей и их развитие".
    Гальтон был основателем психометрии - науки о Пси измерениях.
    Гальтон считал, что Пси характеристики можно и нужно измерять.
    Его позиция: только тогда отрасль знания может быть наукой, когда она может быть подчинена измерению и числу. Ю Психология должна научиться измерять пси характеристики.
    Он изучал функции различных органов чувств и предложил различные инструменты и приборы (линейка и свисток Гальтона).
    Кроме того его считают основателем "Методики ассоциативного эксперимента".
    Суть: испытуемому дают слово, а тот дает словесную образную ассоциацию. Можно количественно измерить память; время от предъявления стимула до первой ассоциации. В последствии Ганс Айзенк считал, что такое время реакции - важный показатель протекания физических процессов.

    Кроме того Гальтон является основателем психологии индивидуальных различий (диф.психологии). Считал, что психология должна изучать индивидуальное разнообразие.

    Гальтону пришла в голову идея корреляционного анализа. (хотя не он его разработал. А вот его кузен Пирсон придумал процесс расчета).
    Гальтон также основатель заданий для определения качества ума. Предтеча тестов IQ.
    ________________________________________


    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ.
    Независимая переменная - это та, которой варьирует экспериментатор.
    На прошлом занятии независимой переменной являлось достоинство монеты.
    Зависимой переменной являлось восприятие (субъективная оценка диаметра монеты).

    Гипотеза: точность восприятия монеты зависит от ее достоинства.

    Наглядное представление данных. (см диаграмму в лекции 1)

    Точность восприятия диаметра монет разного достоинства различается. Чем меньше достоинство монеты, тем менее точное восприятие (больше ошибок). Диаметр монеты недооценивается. Чем меньше достоинство монеты, тем восприятие точнее и даже в сторону переоценки диаметра монеты.
    Общий вывод: точность воспроизведения диаметра монеты находится в зависимости от ее достоинства. Монеты меньшего достоинства недооцениваются; большего достоинства - оцениваются либо точно, либо переоцениваются.
    То есть материал исследования подтверждает рабочую гипотезу.

    Задача. Изучение влияния установки на эффективность запоминания чисел.
    N = 16 чел.
    Таблица результатов:
    Кол-во правильно названных чисел (без установки): 3 7 7 6 3 8 8 8 4 5 4 2 3 5 4 7.
    Среднегрупповой показатель: 5,25
    Кол-во правильно названных чисел (без установки):7 9 6 7 8 10 8 9 5 9 8 5 8 5 4 9.
    Среднегрупповой показатель: 7,31

    Гипотеза: Установка влияет положительно на запоминание цифр.

    Подсчитаем сдвиги (ск.раз рез-ты ухудшились, улучшились и не изменились)
    Подсчитаем проценты.
    Ухудшили результат при работе с установкой: 1 чел. ( 6,25% ) (100*1/16=6,25)
    Не изменили результат: 3 чел. ( 18,75%)
    Улучшили результат: 12 чел. (75%)


    Вывод: получается, что в среднем с установкой воспринимается правильно больше чисел (на 2 числа больше в среднем) чем без установки.
    Хотя вообще хорошо бы проверить критерием Уил-Коксона.

    Описательная статистика.
    Математическая статистика состоит из 3-х разделов:
    - описательная;
    - индуктивная (от частного к общему);
    - корреляционный анализ.
    Каждый из разделов имеет свои задачи и процедуры. Что делает описательная статистика? Позволяет систематизировать, упорядочить данные и позволяет выявить вид, конфигурацию, рисунок распределения данных.
    В ходе выполнения этих задач проделывается следующая процедура:


    Полигон распределения - кривая и все что под ней, образующаяся точками в середине верхних сторон прямоугольников.

    Распределение в данном случае Н приближено к нормальному.
    Свойства нормального распределения:
    1) Наиболее часто встречаются средние данные, а крайние редко.
    Это колокол симметричный относительно центральной оси, о есть данные распределены равномерно относительно середины.
    2) В этом распределении показатели центральной тенденции (Mo, Me,cреднее) совпадают или близки.
    3) Данные закономерно разбросаны относительно центра (на опред.расстоянии).

    Меры разброса данных (показатели изменчивости).
    1) Размах вариации: R = Xmax - Xmin
    2) Cреднее отклонение - это среднее арифметическое от всех отклонений.
    Экспериментальная психология. Лекция 3. Аржакаева Татьяна Анатольевна

    Вильгельм Вундт (1832-1920). Немецкий психолог.
    Известен, прежде всего, тем, что в 1879 году в Лейпциге открывает первую в мире психологическую лабораторию. Там осуществлялись первые серьезные научные исследования Y феноменов.
    Метод экспериментальной интроспекции - метод, широко используемый Вундтом. Считал возможным изучать с помощью интроспекции содержание и структурные элементы сознания.
    Он был одним из тех, кто предложил свою программу развития психологии в 19 веке. Психология, по его мнению, должна была изучать непосредственный опыт доступный сознанию. Считал, что можно использовать методики, наработанные в естественных науках. Сам он много стажировался у физиологов, где и позаимствовал многие методики для изучения ощущений, органов чувств. Перенес их в поле психологии.
    Как проходили исследования Вундта? Испытуемому говорили, что он подвергнется раздражителям, и должен будет в свою очередь отслеживать, что происходит в его сознании и давать отчет об этом.
    Что здесь от эксперимента? Воздействие. От интроспекции? Самоотчёт.

    Надо сказать, что заслуга Вундта не только в лаборатории, но и в том, что в ней были получены большие эмпирические данные, касающиеся простых явлений: восприятие, ощущение, внимание, чувствование. В его лаборатории также были придуманы простейшие инструменты, такие как известный тахистоскоп.
    К тому же ему удалось сплотить вокруг себя круг единомышленников. К нему приезжали с разных стран известные в дальнейшем ученые. С нашей страны приезжали Бехтерев, Челпанов. Ведь на тот момент не было ВУЗов, готовящих психологов. И его лаборатория, а позже (1881) институт являлась первым центром проф.подготовки психологов.
    Все исследования сотрудники лаборатории в основном проводили друг на друге.

    Значение В.Вундта в целом: он на практике доказал, что методом эксперимента можно изучать Пси явления, а психология может быть экспериментальной наукой, то есть построенной на опытных данных. Хотя сама идея принадлежит Х.Вольфу, именно Вундт претворил ее в жизнь.
    Основные работы: " "Основы физиологической психологии" (1880-1881).

    Соперником Вундта относительно первенства основателя экспериментальной психологии считается:
    Герман Эббингауз (1850-1909).
    Это пионер в эмпирическом исследовании памяти.
    Знаменита его работа "О памяти" (1885). "Основы психологии" (1902).
    Эббингауз также являлся сторонником экспериментального метода в психологии. Тоже был под влиянием работ из области психофизики. В частности Фехнера. Под влиянием которого захотел открыть объективные законы памяти, ровно как Фехнер открыл таковые в ощущениях.
    (Вундт же считал, что память это более высшая функция и ее надо изучать др.методами)
    Эббингауз хотел выявить законы памяти в чистом виде (без мышления). Сделать это было трудно, так как мы всегда осмысливаем все, что запоминаем. Тогда он придумал известные бессмысленные слоги.
    Итак, его вклад:
    1) Разработал методики экспериментального исследования памяти;
    2) Предложил конкретные количественные показатели для оценки памяти.
    Ex. Оценивал эффективность памяти по количеству повторений необходимых для заучивания его бессмысленных слогов (например, ряд из 15 бессмысленных слогов).
    Подобные эксперименты в течение нескольких лет он проводил на себе. Результаты изложил в работе "О памяти".
    3) Открыл основные законы памяти, в том числе:
    - закон забывания. (объем памяти ограничен (7±2). Кривая Эббингауза.
    - открыл то, что более эффективным является смысловое запоминание, чем механическое.
    - лучше всего запоминается то, что разбито во времени;
    - закон края - лучше всего запоминаются крайние элементы.
    Значение Г.Эббингауза в целом:
    Эббингауз смог доказать, что экспериментальному изучению доступны и самые сложные y явления. С точки зрения Вундта - это бунт! Кривую забывания Эббингауза успешно использовали бихев-ты в своей кривой научения.


      Скачать полную версию - lekcii-jeksperimentalnaja-psikhologija.rar [426.82 Kb] (cкачиваний: 105)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©