Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Международно-правовая защита жертв войны.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    http://www.leradvd.ru гаминатор слот игровые автоматы на деньги онлайн зеркало.

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Международно-правовая защита жертв войны.
    Раздел: Материалы » Дипломные проекты | 19 07 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 19835 | печать
     (голосов: 2)



    .: Интересное
  • Международное право - З.
  • История создания ООН.
  • Г.К. Жуков.
  • Экзаменационные вопросы по истории - 1 курс
  • Неприкосновенность личности.

  • ОГЛАВЛЕНИЕ

    I. Введение.
    II. 1. Международно-правовая защита жертв войны.
    1.1. Комбатанты и покровительствуемые лица.
    1.2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших
    кораблекрушение.
    1.3. Гуманное обращение с военнопленными.
    1.4. Защита гражданского населения.
    2. Защита прав человека в условиях вооруженного
    конфликта немеждународного характера.
    3. Ответственность за нарушения прав человека в
    условиях вооруженных конфликтов.
    3.1. Коллективная ответственность.
    3.2. Индивидуальная ответственность.
    III. Заключение.
    Cписок использованной литературы.

    Используемые сокращения

    Женевские конвенции 1949 г. - 4 Конвенции о защите жертв войны, Женева, 12 августа 1949 г., вступили в силу 21 октября 1950 г.
    I Конвенция - Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Женева, 12 августа 1949 г.
    II Конвенция - Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воору-женных сил на море, Женева, 12 августа 1949 г.
    III Конвенция - Конвенция об обращении с военнопленными, Женева, 12 августа 1949 г.
    IV Конвенция - Конвенция о защите гражданского населения во время войны, Женева, 12 августа 1949 г.
    Дополнительный протокол I (Протокол I) 1977 г. - Дополни-тельный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфлик-тов, принятый в Женеве 10 июня 1977 г., открыт для подписания с 11 декабря 1977 г., вступил в силу 7 декабря 1978 г.
    Дополнительный протокол II (Протокол II) 1977 г. - Дополни-тельный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждуна-родного характера, принятый в Женеве 10 июня 1977 г., открыт для подписания с 11 декабря 1977 г. , вступил в силу 7 декабря 1978 г.

    Введение.
    Человеческая история представляет собой длинную череду войн и конфликтов. Странность судьбы человечества состоит в том, что преступление действительно “окупается” и в определенном смысле движет историю, или, как гласит китайская поговорка, “тот, кто украл корову, - вор; тот, кто грабит нацию, - принц”. Из более чем 3400 лет писаной истории человечества только 250 были мир-ными. Следовательно, война является обычным состоянием отноше-ний между людьми. Человечеству понадобилось две мировые войны, разразившиеся в первой половине XX века, которые унесли жизни миллионов людей, для того, чтобы возобладало стремление к миру, торжественно провозглашенное в 1945 году в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако положение вещей до сих пор остается печальным. После эйфории и радужных надежд, вызванных подпи-санием Устава ООН, пришло отрезвление. Цифры говорят сами за себя: со времени окончания второй мировой войны имели место около 150 войн и конфликтов, унесших около 20 млн. человеческих жизней. Только в 80-ые годы на Земле полыхало пламя 22 войн, 85% их жертв - гражданское население. По подсчетам институтов, зани-мающихся вопросами военной истории, в частности, американского института “Worldwatch”, со времени окончания второй мировой вой-ны было только 26 дней абсолютного мира. Безусловно, толкование такого рода данных зависит от того, что понимать под днем войны. Но даже по другим расчетам, с менее строгими критериями, в сред-нем за год, начиная с 1945 года, насчитывается три дня без войны, что едва ли является более обнадеживающим фактором. Иными сло-вами, в настоящее время в течение 362 дней из 365 в какой-либо час-ти мира происходит вооруженный конфликт1. Несмотря на то, что пока удалось избежать третьей мировой войны, планету постоянно заливают кровью гражданские войны, местные и региональные кон-фликты. Кроме того, угроза еще более опустошительных побоищ, хотя и запрещенных международным правом, остается реальностью, которую человеческий род еще не смог или не захотел преодолеть. Запрещена война или нет и независимо от того, каково состояние jus ad bellum, т.е. права вести или не вести войну, эта форма коллектив-ного насилия всегда оказывала значительное воздействие на жизнь стран и народов. Но в последние годы конфликты стали более час-тыми и продолжительными, создав своего рода тупиковые ситуации. Война между Ираком и Ираном длилась дольше, чем вторая мировая война. Военнопленные в таких конфликтах, как конфликты вокруг Огадена или Западной Сахары, находились в плену в течение десяти лет. Судьба беженцев в лагерях на таиландо-кампучийской границе все в большей степени напоминает положение населения в пале-стинских лагерях - проблема, затянувшаяся на много лет без види-мых признаков урегулирования. Приведенные примеры со всей оче-видностью свидетельствуют о необходимости защиты прав человека в период войн и вооруженных конфликтов. Но возникает встречный вопрос: а правомерно ли вообще говорить о каких бы то ни было правах человека в ходе военных действий? Ведь еще Гуго Гроций подчеркивал, что “войны совершенно не совместимы с правом”1 , имея в виду, что война допускает, даже “санкционирует” право на преступление, в том числе лишение человеческой жизни. Война, да-же в тех случаях, когда вызванное ею насилие каким-то образом ог-раничивается и регулируется, причиняет огромные страдания, по-этому люди должны прилагать все усилия к тому, чтобы не допус-кать ее превращения в кровавый хаос, в бойню без правил, где унич-тожают всех без разбора. И именно для того, чтобы предотвратить или по крайней мере уменьшить вакханалию, творимую на полях сражений, минимизировать человеческие страдания, необходимо сделать все возможное для защиты неотъемлемых прав человека в период вооруженных конфликтов.
    В 70-80 г.г. нашего века в качестве особого института совре-менного международного права сложилось международное гумани-тарное право2 (которое иногда уточняется: “применяемое в период вооруженных конфликтов”), относящееся ко всей совокупности норм международного права, целью которых является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово “защита” означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а предостав-ляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого - за-щитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью. “Защита” и “помощь”, по су-ти, являются двумя сторонами одного и того же явления. Эти два термина указывают скорее на различные проявления заботы, нежели на совершенно независимые виды деятельности. Внутреннюю связь между ними можно показать на следующем примере: обработка и лечение ран, нанесенных военнопленному при пытках есть медицин-ская помощь, а усилия, предпринятые с тем, чтобы заставить соот-ветствующие власти подчиниться требованиям права и, следова-тельно, прекратить пытки, представляют собой защиту1. Междуна-родное гуманитарное право содержит совокупность норм, призван-ных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т.е. с учетом военной необходимости. По последней причине ни одна из этих норм не предусматривает, чтобы захваченный одной из сторон комбатант был, например, не-медленно освобожден, в то время как боевые действия еще продол-жаются. Однако эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элемен-тарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со сто-роны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защи-та может быть предоставлена только при условии согласия со сторо-ны соответствующих властей, которых международное гуманитар-ное право к этому обязывает. В идеале, защита требует присутствия среди жертв. Такое присутствие позволяет оказывать материальную помощь (продовольствие, медикаменты и пр.) и моральную под-держку (связь между лицом, находящимся во власти противной сто-роны, и его семьей). Присутствие также позволяет осуществлять на-блюдение и оценивать обстановку, тем самым делая возможным своевременное обращение к властям в интересах жертв. Иными сло-вами, присутствие делает возможным проверку и контроль тех га-рантий, на которые жертвы конфликта могут претендовать в соот-ветствии с международным гуманитарным правом, а также позволя-ет пресекать злоупотребления2.
    Поскольку войны всегда велись между государствами, защита жертв этих войн относилась к области именно международного пра-ва. Поначалу речь шла о нормах обычного права. 1864 год был озна-менован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся. В на-стоящее время основными источниками международного гумани-тарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:
    - Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действую-щих армиях (I Женевская конвенция);
    - Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потер-певших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
    - Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская кон-венция);
    - Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);
    два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года:
    - Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооружен-ных конфликтов;
    - Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;
    а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложени-ем к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.
    Наряду с универсальными международными договорами источника-ми международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшее значение для нас имеет за-ключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. Большую кодификационную работу в этой области проводят меж-правительственные и неправительственные международные органи-зации. Так, Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоко-лов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием “Защи-та жертв гражданского населения от бедствий войны”. 19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолю-цию 2444 (XXIII) “О правах человека в период вооруженных кон-фликтов”, послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на за-щиту жертв войны.
    Наконец, следует обратить внимание на употребление терми-нов “война” и “вооруженный конфликт”. Для целей настоящей рабо-ты эти понятия будут использоваться в дальнейшем произвольно, в качестве синонимов, для того чтобы избежать ненужных повторов. Некоторые юристы даже считают, что “понятия “война” и “воору-женный конфликт” идентичны в международно-правовом смысле, равнозначны по юридической силе и не имеют один перед другим главенствующего значения по объему применения норм гуманитар-ного права”1 . Оговорюсь, что грань между “войной” и “вооружен-ным конфликтом” все-таки есть, хотя она достаточно условна. Вы-ражение “вооруженный конфликт” охватывает любую ситуацию, не-зависимо от ее правовой квалификации, в которой две или более сторон противостоят друг другу с оружием в руках2 . Следовательно, термин “вооруженный конфликт” шире по объему, нежели термин “война”: любая война - это прежде всего вооруженный конфликт, но не всякий вооруженный конфликт можно назвать войной. И дело здесь не только в масштабах военного противоборства. Война обла-дает рядом специфических признаков, которые не присущи воору-женным конфликтам. С юридической точки зрения для войны харак-терен такой признак, как формальный акт ее объявления, согласно III Гаагской конвенции 1907 г. Последствием такого объявления яв-ляется, как правило, разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и прекращение действия большинства международных договоров. Однако в большинстве своем государст-ва развязывали войны, формально не объявляя их, при сохранении дипломатических и договорных отношений. Все это и привело к ши-рокому использованию термина “вооруженный конфликт”. Далее, термин “война”, как вытекает из международно-правовых актов, употребляется при вооруженном столкновении между суверенными государствами; в случае борьбы нации или народа за свою незави-симость употребляется термин “вооруженный конфликт”. Признак “вооруженный” не определен в международно-правовых актах. Не-которые юристы предлагают понимать под ним любые действия с применением военного насилия, в котором участвует значительное число военнослужащих, собранных для общей цели (коллективный характер), с определенной степенью организации. По их мнению, конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из следующих действий:
    а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;
    б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны;
    в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гра-жданского лица другой воюющей стороны1.
    В общем, отграничение понятия “война” от понятия “вооруженный конфликт” имеет определенное значение, однако, на практике раз-личие между ними носит скорее формальный характер, и в настоя-щей работе, повторюсь, указанные термины будут употребляться как равнозначные.

    1. Международно-правовая защита жертв войны.
    1.1. Комбатанты и покровительствуемые лица.
    Прежде чем перейти к подробному рассмотрению вопросов, связанных с защитой жертв войны, следует разъяснить два понятия, лежащих в ее основе: “комбатант” и “покровительствуемые лица”. Все положения Женевских конвенций и Дополнительных протоко-лов к ним строятся вокруг этих двух ключевых определений. Не-смотря на то, что право войны существует много веков, термин “комбатант” был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Прото-кола 1 гласит:
    “Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях”. Это право, равно как и статус комба-тантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Статус комбатанта отнюдь не означает, что ему дается карт-бланш. Разумеется, он “обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов” и несет индиви-дуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения “не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть про-тивной стороны, его права считаться военнопленным”. Однако, пра-вило, зафиксированное в п. 2 ст. 44, не лишено исключения, суть которого сводится к обязанности комбатанта “отличать себя от гра-жданского населения форменной одеждой или другими отличитель-ными знаками в то время, когда они участвуют в нападении или во-енной операции, являющейся подготовкой к нападению”. Далее п. 3 ст. 44 Протокола 1 предусматривает, что “во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие военных дей-ствий вооруженный комбатант не может отличать себя от граждан-ского населения”. В таком случае он сохраняет свой статус комба-танта, если открыто носит оружие во время каждого военного столкновения и в то время, когда находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу на-падения, в котором он должен принять участие. Напротив, если ком-батант попадает в плен в то время, когда он не выполняет данные требования, то он лишается права считаться военнопленным. Спра-ведливости ради, указанное суровое правило смягчается содержа-щимся в п. 4 ст. 44 Протокола 1 утверждением: “тем не менее ему предоставляется защита, равноценная во всех отношениях той, ко-торая предоставляется военнопленным в соответствии с III Конвен-цией и настоящим Протоколом”. И здесь же уточняется, что эта рав-ноценная защита предоставляется даже “в случае, если такое лицо предается суду и несет наказания за любые правонарушения, кото-рые оно совершило”. Как уже отмечалось выше, статус комбатантов тесно связывается со статусом военнопленных.
    На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие ка-тегории комбатантов:
    - личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфлик-те, причем даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных противником;
    - личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликте и действующих на их собст-венной территории или вне ее, даже если эта территория оккупиро-вана, если все эти группы отвечают четырем условиям:
    а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
    b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
    c) открыто носят оружие;
    d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
    На статус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадают под определение комбатантов, приве-денное выше, или не являются комбатантами1 . К ним относятся:
    - лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когда население неоккупированной территории при приближении противника добровольно берется за оружие для борь-бы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регу-лярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны;
    - лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, аккредитованные военные кор-респонденты);
    - члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте;
    - лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организа-циях гражданской обороны (ст. 67 Протокола I).
    Партизаны. Рассматривая вопрос о комбатантах, следует спе-циально выделить лиц, действующих в составе так называемых не-регулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизан-ской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся пре-имущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и под-держку народа. Международное право связывает закрепление за ка-ждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с вы-полнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов. Прежде чем перейти к подробному изложению условий, соблюдение которых необходимо для признания партизана законным комбатантом, сле-дует коснуться исторического аспекта данной проблемы. Дело в том, что в 19 веке западная доктрина международного права либо вообще умалчивала о партизанской борьбе, либо по примеру американского профессора Ф.Либера (автора известной “Инструкции 1863 г. для действующей армии США” и единственной в 19 веке специальной работы “Партизаны и партизанские группы”) выдвигала требование о всяческом ограничении этой формы борьбы и выражала надежду, что с улучшением современных обычаев войны партизаны будут рассматриваться как разбойники”1 .
    Однако на рубеже 19-20 веков по инициативе России и лично благодаря стараниям профессора Ф.Мартенса законность партизан-ской борьбы нашла полное и безоговорочное подтверждение. Пра-вила ведения партизанской борьбы, впервые сформулированные в Гаагской конвенции 1899 г., нашли свое отражение в преамбуле Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV Гаагская кон-венция) и ст. 1 и 2 Положения о законах и обычаях сухопутной вой-ны, являющегося приложением к названной конвенции. С принятием Гаагских конвенций каждый отдельный партизан объявлялся закон-ным комбатантом, поставленным под защиту норм международного права, но при соблюдении им 4 упомянутых условий.
    1. Для того, чтобы обладать статусом комбатанта, партизан должен принадлежать к какому-либо военным образом организованному от-ряду, действующему от имени государства, во главе которого стоит ответственное лицо. Данное требование является бесспорным, по-скольку наличие ответственного командира является свидетельством организованности партизанского движения и служит гарантией со-блюдения его участниками правил ведения войны. Однако условие об ответственном командире не должно абсолютизироваться и тем более толковаться расширительно2. Международному праву безраз-лично, кем будет возглавляющий партизан командир: офицером, правительственным чиновником или лицом, выбранным на этот пост самими партизанами. Важно лишь, чтобы он был ответственным за выполнение его подчиненными правил ведения войны.
    2. Партизан должен иметь отличительный знак, позволяющий про-вести внешнее различие между комбатантом и гражданским лицом. Необходимость ношения отличительного знака, с одной стороны, указывает на намерение данного лица принимать активное участие в боевых действиях, а с другой - позволяет воюющим соблюдать зако-ны и обычаи войны (в данном случае - не вести военные действия против гражданского населения). Предусмотренное Гаагскими кон-венциями, а затем дословно воспроизведенное Женевскими конвен-циями 1949 года требование “иметь определенный и явственно ви-димый издали отличительный знак” вызвало массу споров и разно-чтений среди ученых, занимающихся данной проблематикой1. Суть их, однако, сводится к тому, что, во-первых, партизан нельзя ставить в худшее положение, чем солдат регулярной армии, следовательно - не может быть и речи о расширительном толковании “явственно ви-димого” отличительного знака; во-вторых, определенный отличи-тельный знак не должен препятствовать маскировке партизан, по-скольку в современных условиях тщательная маскировка войск явля-ется одним из важнейших принципов ведения войны.
    3. Партизан должен открыто носить оружие. Данное условие тесно связано с предыдущим, поскольку при его выполнении также нельзя пренебрегать задачами маскировки партизан. Необходимо отметить, что требование “открыто носить оружие” всегда подвергалось кри-тике в международно-правовой литературе. Эта критика сводилась к тому, что если партизаны уже имеют отличительный знак, то этого достаточно для того, чтобы рассматривать их как комбатантов. Вме-сте с тем, лицо, открыто носящее оружие, но не имеющее отличи-тельного знака партизанского движения, не обязательно относится к партизанскому отряду. При этом следует иметь в виду, что партиза-ны используют такие же методы ведения боевых действий, какими пользуются регулярные войска.
    4. В своих действиях партизан обязан соблюдать законы и обычаи войны. Данное условие является бесспорным и наиболее важным из всех перечисленных. Направленное на гуманизацию вооруженных конфликтов требование соблюдения партизанами законов и обычаев войны имеет целью пресечение попыток превращения войны в вак-ханалию. В то же время требование это нисколько не связано со спе-цификой партизанской борьбы. Оно обязательно и для других ком-батантов, в том числе и лиц, входящих в состав регулярных воору-женных сил. Отсюда вытекает, что нарушение законов и обычаев войны, совершаемые отдельными партизанами, влекут за собой со-ответствующие правовые последствия лишь в отношении нарушите-ля. Но эти нарушения нисколько не отражаются на правовом статусе партизанского отряда в целом.
    Подводя итог вышеисследованному, нетрудно заметить, что в отли-чие от требований соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны, а также иметь ответственного командира - являющихся не-зыблемыми - два других условия, при которых партизаны признают-ся законными комбатантами, носят дискуссионный характер. При всей слабости норм об открытом ношении оружия и отличительном знаке полностью отрицать их нельзя. Дело в том, что отказ от этих условий может ликвидировать основу, на которой базируется основ-ной принцип,- проводить различие между комбатантами и граждан-ским населением. Более того, он может поставить в невыгодные ус-ловия гражданское население, которое в любое время может ока-заться объектом нападения. Наконец, такой отказ разрушил бы рав-новесие прав и обязанностей комбатантов и гражданского населе-ния, что затруднило бы регулирование их правового статуса и нанес-ло ущерб защите мирного населения. В противовес данному утвер-ждению сторонники отказа от условий об отличительном знаке и от-крытом ношении оружия приводят следующие доводы. Во-первых, принимая во внимание характер средств ведения войны, используе-мых партизанами в современных вооруженных конфликтах (от авто-матов до танков, артиллерии и ракет), указанные условия являются, по их мнению, бессмысленными. Во-вторых, они считают, что по-пытки доказать, что отсутствие у партизан отличительного знака или носимого на виду оружия ведет к ослаблению иммунитета мирных жителей, сводят на нет индивидуальный характер ответственности, и, следовательно, окольным путем восстанавливают запрещенные международным правом репрессалии1. Итогом такой острой дискус-сии явилось включение в Дополнительный протокол I 1977 года пункта 3 ст. 44 следующего содержания:
    “Для того, чтобы содействовать усилению защиты гражданского на-селения от последствий военных действий, комбатанты обязаны от-личать себя от гражданского населения в то время, когда они участ-вуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженных кон-фликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера воен-ных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие:
    а) во время каждого военного столкновения;
    и
    б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе раз-вертывания в боевые порядки2, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие”.
    Данное положение является большим вкладом в международное гу-манитарное право, поскольку содержит практическое указание по применению в боевой обстановке условия об открытом ношении оружия. Из смысла п. 3 ст. 44 вытекает, что такие ситуации могут иметь место как на оккупированной территории, когда население выступает против оккупанта, так и в любом вооруженном конфлик-те1.


      Скачать полную версию - mezhdunarodno-pravovaja-zashhita-zhertv.rar [70.28 Kb] (cкачиваний: 250)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©