Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Материалы по психологии1.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    Купить микроскопы в Питере с доставкой или самовывозом

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Материалы по психологии1.
    Раздел: Материалы » Лекции и конспекты | 19 07 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 7424 | печать
     (голосов: 0)



    .: Интересное
  • Жизнь мозга.
  • Психические свойства.
  • Психические процессы.
  • ВНД и нейрофизиология.
  • Психология и педагогика.

  • ОГЛАВЛЕНИЕ.
    Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.
    I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
    I.1. Объект и предмет психологии.
    I.2. Методологическая основа психологии.
    I.3. Основные принципы психологии.
    I.4. Категориальный аппарат.
    I.5. Этапы развития науки.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    II. МОЗГ И ПСИХИКА.
    II.1. Строение нервной системы.
    II.2. Кора больших полушарий мозга.
    II.3. Работа нервной системы человека. Рефлекторная деятельность мозга.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    III. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
    III.1. Развитие психики в филогенезе.
    III.2. Сознание человека и его характеристики.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
    IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ.
    IV.1. Индивид, личность, индивидуальность.
    IV.2. Биологическое и социальное в структуре личности.
    IV.3. Активность личности человека.
    IV.4. Мотивация как проявление потребностей личности.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
    V.1. Понятие о деятельности.
    V.2. Cтруктура деятельности.
    V.3. Виды деятельности.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
    VI. ОЩУЩЕНИЕ.
    VI.1. Понятие об ощущении.
    VI.3. Общие закономерности ощущений. Общие свойства ощущений.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    VII. ВОСПРИЯТИЕ.
    VII.1. Понятие восприятия и его физиологические основы.
    VII.2. Основные особенности восприятия.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    VIII. ВНИМАНИЕ.
    VIII.1. Общая характеристика внимания.
    VIII.2. Качества внимания.
    VIII.3. Виды внимания и их характеристика.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    IX. ПАМЯТЬ.
    IX.1. Общее понятие памяти.
    IX.2. Физиологические основы памяти.
    VIII.3. Процессы памяти.
    IX.4. Виды памяти.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    X. МЫШЛЕНИЕ.
    X.1. Определение мышления.
    X.2. Виды мышления и их классификация.
    X.3. Мышление как процесс решения задач.
    X.4. Мышление как высшая психическая функция.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    XI. ВООБРЖЕНИЕ.
    XI.1. Воображение как фактор поведения (Р.Г. Натадзе).
    XI.2. Виды воображения.
    XI.3. Этапы творческого воображения.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    Раздел четвертый. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ.
    XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
    XII.1. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
    XII.2. Виды чувств.
    XII.3. Чувства и личность.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    XIII. ВОЛЯ .
    XIII. 1. Воля как характеристика сознания.
    XIII. 2. Анализ волевого действия.
    XIII.3. Теории воли.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
    XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ.
    XIV.1. История учений о типах темперамента.
    XIV.2. Темперамент - биологический фундамент личности.
    XIV.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
    XIV.4. Темперамент и личность.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    XV. ХАРАКТЕР.
    XV.1. Понятие о характере.
    XV.2. Типология характеров.
    XV.3. Формирование характера и пути его воспитания.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    XVI. СПОСОБНОСТИ.
    XVI.1. Понятие о способностях и их природе.
    XVI.2. Задатки как природные предпосылки способностей.
    XVI.3. Качественная и количественная характеристики способностей.
    XVI.4. Развитие способностей.
    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    ЛИТЕРАТУРА.
    Приложение №1. Развитие внимания.
    Приложение №2. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
    МЕТОД ОБРАЗНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ.
    МЕТОД МЕСТ.
    Приложение №3. ПСИХОГИМНАСТИКА УМА. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    I. ПАТТЕРН. ПЕРЕОБУЧЕНИЕ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ.
    II. ПАТТЕРН. ОБУЧЕНИЕ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ.

    Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.
    I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
    I.1. Объект и предмет психологии.
    I.2. Методологическая основа психологии.
    I.3. Основные принципы психологии.
    I.4. Категориальный аппарат психологии.
    I.5. Этапы развития науки.

    I.1. Объект и предмет психологии.
    Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
    Каждый человек отличается чем-то от других: один интересуется музыкой, другой — спортом, один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим. Все это — восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера - явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.
    Психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).
    Помимо психических процессов и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния называются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течении этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, и т. д.).
    Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).
    Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
    Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
    Предмет исследования — это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-истрического развития способ освоения объекта.
    Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений не в отличии от предметов других наук, а в соотношении с ними, которое требует своего исследования.
    Объект науки, определяется как область объективной действительности, выражаясь словами Ф. Энгельса, это определенная форма движения материи, определенный круг явлений, развивающихся или функционирующих согласно своим собственным внутренним закономерностям, т.е. объект — это то, на что направлена данная наука.
    I.2. Методологическая основа психологии.
    Методология науки, выявляя предмет исследования, дает не только представление об объекте, с которым предстоит действовать, но и представление о том, как с ним действовать.
    Различают четыре уровня методологии:
    1. Общеметодологический или философский.
    2. Общенаучный уровень (рефлекторный), предполагает определение науки по объекту.
    3. Методология специальных наук, предполагает определение науки по субъекту (имеется ввиду, что 2 и 3 уровни объединяются).
    4. Конкретные методики исследования (конкретная научно — техническая методология).
    В качестве методологической основы отечественной психологии выступает философская теория, а исходным диалектическим принципом является принцип материалистического монизма (материя первична, материя — единственная первопричина появления всех форм идеального, психика является свойством мозга).
    Гносеологической основой психологии является теория отражения, где дана характеристика психики:
    1. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи (мозга).
    2. Психика — продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира, субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозгу.
    В теории отражения дана характеристика психического отражения, как отражения не пассивного, не зеркального, а активного.
    Общенаучным принципом отечественной психологии является принцип последовательного детерминизма, развитый С.Л. Рубинштейном. Он переформулировал принцип детерминизма применительно к анализу психических явлений. Выдвинул новую формулу детерминации, согласно которой, внешние условия опосредствуют эффект воздействия не прямо, не непосредственно , а преломляясь через внутренние специфические условия. При этом, внешние и внутренние условия рассматриваются в их взаимодействии.
    Роль методологии в определении предмета психологии состоит в соотнесении предмета психологии с предметами других наук. Определяя предмет исследования, методология имплицитно определяет и теорию, и метод научного исследования как возможный, предполагаемый, генетический способ действия с объектом, положенные в предмете исследования в своем единстве.

    I.3. Основные принципы психологии.
    Отечественной психологией были выделены три философские идеи, имевшие важное значение для разработки основных принципов психологического исследования и понимания человеческого сознания:
    1. Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредованною через деятельность человека и продукты этой деятельности.
    2. Деятельность человека играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью обусловливает все развитие все развитие человеческой психики.
    3. Деятельность человека, его психология имеет общественный характер. Психика человека — продукт истории.
    Исходя из выше сказанного, отечественными учеными были сформулированы основные принципы психологической науки:
    Принцип последовательного детерминизма — означает, что психика определяется образом жизни. У животных психика определяется естественным отбором как биологическим законом; у человека — происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяется, в конечном счете , законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшее следствие этого принципа — понимание общественно-исторического характера человеческого сознания.
    Принцип единства сознания и деятельности — означает, что сознание и деятельность не противоположны и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутреннее поле деятельности, ее программу, создавая динамические модели действительности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.
    Принцип развития психики в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Усвоение общественного опыта и выступает в качестве специфической для человека формы психического развития. Выражаясь словами С.Л. Рубинштейна, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности же и формируется.
    Личностный принцип — выдвигает требование рассматривать психически явления не как абстрактно взятые, а как включенные в жизнь человека, понимаемого в качестве общественного существа.
    Принцип отражения — раскрывает гносеологическую характеристику психических явлений, их характеристику как идеальных явлений.
    Рефлекторный принцип — раскрывает физиологическую основу психических явлений.
    Принципы принято различать по уровням:
    на первом уровне:
    • материалистический монизм;
    • последовательного детерминизма;
    • принцип диалектического противоречия
    (единство и борьба противоположностей).
    на втором уровне:
    • принцип системности;
    • принцип социальной и культурно-исторической обусловленности;
    • принцип историзма;
    на третьем уровне:
    • принцип единства сознания и деятельности;
    • принцип активности.
    I.4. Категориальный аппарат.
    Категориальный аппарат зависит от методологической основы. По мнению Б.М. Кедрова по “сформированности категориального аппарата определяется состояние и уровень науки”. Различные авторы не однотипно подходят к данному вопросу. Так например, К.К. Платонов ,наряду с общепсихологическими категориями выделяет, так же, и частнопсихологические :
    Общепсихологические Частнопсихологические
    категории категории
    1. психическое отражение;
    2. психические явления; психические процессы;
    психические состояния;
    свойства личности;
    3. сознание переживания;
    познание;
    отношение;
    личность
    деятельность
    развитие психики.
    М.Г. Ярошевский выделяет :
    1. Образ (гештальтпсихология);
    2. Действие (бихевиоризм);
    3. Мотивация (З. Фрейд);
    4. Общение
    5. Индивид-Личность.
    Пять категорий М.Г. Ярошевского обобщенно представлены в трех категориях у А.Н. Леонтьева:
    1. Деятельность (суперкатегория);
    2. Сознание;
    3. Личность.
    По мнению Б.Ф. Ломов а следует выделить следующие категории:
    1. Отражение;
    2. Деятельность
    3. Личность;
    4. Общение.
    В то время как А.В. Петровский выделяет категории:
    1. Коллектива;
    2. Личности;
    3. Деятельности.
    Таким образом, мы видим, что категориальный аппарат определяется позицией автора, тем, что он исследует.
    I.5. Этапы развития науки.
    Научные идеи и теории не являются спонтанным творением ума. Они рождаются и преобразуются под воздействием потребностей общества, социальной практики.
    В истории психологической мысли, предмет которой — человек, влияние на нее социальных процессов выступает особенно рельефно. Проблема души неизменно являлась средоточием острейших идейных контроверз. Так обстояло дело во все эпохи.
    Выделим основные этапы становления психологии как науки:
    I этап — психология как наука о душе. Такое представление психологии было дано 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
    II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
    III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 столетии. Задачи психологии состоят в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.
    IV этап — психология как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики.
    Как уже говорилось, психология тала самостоятельной дисциплиной, когда в естественнонаучном опыте были открыты психодетерминанты как особые факторы организации и регуляции жизненных отношений индивида с миром. Выявление их не сводимости к другим починным факторам породило представление о замкнутом ряде психических причин. Действительное же значение и влияние этих психических детерминант выступает только в их взаимосвязи с природными и социальными процессами. От успехов в познании этих процессов зависит и продвижение психологической мысли к новым рубежа.

    ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
    1. Что такое психология и что она изучает?
    2. Каковы основные методологические принципы психологии?
    3. Место и роль психологии в системе наук.
    4. Каковы основные методы психологического исследования?

    ЛИТЕРАТУРА.
    1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
    2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
    3. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.,1972.
    4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
    5. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.
    6. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии . “Вопросы психологии”. 1975, №2.
    7. Петровский А.В. Общая психология. М., 1986.
    8. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
    9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
    10. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
    11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1993.
    12. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
    13. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1984.
    14. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
    15. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1970.
    16. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

    II. МОЗГ И ПСИХИКА.
    II.1. Строение нервной системы.
    II.2. Кора больших полушарий мозга.
    II.3. Работа нервной системы человека.

    II.1. Строение нервной системы.
    Психика есть свойство высокоорганизованной материи — нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им. Все явления в процессе мозга, отражающего окружающую действительность. Иначе говоря, высшая нервная деятельность — физиологическая основа психики. Вот почему для понимания разнообразных проявлений психической жизни нужно быть знакомым со строением и основными законами деятельности нервной системы.
    Нервная система отличается очень большой сложностью. Основной ее элемент — нервная клетка — нейрон. Эволюция нервной системы шла по пути концентрации нервных клеток в нервные узлы, из которых постепенно выделяется более сложный — головной.
    Отдельные нейроны соединяются друг другом посредством особых контактных организмах, называемых синапсами (“синапс” — от греческого слова “застежка”), которые во множестве покрывают нейрон. При помощи синапсов осуществляется переход возбуждения от одной нервной клетки другой. Скопления тел нервных клеток вместе с дендритами составляют серое вещество головного и спинного мозга; скопления нервных волокон — белое вещество. Роль серого мозгового вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого вещества — в передачи возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервы проводят возбуждение только в одно направлении — от разных частей тела к мозгу (Центростремительные нервы) или, наоборот от мозгах различным частям тела (центробежные нервы).
    Различают центральную и периферическую нервную систему. Периферическая нервная система представляет собой совокупность нервных волокон, осуществляющих связь центральной нервной системы с различными частями тела и внутренними органами.
    Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.
    Спинной мозг расположен внутри позвоночного столба и представляет собой толсты шнур, состоящий из нервной ткани. Поперечный разрез спинного мозга показывает, что по краям его находится белое вещество, а внутри — серое вещество.
    В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов.
    В спинном мозгу находятся проводящие пути, состоящие из пучков нервных волокон. По проводящим путям возбуждение передается от нервных периферических окончаний в головной мозг и из головного мозга к периферии — к мышцам, коже, внутренним органам.
    Головной мозг находится в костной черепной коробке, надежно защищающей его от повреждений. Он является исторически более поздним образованием, чем спинной мозг. Головной мозг человека представляет собой значительно более сложное образование, чем мозг даже самых высших животных. Мозг находится в жидкой внутренней среде, омывающей его нейроны.
    Головной мозг человека не представляет собой сплошной массы. Он состоит из ряда отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом, который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг, мозжечок, еще выше — промежуточный мозг. Все эти отделы покрыты большими полушариями.
    Продолговатый мозг играет большую роль в жизнедеятельности организма. В нем расположены центры, регулирующие дыхание, сердечно-сосудистую деятельность органов пищеварения.
    Средний мозг управляет положением и координацией тела в пространстве, регулирует мышечный тонус (напряжение мускулатуры).
    Мозжечок регулирует равновесие и обеспечивает координацию произвольных движений. При нарушении работы или заболевании мозжечка, животное например не может стоять и производит не прорывные движения головой, туловищем и конечностями, не может координировать движение конечностей.
    Промежуточный мозг (вместе с подкорковыми узлами он образует так называемую подкорку, Поэтому что расположен под корой больших полушарий) имеет большое значение в инстинктивных и эмоциональных проявлений человека. Здесь же находятся центры обмена веществ в организме, терморегуляции тела. В определенные центры промежуточного мозга поступают нервные импульсы от органов чувств. Эти импульсы затем передаются в кору больших полушарий. Нарушение деятельности указанных центров приводит к расстройству работы органов чувств.
    В продолговатом и среднем мозгу находится особая нервная ткань, которая под микроскопом имеет вид густой сеточки из нейрона с их отростками особого вида. Эта нервная ткань получила название ретикулярной формации (в переводе “сетчатое образование” от латинского слова “ретикула” — сеточка). Исследования последних лет показали, что ретикулярная формация играет важную роль в жизнедеятельности мозга. Она является возбудителем коры больших полушарий. Посылая нервные импульсы в большие полушария, ретикулярная формация приводит их в состояние бодрствования, поддерживает их активность.
    Все отделы мозга взаимосвязаны между собой и представляют единую цельную систему. Однако в их деятельности наблюдается строгая иерархия, т. е. подчинение низших отделов мозга высшим отделам, над которыми доминируют большие полушария.

    II.2. Кора больших полушарий мозга.
    Наиболее развитая часть головного мозга — его большие полушария. Большие полушария — парное образование , состоящее из правой и левой половин, соединенных между собой так называемым мозолистым телом. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем мозгового вещества толщиной 3 — 4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Остальная часть полушарий представляет собой белое мозговое вещество и состоит из нервных волокон, которые соединяют отдельные участки полушарий (ассоциативные волокна) и одно полушарие с другим (спаечные волокна).
    Кора — непосредственная материальная основа психических процессов у животных, мышление и сознание у человека. В процессе эволюционного развития кора впервые появляется у пресмыкающихся и птиц, а интенсивно развиваться начинает лишь у млекопитающих. У высших животных— человека образных обезьян — кора уже значительно развита. Но лишь у человека кора головного мозга достигнет наивысшей степени совершенства — в ней горазд больше клеток (в коре человекообразных обезьян от 2 до 5 миллиардов нервных клеток), они значительно сложнее устроены, неизмеримо больше и количество связей между ними.
    В коре обоих полушарий головного мозга различают четыре части: лобную, затылочную, теменную и височную.
    Лобные доли — высшие отделы человеческого мозга. Они последними появились в процессе эволюции и достигают своего полного развития лишь у человека.
    Лобные доли играют важнейшую роль в организации целенаправленной деятельности, подчинении ее стойким намерениям, побудительным причинам (мотивам).
    Остальные доли ведают приемом, переработке и хранением информации, поступающей от органов чувств. В затылочной доле находятся центры зрения, в височной — центры слуха и обоняния, в теменной — центры кожных ощущений (тепла, холода, давления).
    Область передней центральной извилины — моторная (или двигательная) область коры, причем верхняя ее часть управляет движением ног, середина — движением рук, нижняя — движением лица. Клетки премоторной зоны, лежащие перед передней центральной извилиной, обеспечивает объединение отдельных движений в плавный поток.
    Правое и левое полушария головного мозга в отношении осуществляемых функций не являются симметричными. Они “ведают” противоположными половинами тела (левое полушарие — правой половиной тела, и наоборот). Центры речи расположены в левом полушарии (правое полушарие в этом смысле “немое” и ”глухое”). Речь — настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи: речедвигательный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить (при поражении наступает потеря речи, хотя человек может произносить звуки) , слухоречевой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и понимать чужую речь (при поражении центра человек не понимает чужой речи), и зрительно-речевой центр, или центр чтения и понимания письменной речи (при поражении наблюдается потеря способности читать, хотя чтение не нарушается). Разумеется у животных (даже высших) речевых центров нет.
    Можно выделить и другие участки, или поля (группы клеток, отличающихся специфической формой, величиной и строением), работа которых связана с теми или иными психическими проявлениями. Подобная специализация трупп нервных клеток, выражающаяся в том, что они играют различную роль и выполняют различные функции, называется локализацией функций (“локализация” — от латинского слова “локос” — место, приуроченность явления к определенному месту). Локализация психических функций все более и более четко проявляется по мере усложнения мозга: у собак она уже ясно заметна, у обезьян гораздо более четко выражена, а у человека достигает высшего развития.


      Скачать полную версию - materialy-po-psikhologii1.rar [176.12 Kb] (cкачиваний: 25)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©