Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Научно-популярная речь как разновидность научного стиля.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Научно-популярная речь как разновидность научного стиля.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 22 06 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 26677 | печать
     (голосов: 3)

    Содержание

    Введение_______________________________________________________
    Глава 1. Научно-популярная речь как разновидность научного стиля____
    1.1.Стилистические особенности научно-популярной прозы______
    1.2.«Популярность» изложения научного материала в научно-популярной прозе__________________________________________
    Выводы по первой главе__________________________________________
    Глава 2. Особенности стиля научно-популярной прозы на материале публицистических текстов педагогов свободных альтернативных школ Германии______________________________________________________
    2.1. Краткая характеристика свободных альтернативных школ
    Германии_________________________________________________
    2.2. Стилистические особенности научно-популярной прозы публицистических текстов педагогов альтернативных школ Германии_________________________________________________
    Выводы по второй главе__________________________________________
    Заключение_____________________________________________________
    Список литературы______________________________________________ 3

    Введение
    Актуальность. Научно-техническая революция оказывает глубокое влияние на развитие и функционирование языка. Поэтому популяризация научных знаний имеет огромное значение для общества, и переводчику, профилирующему в данной сфере перевода, отводится также большая роль.
    «Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике, научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки — точность и объективность» [5,с.15].
    У научного произведения — статьи, монографии и т. д., — как это ни покажется на первый взгляд странным, есть свой сюжет, хотя представление о сюжете связывается обычно с художественным текстом. Сюжет научного текста необычен: автор приобщает читателя к процессу поиска истины. Читатель должен пройти вслед за ним путь, чтобы, сделав (и, тем самым, перепроверив) логические ходы, прийти к желаемому выводу-результату. Автор моделирует ситуацию, представляя процесс поиска истины в наиболее, по его мнению, оптимальном варианте, т. е. так, как это происходило бы в идеале.
    «Текст научного произведения создается как цепочка «шагов» — действий внутри текста, образующих логический каркас, своеобразный «сценарий научного произведения», который затем в тексте, насыщенном специальными символами и соответствующей терминологией, воспринимает даже неподготовленный читатель» [10,с.55].
    Цель научно-популярных изданий – популяризация основ научных знаний среди читателей всех профессий и специальностей, с различной степенью подготовки. Этим научно-популярная публицистика существенно отличается от научных и производственных книг, предполагающих обязательное наличие у читателей определенной специальной подготовки.
    Научно-популярные издания не менее требовательны к ясности и выразительности иллюстративного материала, играющего в них огромную роль как средство популяризации основ науки.
    Среди научно-популярных статей по содержательному принципу выделяются три большие группы: естественно-, общественно-научные и научно-технические, каждая из которых, несмотря на различия в содержании и целеустановках, характеризуется сходными особенностями научного изложения и строится по единой модели речевого жанра журнальной научно-популярной статьи.
    В рамках курсовой работы будут рассмотрены особенности стиля научно-популярной прозы на материале публицистических текстов педагогов свободных альтернативных школ Германии.
    Рассмотренный в работе метод анализа речевых жанров может быть использован в качестве одного из возможных способов анализа других речевых жанров публицистики, создания типологии журнальных речевых жанров на прагматической основе, изучения проблемы взаимодействия научного и публицистического функциональных стилей в разных общественных сферах функционирования языка.
    В данной работе мы пытаемся дать определение «промежуточному» речевому жанру «научно-популярной статьи», появившийся в результате трансформации научного функционального стиля под влиянием газетно-публицистического.
    Таким образом, в данной работе речевой жанр «научно-популярная статья» рассматривается как целесообразный способ и форма переработки, хранения и передачи научной информации в сфере журнальной публикации с целью распространения и популяризации научных достижений.
    Следовательно, актуальность проблемы исследования обусловлена ориентацией на коммуникативно-прагматическое изучение текста и языка, связанное с процессом трансформации научного функционального стиля под влиянием газетно-публицистического.
    С более широких позиций указанная проблема связана с общесоциальной направленностью современной науки, с задачей распространения и популяризации научных знаний в обществе с помощью средств массовой информации. С точки зрения лингвистики такое взаимодействие означает трансформацию научного функционального стиля под влиянием публицистического стиля, что вызывает появление в стилистике «промежуточных» речевых жанров, каковым является речевые жанры «научно-популярной прозы».
    В рамках данного курсового исследования мы рассмотрим особенности публицистических текстом выдающегося педагога Германии, основателя Вальдорфской педагогики, Рудольфа Штайнера.
    Творчество Рудольфа Штайнера (1861-1925), без сомнения, - одно из самых интересных и удивительных явлений нашего столетия. Он - редактор и издатель естественнонаучных трудов И.В.Гете; автор значительных исследований в области философии и теории науки; основатель антропософии, предпринявший попытку создать методы изучения духовной стороны мира и человека.
    «Им были даны значительные импульсы в развитии архитектуры, театрального искусства; создано новое искусство движения - эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического подхода в этой сфере, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им медицине» [17]. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений, прежде всего детских садов и школ, работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным делом всей его жизни.
    Объект исследования: публицистика педагогов свободных альтернативных школ Германии.
    Предмет исследования: особенности стиля научно-популярной прозы на материале публицистических текстов педагогов свободных альтернативных школ Германии.
    Цель исследования: изучение особенностей системы изложения научной информации в научно-популярных в публицистике педагогов свободных альтернативных школ Германии.
    Задачи:
    1. Изучить и систематизировать научную литературу по теме.
    2. Рассмотреть специфику научно-популярного функционального стиля.
    3. Охарактеризовать стилистические особенности научно-популярной прозы на материале публицистических текстов педагогов свободных альтернативных школ Германии.
    Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение научной литературы, описательный, стилистический анализ.
    Объем и структура курсовой работы определяется последовательностью поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ РЕЧЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НАУЧНОГО СТИЛЯ

    1.1. Стилистические особенности научно-популярной прозы

    Подчеркивая основные черты научно-популярного изложения, Д. И. Писарев писал: «Во-первых, популярное изложение не допускает в течение мысли той быстроты, которая совершенно уместна в чисто научном труде… В популярном сочинении каждая отдельная мысль должна быть развита подробно, так, чтобы ум читателя успел прочно утвердить дальнейший путь к логическим следствиям, вытекающим из этой мысли. Если вы будете утомлять ум вашего читателя слишком быстрыми переходами, то получите тот же результат, которое произвело бы отсутствие мостиков: читатель ошалеет и совершенно потеряет из виду общую связь ваших мыслей. Во-вторых, популярное изложение должно всячески избегать отвлеченности, каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено примерами» [15,с.11].
    Научно-популярный стиль изложения (или подстиль, т. е. разновидность научного стиля речи) чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного изложения были И.Л. Андроников, В.О. Ключевский, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили.
    Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному адресату, ее вариативностью в зависимости от изменения условий общения, а во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.
    Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю, необходимым, своим. Он предполагает варьирование стратегии и тактики речи в аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой. Разумеется, популярное изложение предполагает иной, более медленный темп речи.
    В книге В.В. Ученова названы следующие принципы популярного изложения:
    - «перевод» с абстрактного (секвестр — сокращение бюджетных расходов);
    - конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.;
    - художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией [18,с.32-33].
    Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации.
    Например: инфляция — обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.
    Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Остров — это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросно-ответная.
    Существует множество способов объяснения понятий, назовем только некоторые из них:
    - демонстрация предмета или явления — простейший и очевидный способ объяснения;
    - указание на объем понятия (авуары — это не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);
    - сравнение, аналогия;
    - перечисление признаков (еж — маленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок и т. д.);
    - словарное толкование (конгениальный — не сверхгениальный, а близкий по духу);
    - указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. inflatio — вздутие) [19,с.74].
    Владение научно-популярным стилем речи пригодится любому человеку, который хочет добиться взаимопонимания в ситуациях делового, бытового и семейного речевого общения.

    1.2. «Популярность» изложения научного материала в научно-популярной прозе

    Существует необоснованное мнение, что научному, в особенности научно-популярному изложению, якобы свойственна образность. При этом среди требований к научно-популярному стилю в отдельных рекомендациях образность выдвигается как непременное, характерное его свойство. К тому же образность подчас понимается весьма широко, и термин этот используется недифференцировано. Вопрос о стиле речи научной и научно-популярной литературы является весьма важным и актуальным.
    Кроме того, в научно – популярной речи наблюдается не столько образность в собственном смысле этого слова (тем более художественная образность), сколько использование отдельных словесно – образных средств, чаще – сравнений, реже – метафор. Естественно, здесь нет той системности образных средств, которая присуща образной речи. Здесь нет и речевой конкретизации образно – художественного типа. Конкретизация научно – популярного изложения, как правило, отвлеченно – понятийна, не выходит из «русла» научного стиля речи. Таким образом, дело не столько в «образности» речи, сколько в ее простоте и ясности.
    Для научно – популярного изложения остается законом обобщенность и отвлеченность, что находит полное отражение в особенностях речи.
    «Сравнивая способы и средства речевого выражения динамики содержания в художественной литературе, с одной стороны, и в научной – с другой, подчеркивается принципиально иной характер речи при этом, иные приемы и средства выражения» [16,с.11].
    За счет чего же создается популярность изложения в научно – популярной литературе?
    «Текст – это словесное произведение, представляющее собой системно-функциональное речевое и языковое образование» [16,с.12]. Такое понимание текста предполагает рассмотрение словесного произведения как системы, состоящей из двух подсистем: подсистемы предметно-логического содержания и подсистемы функционально-коммуникативного содержания. Жанр журнальной научно-популярной статьи рассматривается как целесообразный способ и форма переработки, хранения и передачи научной информации в сфере журнальной публицистики.
    Ориентированность научно-популярной статьи на такие коммуникативные цели, как анализ и объяснение научных проблем, обуславливает отнесение данного речевого жанра к аналитическому типу текста. В результате получается комплексное информационно-аналитическое функциональное содержание, структурный облик которому придает научно-публицистический функциональный стиль.
    «Целеустановки, будучи реализованными в речевом произведении, создают основные качества исследуемого речевого жанра научно-популярной статьи: информационность, аналитичность, публицистичность и реферативность. Жанровое качество слагается из функциональных качеств композиционных звеньев речевого жанра: заголовочного комплекса, введения, эксплицирующей основной части и заключения-резюме. Речевые операции материализованы в операционных формах: композиционно-речевых формах (КРФ), архетиктонико-речевых формах (монолог-диалог) и формах экспрессивности текста (тональностях)» [19,с.75-76].
    КРФ, являясь семиотическими образованиями (Л.С. Выготский), характеризуются наличием формальной структуры, т.е. определенным типом внутритекстовой связи, и двух содержательных структур: прагматической и семантической.
    «Прагматическую структуру образуют компоненты, называемые прагмемами: например, в систему КРФ «констатирующее сообщение» входят констативы, в систему КРФ «констатирующее рассуждение» – эксплициты, каузативы, концессивы. Прагмены реализуются в элементах семантико-синтаксической структуры» [15,с.33-34].
    Методика исследования научно-популярной статьи определяется пониманием текста и состоит в выделении композиционных звеньев, анализе речевых действий и операций и их распределения по композиционным звеньям. Моделирование данного речевого жанра предполагает набор следующих типовых речевых действий: информирование, разъяснение, и описание.
    Из общих черт научно – популярного изложения следует назвать:
    а) подробность изложения научных данных, своеобразное «разжевывание» сведений;
    б) раскрытие всех возможных общих положений на конкретных примерах;
    в) намеренное подчеркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами;
    г) стремление избегать широкого использования терминов, а при невозможном употреблении непременно разъяснять их значение; д) «не загромождение» научными фактами, материалом исследования; необходимость давать «отдых» читателю использованием различных параллелей и «вставок» не собственно научного содержания; е) использование разнообразных приемов (в том числе речевых) активизации внимания читателя; ж) стремление к оригинальности, нешаблонности выражения и некоторые другие.
    По–видимому, более легким для восприятия неподготовленного читателя является индуктивный метод изложения [15,с.40].
    Некоторые из отмеченных нами черт представляются общими у стиля научно – популярных работ со стилем речи собственно научной. И это естественно, ибо научно – популярное изложение – это своеобразная разновидность («подстиль») научного стиля.
    Со стороны собственно-речевой все это выражается:
    1) в большой широте и большей, чем в сугубо научном тексте, степени конкретизации; в большинстве случаев полной конкретизации;
    2) в простоте синтаксических конструкций, стремлении избегать усложненных предложений;
    3) в довольно частом обращении к «риторическим вопросам», активизирующим внимание читателя и показывающим ход, логику течения мысли;
    4) в более широком, чем в собственно научном стиле, использовании средств словесной образности, особенно сравнений;
    5) в «сокращении» употребления научных терминов, особенно узких, и несколько меньшем использовании абстрактной лексики;
    6) в довольно свободном обращении к средствам разговорной речи (лексико-фразеологическим и синтаксическим) и др. Всем этим и создается простой и ясный, а также и яркий стиль доходчивого, популярного изложения научных знаний.
    «Для языка научно – популярной прозы характерным является также использование некоторых элементов разговорной речи» [15,с.41].
    Как известно, семантические границы слова в разговорной речи очерчены менее четко, чем соответствующие синонимы в области литературно-книжной лексики. В этом заключается одна из причин невозможности использования разговорной лексики в языке научного изложения. Существует еще целый ряд особенностей разговорной речи, заставляющих смотреть на разговорные элементы в научном тексте как явление, функционально не оправданное спецификой научного изложения.
    Тем не менее, авторы научных статей систематически прибегают к использованию разговорной лексики и синтаксиса. Противоречие между разговорным и книжным разрешается путем сужения сферы употребления элементов разговорной речи посредством введения их в узкие рамки традиционного использования в определенной жанровой разновидности научной прозы. «Мотивированное употребление разговорной лексики и синтаксиса в научной прозе не означает исчезновения оппозиции книжное/разговорное, это лишь одно из проявлений ассимиляции иностилевых элементов в научной прозе» [12,с.111].
    Синтаксическая структура простого предложения, не характерная для научной прозы, выступает как элемент разговорной речи в научном сообщении. Однако использование данной структуры подчинено определенным коммуникативным задачам. Их «выделенность» служит не цели нарушения установленных норм, но акцентуации тех частей высказывания, которые необходимо подчеркнуть.


      Скачать полную версию - nauchno-populjarnaja-rech-kak.rar [32.36 Kb] (cкачиваний: 101)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©