Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Общение ЗПР.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Общение ЗПР.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 20 06 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 6093 | печать
     (голосов: 0)

    Тема. Общение – как условие социальной адаптации и формирования личности учащегося с ЗПР

    Содержание
    Введение
    1. Общение – как условие социальной адаптации и формирования личности учащегося с ЗПР. Теоретический аспект.
    2. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов ЗПР.
    Заключение
    Список использованной литературы

    Введение

    В условиях преобразования и дальнейшего развития нашего общества возрастает роль и ответственность семьи и школы в осуществлении всестороннего развития личности. Вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения решаемые массовой школой стоят и перед специальной школой для детей с ЗПР, так как и ее выпускники должны включаться в сферу материального производства и обслуживания населения, что связано с самым широким применением навыков общения.
    Общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Работы Л. С. Выгодского, исследования последних двух десятилетий (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, Л. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. В. Эльконин и др.) показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Вопросы воспитания аномальных детей в общении со взрослыми и со сверстниками оказывается в центре внимания таких видных представителей дефектологической науки как Л. С. Выгодский, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев. Именно, в общении формируется отношение ребенка к окружающим к деятельности к самому себе. Изучением межличностных отношений учащихся с ЗПР, выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно – воспитательной работы в специальных школах и классах, а так же для более глубокого проникновения в структуру дефекта детей данной категории.
    Общение – сложный социально – психологический процесс взаимодействия субъектов. Взаимодействие индивидов начинается с того, что человек испытывает потребность в деятельности и как производная от данной потребности возникает коммуникативная задача. Процесс общения следует рассматривать как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления. Наличие проблем в протекании данных процессов у детей с ЗПР обуславливает и наличие проблем процесса общения.
    Разрабатывая проблему общения ученые и практики едины в утверждении о тождественности общения и жизнедеятельности, так как без общения не возможны деятельность, формирование и развитие личности. От уровня владения навыками общения зависит успех профессиональной деятельности, активность в социальной сфере, личное счастье человека.
    Прямым следствием нарушений развития потребностей в общении оказывается снижение эффективности саморегуляции индивида. Его неумение организовать свое взаимодействие с окружающими людьми. Проблемы в общении могут приводить к разрушении личности человека. Для ребенка с ЗПР, имеющего не малые проблемы психики и развития не овладения навыками общения может иметь крайне негативные последствия.
    Целью данного исследования было изучение динамики представления детей о межличностных отношениях, и определение связи между положением ребенка с ЗПР в группе и его представлениях о себе и своих сверстниках.
    Достижение данной цели позволяет активно влиять на формирование самооценки ребенка и отношении между детьми в группе.
    Объектом исследования является учащиеся 1 – 2 – 3 классов ЗПР средней общеобразовательной школы.
    Для сбора материала использовались следующие методы – наблюдение, анализ документов, качественный опрос, социометрическими методами.
    Структура данной работы представлена двумя разделами. В первом разделе рассматривается вопрос: общение – как условие социальной адаптации и формирование личности детей с ЗПР – теоретико – методологический аспект. Во втором разделе представлены методики и результаты исследования межличностных отношений и представления о себе и своем социальном окружении у учащихся с ЗПР.

    1. Общение как условие социальной адаптации и формирования личности детей с ЗПР
    Развитие ребенка в школьный период проходит под знаком установления взаимоотноше¬ний со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым мо¬рально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотноше¬ний ребенок присваивает общественно-исто¬рический опыт, усваивает общественно зна¬чимые нормы и функции, знакомится с со¬держанием социальных ролей. Потребность ребенка занять определенное место в жиз¬ни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества», а также ярко выраженная коммуникативная потреб¬ность определяют ведущие виды деятельнос¬ти детства, к которым относятся просоциальная деятельность и общение.
    Возрастающая у ребенка самостоятель¬ность сочетается со значительным расшире¬нием сфер деятельности, с направленностью на новые, более многообразные и содержа¬тельные отношения со сверстниками и други¬ми людьми. Потребность ребенка в обще¬нии является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребнос¬тям. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования
    В литературе имеются данные о постеленном, трехуровневом включении индивида в сферу социального общения. Первичное включение в ближайшее семейное окруже¬ние; далее — в разнообразные контактные коллективы, в ту или иную сферу трудовой деятельности; третий уровень — включение в целостную социально-классовую систему. Неправильное развитие или недостаточное удовлетворение потребности в общении ве¬дет к серьезным деформациям личности, к значительному ухудшению ее положения в системе межличностных отношений.
    Е. Г. Злобина пишет, что анализ разви¬тия потребности в онтогенезе позволяет рас¬смотреть через призму эволюции коммуни¬кативной потребности становление и разви¬тие человеческой личности, представить в це¬лом роль общения как одного из важнейших факторов социализации. При этом процессы социализации и социального развития лично¬сти не являются идентичными. Социализация может служить определенной базой для соци¬ального развития личности, но могут быть си¬туации, когда эти процессы противопоставля¬ются. Предполагается, что стадии развития этих процессов, их этапность имеют большое значение, так как могут быть выделены этапы особой сензитивности к усвоению абстракт¬ных и отвлеченных категорий, норм и ценно¬стей, не наполненных личностным смыслом и содержанием.
    Вслед за многими учеными, занимавшими¬ся проблемами развития ребенка, мы считаем, что именно школьные годы являются бла¬гоприятным сензитивным периодом для фор¬мирования навыков общения, умений уста¬навливать различные формы взаимодейст¬вий, взаимосвязей и коммуникативных отно¬шений, культуры поведения.
    Общеизвестно, что особой проблемой школьного периода являются трудности и конфликты в общении.
    Кризисы психического развития, дезадаптивные явле¬ния могут быть нормальными или атипичными, они также зависят от особенностей обще¬ния детей с другими людьми. В случае нарушения общения уровень адаптации за¬метно падает и может возникнуть асоциаль¬ное поведение. Нарушения поведения могут быть проявлением болезненно измененной личности и психики в целом или стать следст¬вием неблагоприятной ситуации воспитания.
    Специфика воспитательной работы в коррекционных организациях: работа направлена на ослабление преодоление недостатков развития аномального ребенка, коррекцию его личности. У умственно отсталых детей вследствие перенесенных заболеваний ЦНС наблюдается нарушение взаимодействия процессов торможения и возбуждения, их недостаточность, общая слабость и инертность нервных процессов. У детей наблюдается недоразвитие аналитической и синтетической деятельности головного мозга, замедленное образование условных связей, их неустойчивость, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Все это обуславливает трудности в познавательной деятельности. В то же время, наряду с первичными дефектами при неблагоприятных условиях может образоваться вторичные недостатки – неуверенность, негативизм, раздражительность, в свою очередь раздражительность вследствие ошибок в воспитании переходит в агрессивность и жестокость, имеет место повышенный эгоцентризм.
    Вследствие, проблем познавательной деятельности замедляется формирование усвоения морально-этических норм и главное их реализация. Исследования ученых и наши наблюдения показывают, что в основе не мотивированного на первый взгляд поведения ребенка, взрыва его агрессии лежит страх. Ребенок понимает свое «несоответствие» с другими детьми с нормальным развитием, чувствует свою неполноценность, а, следовательно, компенсирует это, прежде всего протестом, агрессией или заторможенностью, отрешением от действительности. По данным исследования Н. Соколовой большинство аномальных детей с недоверием относятся к «чужим» взрослым, боязливо (агрессивно) относятся к их указаниям, имеется тенденция не вступать в общение. Отношения между детьми так же имеют тенденцию к нестойким контактам, часто имеют место конфликты, вместе с тем данные дети стремятся находиться вместе на одной «территории».
    В этом явлении виден эффект нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а с другой стороны «не свободу» аномального ребенка от социума. Вышеуказанные исследования, а так же исследования А. Леонтьева показали, что данные дети не испытывают чувства неудовлетворенности от невыполнения моральных норм, с чем мы не согласны, ибо в этом вопросе скорее дефект воспитания.
    Как правило, недостатки умственно отсталых детей относятся к характеру и эмоциональной сфере. Именно эти специфические особенности детей и характеризуют особенности воспитательной работы в коллективе.
    Исследования ученых показывают значимость для умственно отсталого ребенка референтной группы и его настороженность к «чужим» взрослым с одной стороны, а с другой значение привычек в формировании личности данного ребенка. Следовательно, без единого педагогического коллектива, основанного на единых подходах, стиля общения, требованиях формирования личности ребенка в таком коллективе ставится под вопросом. Особую важность имеют мысли А. Выготского, что главная задача дефектологии, а, следовательно, коррекционного воспитательного процесса это социализация личности учащегося и именно коллектив и общение в нем обеспечивает решение этой задачи, прежде всего в силу «не свободы» ребенка - дебила от социума.
    Важность общения для умственно отсталого ребенка заключается, прежде всего, в значении его для нравственного развития ребенка по причине нарушения познавательной деятельности, поэтому, по мнению Э. Сегена наиболее действенным путем формирования нравственности (как совокупности межличностных отношений и поступков, соответствующих нормам данного общества) является воспитание привычек и именно общение создает систему повторяющихся действий, оценочную среду, систему контроля и чувства причастности к общему. Вот почему так важен коллектив и общение в нем для аномального ребенка, ибо для него «привычка это все, хорошие привычки могут его спасти, а дурные погубить», считал Э. Сеген [7].
    В условиях предъявления единых требований и стиля общения ученики чувствуют себя спокойнее, а это самое главное для умственно отсталого ребенка, ибо нет резкой смены взаимодействия процессов раздражения, ибо к проблеме не хочет выполнять требования, ребенок имеет проблему не может выполнять.
    Формирование личности учащихся не мыслимо без руководителя этого коллектива. Личность руководителя значима всегда и во всем, «каков поп таков приход» гласит народная мудрость. Для умственно отсталых детей вопросы симпатии и антипатии имеют решающее значение в силу недостатков сознания и самосознания. Наблюдались последствия перехода детей ЗПР в массовой школе от начальных классов в следующее звено и сложность налаживания контактов с новыми учителями и там, где учитель начальных классов ЗПР продолжал курировать класс, этот этап проходил безболезненно.

    2. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов ЗПР.

    Целью исс¬ледования, проведенного на группе детей, обучающихся в I-III классах ЗПР, было изучение динамики их представлений о межлично¬стных отношениях. Кроме того, задачей исследования являлось выявление связи между положением умственно отсталого ребенка в группе сверстников и его пред¬ставлениями о себе и своих одноклассни¬ках.
    В ходе исследования использовались 2 группы методик. 1
    Первая группа — методики, направленные на изучение положения ребенка с ЗПР в системе межлич¬ностных отношений и осознания его, — представлена адаптированной социометрической методикой. Использование этой методики предполагало организацию эксперимен¬тальных ситуаций, в которых каждый ученик должен был осуществить выбор по принципу предпочтения в следующих за¬даниях:
    1) «Подари открытку»;
    2) «Выбор соседа по парте»;
    3) «С кем бы ты хотел дежурить?»;
    4) «С кем бы ты хотел иг¬рать?»;
    5) «Как ты думаешь, кто подарит тебе открытку (захочет с тобой сидеть, дежурить, играть)?» Последнее задание направлено на изучение осознания меж¬личностных отношений.
    По полученным данным подсчитывался
    Р статус испытуемых по формуле m =-Р / N, где
    m — статус испытуемого, Р— общее чис¬ло полученных им выборов, N — число членов в группе. Были определены ста¬тусные группы: I — «звезды» — ученики, получившие 6 и более выборов, II — «предпочитаемые» — ученики, получив¬шие 3-5 выборов; III — «пренебрегаемые» — ученики, получившие 1-2 выбора, и IV группа — «изолированные» — не имею¬щие ни одного выбора.
    Характерными показателями являются следующие коэффициенты: коэффициент взаимности (KB), коэффициент удовлет¬воренности общением (КУ) и коэффици¬ент осознанности (КО). KB и КУ позво¬ляют судить об уровне благополучия ре¬бенка в группе. KB дает возможность посмотреть, насколько симпатии и стрем¬ления ребенка к общению являются вза¬имными. KB рассчитывается на группу и на каждого испытуемого индивидуально по формуле: КВ= Р 1 / Р х100%, где P1 -число взаимных выборов в группе (KB группы) или у данного испытуемого (KB индивидуальный), Р — общее число вы¬боров, сделанных в эксперименте, или число полученных данным испытуемым выборов.
    КУ позволяет оценить эмоциональную удовлетворенность ребенка своим поло¬жением в классе, так как показывает, как соотносятся его взаимовыборы с числом сделанных им выборов. КУ на каждого испытуемого рассчитывается по формуле:
    КУ = М1 / М х 100% , где M1 — количество взаимных выборов, сделанных испытуе¬мым; M—количество сделанных испы¬туемым выборов. КУ группы определяет¬ся сложением всех индивидуальных КУ с последующим делением полученного чис¬ла на количество учащихся, принявших участие в эксперименте: КУ группы  КУинд / N , где
     - алгебраическая сумма; КУ, N — количе¬ство учащихся.
    С помощью КО можно установить, как в сознании данного испытуемого происхо¬дит презентация его положения в коллек¬тиве. КО определяется по формуле: K0=-Ро / Рх х 100%, где Ро — число оправдавшихся ожидаемых выборов, Рх— чис¬ло ожидаемых выборов (КО может быть рассчитано индивидуально на каждого ис¬пытуемого и на группу).
    Вторую группу составили методики, направленные на изучение особенностей образа Я и представлений ребенка о лич¬ностных качествах своих одноклассников. Она включала следующие задания:
    1) клиническая беседа, содержавшая следующие вопросы:
    а) Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты?
    б) Представь себе человека, который тебе так нравится, что ты хочешь быть похожим на него. Кто это? Какой он? Чем он тебе нравится? Каким ты хочешь быть?
    в) Представь себе человека, который тебе так не нравится, что ты не хочешь быть похожим на него. Кто это? Какой он? Чем он тебе не нравится? Каким ты не хочешь быть?
    2) Адаптированная методика Дембо— Рубинштейн. Изучалась самооценка ре¬бенка и умение оценить личностные ка¬чества своих одноклассников по следую¬щим параметрам: умный - глупый, краси¬вый - некрасивый, добрый - злой, аккурат¬ный - неаккуратный, сильный - слабый, смелый - трусливый.
    Срезы проводились 2 раза в год: в сентябре и в январе.
    Относительно динамики межличност¬ных отношений умственно отсталых уча¬щихся начальных классов получены сле¬дующие результаты.
    Вы¬делено 4 статусные группы: «звезды» (I), «предпочитаемые» (II), «пренебрегаемые» (III), «изолированные» (IV).
    Наибольшее количество учащихся вошло в группы «предпочитаемых» (II) и «пренебрегаемых» (III) - 70-90%. При этом в первом и втором классах в эти статусные группы попадали дети, имею¬щие значительные различия как в лично¬стных качествах, так и в успеваемости.. Однако уже в первом классе учащиеся, вошедшие в группы «звезд» (I) и «изоли¬рованных» (IV), имели некоторые общие особенности, касающиеся физической привлекательности, интеллектуальных способностей, контактности. В конце третьего класса произошло четкое выде¬ление качеств, обеспечивающих попада¬ние в группы «предпочитаемых» (II) и «пренебрегаемых» (III). Учащиеся, соста¬вившие группу «предпочитаемых» (II), отличаются дружелюбием, физической привлекательностью, успешностью в обу¬чении. Среди личностных качеств детей, попавших в группу «пренебрегаемых» (III), выделяются слабая успеваемость, физическая непривлекательность, неуме¬ние вступать в контакт, агрессивность.
    Анализ динамики коэффициента вза¬имности (KB), коэффициента удовлетво¬ренности общением (КУ), коэффициента осознанности (КО) учащихся начальных классов ЗПР показал следующее. У испытуемых с наиболее высоким уровнем интеллектуального раз¬вития KB находится в пределах от 15 до 50%. KB выше 70% или равный нулю характерен для детей с выраженной дебильностью и ограниченным опытом об¬щения.


      Скачать полную версию - obshhenie-zpr.rar [22.8 Kb] (cкачиваний: 24)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©