СПИМаш > Рефераты > Национальные автономии.

Национальные автономии.


6 06 07. Разместил: bizdrya
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Четвертая республика (Конституция 1946 года)…………………………5
2. Пятая республика (Конституция 1958 года)…………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Введение

В послевоенное время в конституционном развитии Франции прослеживаются два периода: первый – период Четвертой республики – с 1946 по 1958 гг., второй – с момента принятия ныне действующей Конституцией 1958 года. Основной закон 1946 года – наиболее демократичный за всю историю страны – мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 года как результат изменения соотношения политических сил в стране была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республики.
Прямым поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире; в то время Французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии.
Буржуазные партии единодушно проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 года, регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности – генералу Ш. де Голлю (точнее «его правительству», если использовать формальное выражение). Однако Собрание не дало карт-бланш Ш. де Голлю, поскольку указало принципы, на которых должна была основываться новая концепция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование – единственный источник власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть остается независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.
Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой Конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев (1/3 – от Национального собрания и 1/3 – от Совета Республики) и на треть – из членов правительства. После подготовки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедуру создания Конституции нельзя назвать демократической.
Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, в большинстве своем выходцами из Государственного совета, которые учли недостатки функционирования Четвертой республики. Конституция была довольно-таки плохо принята специалистами конституционного права. Она рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств. Тем не менее, Конституция уже в течение сорока лет остается основным законом страны и после основного закона Третьей республики имеет самый длительный срок существования.
Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.
В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им главным образом в речи в Байе 16 июня 1946 года. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере соответствовали представлением политических сил, в тот период находившихся у власти.

1.Четвертая республика (Конституция 1946 года)

До поражения во Второй мировой войне во Франции в рамках конституционных законов 1875 года либерально-демократическая тенденция конституционного развития постепенно укреплялась. Но в условиях острой конфронтации правых и левых сил, партий и групп при частой смене правительств («министерская чехарда») и резких изменений государственной политики эта тенденция сопровождалась значительными ограничениями роли парламента, более заметным возвышением исполнительной власти, а также глубокой трансформацией конституционных принципов.
Так, во Франции к правительству перешло право издания нормативных актов. Правительственные декреты стали не только дополнять, уточнять, но и отменять законодательные акты, издаваемые парламентом. Кроме того, парламент чуть ли не каждый год наделял правительство чрезвычайными полномочиями. В 1934 году была предпринята попытка фашистского путча, а после его провала в 1936 году к власти приходят левые силы – правительство Народного фронта, осуществившего радикальное для своего времени установление 40-часовой рабочей недели. Однако и мероприятия Народного фронта вскоре были ограничены. В сентябре 1939 года, не испрашивая согласия парламента, как того требовала Конституция, правительство объявило войну Германии [1].
Поражение Франции в военной кампании 1940 года привело к оккупации сначала части, затем всей территории страны и образованию марионеточного правительства маршала Петэна. Национальное собрание прекратило действие Конституции 1875 года, а установленный новый конституционный строй предусматривал передачу решающих полномочий власти главе правительства – Петэну, проводившему государственно-правовую политику с отчетливо выраженной фашистско-социалистической направленностью и демагогически провозглашаемой гарантированностью «Труда, Семьи и Родины».
Вторжение гитлеровских армий во Францию и капитуляция ее правительства породили ситуацию, благодаря которой французский Национальный комитет в Лондоне (1941 год) сделался официальным французским правительством, признанным союзными державами (в том числе Советским Союзом). Во главе Комитета стал генерал де Голль.
На территории самой оккупированной Франции ядром Сопротивления была Коммунистическая партия. В 1944 году генерал де Голль предложил силам внутреннего сопротивления, включая коммунистов, направить своих представителей в Национальный комитет. После того как это предложение было принято и реализовано, Комитет был преобразован во временное правительство Французской республики. Впервые за всю историю коммунисты оказались в составе буржуазного правительств [2; 8].
Вскоре после открытия второго фронта Временное правительство смогло переехать в освобожденный Париж. На очереди наряду с другими вопросами встал вопрос о государственном строе.
Мнение Франции было выяснено с помощью референдума, состоявшегося в октябре 1945 года. 18 млн. человек (из 19 млн., участвующих в голосовании) высказалось за созыв Учредительного собрания и новую конституцию.
Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех Французской коммунистической партии. Она получила около 5 млн. голосов и соответственно с этим 150 мандатов.
На втором месте (по числу голосовавших за нее) оказалась «новая» партия, принявшая название Народно-республиканского движения – МРП. Основу партии составили бывшие христианские социалисты, ее опорой являлись монополии и банки, а наиболее рьяными агитаторами – деревенские священники, действовавшие по указке Ватикана. За МРП было подано более 4,5 млн. голосов.
На третьем месте – и это было и для них значительным достижением – оказались социалисты: 4,5 млн. голосов.
Крайне правым элементам, несмотря на все реорганизации, не удалось создать массовой партии. Бывшие некогда в большинстве, они должны были удовольствоваться сравнительно небольшой фракцией (около 80 человек). Столь же плачевным было положение радикалов, лидеры которых были ответственны за поражение Франции.
Коммунисты и социалисты располагали прочным большинством в Учредительном собрании и могли бы составить правительство. Но социалисты отказались от единого фронта с коммунистами, предпочитая блокирование с МРП [8].
Кабинет министров состоял из 6 сторонников генерала де Голля (премьер-министра), 5 членов МРП, 5 социалистов и 5 коммунистов.
Наперекор тому, что стремились доказывать правые, коммунисты Франции пришли в правительство не для того только, чтобы критиковать его действия. Возглавив соответствующие министерства, они занялись положительной, конструктивной деятельностью. Они возглавили «битву за производство», которая позволила в сравнительно короткий срок уменьшить экономические бедствия и приблизиться к довоенному уровню производства.
Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Было много такого, против чего в тот момент не возражал никто, по крайней мере на словах: республиканский строй, светское образование, национализация некоторых ключевых отраслей промышленности, демократической свободы и т.д.
Основные противоречия, выявлявшие различия политических ориентаций, определились, строго говоря, по двум главным вопросам: быть ли парламенту двухпалатным или однопалатным; быть ли президентской власти действительно сильной?
За однопалатный парламент и ответственное перед ним правительство выступали коммунисты (и одно время социалисты), так же как именно коммунисты, помня уроки истории, были против предоставления президенту широких полномочий [6].
По проекту, который отстаивали генерал де Голль и его сторонники, вторая палата должна была избираться не населением, не избирателями, а только «экономическими организациями» (то есть трестами и банками), муниципальными органами (то есть чиновниками) и «интеллектуальными» обществами (то есть верхами буржуазной интеллигенции). Требования расширения президентской власти, исходившие от правых групп Собрания, преследовали одну главную цель: создать власть, могущую при необходимости устранить демократические учреждения и учредить диктатуру. Вряд ли это последнее относится к де Голлю.
Составленный в духе предложений компартии проект конституции был отклонен на референдуме голосами 10 миллионов против 9 миллионов.
Второй проект, сохранив демократические институты первого, отмечен печатью компромисса, неизбежного в условиях коалиции партий.
Создавалась вторая палата, но с очень ограниченной компетенцией; усиливалась власть президента республики, но не настолько, чтобы угрожать существованию последней.
В октябре 1946 года проект конституции сделался законом, Франция – IV республикой [4; 8].
Конституция 1946 года открывается Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Старинный текст Декларации был дополнен принципами, рожденными в борьбе рабочего класса и либеральной буржуазии: право на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие мужчин и женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование, право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности. Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферы жизни общества. Устанавливался конституционный принцип «социального государства», предусматривавший сочетание прав собственника с «общим благом».
Избирательный закон вводил во Франции пропорциональное представительство. Соответственно с тем каждый департамент (за исключением семи самых населенных) составлял единый избирательный округ, депутатские места, приходящиеся на данный округ, делились между партиями пропорционально количеству полученных голосов. При этой системе отражение действительно существующей «избирательной» ситуации оказывалось наиболее точны [7].
Главой государства Конституции Франции 1946 года признавался президент республики, однако он был лишен важнейших прерогатив, его акты требовали контрасигнации председателя правительства и одного из министров. Законодательная власть сосредоточилась в руках Национального собрания. Оно избиралось на 5 лет. Вторая палата, названная Советом республики, имела право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальным собранием законопроекта. Для этого Совету республики давался двухмесячный срок – сравнительно небольшой. Национальное собрание могло не посчитаться с рекомендацией Совета, после чего законопроект считался принятым.
Правительство республики было ответственно только перед Национальным собранием: оно выходило в отставку как в случаях выражения недоверия (резолюции порицания правительственной политики, принятой большинством голосов Собрания), так и при провале представленного им законопроекта.


  Скачать полную версию - nacionalnye-avtonomii.rar [13.97 Kb] (cкачиваний: 24)