Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Макаренко о коллективе.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Макаренко о коллективе.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 5 06 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 16980 | печать
     (голосов: 0)

    Содержание

    Введение 3
    1. Основные концепции педагогического наследия А.С. Макаренко 5
    2. Учение А.С. Макаренко о коллективе 11
    Заключение 17
    Список литературы 18

    Введение
    Сейчас, пожалуй, одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, самым значительным явлением которого является педагогическая система А. С. Макаренко. Вспомним: идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке.
    Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения.
    Теперь, бла¬годаря проведенным в последние годы исследованиям, мы мо¬жем довольно определенно судить, как и почему это произошло. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педо¬логических извращениях в системе Наркомпросов». К этому мо¬менту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие де¬тей. Постановлением, в котором, справедливости ради следует признать, верно, отмечались недостатки и ошибки в практиче¬ской работе «педологов», «педология» была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведени¬ях, а педологические учебники были изъяты.
    Теперь можно сме¬ло утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момен¬та стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления лично¬сти ребенка на долгие годы остались за пределами педагогиче¬ской науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.
    Особое значение из его наследия имеют учение о коллективе и рассмотрение вопроса о коллективе и личности. По его мнению, наилучшие условия для общения и обособления создаёт коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности, отношениях сотрудничества и взаимной помощи. Таким образом, принцип воспитания личности в коллективе обусловлен объективными закономерностями развития ребёнка[1,c.34].
    Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи единственно целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив даёт им то, что они в нём ищут - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Он не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для её всестороннего и гармонического развития. Наше общество заинтересованно в том, чтобы каждый человек стал богатой индивидуальностью, которая характеризуется единством личной и общественной направленности[9,c.120].
    Исходя из всего вышесказанного, целью работы является рассмотрение педагогической взглядов А. С. Макаренко и его учение о коллективе.
    Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
    1. Рассмотреть основные концепции педагогического наследия А.С. Макаренко;
    2. Изучить учение о коллективе Макаренко А.С.

    1. Основные концепции педагогического наследия А.С. Макаренко
    Для полного понимания сущности педагогического наследия Макаренко, рассмотрим основную проблематику теоретического наследия педагога-новатора.
    На первом месте — проблема воспитания и развития личности. Из истории педагогики хорошо известно, что от того, как понималось воспитание тем или иным педагогом, во многом зависели его успехи в педагогической практике и теории. Так, исходя из понимания воспитания как упражнения естест¬венных сил ребенка в процессе его жизни, Песталоцци создал прогрессивную для своего времени теорию элементарного обра¬зования.
    Понимая воспитание в широком смысле как многосто¬роннее влияние среды на становление человека, К.Д.Ушинский предпринял опыт создания педагогической антропологии и зало¬жил основы теории развития личности — основного фундамента педагогического знания. И все же, несмотря на эти достижения, до А.С.Макаренко воспитание традиционно понималось как воздействие на личность ребенка, как деятельность воспитателя. Правды ради следует отметить, что К.Н.Вентцель, а вслед за ним П.П.Блонский подвергали критике такой взгляд на воспитание. Но только Макаренко с определенностью не противопоставляет воспитание и развитие детей, рассматривает их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.
    Развитие личности, по Макаренко, составляет содержатель¬ную основу воспитания. Не поняв этого, мы не поймем главного в системе выдающегося педагога. Продолжая лучшую традицию гуманистической педагогики Макаренко утверждает: жизнь — главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отно¬шений людей. В этом Макаренко видит стратегию организации воспитательного процесса.
    Но формула «жизнь воспитывает» у Макаренко име¬ет еще одно значение. Он поясняет его так: бессмысленна всякая попытка отгородить ребенка от могучего влияния жизни обще¬ства, народа и подменить этот естественный процесс домашней дрессировкой. Воспитатель, если он хочет счастья ребенку, если он хочет воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему тепличные условия, пряча его от реальной действительности. Подлинный гуманизм не в этом. Сверхзадача каждого воспитателя — родителя, педагога и взрослых людей вообще — заключается в том, чтобы разумно вести детей по дороге жизни, ставя их в позицию борцов за лучшую жизнь на земле. И так во всем, в большом и в малом, никогда не забывая истины: «в вос¬питательной работе нет пустяков». Такова макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее — значит понять главное в педагогическом новаторстве Антона Семеновича[1,c.134].
    Далее. Ни современники Макаренко, ни более поздние его последователи не сумели понять и в должной мере оценить того, что составляло саму душу его воспитательной системы — педа¬гогическую логику, а точнее сказать — технологическую логику новою педагогического мышления, С начала 30-х годов в художественных произведениях и других работах Антона Се¬меновича все чаще появляется непривычная для педагогики лексика: «педагогическое производство», «материал», «проекти¬рование», «продукт», «педагогическое мастерство», «педагогиче¬ская техника». Проще всего предположить: работая в те годы в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского, Макаренко лично возглав¬лял завод но производству электроинструментов и фотоаппара¬тов, где трудились его воспитанники, и поэтому использовал техническую терминологию в своих трудах в качестве своеоб¬разных синонимов и художественной символики. Но не будем спешить.
    Дело в том, что сама идея педагогической технологии выдвига¬лась в те годы и другими педагогами. Вот один пример. В 1927 г. в Москве была издана под весьма характерным названием «На пу¬тях к индустриализации школы» небольшая книжечка талантли¬вого директора Шатурской школы, входившей в состав 2-й опытной станции Наркомпроса, М.Камшилова, который уже тогда писал, что школа должна «перейти в своей работе на прин¬ципы рационализированной фабрики, рационализированного завода». Макаренко шел по этому пути.
    Величайшая заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и сформулировал основные постулаты технологической педаго¬гической логики.
    Вот эти принципиальные положения:
    — ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
    — никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным; отдельное средство мо¬жет быть и положительным, и отрицательным; решающим явля¬ется действие всей системы средств;
    — никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;
    — всякое средство должно быть педагогически целесообраз¬ным, что проверяется опытным путем.
    Надо сказать, что мы еще только приступили к осмыслению этих постулатов и пока не научились использовать их при анали¬зе конкретных педагогических фактов. Нам предстоит еще учиться мыслить по-макаренковски[5,c.107].
    Далее. Макаренко углубил значение, а во многих случаях дал новую трактовку большей части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как «требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим переосмыс¬лением также стоят принципиально новые педагогические реше¬ния, новые подходы к воспитанию.
    Переосмысление и переработка понятийного аппарата педа¬гогической науки, несомненно, составляет основу педагогиче¬ской логики Макаренко.
    Главный признак любой технологии можно определить до¬статочно просто: что задумал в начале работы, то и получил по¬сле ее окончания. И весь опыт А.С.Макаренко является прекрас¬ным примером того, как поставленные им воспитательные цели замыслы материализовывались в результате воспитательной ра¬боты в живые судьбы его воспитанников.
    В своих работах Антон Семенович дал и характеристику наи¬более типичных ошибок педагогической логики. Их три: дедук¬тивное предсказание, этический фетишизм, уединенное средство.
    Таковы некоторые основные положения новой технологиче¬ской логики, сформулированные А.С.Макаренко[4,c.102].
    Использование новейших достижений педагогических наук, высокий профессионализм педагогов, что составляет самую суть педагогической технологии, обеспечивают наиболее благоприят¬ные условия для развития личности каждого ребенка, его спо¬собностей и задатков, создают оптимальный психологический климат во взаимоотношениях воспитателей и воспитанников и на деле реализуют подлинную заботу о подрастающем поколе¬нии, подлинный гуманизм педагогики.
    Сейчас, когда мы наблюдаем настоящий бум в процессе творчества и пропаганды «новых» и «новейших» педагогических технологий обучения и воспитания (хотя под таким названием протаскивается часто нечто, никакого отношения к технологиям не имеющее), особенно важно вооружить молодых учителей и воспитателей технологической логикой педагогического мышле¬ния. Вода чиста у истока — говорит народ. И знакомство с тру¬дами А.С.Макаренко поможет решить эту задачу. Но дело не только в этом. Знакомство с макаренковской педагогической ло¬гикой совершенно необходимо еще и для того, чтобы понять и принять систему идей выдающегося педагога именно как сис¬тему.
    Не усвоив концепцию технологической педагогической логи¬ки, трудно правильно оценить и другие идеи Макаренко. Так произошло с его концепцией педагогического проектирования.
    Следующая концепция замечательного педагога — воспи¬тательный коллектив. Казалось бы, здесь повезло. Сколь¬ко книг написано, сколько методик организации коллективов сочинено! А между тем и тут мы имели дело со значительным ис¬кажением идей Антона Семеновича. В этом стоит разобраться.
    Еще на заре зарождения макаренковедения была изобретена и пущена в ход звонкая формула — воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. Можно согласиться лишь с первой частью — воспитание в коллективе, да и то с большой натяжкой.
    Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив детей и педаго¬гов (воспитательный коллектив) по мере своего развития стано¬вится активным и могущественным воспитателем личности. Но... «воспитание для коллектива»... Большей чепухи Антону Семено¬вичу приписать нельзя. Конечно, человек воспитывается и для людей, для своего народа и человечества. Но, прежде всего, он воспитывается для себя, для своего счастья. Не надо забы¬вать эту деталь воспитательной программы, может быть, самую важную в ней. И все же самое опасное в этой формуле — «воспи¬тание через коллектив». Во многих наших теориях и методиках она приобрела впоследствии такой вид: педагог создает коллек¬тив, который становится в его руках средством, орудием воспита¬ния личности. Педагог, таким образом, является творцом педагогического процесса, личность — целью, коллектив — средством. Здесь уже все поставлено с ног на голову. Во-первых, у Макарен¬ко педагог не стоит над коллективом и личностью. Он равноправ¬ный член коллектива, связанный узами товарищества со всеми его членами. В этом деловом содружестве воспитатель, если и вы¬деляется, то только своей педагогической квалификацией, мас¬терством. Во-вторых, творцом воспитательного процесса вместе с педагогами являются и дети, сам коллектив учебно-воспитатель¬ного учреждения. Наконец, коллектив — также цель воспитания. Об этом прямо говорит Антон Семенович[8,c.210].
    Личность и коллектив — одна из важнейших проблем фило¬софии. Споры идут до сих пор. Совсем недавно, с началом соци¬ально-экономических преобразований в нашей стране, мы неод¬нократно слышали заявления о том, что личность — высшая ценность и в этом, дескать, и состоит гуманизм. А ведь никто из истинных гуманистов ничего подобного не говорил. Формула гуманизма: «Человек — высшая ценность». Но ведь человек — это не только личность. Человек — это и личность, и семья, и народ, и человечество, и, конечно, коллектив. «Человека вообще», вне сообщества людей, нет и не может быть. И все это те человече¬ские ценности, которые нельзя противопоставлять друг другу. Это было бы все равно что противопоставлять часть целому и на¬оборот. И когда некоторые авторы начинают утверждать, что Макаренко был апологетом «коллективистского» воспитания, хочется сказать им: «Полноте, откройте книги великого педагога. Вы увидите: для Макаренко нет дилеммы — личность или кол¬лектив. Его идеал — гармония личности и коллектива. Коллектив не безликая серая масса, а живое развивающееся содружество товарищей, объединенных общим делом, живой организм, живу¬щий по своим законам». Наш современник, философ, социолог и психолог Эрик Фромм задается вопросом: человек — волк или овца? Но вопрос так не стоит: либо стая, либо стадо... Человек — личность, но становится он ею только в семье, в коллективе, в своем народе. К пониманию этого Макаренко шел педагогическим путем, но он вернее и правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему[6,c.107].
    Выхватывают у Макаренко его высказывание о том, что в случае конфликта интересы коллектива выше, чем интерес от¬дельной личности. Обратите внимание: в случае конфликта. А как же иначе? Ведь коллектив — это много личностей. Вообще же противопоставление коллектива и личности бессмысленно. И этому нам предстоит еще учиться у Антона Семеновича.
    Рассмотрим учение А.С Макаренко о коллективе подробнее


      Скачать полную версию - makarenko-o-kollektive.rar [20.67 Kb] (cкачиваний: 118)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©