Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Мышление УОР.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Мышление УОР.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 3 05 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 6353 | печать
     (голосов: 0)

    Содержание

    Тема. Мышление умственно отсталых школьников

    Введение

    1. Индивидуально – психологические особенности мышления учащихся с проблемами интеллекта.
    2. Изучение мышления учащихся коррекционной школы

    Заключение
    Список использованной литературы

    Введение

    Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благода¬ря мышлению он познает такие особенности, свойства и призна¬ки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредст¬венно.
    Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, зако¬номерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.
    Раскрыв связи, существующие между предметами, человек может заглянуть в глубь вещей и предвидеть их изменение под воздействием разных причин.
    Мышление—психический процесс, благодаря которому че¬ловек отражает предметы и явления действительности в их существенных, признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними.
    Благодаря деятельности мышления человек не должен сотни раз проводить вслепую пробы, идти от ошибки к ошибке. Они пользуются уже открытыми законами, применяют известные им зависимости и затем своей практикой подтверждают их правильность или отбрасывают их как ошибочные.
    Именно благодаря знанию законов и зависимостей объек¬тивной действительности деятельность человека разумна, а зна¬чит, целенаправленна и осмысленна. Мыслящий зрелый человек уже наперед знает или предполагает, что у него получится. Он решает задачу «в уме», на основе своего и чужого опыта, кото¬рый использует в мышлении.
    Проблемы мышления у умственно отсталых школьников кроются прежде всего в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость функций коры головного мозга обуславливает замедленный темп формирования новых условных связей а так же непрочность их в результате возникают проблемы процесса мышления, проблемы начинаются с потребности что – то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.
    Важнейшими основными компонентами мышления следует рассматривать мотивационный, операционный и индивидуально психологический. Интегративная характеристика умственно отсталого школьника предполагает изучение и обобщение важнейших тенденций именно в этих направлениях.
    В качестве общей мотивационной тенденции у умственно отсталых детей выступают предпочтения «выбора интересного и, как правило, легкого задания». Мотивация интереса занимает доминирующую позицию. Категория данных детей не редко обнаруживает стремление решать трудные задачи в ходе обучения, но на деле они проявляют при этом низкую реальную готовность включится в произвольную деятельность и преодолеть трудности. Следовательно, их готовность браться за трудные задания носит скорее демонстративный характер.
    В интегративной картине мышления умственно отсталого ребенка значительное место принадлежит проявлениям операционного плана мышления. Возможно отметить, что данный компонент мало коррелирует с особенностями структуры дефекта. В то же время имеет корреляцию с возрастом данной категории детей, так как знание и умение формируется в возрастном аспекте. У умственно отсталого ребенка, как правило, не возникает затруднениря при выполнении простых заданий и имеет место снижение успешность решения задач даже при незначительно усложнении. Это возможно объяснить тем, что для решения не сложных заданий учащемуся достаточно лишь актуализировать имеющиеся знания в то время как для решения более сложных заданий этого не достаточно, ибо решающую роль здесь начинает играть взаимосвязь действие и не стандартное использование имеющихся знаний, именно это является слабым звеном в мыслительной деятельности данной категории детей
    На общую картину мышления значительный отпечаток накладывают индивидуально психологические особенности мышления находящиеся в тесной зависимости от факторов возраста и структуры дефекта.
    Интегративную картину индивидуально психологических особенностей мышления можно представить следующим образом: у учащихся с несложной структурой дефекта мыслительный процесс более полон и адекватен стоящими перед ними задачам; у учащихся с более глубоким недоразвитием личности, как правило меньшая работоспособность, эмоциональная неуровновешенность, низкая готовность преодолевать трудности.
    Исследования отечественных специалистов показывают, что все взаимосвязанные компоненты мыслительной деятельности учащихся данной категории в той или иной мере нарушены, но самое главное они мало сформированы.
    Аномальный фактор бесспорно важен, но умственно отсталый школьник может быть значительно продвинут в своем развитие, если целенаправленно осуществляется формирование важнейших структур мышления.
    Целью данного исследования было изучение индивидуально психологических особенностей процесса мышления учащихся с проблемами интеллекта.
    Для достижения данной цели решались следующие задачи:
    1. Изучение теоретических источников по проблеме мышления умственно – отсталых учащихся.
    2. Исследование индивидуально психологических особенностей мышления учащихся с разной структурой дефекта.
    3. Разработка рекомендаций по коррекции недостатков мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью
    Объектом исследования являются учащиеся начальной коррекционной школы г. Хабаровска.
    Для получения результатов исследования использовался наглядный материал (набор картинок, набор слов).
    Данная работа состоит из двух частей. В первой изучены исследования отечественных и зарубежных ученых, особенности процесса мышления учащихся с проблемами интеллекта. Основное внимание уделено таким особенностям как качество ума. В первую очередь критичность и самостоятельность.
    Во втором разделе на экспериментальном материале были изучены особенности процесса мышления учащихся с различной структурой дефекта.
    По результатам теоретического и практического материала были сделаны выводы и разработаны рекомендации.

    1. Индивидуально – психологические особенности процесса мышления учащихся с проблемами интеллекта – теоретический аспект.

    Степень результативности мыслительной деятельности учащихся с проблемами интеллекта оказывается обусловленной много¬численными факторами. Среди них важное место занимают индивидуально-психологи¬ческие особенности процесса мышления, традиционно определяемые в психологии как качества ума. В нестоящей работе изложены результаты исследования тесно связанных между собой таких качеств ума, как критичность и самостоятельность.
    Критичность как качество ума рассматри¬вается в психологических исследованиях не только как умение личности контролировать реализуемые в процессе мышления действия, умение замечать ошибки и проверять пра¬вильность полученных результатов, но и как умение осуществлять контролируемое пове¬дение в целом. Понятие контролируемое поведение и отражает состояние критично¬сти человека. Критичность рассматривают, как правило, в связи с внушаемостью, которая считается качеством, в известном смысле противоположным критичности и от¬рицательно влияющим на полноценность мыслительной деятельности. В специальной психологии умственно отсталых детей и школьников проблема критичности и внуша¬емости исследовалась в основном в связи с изучением своеобразия регулирующей роли мышления в практической и умственной деятельности умственно отсталых школьни¬ков. В работах Б. И. Пинского, В. Г. Петро¬вой, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф. А. И. Лишенной и др. отмечается, что действиям умственно отсталых школьников редко предшествует этап тщательного обду¬мывания и планирования — чаще всего умственно отсталые действуют непродуман¬но, плохо осмыслив условие задания, и редко замечают ошибки в выполняемых действиях.
    Другое важнейшее качество ума — это са¬мостоятельность мышления. Самостоятель¬ность тесно связана с критичностью, по¬скольку эти качества совместно обеспечива¬ют мыслящему индивиду возможность в ходе решения проблемы не поддаваться слепо воздействию мыслей, действий, исходящих от других людей. Самостоятельность мышле¬ния не допускает принятии стереотипных решений и следования им, если в данной, ситуации они неприемлемы или неэффектив¬ны. Низкая самостоятельность мыслитель¬ной деятельности умственно отсталых школьников отмечается в многочисленных исследованиях, но механизмы нарушения са¬мостоятельности нуждаются в тщательном изучении.
    Инди¬видуально-психологические особенно¬сти мышления, находящиеся в тесной зависимости от факторов возраста и структуры дефекта накладывают отпечаток на общую картину мышления детей с проблемой интеллекта. Следует отметить, что если у учащихся младшей возрас¬тной группы такое, например, качест¬во, как критичность, заметно страдает по причине неумелого анализа условия задания, нарушений восприятия изо¬браженных предметов и наруше¬ния понимания текста то с увеличением словарного запаса, фор¬мированием знаний, ростом умения анализировать условия задания у уча¬щихся старшей возрастной группы признаки критичности заметно возрас¬тают. Выражением критичности явля¬ется повышение корректности форму¬лировок и определений, которые дают учащиеся, повышение доказательности выдвигаемых ими обоснований и др. Установлено, что даже у школьников младшей возрастной группы имеются достаточные знания о важнейших при¬знаках воспринимаемых объектов. Од¬нако эти знания учащиеся не умеют выстраивать в целостную совокупность, что позволило бы осмысленно и само¬стоятельно ими пользоваться. В связи с этим у учащихся младшей возрастной группы наблюдается шаблонность зада¬ваемых вопросов и предлагаемых ими решений. В средней возрастной груп¬пе проявляется заметное увеличение правильно поставленных вопросов (следовательно, речь идет о повышении самостоятельности и гибкости мышле¬ния). В стар¬ших возрастных группах отсутствует положительная динамика самостоя¬тельности мышления, что как бы раз¬рушает картину хоть и слабовыражен¬ного, но неуклонного нарастания пози¬тивных подвижек в качествах мышле¬ния в возрастном аспекте и выглядит в определенном смысле неожиданно. Недоумения на этот счет могут быть отчасти рассеяны, если иметь в виду тот факт, что в практике обучения ум¬ственно отсталых детей нередки слу¬чаи, когда к концу среднего и началу старшего школьного возраста учащие¬ся, входя в пубертатный возраст, не только не наращивают качества психи¬ческого развития, но и теряют многое из приобретенного. И эта сторона дела нуждается в отдельном изучении.
    У учащихся с неосложненной структурой дефекта во всех возрастных группах отмечается более полное и аде¬кватное понимание условия, они меньше задают неспецифи¬ческих и нецеленаправленных вопро¬сов, наблюдается меньше отказов от выполнения начатой деятельности. Эти учащиеся в процессе деятельности об¬наруживают большую эмоциональную уравновешенность, более высокую ра¬ботоспособность. Все это обеспечива¬ет соответственно более высокий уро¬вень самостоятельности и гибкости их мышления. У учащихся с психопатоподобным поведением и недоразвитием личности обнаруживается меньшая ра¬ботоспособность, отмечается эмоцио¬нальная неуравновешенность, низкая готовность преодолеть возникающие трудности, что приводит к дезинте¬грации деятельности и в целом снижа¬ет уровень самостоятельности и гибко¬сти мышления. Возрас¬тная картина развития этих качеств от¬ражает известное совершенствование и повышение уровня критичности, само¬стоятельности, гибкости мышления учащихся. Опять-таки речь не идет о каких-то радикальных изменениях в этих качествах, но если сравнивать эти качества по принципу «что было и что стало» в возрастном плане, то можно говорить о существенных подвижках в таких индивидуально-психологических качествах мышления, как гибкость, критичность, самостоятельность.
    За¬метнее всего эти подвижки у уча¬щихся с неосложненной структурой дефекта. При этом нельзя утверждать, что индивидуально-психологические качества мышления вызревают как бы сами по себе, «повинуясь» воздействию возрастного фактора. Само мышление как сложное, многоуровневое и дина¬мическое образование совершенствует¬ся с возрастом, по мере усвоения уча¬щимися новых знаний, умений. Имею¬щийся фонд знаний не обеспечивает успеха мыслительной деятельности ав¬томатически. Этот успех приходит, ко¬гда у личности как носителя этих зна¬ний начинают закладываться и форми¬роваться регуляторные механизмы мыслительной деятельности: мотива¬ция, произвольность, контрольная функция и др. К последне¬му обстоятельству должно быть привле¬чено особое внимание. Ведь почти в любом исследовании по специальной психологии в ходе анализа экспериментальных материалов на первый план обычно выходят недостатки и слабые стороны познавательной деятельности ребенка и школьника и объясне¬ние причин этих недостатков в ряде случаев ограничивается указанием на влияние дефекта. Аномальный фактор, бесспорно, важен, но умственно отста¬лый школьник может быть значительно продвинут в своем развитии, если целенаправленно осуществляется фор¬мирование важнейших структур мыш¬ления.
    Экспериментальные данные по¬казывают, что в целом сложившаяся система вспомогательного обучения в на¬шей стране создает хорошую базу для раскрытия возможностей психического развития умственно отсталых учащихся.
    Таким образом, важность данной проблемы определяется, прежде всего значением мышления как психического процесса благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие между ними. Слабость функций коры головного мозга обуславливает замедленный темп формирования новых условных связей, тем самым порождая проблему мышления умственно – отсталых детей. Без корректировки мыслительного процесса, развития данных учащихся маловероятно.


      Скачать полную версию - myshlenie-uor.rar [18.54 Kb] (cкачиваний: 24)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©