Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Философия Души.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    На сайте http://fukudadenshi.ru Вы найдете оборудование для клиники отличного качества.

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Философия Души.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 17 04 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 9797 | печать
     (голосов: 3)



    .: Интересное
  • История психологии задачи.
  • Психология и педагогика.
  • Методологический анализ теории Фрейда.
  • Биография З. Фрейда.
  • Психические процессы.

  • Оглавление

    Введение 3
    1. Общее представление о душе в философии 5
    2. Проблема души в разные исторические периоды времени 10
    Заключение 25
    Список литературы 26

    Введение

    Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разуме¬ется, философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас совершенствования, энергичной лю¬бознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утон¬ченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.
    Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схвачен¬ное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че¬ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само же¬лание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на жи¬тейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны по¬философствовать.
    Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые вы¬ходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже осо¬знаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти во¬просы, сделать вид, что они не существуют, практически их игно¬рировать. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопро¬сов о том, -что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д.
    Философия дает систему знания о мире как целом. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия ис¬тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро¬пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную ис¬торию. Большое значение в философской мысли всегда уделялось и уделяется учению о душе.

    1. Общее представление о душе в философии

    Душа (от лат. anima) — понятие выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии — будто бы особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало [2].
    Возникновение понятия душа связано с анимистичными взглядами первобытных народов. B представлениях первобытного человека душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного примитивно-материалистического ис¬толкования явлений жизнедеятельности и сознания, в т. ч. таких, как сон, смерть, обморок и т. п. Не рас¬полагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосред¬ственно воспринимаемую видимость за действитель¬ную сущность. Так, сновидения представлялись впе¬чатлениями души, покидающей во сне тело и странствую¬щей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она вос¬принималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобыт¬ный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллек¬тива. Душа - двойник человека; ее потребности и при¬вычки, условия существования те же, что и у живых людей. Душа умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых вза¬имно зависимы, их связь — материальная, хозяйст¬венная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бес¬силием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе - первоначальную форму религии.
    В дальнейшем в связи с развитием общества, с диф¬ференциацией планирования и исполнения, физического тру¬да и «духовных сил производства», с появлением клас¬сового общества и развитием абстрагирующей способ¬ности человека возникли идеи о внематериальной при¬роде души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические представления начинают уступать место попыткам ис¬толкования души с точки зрения натурфилосовской картины мира [7].
    Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта цель¬ность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным обра¬зованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифферен¬цированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др.
    Как это ни абсурдно, но с приходом к власти большевиков душа оказалась под идеологическим подозрением. Она была цензурно по¬ставлена под запрет. Не только философия, но даже психология ока¬зались без души. Считалось, что это религиозно-идеалистическое понятие. Слово «душа» осталось лишь на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами «психика», «сознание».
    Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим воображением, умением решать практичес¬кие и теоретические проблемы, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Наше сознание обладает способнос¬тью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никог¬да не смолкали горячие споры. Достижения человечества — искус¬ство, религия, литература, философия и исторические науки — все это, по словам И.П.Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознания, разума.
    Споры шли о сущности, возможности и о путях познания созна¬ния. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, дру¬гие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя идущим по улице. Одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассмат¬ривая его как крохотную искру величественного пламени божест¬венного разума. Другие верят тому, что мир есть движущаяся мате¬рия, сознание является функцией мозга человека, а душа — это вы¬думка идеалистов и богословов. Однако, по представлениям гени¬альных и талантливых философов (во всяком случае их подавляю¬щего большинства) всех времен и народов, человек обладает душой [8].
    Другое дело — как понимать феномен души? Анализируя психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души, тем самым продолжая традицию всей истории философско-психологической мысли.
    Духовный мир человека — прежде всего едино-цельный фено¬мен; он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагается или срастается из множества самостоятельных образо¬ваний, скажем, интеллекта, воли, памяти, как из первичных монад, а в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывна и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-разному — интеллектуаль¬но, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе [4].
    Душа индивидуальна и субъективна. Эта субъективность высту¬пает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духов¬ной физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга. Это бесконечное множество модификаций. От природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благо¬даря своей деятельности, а также благодаря воспитанию и образо¬ванию. Природные данные — это скорее возможности, дающие лишь направление нашего развития. Воспитание и обучение совершенст¬вуют природные данные, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания, тем
    самым шлифуя природные способности, поднимая их на более вы¬сокий уровень. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Душа человека являет собой нечто совершенно уникальное. Эта уникальность формируется и природной данностью, и воспита¬нием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к общечеловеческим ценностям культуры.
    Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, она представляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуаль¬ности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь но¬сителем и общих для человека свойств, существует как модус раз¬личного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п.
    Очень образно о душе говорит А.Г.Спиркин [4]: «Быть может, человеческая душа — это самая дивная на свете сказ¬ка? Никакая все¬ленная его не ограничивает, сокровища его превосходят неизведан¬ные богатства всего зримого мира. До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота, была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознают в себе это богатство. Еще более одаренными и счастливыми должно по¬читать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драго¬ценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиг¬рали дивным огнем».
    Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает
    подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнару¬жения». Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цель¬ное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот: тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни — оно «получает» ее животворящей силой души.
    Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле и осу¬ществляется в нем. Наличие у нас души есть, таким образом, абсо¬лютное условие нашего бытия, самый неотъемлемый принцип нашей жизни, и в этом смысле знаменитый принцип Р.Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» совершенно неоспорим.
    Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмот¬рении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телес¬ного. Можно сказать: душа таким образом физически организован¬ного человека, т.е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внеш¬нее выражение нашей души [6].
    Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее всегда остается сама собой и характер своего духовного един¬ства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей. Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представ¬ления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключе¬ния, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные фе¬номены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдель¬но, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.

    2. Проблема души в разные исторические периоды времени

    У ионийских натурфилософов Фалеса, Анаксимена и у Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первона¬чало мира (воды, воздуха, огня). Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению о общей одушевленности материи (гилозоизм) - своеобразной форме материализма. Следствием развития этих материалистических идей у атомистов Демокрита, Эпикура и Лукреция является толкование души как ма¬териального оживотворяющего тело органа, руководи¬мого также материальным началом — духом, или иначе, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Поскольку дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и потому наиболее подвижных атомов. При всей наивности этого взгляда прогрессивным в нем было утверждение о том, что свойства живого — от низших функций тела и до психики, разума — явля¬ются свойствами самой материи.
    Этой материалистической концепции душа в антично противостояла идеалистическая ее интерпретация — теория божеств, происхождения души (Эпихарм, пифагорейцы, Платон). Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали гармонию как особую бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические представления о душе как о пылинках Солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. В плане рационалистического мифа решал проблему души и Платон. Он строил целую конструкцию творения богом души как носителя ума. Бог «...вывел заключение, что не¬что неразумное никогда, как творение, не будет прекра¬снее того, что имеет ум... а ума не может быть ни в чем без души. Следуя такой мысли, ум вселил он в душу, а душу - в тело...». Платон рассматривал Вселенную как одушевленное тело, человека - как микрокосм, повторяющий макрокосм. Считая тело несовершенным, множественным преходящим началом, загрязняющим единую, бессмертную душу, Платон разделял учения о переселении души. Он подробно разбирал строение тела человека, разделяя части его по степени совершенства и влия¬ния на душу. Разумную душу он помещал в голову, чувственную — в грудь, чревную — низший вид — ниже грудобрюшной преграды [1].
    Для греческих философов характерно пластическое представление о душе. Как у пифагорейцев и Платона, так и у атомистов душа ассоциируется с наиболее совершенным геометрическим телом — шаром (на этом основании, например, Платон сопоставлял Вселенную как местопребывание мировой души с головой — местопребыванием разумной души). Этот наглядно-образный взгляд на душу делает резкой принципиальную противоположность трактовок души у материалистов-атомистов и у идеалистов. Если у атомистов она выводится из самих действительных процессов жизнедеятельности, то идеалисты вынуждены для ее истолкования обращаться к мифологическому типу мышления. Концепцию души, оказавшую большое влияние на последующее решение проблемы, дал Аристотель. Он считал душу неотделимой от тела (материи). Такая позиция обусловливала резко отрицательное отношение Аристотеля к мифологическим концепциям переселения души, предсуществования души в мире идей, характерным для «первобытного идеализма» Платона. Аристотель трактовал душу как материальное начало, имеющее определенное место нахождения в теле, а именно - в сердце, которое сообщает теплоту крови, питающую «жизненный дух» (pneuma) организма. Однако сохранить материалистическую тенденцию Аристотель не смог: этому помешало идеалистическое понимание источника движения. В соответствии со своим пониманием материи как потен¬ции и формы, как активного начала он трактует душу как «...причину и начало живого тела...» Аристотель прямо связы¬вает свою концепцию души с проблемой жизни: «Таким образом, необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), таким образом душа есть завершение такого тела». Этим учением Аристотель заложил основу одной из самых живучих адеалистических традиций в биологии - витализма. Пока¬зательно, что в своей классификации души - растительной, животной и человеческой - Аристотель рассматривал последнюю как вполне нематериальную силу - интеллект, разум. В этом пункте его взгляды ближе всего к Платону с его различением души чревной, чув¬ственной и разумной.
    В эпоxy эллинизма в философии, в решении проблемы души в частности, усиливаются идеалистические тенденции в прямой связи с разработкой системы христианского монотеизма. Идеалистический характер религиозных концепций души, связан с идеей единого бога-творца. Оставаясь индивидуальным оживотворяющим началом, душа проецируется на бога в понятии божеств, мировой животворной силы — духа, и толкуется как производное последнего. Именно в такой трактовке понятие душа выступает в идеалистической философии неоплатонизма, а также у средневековых философов. Показательно, что в этих философских системах мировой ум стоит выше не только ин¬дивидуальных, но и мировой души. Окончательно скла¬дывается идеалистическая теория, согласно которой всякое действие, активность связаны исключительно с силой разума, идеальной по природе [3].
    Если в античности душа, как и тело, ость реальная частица мира (космоса), то уже в неоплатонизме и гностицизме развивается крайняя мистическая теория истечения (эманации), согласно которой мир представляет собой истекающие из единого неизреченного бога сту¬пени: мировой ум — мировая душа — индивидуальная душа — материя. Единственная реальность — мистическая духовная первооснова. Например, согласно Платону, душа познает бога только путем «слияния» с ним, в со¬стоянии мистического экстаза. Уже в гностицизме (Василид) выражена идея, получившая в средние века значение догмата, что «очищение» души происходит через знание «слова божия» — Евангелия. Так обосновывается ха¬рактернейшее учение средневековой церковной идеологии о том, что единственно подлинная наука — богословие. В фи¬лософии средних веков происходит персонификация бога (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), закрепившаяся в центральной догме христианской церкви — догмате о триедин¬стве. Соответственно этому, индивидуальная душа тол¬куется как образ бога в человеке. С позиции догма¬та о троице церковь выступает против крайней мистической неоплатоновской концепции эманации (например, против учения Иоанна Скота Эриугены). Однако влияние по¬следней проходит все же через всю средневековую филосо¬фию (алъ-Фараби, Ибн Гебироль, Бернард Шартрский, Бонавентура и др.). В соответствии с определенной клас¬совой направленностью христианства, средневековая концеп¬ция души используется для обоснования аскетической морали. Идея о бессмертии души включается в религиозное уче¬ние о загробном «возмездии» (концепции рая и ада). Это учение подробно развивается церковью соответст¬венно с догматами о «воскресении» и «страшном суде». При этом богословы наталкиваются на противоречие, связанное с проблемой единства души и тела. Так, Фо¬ма Аквинский оказывается в недоумении перед таким вопросом: «Мы не можем называть воскресением такое положение, когда душа не возвращается в то же самое тело, поскольку воскресение есть второе возникнове¬ние... И, следовательно, если душа приобретает не то же самое тело, то это будет уже не воскресение, а скорее приобретение нового тела. Таким образом, религиозное учение о воскре¬сении фактически оказывается своего рода реминис¬ценцией первобытного представления о бессмертии души и тела, в которое вкладывается содержание определенных понятий классовой морали, причем даже самая форма изложения, как и открытое нежелание замечать пол¬ную абсурдность этих представлений, свидетельст¬вует о том, что их назначением является скорее эмо¬циональное воздействие на верующих для «уловле¬ния» их душ. Откровенно и даже наивно это выражено в современной Католической энциклопедии: «Нам задают воп¬рос: как может материальное пламя мучить демонов или человеческие души до воскресения тела? Но если наша душа так соединена с телом, что она остро чув¬ствует боль, причиняемую огнем, почему же тогда все¬могущий бог не может привязать даже чистые духи к какой-нибудь материальной субстанции так, чтобы они испытывали мучение более или менее подобное боли, причиняемой огнем, которую душа может чувство¬вать на земле?» [1; 3].
    Для философии эпохи Возрождения вопрос о душе являлся важной составной частью проблемы личности. Резкий протест против средневекового аскетизма и уничиже¬ния человека перед лицом бога проявился в обраще¬нии философов Возрождения к античному наследст¬ву. Оно шло по двум линиям. Некоторые обращались к идеализму Платона и неоплатоников, истолковывая их учения в духе панпсихизма, идеи о единстве природы и человека. При этом душа человека как его духовная сущность истолковывалась как источник могущества личности, близости человека к природе и его господ¬ства над ней (Пико делла Мирандола, Валла, Фичино, ранний Бруно). Философы Возрождения утверждали могущество разума, а добродетель характеризовали как живую, разумную и активную силу, утверждаю¬щую творческую энергию личности (понятие «вирту»). Другая линия освоения античного наследства характеризовалась натуралистической тенденцией. Философы этого направ¬ления (Помпонацци, Телезио, Вивес, Парацельс и др.) продолжали линию античной натурфилософии, тол¬ковали душу как активный материальный элемент. Они, как правило, обращались к античным теориям (Алкмеон и др.) о мозге как местопребывании души и о нервах как путях, ее движения. В теории души философов эпохи Возрождения формировалась философия буржуазного инди¬видуализма. Вместе с тем открывалась возможность свободного исследования явлений психики и жизнедея¬тельности человека, без стесняющих оков средневековой теологической догматики.


      Скачать полную версию - filosofijadushi.rar [24.46 Kb] (cкачиваний: 41)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©