Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Психологические аспекты исследования личности военнослужащего.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Психологические аспекты исследования личности военнослужащего.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 10 04 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 6783 | печать
     (голосов: 2)



    .: Интересное
  • Волевые качества и их развитие.
  • Воля.
  • Психические свойства.
  • Личность в психологии.
  • Личность в праве.

  • Содержание
    Введение 3
    1. Психологические аспекты исследования личности военнослужащего 5
    1.1. Понятие воли и волевых качеств военнослужащего: психологический аспект 5
    1.2. Морально- волевые качества личности военнослужащего 8
    2. Исследования волевых качеств военнослужащего 14
    2.1. Тестрирование как метод исследования 14
    2.2. Использование системного анализа в исследовании волевых качеств 19
    3. Педагогические аспекты формирования и развития волевых качеств военнослужащего 23
    Заключение 33
    Список литературы 35
    Приложение 1 37
    Приложение 2 38
    Приложение 3 39

    Введение
    В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
    Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
    Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
    В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения.
    В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
    Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
    Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
    В рамках данной работы поставлена цель исследования волевых качеств военнослужащего подразделений Пограничной Службы Федеральной Службы Безопасности РФ.
    Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
    1) рассмотреть психологические аспекты понятий воли и волевых качеств личности военнослужащего
    2) рассмотреть исследование волевых качеств военнослужащего
    3) рассмотреть педагогические аспекты воспитания и формирования волевых качеств военнослужащего

    1. Психологические аспекты исследования личности военнослужащего
    1.1. Понятие воли и волевых качеств военнослужащего: психологический аспект
    Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений [4,с . 178].
    Основные признаки волевого акта, характерные для военнослужащего:
    а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
    б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
    в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
    г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учёными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определённостью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся ещё с начала ХХ века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо её сторонники представляют всё поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделённым способностью к сознательному выбору форм поведения.
    Волевая регуляция поведения военнослужащего характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
    Главную психологическую функцию воли военнослужащего составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.
    На уровне личности военнослужащего проявление воли находит своё выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это – первичные (базовые) волевые личностные качества военнослужащего, определяющие большинство поведенческих актов.
    Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качеств военнослужащего: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять своё поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические [1,с. 178].
    К третичным следует отнести волевые качества военнослужащего, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определённой идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли военнослужащего обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
    Волевые действия военнослужащего можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учёт его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.
    Развитие воли у военнослужащего связано [6, с. 133]:
    а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
    б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
    в) с выработкой волевых качеств личности;
    г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдалённые цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
    Формирование волевых качеств личности военнослужащего можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам
    Рассмотрение психологической трактовки личности военнослужащего предполагает истолкование феномена духовной её свободы. Свобода личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нём под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).
    Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, не сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф.М.Достоевский).
    Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В.Франкл). Человек обречён на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.
    1.2. Морально- волевые качества личности военнослужащего
    От систематичности, цельности, последовательности идейных взглядов военнослужащего зависят в конечном счете результаты его деятельности.
    Морально-политические принципы, которыми руководствуется военнослужащий, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей и поведения в быту. Через личность военнослужащего они становятся достоянием и всех тех, с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие.
    Но воспитатель прежде всего должен быть сам хорошо воспитан. Идейно-политическая закалка тесно связана с воспитанием других форм сознания, и в первую очередь, с формированием нравственных основ личности.
    В моральную характеристику личности военнослужащего входит правосознание - одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. Как правовая идеология - это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология - это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права.
    Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям.
    Следовательно, военнослужащему постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем психическом складе личности военнослужащего волевые качества играют важнейшую роль.
    Повышенные требования к волевой сфере военнослужащего делают обязательным наличие ряда свойств, образующих силу воли. Как говорил Платон: "Воля - целеустремленность соединенная с правильным рассуждением". Наиболее ярко проявляются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач военного дела. Военное дело формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации. И здесь справедливы слова Абая Кунанбаева, который писал: "Воспитай волю - это броня, сохраняющая разум".
    Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике военнослужащего является такое качество, как принципиальность - наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Небезынтересно высказывание Л.Н. Толстого: "Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести". Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным и желаемым, общественным и личным.
    В сложных конфликтных ситуациях военнослужащий обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам.
    Военное дело неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для военнослужащего является приличность - постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность [7,с . 130].
    В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для военнослужащего качество воли и ума бдительность.
    Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что военнослужащий вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого.
    Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозноcть, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны.
    Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость публичной критики таит возможность следственных ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в военном деле во многом зависит от самокритичности военнослужащего. Формирование этой черты - задача морально-политического воспитателя и профессионального обучения, в ходе которого военнослужащий должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своего решения и действия, промахов и упущений.
    Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима военнослужащему, который нередко бывает обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим, восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и т.д.
    Военное дело требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли.
    Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом военнослужащего и такими свойствами характера, как организованность и стойкость.
    Невозможно заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда военнослужащий вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации труда военнослужащего. При этом одним из решающих факторов становится его организованность [10,с. 234].


      Скачать полную версию - psikhologicheskie-aspekty-issledovanija.rar [36.91 Kb] (cкачиваний: 42)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©