Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 10 04 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 9112 | печать
     (голосов: 0)



    .: Интересное
  • История развития педагогики.
  • Лишение прав.
  • Уголовное право.
  • Аннотация на книгу К. Д. Ушинский.
  • Методы формирования сознания.

  • Содержание

    Введение 3
    1. Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании 5
    2. Проблема наказаний в отечественной педагогике 6
    3. К.Д.Ушинский о проблеме наказания 11
    Заключение 16
    Список литературы 17

    Введение

    Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных, более того - щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя, следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении.
    K сожалению, действительность всегда была далека от прекраснодушных идеалов, и вся реальная история педагогики - это, по сути дела, история поощрений и наказаний.
    Кстати, наиболее мягко обстояло с этим дело на заре цивилизации - в первобытном обществе, где обдуманные "хладнокровные" наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка.
    Однако по мере становления школы как социального института наказание и поощрение решительно выходят на авансцену педагогической деятельности. Причем в цивилизациях Древнего Востока физическое наказание отнюдь не рассматривалось как способ унижения ученика, трактовалось не столько как дисциплинарное, сколько в качестве эффективного и удобного в применении дидактического средства. Так, например, в Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто, что понятия "учить" и "подвергать телесному наказанию" обозначались одним и тем же иероглифом со значком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилось сакраментальное выражение: "Ухо мальчика на спине его, он слышит, когда его бьют". Впрочем, поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников, бывало, даже заковывали в колодки. Разумеется, такой подход отражал особенность древнеегипетской педагогики: она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, сознательно игнорируя специфику детского возраста.
    Впрочем, педагогическая жестокость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В "Притчах Соломона" (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания: "Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает". В Талмуде также подчеркивалось, что жестокое воспитание на ранних стадиях развития ребенка - залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовала традиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегося ученика или воспитанника.
    Цель данной работы – рассмотреть проблему поощрения наказаний в отечественной педагогике.
    Задачи:
     выявить особенности метода поощрения и наказания в воспитании;
     выявить мнение Н.И.Пирогова о наказаниях;
     изучить точку зрения на наказания К.Д.Ушинского.

    1. Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании

    Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а нака¬зания предотвращают возникновение отрицательных. Если на прак¬тике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные. Если, напротив, учебно-вос¬питательный процесс строится в основном на базе наказаний, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем — и к недостаточному разви¬тию важных положительных качеств. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.
    Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания — исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и вос¬питания. Если в ходе учебно-воспитательной работы возникает необ¬ходимость приложения усилий, направленных на формирование положительных качеств личности, на приобретение новых знаний, умений и навыков, то предпочтение следует отдавать поощрениям, а наказания сводить к минимуму. Если, напротив, задача связана с исправлением имеющихся недостатков, в особенности таких, ко¬торые ребенок не осознает или не желает исправлять, более того — сопротивляется этому, то вполне допустимо и разумно примене¬ние наказаний. Однако при низкой самооценке, при неуверенности ребенка в себе и неверии в успех в системе стимулов должны доми¬нировать поощрения. При завышенной самооценке, чрезмерной само¬уверенности, напротив, следует пользоваться наказаниями.
    Соотношение между ними может меняться с возрастом в зави¬симости от претензий ребенка на самостоятельность. Чем больше та¬ких претензий, тем строже должны быть наказания за недостат¬ки, допущенные ребенком по своей воле и сознательно контролируе¬мые им. Поскольку в действительности наибольшие претензии на са¬мостоятельность проявляются у детей в подростковом возрасте, по¬стольку обращение с ними в эти годы может быть наиболее строгим .

    2. Проблема наказаний в отечественной педагогике

    Народная педагогика, закрепленная затем в "Домострое", содержит множество пословиц, ставящих физические наказания во главу угла воспитания. И вместе с тем содержатся и обратные суждения.
    Из семьи, народной педагогики подобное отношение к наказаниям и поощрениям перешло и в русскую школу. Однако с конца ХVIII века начинает проявляться тенденция к устранению телесных наказаний. Так, в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ" (1782 г.) прямо указывалось, что "запрещаются вообще все телесные наказания, какого бы рода они ни были". В 1804 г. в Уставе училищ были подтверждены правила, запрещающие телесные наказания. Но в 1820 г. они были официально разрешены.
    Впрочем, на Руси реальная педагогическая практика всегда мало зависела от официальных циркуляров. Секли учащихся тогда, когда это было запрещено, с разрешением же этой "воспитательной" процедуры усерднее сечь тоже не стали.
    В общественно-педагогической мысли проблема физических наказаний обсуждалась как очень злободневная. Известна полемика между Н. Добролюбовым и Н. Пироговым, который, находясь во главе учебного округа, ввел подробную инструкцию, регламентирующую телесные наказания. В ответ последовали едкие стихи, быстро облетевшие всю Россию, где некий гимназист требовал от руководителей учебного заведения, чтобы его непременно выпороли по последнему слову науки о воспитании, как это установил педагог-гуманист.
    Думается, что Н. Добролюбов, который гневно высмеял попытку ввести порку в рамки приличия, был не совсем прав. Пирогов, столкнувшись с реальной практикой, правомерно стремился упорядочить то зло, побороть которое он не мог.
    В статьях «Вопросы жизни» (1856), «Быть и казаться» (1858), «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей» (1858), «Чего мы желаем» (1859), «Школа и жизнь» (1860) Пироговым были высказаны и обоснованы взгляды о человеке как самостоятельной и главной ценности, о соотношении общечеловеческого и специального образования, о познании закономерностей развития детей; о признании прав ребенка, уважении личности человека, независимо от национальной и классовой принадлежности.
    Поэтому Н.И. Пирогов считал полезным изучение «постановки» образования за границей, а также издание педагогических сочинений «об успехах педагогии» в Англии, Германии, Франции и Америке.
    Н.И. Пирогов отмечал сложность процесса воспитания, обусловленную невозможностью непосредственного определения ожидаемых результатов и оценки роли одного отдельно взятого фактора. По его убеждению, воспитание не всегда осуществляется сознательно и целенаправленно, в строгом соответствии с определенной теорией; оно может происходить и помимо предназначенного желания и теории, но это не умаляет важности сознательной организации воспитательных воздействий. Руководящим принципом воспитания, по Н.И. Пирогову, должно быть безусловное уважение личности ребенка.
    Провозглашенные Н.И. Пироговым положения о воспитании человека, основанном на знании детской психики, значительно опережали уровень развития отечественной психологической науки. Идеи, положения, развиваемые Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, Н.Х. Весселем, П.Д.Юркевичем и другими учеными определили основы психологии воспитания.
    Как считает А.А. Никольская, постановка вопроса о признании прав детей «наравне» со взрослыми имела важное значение для поиска путей психологически обоснованного воспитания. Особое значение имела статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», в которой философские проблемы (о сущности человеческой жизни, ее целях и смысле) рассматривались в связи с вопросамивоспитания, формирования нравственных качеств личности.
    Как заметил Б.Г. Ананьев, воззрения Н.И. Пирогова вызывали недоумение многих его современников, полагавших, что обществу нужны прежде всего специалисты, негоцианты, механики, моряки, врачи, юристы и др. В 60-е годы XIX века мысли Н.И. Пирогова о том, что главной целью является воспитание высоконравственной личности, а не подготовка узкого специалиста, как это утверждалось ранее, широко обсуждались в печати. Это способствовало распространению взглядов о необходимости «разумного» воспитания, основанного на знании законов детского развития .
    Н.И. Пирогову принадлежит первенство в пересмотре отдельных традиционно неприкосновенных постулатов российской педагогической системы, в частности вопроса о наказаниях. Выступая последователем Д.Локка, оценивавшего телесные наказания как средство, наносящее ущерб нравственности, Н.И. Пирогов доказывал, что самая благородная цель не может оправдывать употребления безнравственных средств воспитания. Он утверждал, что человек на пути к совершенству преодолевает внешние и внутренние препятствия, связанные с влиянием окружающей действительности и собственными низменными устремлениями. Для того, чтобы быть нравственным человеком, а не только казаться им, человек должен уметь вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки, неустанно работать над собой, руководствуясь внутренними побуждениями, а не из страха наказания. В статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858) Н.И. Пирогов обосновал вопрос о соответствии наказаний сущности и характеру проступков, их мотивам и причинам.
    Пониманию «психологии наказания» способствует характеристика, данная Н.И. Пироговым группам людей («сектам»), использовавших розги. Так, одни считали, что необходимо «сечь сгоряча, тотчас на месте преступления», так как «и наказуемый, и наказующий в это время бывают в таком особенном настроении духа, что первый лучше воспринимает, а второй – лучше сообщает». Другие откладывали наказание до более удобного времени и совершали его методически, «с толком и расстановкой». Третьи предоставляли возможность наказания специально подготовленным экспертам. Четвертые «секли невиновного», полагая этим исправить виновного и таким образом доказать ему свою любовь и заботу (в роли наказанных обычно выступали слуги и приемные дети). Пятые осуществляли наказание торжественно, разыгрывая драматическую постановку. Находя безнравственным наказание розгами, Н.И. Пирогов особенно неприемлемыми считал действия представителей трех последних «сект».
    Развивая данную идею в статье «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» (1859), Н.И.Пирогов писал, что розгу из русского воспитания изгнать сложно, полагая, что наказания розгами должны исчезнуть по убеждению воспитателей, а не по приказанию начальства. В 1860 – 1861 годах в статьях «О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» и «От дождя да в воду», Н.А. Добролюбов осуждал Н.И. Пирогова за непоследовательность в вопросе о наказаниях. Однако, несмотря на двойственность позиции Н.И. Пирогова, поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим дискуссия имели положительные следствия.


      Скачать полную версию - psikhologicheskaja-ocenka-metoda.rar [18.75 Kb] (cкачиваний: 38)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©