Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Психологические закономерности развития личности.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    стирка ковров Краснодар

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Психологические закономерности развития личности.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 3 04 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 64902 | печать
     (голосов: 3)

    Содержание

    Введение 3
    1. Воспитание: понятие, функции, теории, характеристика 4
    2. Психологические закономерности развития личности 7
    3. Единство психологии воспитания и обучения 15
    Заключение 20
    Список литературы 21

    Введение

    Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влия¬ние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; се¬мья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профес¬сиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
    Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю¬дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и плано¬мерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитате¬ля (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
    Воспитание выступает и как сложное социальное явление, и как один из важнейших факторов формирования человеческой личности, и как многогранное явление с точки зрения обладания общечеловече¬скими, национально-государственными, профессиональными и лично¬стными ценностями, и как многофункциональная система, и как спе¬цифический процесс, особый вид человеческой деятельности. Отсюда для него характерно проявление в воспитательном процессе законов и закономерностей различного уровня и разного порядка.
    Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности — закономерность процесса воспитания. Воспитание и развитие — диалектически обусловленные процессы. От качества воспитания зависит его результат развитие личности.
    Цель данной работы – рассмотреть вопросы психологии воспитания.
    Задачи:
    1. Рассмотреть понятие воспитания, его функции и характеристики.
    2. Изучить закономерности воспитания.
    3. Рассмотреть единство воспитания и обучения.

    1. Воспитание: понятие, функции, теории, характеристика

    Проблемы воспи¬тания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и ин¬теллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надле¬жащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных про¬цессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
    Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в ко¬торых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
    На всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обнов¬ляется по мере развития практического опыта, педагогиче¬ской науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к млад¬шему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
    Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятель¬ности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику вос¬питание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отноше¬нию к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, ге¬нетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его воз¬раст и условия жизни.
    Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может ре¬ализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя вос¬питательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведени¬ем и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
    Структура воспитательного процесса представля¬ет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
    Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влия¬ние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; се¬мья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профес¬сиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
    Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
    К группе объективных факторов относятся:
    • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
    • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
    • обстоятельства биографии;
    • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
    • особенности страны и исторической эпохи.
    Группу субъективных факторов составляют:
    • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутрен¬ние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
    • система отношений с социумом;
    • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдель¬ных людей, групп, объединений и всего сообщества.
    В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
    Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю¬дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и плано¬мерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитате¬ля (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
    В процессе теоретического обоснования и объяснения приро¬ды воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.
    Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонни¬ки предлагают корректировать наследственность с помощью формирования со¬ответствующего социокультурного мира воспитуемого.
    Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индиви¬да от влияний последнего.
    Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависи¬мости социальной и биологической, психологической и наследственной состав¬ляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Ма¬каренко, В.А. Сухомлинский).

    2. Психологические закономерности развития личности

    Рассматривая вопрос о закономерностях процесса воспитания, важ¬но учитывать тот факт, что в данной сфере они специфичны по своему проявлению и протеканию. Являясь по своей сути отражением соци¬альных явлений, устойчивого взаимодействия внешних и внутренних факторов, они предполагают обязательную целенаправленную и целесо¬образную сознательную деятельность всех, кто включен в систему воспитательного взаимодействия.
    Следует учитывать, что закономерности воспитания выступают одной из основных форм теоретического знания в военной педагогике. Закономерность – понятие, близкое к закону. Однако помимо отражения необходимых, существенных, устойчивых и повторяющихся связей и отношений между элементами воспитательной системы в ней находят отражение тенденции государственного, общественного, духовного и военного развития страны. Поскольку же педагогический процесс представляет собой специфическое социальное явление, то в нем действуют и проявляются закономерности различного уровня и порядка: наиболее общие философские законы развития общества, природы и мышления; закономерности социального плана; закономерности развития военного дела; закономерности формирования личности и коллектива и целый ряд других. С учетом этого под закономерностями воспитания в отечественной педагогике понимается система выявленных значимых и устойчивых связей, отношений и зависимостей между элементами воспитательной системы, а также воздействующими на нее внешними факторами, существенно влияющих на эффективность ее функционирования. Однако в каждом конкретном случае закономерности воспитания имеют своеобразное проявление в воспитательной деятельности различных категорий педагогического актива подразделений и частей.
    Одна из существенных особенностей проявления закономерностей воспитательного процесса состоит в том, что они действуют в специ¬фической сфере человеческих взаимоотношений, где всегда присутст¬вует масса факторов объективного и субъективного, случайного и за¬кономерного характера. Поэтому такие закономерности часто проби¬вают себе дорогу через «забор» случайного и действуют как господ¬ствующие тенденции, характеризующие определенное соответствие одного другому. Например, соответствие методов и средств воспита¬ния целям и задачам подготовки и формирования личности военно¬служащего является важнейшей закономерностью воспитательного процесса. Учет такого рода «соответствий» на практике обязательно предполагает более высокий уровень творчества у воспитателей, вос¬ходящего до вершин мастерства и искусства, в определении законо¬мерной меры целесообразности того или иного педагогического взаи¬модействия, влияния и воздействия.
    К специфике проявления закономерностей воспитательного про¬цесса также следует отнести и то, что они обладают большей «историчностью» по сравнению с законами природы. Поэтому по мере изменений, про¬исходящих в обществе, в самом педагогическом процессе, в целях и задачах воспитания и развития человека, эти закономерности допол¬няются, видоизменяются и даже полностью сменяются новыми. Это может подтвердить, например, следующий факт: до недавнего времени считался основной закономерностью классово-партийный подход к воспитанию личности. Сегодня об этом в научной литературе речь уже не идет.
    Воспитание выступает и как сложное социальное явление, и как один из важнейших факторов формирования человеческой личности, и как многогранное явление с точки зрения обладания общечеловече¬скими, национально-государственными, профессиональными и лично¬стными ценностями, и как многофункциональная система, и как спе¬цифический процесс, особый вид человеческой деятельности. Отсюда для него характерно проявление в воспитательном процессе законов и закономерностей различного уровня и разного порядка. Такого рода подход позволяет наиболее полно вскрывать, обосновывать и учиты¬вать на практике глубокие внутренние, присущие этому процессу ус¬тойчивые связи и отношения сущности или между сущностями, те прочные взаимосвязи и реальные факторы, которые объективно обу¬словливают протекание воспитательного процесса. Учет их и позволя¬ет выработать научные принципы организации, содержание, методику процесса воспитания, наиболее эффективно осуществлять руководство им.
    Под закономерностью понимается объективно существующая связь педагогических явлений и процессов. Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономерностями воспитания как общественного явления, а также закономерностями развития личности.
    Важнейшей из закономерностей воспитания является зависимость воспитания как особой сферы жизнедеятельности людей от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды. Эта закономерность выражается в зависимости воспитания от способа производства материальных благ, от политической системы, господствующей идеологии, от социальной структуры общества, духовной культуры его членов. В качестве объективных факторов коммунистического воспитания выступают такие общественные явления и процессы, которые составляют социально-экономическую и государственную основу социалистического общества, оказывающие мощное влияние на содержание и организацию подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, в качестве субъективных — сознательная, активная идеологическая деятельность по формированию мировоззрения человека, его всестороннему, гармоническому развитию.
    Эти факторы определяющим образом влияют на закономерные связи, возникающие в ходе конкретного воспитательного процесса.
    Буржуазные идеологи, главным образом неопозитивисты, пытаются утверждать, что педагогическая теория независима от социальных отношений и идеологических установок. С их точки зрения, связь педагогики с политикой ведет к нормативной педагогике, которая относится якобы не к сфере науки, а к сфере идеологии. Обращаясь к точным методам измерения педагогических явлений и процессов, главным образом в сфере отношений, эти теоретики разрабатывают кибернетические теории обучения, согласно которым педагогический процесс выступает как процесс, функционирующий по принципу передатчика (эта роль отводится учителю) и приемника информации (эта роль отводится ученику) в технических системах.
    В условиях социалистической системы воспитательный процесс осуществляется в благоприятных общественных условиях. К числу их относятся: рост материального и духовного богатства народа, его образованность, культура, высокий уровень коллективистских отношений, возросшая политическая сознательность и активность трудящихся, социалистический образ жизни. Таким образом, взаимосвязи между общественной средой и педагогическим процессом в условиях социализма оказывают положительное воздействие на качество воспитательного процесса. Эта закономерность обуславливает действенность принципов коммунистической целенаправленности и партийности, связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
    (...) Результаты воспитательного процесса тем эффективнее, чем полнее соответствие между средствами и целями. Методы и организация педагогического процесса должны обеспечить переход целей воспитания в целевую ориентацию коллектива и личности.
    Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности — закономерность процесса воспитания. Воспитание и развитие — диалектически обусловленные процессы. От качества воспитания зависит его результат развитие личности. В свою очередь содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитанников; как пишет в своей книге «Методика воспитательной работы в школе» Н. И. Болдырев, теория воспитания не сводит развитие личности лишь к усвоению социального опыта, к простому накоплению знаний, умений и навыков, «развитие находит свое выражение прежде всего в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера».
    Единство воспитания и развития проявляется в многообразной системе связей. Воспитательные воздействия иногда могут оказаться односторонними, без учета восприятия их воспитуемы-ми, их возможностей. Эти воздействия могут быть рассогласованными (между школьным и семейным воспитанием, между общественным мнением и личными интересами воспитанников и т. д.); осуществляться ситуативно посредством случайных способов и методов; могут быть адресованы избранным воспитанникам (педагогически запущенным подросткам или, наоборот активным) и т. д.
    Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что развитие личности требует правильной психологической диагностики А это предполагает обязательную осведомленность воспитателя в вопросах психологии развития личности (преемственности, непрерывности развития, членения процесса развития на качественно различные стадии). Исследования советских психологов показали, что именно психологический уровень органи-зациич человека опосредует воздействие социальных условий развития индивида на его природные характеристики. В этом плане процесс социализации должен рассматриваться как дальнейшее преобразование конкретно-историческими общественными условиями того природного в человеке, в котором нашли выражение самые общие условия его общественного существования.
    Как подчеркивает психолог Б. Ф. Ломов, человек выступает частью ряда существующих в мире систем — физической, биологической, социальной, но вхождение индивида во все эти системы происходит не автоматически: он должен активно освоить и развить свою изначальную природную определенность в качестве эффективных средств включения в эти разные системы.


      Скачать полную версию - psikhologicheskie-zakonomernosti.rar [19.95 Kb] (cкачиваний: 72)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©