Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Чтение и письмо при дизартрии.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    лучшее казино

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Чтение и письмо при дизартрии.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 29 03 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 10806 | печать
     (голосов: 1)



    .: Интересное
  • Логопедия.
  • Логопедия дор.
  • Анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи.
  • Характеристика ОНР.
  • Психологические особенности детей с ОНР.

  • Содержание

    Введение 3
    1. Понятие и этиопатогенез дизартрии 5
    1.1. Сущность дизартрии 5
    1.2. Этиопатогенез и классификация дизартрии 7
    2. Овладение чтением и письмом в онтогенезе 14
    3. Эмпирическое исследование подготовки к чтению и письму детей с дизартрией 20
    3.1. Организации и проведение исследования 20
    3.2. Коррекционная работа 28
    Заключение 33
    Список литературы 35

    Введение

    Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.
    В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением дизартрии. В практике работы логопедов при устранении этой формы речевой патологии чаще всего используются традиционные логопедические приемы, применяемые при устранении дислалии, что во многом снижает эффективность логопедического воздействия.
    В логопедической теории и практике мало изученными являются вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей со стертой дизартрией, недостаточно разработаны методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции.
    Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяют необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в состоянии со стимуляцией развития всех сторон, сенсорных и психических функций, осуществления тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
    Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения состоится с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико – грамматической стороны речи и связного высказывания.
    Занятия с детьми необходимо начинать в более раннем возрасте, примерно с 4-5 лет, в зависимости от тяжести фонетических (дизартрических) нарушений с целью полного преодоления дефекта в устной речи.
    Цель данной работы – рассмотреть подготовку дошкольников с дизартрией к овладению чтением и письмом.
    Объектом исследования является нарушение фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста.
    Предметом исследования является система логопедической работы по преодолению нарушения фонетической стороны речи у детей с дизартрией.
    Задачи:
     изучить сущность дизартрии;
     рассмотреть этиопатогенез дизартрии;
     изучить овладение чтением и письмом в онтогенезе;
     провести исследование.
    Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; эмпирическое исследование.

    1. Понятие и этиопатогенез дизартрии
    1.1. Сущность дизартрии

    Дизартрия – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (дис – нарушение признака или функции, артрон – сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а практикуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
    Дизартрия – сложное и тяжелое нарушение речи, при котором страдают звукопроизношение, голосообразование, темп, ритм, интонация. Оно возникает в результате органического поражения периферической и центральной нервной системы, которое приводит к недостаточной иннервации речевого аппарата.
    Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. «Речь ребенка – дизартрика обычно неясная, смазанная, глухая, часто с гнусавым оттенком. О такой говорят: «Как будто каша во рту».
    При тяжелых поражениях ЦНС речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называют анартрией (а – отсутствие данного признака или функции, артрон – сочленение).
    Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических нарушениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии - поражением нервной системы плода или новорожденного. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65% до 85% [18; 19; 30].
    Е.М.Мастюкова и М.В.Ипполитова в книге «Нарушение речи у детей с церебральным параличом» отмечают взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии.
    При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии наблюдаются практически у всех детей. Е.М.Мастюкова и М.В.Ипполитова также отмечают взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением мускулатуры [19].
    Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших детскую асфиксию, родовую травму, имеющих в анамнезе влияние других нередко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.
    Клиническая картина дизартрии впервые была описана более ста лет назад у взрослых в рамках псевдобульбарного синдрома (Lepine, 1997; A.Oppenheim, 1885; G.Pezitz, 1902 и другие).
    В дальнейшем в 1911 году N.Gutzmann определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую. Начальное изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных. Большое внимание на современное понимание дизартрии оказали работы М.С.Маргулиса (1926), который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделили ее на бульбарную и церебральную формы. Он предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии [14; 21; 28].
    В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробна она описана у детей с церебральным параличом (М.Б.Эйдинова, Е.Н.Правдина – Винарская, 1959 [30]; К.А.Семенова, 1968; Е.М.Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И.И.Панченко, 1973 [23].; Л.А.Данилова, 1975 и др.). В зарубежной литературе она представлена работами C.Bohme, 1966; M.Climent, T.E.Twichele, 1959; R.D.Neilson, N.O.Dwer, 1984.

    1.2. Этиопатогенез и классификация дизартрии

    Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробный период развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
    Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении, развитии двигательных и речевых зон, проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
    Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
     периферические двигательные нервы с мышцами речевого аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
     ядра периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
     ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные, безусловно рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально выразительных восклицаний и др. Поражение перечисленных структур дает картину периферического характера (пареза).
    Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
     подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также выразительности речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями безусловных рефлексов, а также с выраженными нарушениями просодических характеристик речи – ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра.
     проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляционных расстройств.
     корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
    Патологоанатомические изменения при дизартрии описаны многими авторами (R.Thurell, 1929; В.Слонимская, 1935; Л.Н.Шендерович, 1938; A.Oppenheim, 1885 и др.).
    Как мы уже говорили, в основу классификации дизартрии положен принцип локализации, синдромологический подход. Кроме того, учитывается степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи [27; 28; 29].
    Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (лил подкорковую), мозжечковую, корковую.
    Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Ее существование признается не всеми авторами. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием единой точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии.
    Согласно точке зрения Е.Н.Винарской (1973), понятие корковой дизартрии является собирательным. Она допускает существование различных ее форм, обусловленных как спастическим парезом артикуляционных мышц, так и апраксией. Последние формы обозначаются как апраксическая дизартрия.
    Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом Tardieu (1968). Он выделил четыре степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным параличом:
    1. Нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
    2. Нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
    3. Речь понятна только близким ребенка.
    4. Речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка. Четвертая степень нарушения звукопроизношения, по существу, представляет собой анартрию.
    Основными признаками (симптомами) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.
    Р.А.Белова-Давид пишет: «Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Именно это и определяет структуру дефекта при дизартрии» [1].
    При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение, как согласных, так и гласных звуков.
    В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:
     антропофонические (искажение звука);
     фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение).
    Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков.
    Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего, от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре.
    При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонетическому недоразвитию.
    Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.
    Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония – при гипотонии происходит снижение мышечного тонуса. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. И в силу этого, рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсализация.
    Характерными признаками нарушений артикуляционной моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений – тремора (мелкого дрожания кончика языка).
    Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре – частный признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях почти невозможной. Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной. При движениях языка у детей нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки, особенно часто большого пальца.
    Характерным признаком дизартрии являются нарушения проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положения языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
    Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии – синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.
    При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Второй синдром дизартрии – синдром нарушения речевого дыхания.
    Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.
    При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для ее разных форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, тусклый, может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
    Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
    Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико – грамматического строя речи.
    При дизартрии наряду с речевыми нарушениями выделяют неречевые. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдрома в виде расстройств сосания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.

    2. Овладение чтением и письмом в онтогенезе

    Речь представляет собой одну из самых сложных форм психической деятельности человека, подразделяющаяся на различные виды и формы. Речь как исключительно человеческий вид психической деятельности представляет собой процесс общения посредством языка и характеризуется подвижностью и полифункциональностью. Она является главным фактором опосредования различных психических процессов человека. В своем развитии речь проходит несколько этапов, превращаясь в развернутую систему средств общения с помощью знаковой системы языка. Выделяют экспрессивную и импрессивную, устную и письменную речь. Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, предполагающую наличие специфической мозговой организации, основанной на эволюционно новых морфо-функциональных звеньях мозга человека.
    Как известно, становление устной речи, понимания устного речевого высказывания наблюдается на самых ранних этапах онтогенеза (до 2-3 лет), в то время как формирование письменной речи — письма и чтения, происходит существенно позже и основывается уже на установившихся связях нейронных комплексов устной речи. Сходство и различие обработки речевого сигнала четко прослеживается на двух функциональных уровнях: гностико-праксическом и символическом. На гностико-праксическом уровне устной речи осуществляется анализ акустических и артикуляторных признаков речевого сигнала, на уровне письменной — графических элементов буквы как зрительного и зрительно-пространственного образа. С помощью этого уровня может осуществляться механическое (без понимания) повторение и списывание. С ним связана память на слова как звуко-артикуляторные и зрительно-графические комплексы. На символическом (языковом) уровне происходит фонологическая квалификация, в результате которой звуковые последовательности становятся значимыми единицами языка, создается звуковой код слова. В свою очередь звуковой код слова актуализирует его значение, что осуществляется за счет связи височной области мозга с различными областями левого (где хранятся коды значений языка) и правого (воспроизводятся образные ассоциации) полушарий. Поскольку лишь через звуковой код может быть расшифровано значение слова, то именно с символическим уровнем связано понимание слова. Единицей символического уровня для письменной речи является графический эквивалент фонемы — графема и оптический образ слова, актуализация которых приводит к пониманию письменной речи — чтению.
    Чтение — специфическая мыслительная операция, в основе которой лежит становление и развитие многочисленных нервных связей в коре больших полушарий при активном участии зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Как один из видов письменной речи, чтение является по своему происхождению более поздним образованием, чем устная речь. В процессе чтения устанавливается новый вид временных связей второй сигнальной системы, ранее образовывавшихся только со словами слышимыми и произносимыми. Слухо-речедвигательная ассоциативная цепь, являясь основой устной речи, дополняется новыми звеньями: зрительными и глазодвигательными, специфическим сигналом для которых является слово видимое. Таким образом, чтение по своим психофизиологическим механизмам является сложным системным актом, в котором участвуют различные мозговые структуры, обеспечивающие анализ поступающей информации на различных уровнях.


      Скачать полную версию - chtenie-i-pismo-pri-dizartrii.rar [33.86 Kb] (cкачиваний: 98)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©