Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Психология и педагогика.Самовоспитание.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Психология и педагогика.Самовоспитание.
    Раздел: Материалы » Рефераты | 27 02 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 10868 | печать
     (голосов: 1)

    Содержание
    Введение 3
    1. Понятия воспитания и самовоспитания 4
    2. Самовоспитание личности 7
    3. Самосовершенствование как движущая сила самовоспитания 9
    Заключение 13
    Список литературы 15

    Введение
    Общественная среда, политическая ситуация в стране, эко¬номическое положение, особенности социальных условий, со¬вокупность разнообразных социальных и духовных отноше¬ний и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микро¬среды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросре¬дам, где происходит их непосредственное общение и удовлет¬ворение разнообразных потребностей (прежде всего это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды вносят объектив¬ные изменения в ход жизни человека и не являются однозначны¬ми по своим последствиям. Значение того или иного объективно¬го события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию.
    Указывая на влияние социальной среды, ученые не абстра¬гируются и от биологической природы человека, которая так¬же влияет на процесс развития личности. Это влияние осу¬ществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.
    И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и це¬ленаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необхо¬димы соответствующим образом организованное обучение.
    Цель работы: рассмотреть проблемы психологии самовоспитания.
    Задачи:
    1. Рассмотреть связь понятий «воспитание» и «самовоспитание»;
    2. Изучить процесс самовоспитания личности;
    3. Рассмотреть самосовершенствование как движущую силу самовоспитания личности.

    1. Понятия воспитания и самовоспитания
    Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
    Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
    Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
    Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение .
    А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.
    О личности мы судим по следующим признакам:
    1. определенные сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений);
    2. личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью .
    Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
    Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.
    Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
    Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
    Педагог А. И. Кочетов определяет следующие параметры са¬мовоспитания:
     направленность, т. е. мотивы работы над собой;
     содержание (умственное, физическое, нравственное, тру¬довое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
     устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
     эффективность в формировании личности (выполняет функций главные и вспомогательные) .
    Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитани¬ем заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоре¬чий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д .
    Психологическая подготовка к нравственному самовоспита¬нию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни кол¬лектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершен¬ствования.
    2. Самовоспитание личности
    Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитани¬ем заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоре¬чий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
    Психологическая подготовка к нравственному самовоспита¬нию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни кол¬лектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершен¬ствования.
    Пять «надо» (по Кочеткову):
    1) всегда помогать родителям;
    2) выполнять требования учителей, учиться добросовестно;
    3) быть честным;
    4) подчинять личные интересы коллективным;
    5) всегда и всюду проявлять добросовестность.
    Пять «можно»:
    1) веселиться и играть, когда работа сделана на «отлично»;
    2) забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам;
    3) не унывать при неудачах; если ты обладаешь упорством — все равно получится;
    4) учиться у других, если они лучше тебя трудятся;
    5) спрашивать, если не знаешь; просить помочь, если не справ¬ляешься сам.
    Это нужно тебе самому:
    1) быть честным. Сила человека в правде, слабость его — ложь;
    2) быть трудолюбивым. Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу;
    3) быть чутким и заботливым. Помни, к тебе будут хорошо от¬носиться, если ты к другим хорошо относишься;
    4) быть здоровым и чистоплотным. Занимайся утренней гим¬настикой, закаляйся;
    5) быть внимательным, тренировать внимание. Хорошее вни¬мание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
    Этого делать нельзя:
    1) учиться без старания, лениво и безответственно;
    2) грубить и драться со сверстниками, обижать младших;
    3) терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничто¬жат. Будь сильней своих слабостей;
    4) проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издевают¬ся над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям;
    5) критиковать других, если сам страдаешь подобным же не¬достатком.
    Пять «хорошо»:
    1) уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам);
    2) планировать каждый свой день;
    3) оценивать свои поступки;
    4) сначала думать, а потом делать;
    5) браться вначале за самые трудные дела.
    Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью «надо». Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении имен¬но данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять «хоро¬шо», поскольку они значительно сложнее для понимания и при¬учения.
    Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
    3. Самосовершенствование как движущая сила самовоспитания
    Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
    Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию . Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.
    Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.
    Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
    Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным развитием, или саморазвитием.
    Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития .
    Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.
    Вторая, внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. «Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание» .
    Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
    Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
    Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.
    Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию .
    Потребности в самовыражении являются трансформацией, прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.
    Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.).
    Большое место в составе потребностей в безопасности занимает потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении.


      Скачать полную версию - psikhologija-i-pedagogika.samovospitanie.rar [15.29 Kb] (cкачиваний: 35)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©