Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Психология личностного развития школьников в условиях.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Психология личностного развития школьников в условиях.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 21 02 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 5172 | печать
     (голосов: 0)

    Содержание
    Введение 3
    I. Теоретические аспекты развития и саморазвития личности школьника в системе воспитательной работы школы 5
    1.1. Организация учебной деятельности как средство индивидуально-личностного развития школьников 5
    1.2. Создание условий для развития личности школьника в системе воспитательной работы школы 13
    II. Изучение развития личности школьника в условиях школьного обучения и воспитания 18
    2.1. Схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики 18
    2.2. Результаты изучения развития личности школьника в условиях школьного воспитания 22
    Заключение 24
    Список литературы 26
    Приложение: Протоколы изучения развития личности школьника в условиях школьного обучения и воспитания 2

    Введение

    Процесс вхождения человека в социальную среду и её приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам представляется как процесс самоактуализации «Я – концепции», самореализация личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию и самореализации.
    В настоящее время в системе российского образования наблюдается переход к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижении успеха в обучении, требующей от учителей новой ориентации – на личность учащегося. Развитие личности учащегося становится приоритетной целью образовательных учреждений, средством которой выступает провозглашенная ранее и долго остававшаяся популярной задача по овладению знаниями, умениями и навыками.
    Школьный период, есть самый продуктивный для развития личности человека. Специфика управления учебным заведением как раз и заключается в обращенности руководителей школы к личности воспитанника и воспитателя, то есть гуманизации школы.
    Полноценное развитие личности – одна из приоритетных задач современного гуманистического образования. Ее решение рассматривается нами в контексте целостного подхода.
    Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребенком была мера продвинутости детей в знаниях, умениях, навыках, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир, это объясняет актуальность выбранной темы исследования.
    Предмет изучения – личностное развитие школьников
    Объект изучения – учащиеся 4-го класса
    Цель работы: рассмотреть развитие личности школьника в условиях школьного воспитания
    Задачи:
    Методы изучения:
    1. Анализ психолого-педагогической литературы.
    2. Наблюдение.
    3. Беседа.
    Литературный обзор: А. Адлер. Педагогика и теория индивидуальной психологии; А.Д. Алферов. Психология развития школьника; Р.Н. Бунеев Личностно ориентированное образование; В.К. Дьяченко Педагог – мастер, педагог – исследователь; В.И. Загвязинский Организация опытно-экспериментальной работы в школе; И.Я. Лернер Процесс обучения и его закономерности; А.К. Маркова, А.Я. Никонова Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя; К. К. Платонов Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности; И.П. Подласый Курс лекций по коррекционной педагогике; Г.К. Селевко Современные образовательные технологии; В.А. Сластенин Педагогика; Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина Психологический справочник учителя; Г.А. Цукерман Виды общения в обучении; Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе; Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

    I. Теоретические аспекты развития и саморазвития личности школьника в системе воспитательной работы школы
    1.1. Организация учебной деятельности как средство индивидуально-личностного развития школьников

    Ребенок – это, прежде всего не объект для учебных и воспитательных воздействий со стороны учителя, а субъект, способный к диалогу, сотрудничеству, совместной деятельности.
    В этой связи все большее значение начинает приобретать новый тип обучения, пришедший на смену старому, традиционному, который характеризуется стимулированием активного отклика на возникающие перед школьником проблемные ситуации.
    Это означает создание для учащегося возможностей занять инициативную позицию в учебном процессе; усваивание учебного материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог; самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, то есть возможностей, обеспечивающих развитие индивидуальных качеств личности школьника. [2 c.151]
    Междисциплинарный анализ научных исследований позволил констатировать проблему определения путей эффективной организации учебной деятельности школьников, под которой понимается планомерная, продуманная последовательность действий, ведущих к индивидуально-личностному развитию школьника.
    Алгоритм организации учебной деятельности школьников, представляет собой совокупность развернутых во времени этапов организации учебной деятельности (поисково-теоретического, организационно-практического, результативно-обобщающего) через включение школьников в ее информационно-познавательное, действенно-практическое, творческое направления.
    Специфика модели развития заключается в цикличном сочетании коллективных, групповых, индивидуальных форм организации учебной деятельности школьников, и представляет совокупность взаимосвязанных компонентов:
    - цели, направленной на повышение уровня индивидуально-личностного развития школьников;
    - специально отобранного содержания, подразумевающего поэтапное включение школьников в учебную деятельность;
    - соответствующих форм, методов и результата, отражающего индивидуально-личностное развитие школьников.
    Мотивационно-целевой компонент проявляется в динамике задания целей деятельности, формирования мотивов личности, направленных на достижение высокого уровня индивидуально-личностного развития школьника. Изучение цели учебной деятельности школьников показало, что цель включает в себя следующие подцели:
    - получение информации, необходимой в учебной деятельности; овладение навыками ее отбора и переработки, умениями сравнивать, сопоставлять полученные знания;
    - практическое применение усвоенных знаний; развитие умений их комбинировать, систематизировать, использовать комплексно; овладение навыками самостоятельной деятельности;
    - обобщение и систематизация ранее усвоенных знаний, умений, навыков и опыта их применения, поиск оригинальных нестандартных решений задач творческого характера, требующих изобретательности, интуиции; овладение базовыми навыками исследовательской работы. [15 c. 176]
    Анализ психологической литературы позволил выделить в мотивационной сфере несколько уровней.
    Самый низкий уровень познавательного мотива – это направленность на достижение результата – овладеть знаниями.
    Второй уровень – это ориентация не только на результат, но и на способы овладения знаниями. Практический опыт показывает, что, как правило, у многих школьников, осознанные мотивы второго уровня отсутствуют.
    Третий уровень – мотивы самообразования, которые побуждают к постоянному повышению, обновлению знаний, способов действий.
    Мотивационный аспект данного компонента усиливает побуждение учащихся к совершенствованию знаний и умений.
    В средней школе расширяется само понятие индивидуально-личностное развитие, так как развитие не ограничивается рамками обязательных учебных программ, выполнением заданий учителя, а выходит за пределы класса, школы, осуществляется самостоятельно, целенаправленно, если интерес к учению и собственному развитию является смыслообразующим мотивом.
    Альтернативная возможность развития, достаточно распространенная в современной школе, состоит в том, что в иерархии ценностей учение занимает не первое место, познавательная активность школьников развита слабо, а отметка выступает как главный стимул и «конечный результат» учебы. Поэтому очень важно помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что с точки зрения современной педагогики и психологии является главной задачей развития в этот период.
    Содержательный компонент, наряду с поставленной целью, влияет на успешность и характер модели, эффективность которой зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой ее цели и содержание, и предполагает смысловое наполнение содержанием различных направлений учебной деятельности: информационно-познавательного, действенно-практического, творческого, что обеспечивает поэтапное включение школьников в них. [4 c.85]
    Содержание информационно-познавательного направления учебной деятельности школьников предусматривает усвоение теоретического материала и включает в себя два момента.
    Первый – информационное обеспечение научными понятиями, правилами, определениями, закономерностями, моделями по изучаемой теме через учебную, научную литературу, с помощью компьютерной техники, через другие источники информации.
    Второй – самостоятельный сбор, анализ, сравнение научных фактов; анализ возможностей применения полученных знаний и их углубления. Характерной особенностью данного направления является использование приобретенных умений и навыков без изменений, без внесения в них корректив.
    Содержание третьего – творческого направления учебной деятельности – заключается не только в систематизации и обобщении ранее усвоенного, а также в поисках нестандартных решений проблемы, возможностей теоретической разработки и создания собственного творческого продукта; в осуществлении деятельности в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям.
    Содержание определяет выбор форм модели, которые в свою очередь составляют операционный компонент. Операционный компонент представлен поэтапным включением школьников в информационно-познавательное, действенно-практическое, творческое направления учебной деятельности и определяет смысловое наполнение содержания деятельности соответствующими формами организации учебной деятельности школьников.
    Каждому из условно выделенных направлений учебной деятельности школьников соответствуют формы, способные в наибольшей степени привлечь учащихся к целям, содержанию, результатам деятельности.
    Выбор той или иной формы организации учебной деятельности школьников зависит не только от содержания и направленности деятельности, но и от возрастных особенностей и возможностей учащихся, от степени включенности учащихся в учебную деятельность.
    Одни и те же формы, если они используются в отрыве от конкретных условий, целей, решаемых в данный момент учащимися, могут быть оценены как эффективные – в одних условиях, и как формальные и ошибочные в других. Все определяют цели, решать которые в данный момент и призваны избранные формы организации учебной деятельности школьников. [16 c.43]
    Анализ теории и практики позволяет утверждать, что успех учебной деятельности школьников во многом зависит от умелого использования разнообразных форм ее организации. Это предполагает процесс действенного соединения коллективных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности школьников в единое целое, в основе которого лежит диалектическое единство коллективного и индивидуального.
    Выбор форм организации учебной деятельности школьников определяется их направленностью на достижение высокого уровня включенности школьников в учебную деятельность, ведущего к их индивидуально-личностному развитию.
    Большое значение для индивидуально-личностного развития школьников имеет теоретическая и практическая работа, построенная по принципу проблемности, а именно через разработку и постановку перед учащимися или отдельным учеником конкретной проблемной ситуации, создающей барьеры в осуществляемой познавательной учебной деятельности и требующей актуализации всех имеющихся знаний. [1 c.123]
    Выбор той или иной организационной формы зависит не только от содержания и направленности учебной деятельности, но и от личного к ней отношения, от активности школьников, включенности их в данную деятельность.
    Традиции школы таковы, что учащиеся часто оказываются лишенными инициативы в организации учебной деятельности, в выборе ее формы и воспринимают урок как «чужое» поле, где условия задает его «хозяин» – учитель.
    Таким образом, инициатива уходит из рук ребенка, он превращается в исполнителя воли, навязанной извне. Преодолеть эту чрезмерную монополизацию учителем основных компонентов свободной деятельности помогает использование в учебном процессе ситуаций свободного выбора. Ученик должен сам выбирать форму организации своей деятельности: индивидуальную, либо в группе, либо коллективно, постепенно продвигаясь от репродуктивных форм к продуктивным и творческим. [10 c.211]
    Если ребенок легко справляется с формами, которые он выбирает сам, он обретает уверенность в своих силах, получает позитивную оценку, как со стороны окружающих, так и чувство самоудовлетворения.
    Задача учителя постепенно подталкивать ученика к более сложным формам, к движению от форм, основанных на репродукции знаний к формам, основанным на индивидуально-групповом творчестве.
    Соотношение между репродуктивным и продуктивным компонентами определяется, в первую очередь, степенью новизны полученного в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к объективному объему знаний субъекта.
    Опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания. Педагог (равно как и весь комплекс используемых им дидактических средств) выполняет не роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, но роль помощника в работе ученика.
    В идеале, педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает как один из источников информации. [13 c.301]
    Последний компонент модели организации учебной деятельности как средства индивидуально-личностного развития школьников – результативный. Результатом реализации разработанной модели является достижение учащимися определенного уровня индивидуально-личностного развития. Этот результат имеет двойственный характер, отражающий внешнюю, объективную, и внутреннюю, субъективную его стороны.
    Объективной стороной результата модели организации учебной деятельности школьников является наличие данной деятельности, её целей, предметного содержания.
    Включаясь в учебную деятельность, школьник может быть слушателем, теоретиком – исследователем, исполнителем, творцом, организатором, просто присутствующим – в этом выражается степень его участия.
    Субъективная сторона результата выражается уровнем включенности школьника в учебную деятельность, влиянием этой деятельности на изменение его личности, на образование новых личностных проявлений: знаний, умений, мотивов, практической способности к сотрудничеству. Эта сторона результата, как отмечают исследователи (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов), является наиболее значимой, поскольку тесно связана с мотивационной сферой школьника.
    Проследить личностные изменения школьников можно, определив уровень включённости их в различные направления данной деятельности.
    Общим результатом применения модели организации учебной деятельности школьников, объединяющим и объективную, и субъективную стороны, является рост индивидуально-личностного развития школьника.
    Сравнительный анализ традиционных и инновационных подходов к учебному процессу показал, что индивидуально-личностное развитие школьников может осуществляться в условиях целенаправленного обучения, предполагающего на основе трансляции научных знаний формирование новообразований личности, «появляющихся в результате актов свободного выбора и творчества самого человека» (Б.Г. Ананьев).
    Как отмечает в своих исследованиях Е.А.Богданова для индивидуально-личностного развития учащегося необходимо становление интеллектуального, коммуникативного, рефлексивного компонентов личности, которые в своей совокупности и дают единство материального (интеллектуальный компонент) и духовного (коммуникативный и рефлексивный компоненты) продуктов учебной деятельности школьников. [11 c. 236-239]
    Научное обоснование данной модели развития предполагает учет того, что для каждой личности свойственно стремление развиваться в индивидуальном темпе и условиях, поэтому каждый структурный компонент разработанной модели предоставляет педагогу возможность выбора соответствующих форм организации учебной деятельности, используемых по отношению к учащимся.


      Скачать полную версию - psikhologija-lichnostnogo-razvitija.rar [34.25 Kb] (cкачиваний: 24)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©