Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98 Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы.
    Раздел: Материалы » Дипломные проекты | 20 02 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 7890 | печать
     (голосов: 1)

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 7
    1.1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ. 7
    1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 19
    1.3 ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. 23
    1.4. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 26
    ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. 30
    2.1. КРУЖКОВАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 30
    2.2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» В ПЕРЕХВАЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДАНКОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. 38
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
    ЛИТЕРАТУРА. 59
    ПРИЛОЖЕНИЕ. 64

    Введение.
    Проблема экологического воспитания является в на-стоящее время актуальной.
    До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
    На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди кото-рых важнейшими являются:
    принятие практических первоочередных мер по вы-ходу из кризиса;
    воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
    Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Пра-вительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улуч-шению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспита-ние школьников определяется как приоритетное направле-ние работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в тео-рии и практике современной школы.
    Методические основы формирования экологической культуры школьников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чув-ства и ум развиваются соответственно тому, какой харак-тер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школь-ного обучения, когда стихийные знания о культуре взаи-моотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
    Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована го-товность к правильному взаимодействию с окружающей при-родой. Она включает: эмоциональную сторону  восприим-чивость к миру природы, чувство удивления, восторженно-сти, эмоционально-положительное отношение к ее объек-там, мотивам поведения, деловую готовность  возмож-ность реализовать свои знания в разнообразных нестан-дартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участ-вовать в альтруистической деятельности, зачатки «внут-ренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллек-туальную готовность  определенный уровень информиро-ванности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «зна-ния-отношения-поведения».
    При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процес-сом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
    Особенности формирования у младших школьников люб-ви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
    Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и дру-гих. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принци-пы, условия экологического воспитания.
    Характеристику средств, форм и методов экологиче-ского находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городец-кой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
    Психолого-педагогическое обоснование нашей пробле-мы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.
    О значении краеведческого материала в воспитатель-ной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.
    Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы эко-логического кружка для младших школьников.
    Нашей проблемой стало выяснение педагогических ус-ловий формирования экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
    Нами была выдвинута гипотеза: систематическая ра-бота с младшими школьниками по экологическому воспита-нию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
    -формированию экологической и общей культуры уча-щихся начальных классов;
    -повышению уровня знаний младших школьников;
    -углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
    Нами определены следующие задачи исследования:
    1. Анализ научной и методической литературы по про-блеме.
    2. Проведение педагогического эксперимента.
    3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
    4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы кружка.
    В ходе работы использованы следующие методы:
     анализ научной, методической и популярной лите-ратуры;
     обобщение и анализ опыта работы учителей;
     анкетирование;
     статистическая обработка данных.
    Исследование проводилось в 2 этапа:
    1) 1997-98 учебный год. Определение проблемы, гипо-тезы, изучение литературы, разработка и проведе-ние констатирующего эксперимента.
    2) 1998-99 учебный год. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников в условиях сельской школы, проведение формирующего эксперимента и литературное оформление дипломной работы.
    Исследование проводилось в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области.

    Глава I. Теоретические основы экологического
    воспитания младших школьников.
    1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.
    Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гу-манизма, любви, сострадания, бережного отношения к род-ной земле.
    По мнению Б.Т. Лихачева1, экология личности  про-блема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими гло-бальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее ис-токи  в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанно-стей и правах человека.
    В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпри-нимались попытки построить содержание образования с по-зиции космоземного всеединства.
    Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус по-лучает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в приро-ду, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чу-дачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, мак-симально приближенных к природе к принципу природосооб-разности. А. Дистервег добавляет принцип культуросооб-разности. К.Д. Уминский реализовал принцип природосооб-разности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анато-мии, физиологии, психологии, другое в приближении со-держания и организации педагогического процесса к при-роде, третье  в организации воспитания на народные традиции и обычаи. Л.Н.Толстой считал совершенной само-развивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, ус-матривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся со-ветские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Су-хомлинский не мыслили себе организации здорового и це-лесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Су-хомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и ра-ботой над гармонизацией нарушенной биосферы.
    В настоящее время работа над проблемами экологиче-ского воспитания продолжается. Ряд исследователей, от-мечает, что нередко экологическое воспитание осуществ-ляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
    В настоящее время необходимо говорить о формирова-нии экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
    Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что эко-логическая культура  научно-технический прогресс и экологическое образование (Советская педагогика-1985-№ 12-С 10-12) утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования;
    формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окру-жающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
    Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпо-сылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Ми-ронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого ка-чества.
    Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного  это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и уме-ниями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
    Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
     культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологи-ческих условий жизни, объекту эмоциональных, в том чис-ле и эстетических, переживаний. Успешность этой дея-тельности обусловлена развитием нравственных черт лич-ности по отношению к природной среде на основе формиро-вания умений принимать альтернативные решения;
     культуру труда, формирующуюся в процессе трудо-вой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении кон-кретных дел в различных областях природопользования;
     культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преоб-разованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
     интерес к природе;
     знания о природе и ее охране;
     эстетические и нравственные чувства к природе;
     позитивная деятельность в природе;
     мотивы, определяющие поступки детей в природе.
    Экологическая культура как качество личности долж-на формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном воз-расте, являются:
     семья;
     детские дошкольные учреждения;
     школа;
     внешкольные воспитательные учреждения;
     средства массовой информации;
     самовоспитание.
    Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школь-ного возраста играет школа, организующая прогресс фор-мирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами про-цесса экологического воспитания являются:
    Цели, принци-пы, за-дачи Со-дер-жа-ние Мето-ды, формы, сред-ства Ус-ло-вия Ре-зультаты Цель
    Основным компонентом любого процесса является це-леполагание. А.Н. Захлебный1 считает, что целью экологи-ческого образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечи-вающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, фор-мирование экологической культуры И.Т. Суравегина1 опре-деляет цель экологического образования как «формирова-ние ответственного отношения к окружающей среде, кото-рое строится на базе нового мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природо-пользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые установки:
    формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
     развитие умений воспринимать окружающий мир по-средством орган чувств и направленного интереса и спо-собности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
     обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
     воспитание эстетического и нравственного отноше-ния к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
    В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева2 выделяет ряд основополагающих принципов:
    1. Междисциплинарность:
     экологизации предметов, т.е. внедрение экологи-ческих идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;
     интегрированные экологические модули. Комплекс-ные межпредметные знания экологического содержания.
    2. Единство познания, переживания и действия:
     целостные ориентации личности;
     мотивы деятельности;
     природоохранная деятельность.
    3. Педагогическое целенаправленное общение школьни-ков с окружающей средой (природой).
    4. Взаимосвязь глобального, национального и локаль-ного (краеведческого) уровней экологических про-блем.
    5. Принцип альтернативности и прогностичности.
    Исходя из цели и руководствуясь принципами, воспи-татели ставят перед собой задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами созна-ния: научной, идеологической, художественной, нравст-венной, которые составляют основу научного мировоззре-ния. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер1 счита-ют, что цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач в их единстве: обучения-формирования системы об экологических проблемах совре-менности и путях их решения; развития системы интеллек-туальных и практических умений по изучению, оценка со-стояния и улучшению окружающей среды своей местности; воспитания-формирования мотивов, потребностей и привы-чек экологически целесообразного поведения и деятельно-сти, здорового образа жизни; стремления к активной дея-тельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоцио-нального (отношение к природе как универсальной ценно-сти), нравственного(воли и настойчивости, ответственно-сти) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1 считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формиро-вание потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимо-сти сбережения природы, заботы о сохранении своего здо-ровья и здоровья других людей как общественной ценно-сти; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
    Воспитательные задачи тесно связаны с образова-тельными, которые включают формирование:
    1. Системы научных знаний о единстве человека, об-щества и природопользования как материальной осно-вы научно-технического прогресса.
    2. Системы идеологических, нравственных и эстетиче-ских ценностных экологических ориентаций.


      Скачать полную версию - jekologicheskoe-vospitanie.rar [106.93 Kb] (cкачиваний: 25)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©