Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 805 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/modules/functions.php on line 806 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spimash_new/data/www/spimash.ru/index.php on line 98


Психология аномальных.
.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Психология аномальных.
    Раздел: Материалы » Лекции и конспекты | 15 02 07 | Автор:bizdrya | просмотров: 10817 | печать
     (голосов: 2)

    ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ .
    ЛЕКЦИЯ№1.
    Содержание курса : психология аномального развития как отрасль клинической психологии.
    Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дисонтогенеза . Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
    Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
    Предмет – законы психического дисонтогенеза .

    Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л,С Выготским , сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза .
    1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.
    2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ , в зависимости от характера повреждения функции , возможность формирования обходным путем .
    3) Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме .
    4) Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни .

    Задачи стоящие перед психологией аномального развития :
    Теоретические-
    1) Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того предпологается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы , это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача . Задача трансформации критериев , дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития .
    2) Выделение специфических законов , механизмов формирования нарушений психики . Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития , но есть специфичные закономерности для аномалий развития . Общие механизмы : нарушение функций общения , нарушение процесса социализации , нарушение усвоения универсальных социальных знаний . Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза . Есть специфические закономерности , характерные для определенного вида дисонтогенеза .
    3) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих .
    Практические –
    4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик .
    4) Воздействие – коррекция отклонений в развитии.
    5) Экспертная оценка , оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик .

    Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки .
    Место психологии аномального развития .

    Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии , нейропсихологией , психосоматикой , патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией , психологической педагогикой – то есть другие области , изучающие онтогенез . Область междисциплинарного исследования – медицина , психиатрия , невро- и психопатология детского возраста . Педагогика , социология , этнология , дефектология ( сурдо и тифло- педагогика ).
    Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие , это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию .

    ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .
    1.Вклад дефектологии . На первом этапе мало активное накопление знаний о аномалиях развития . Первая попытки классификации аномального развития предложены в 18 веке. В качестве дефекта рассматривались нарушения сенсорного развития – зрение , слух. Следующая классификация предложена Эскиролем , и касалась отклонением в умственном развитии . Эскироль в 1838 году впервые отделил умственную отсталость от других психических заболеваний . Стал рассматривать умственную отсталость как стойкое состояние , следствие нарушенного развития , обязательно сопровождающееся интеллектуальным дефектом. Обратил внимание на недостатки развития речи у умственно отсталых детей. На основе критерия разграничения речи предложил первую классификацию умственной отсталости . При этом учитывается в основном экспрессивная сторона речи , богатство словаря , грамматический строй речи. На основе этого критерия выделено три степени тяжести умственной отсталости. Тяжелая форма умственной отсталости – идиотия, в этом случае речь отсутствует, ребенок способен издавать только нечленораздельные звуки. Средняя степень –имбицильность – характеризуется наличием отдельных слов , даже коротких фраз. Легкая степень умственной отсталости – дебильность, характеризуется обеднённостью речи.
    Позже к этому критерию были добавленны другие критерии, такие как сформированность навыков. До сих пор эта классификация используется в медицине , добавлены градации : Легкая , средняя , сильная в каждой степени .
    2. В середине 19 века предпринимались попытки систематического организованного обучения умственно отсталых детей . основоположником направления был Эдуард Сеген . Особое внимание уделяли психологическим особенностям умственно отсталых детей. Дефекты в развитии рассматривались как диагностический критерий . Сеген – ведущий дефект при умственной отсталости это недоразвитие волевой сферы . недоразвитем воли определяются все другие нарушения сопровождающие умственную отсталость . Создана система обучения , сенсорного воспитания детей . Эти методики можно использовать как диагностические и как коррекционные . Доски Сегена позволяют диагностировать развитие наглядно- действенного мышления и использовать при развитии зрительного восприятия , тонкой моторики, зрительно-двигательной координации . Однако в этот период объектом изучения и воздействия являлись дети с явными , сильными отклонениями , сопровождаемые изменениями внешнего вида . В таком случае вопрос дифференциальной диагностики не стоял.
    3. вопрос дифференциальной диагностики встал вначале 20 века . Во многих странах Европы и Америки встал вопрос об всеобщем начальном образовании . Принятие этого решения подняло проблему , так как часть детей попавших в школы оказалась неспособными обучаться по программе массового обучения . Возникла необходимость создания специальных вспомогательных школ. Французское министерство образования сделало запрос на образование народного просвещения ,комиссий разрабатывающих принципы отбора детей во вспомогательные школы . Членами комиссий были Альфред Бине и Томос Симон . В рамках деятельности этой комиссии в 1905 году создали первый в мире интеллектуальный тест , названный именем Бине- Симона .С этого момента начинает свое развитие детская патопсихология. Шкалла Бине-Симона включает несколько заданий , из нескольких областей знаний . по результатам выполнения теста можно получить общее представление об уровне психического развития ребенка . далее это методика модифицировалась , добавлялись исследуемые параметры . В 1911 году вышла книга Бине- Симона на русском языке «Ненормальные дети». Методика имеет ряд существенных недостатков . 1) Не позволяет судить о развитии отдельных психических функций . Можно вывести некий коэффициент интеллекта . не понятно за счет какой функции изменяется этот показатель . 2) Не позволяет сравнивать особенности развития этих функций у разных людей , разных возрастных групп. Диапазон охваченных психических функций в исследовании крайне узок. Использовались задания на запас знаний об окружающем мире и вербально-логический интеллект . 3) Не позволяет дифференцировать разные нарушения развития , с каким вариантом развития связано интеллектуальное отставание . 4) Не позволяет дифференцировать педагогическую запущенность и нарушения развития . Просто констатация факта отставания . В результате применения этой методики дети из низших слоев населения попали в школы для умственно отстающих . Так как запас сведений ребенка зависит от финансовых возможностей родителей .
    Эта акция сопровождалась бумом попыток создать методики изучающие интеллектуальное развитие . В 20-30х годах 20 века , в период активного развития психометрического подхода в психологии . В психологии доминировало убеждение , что любую психическую функцию можно измерить . Попытки создать методики характерны для зарубежных и для отечественных школ. Активное адаптирование зарубежных методик, создание собственных методик , тестов определяющих учебные способности.
    Затем наступили годы гонений и репрессий. Педологические исследования в этой сфере были свернуты как преступные . Направление педологии было забыто на 20-30 лет. Отбор детей вернулся в сферу деятельности психиатров .

    ВКЛАД ПСИХИАТРИИ В ПСИХОЛОГИЮ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .
    Долго психиатры считали, что в детстве возможно только одно психическое заболевание- умственная отсталость. Такой подход вытекал из позиции , что детская психика еще не сформирована , то есть не может быть и заболевания . В начале 20 века систематическое изучение психически больных детей , показало , что у детей возможны и галлюцинации и бред . Ранее это отвергалось . Специфические особенности детской психиатрии : в детской клинике можно столкнуться со всеми психическими заболеваниями , имеют возрастные особенности . Интерес в психиатрии смещается от сильно выраженных отклонений к менее выраженным – психозам и неврозам .
    В 50х годах создание новых психотропных препаратов снимающих психотическое состояние ( аминазин) . Это изменило отношение к душевно больным . До этого к ним относились как к преступникам, заковывали в цепи и ограждали от общества . В середине 50х годов стали появляться стационары. Общество перестало рассматривать этих больных как угрозу для себя, изменилось отношение близких людей к психически не здоровым родственникам, отношение персонала в клиниках . В нашей стране в психиатрических клиниках и в обществе до сих пор предвзятое отношение . Отношение к психически больным детям различно на западе и в отечественной действительности . Достаточно


    Собственное развитие психологии аномального развития началась в 20 веке с появлением диагностических методик для оценки развития. Наиболее продуктивный этап начался после второй мировой войны. Систематическое целенаправленное изучение различных аномалий развития. Встал вопрос о разработке качественных диагностических методик ,необходимых для установления структуры дефекта и формулировки клинического диагноза . Этого так же недостаточно . так как необходимо изучение динамики процесса, а не только уровня на котором находится ребенок на определенный момент . Стоит задача формулирования функционального диагноза.
    Термин дисонтогения в 1927 году был предложен немецким психиатром- Швальбе . Термин обозначал отклонение во внутриутробном формировании плода . Позже приобрело более широкое значение обозначающее период с начало зачатия до достижения зрелого развития .


    ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИСОНТОГЕНЕЗА .

    1.биологические . 2.социальные .
    Эндогенные , изначально существующие экзогенные внешние по
    внутри нервной системы. Генетические отношению к нервной
    аномалии и наследственные заболевания. системе .

    Пр. Опухоли головного мозга по отношению к организму могут быть вызваны эндогенно , а к нервной системе экзогенно – пример черепно-мозговой травмы .

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИСЪОНТОГЕНЕЗА.
    В едущими являются генетически обусловленные нарушения : возникновение вследствиегенных мутаций , хромосомных абераций и наследование гена определенного заболевания ( гемофилия , дальтонизм , предрасположенность к соматическим заболеваниям ,к невротическим расстройствам , к психическим заболеваниям , маниакально-депрессивному психозу , шизофрении ).Существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни , сахарному диабету , бронхиальной астме .


    ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИЯ.
    1.
    1) Патология хромосомного набора ( б. Дауна ) .
    2) Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости ( фенилкетонурия , галактозозурия ).
    3) Недоразвитие головного мозга – микроцефалия.
    До пятисот вариантов олигофрении связаны с генетическими заболеваниями .
    2.
    4)Внутриутробные нарушения : токсикоз беременности , острые и хронические вирусные заболевания матери ( краснуха), паразитарные инфекции ( мононуклеоз , токсоплазмоз , эхинококкоз ), сифилис .
    4) Обострение хронических заболеваний матери , особенно эндокринные , патология сердечно-сосудистой и мочевыделительных систем.
    5) Интоксикация матери в период беременности : алкогольное , наркотическое отравление , медикаментозное воздействие неправильно употребляемых, воздействие токсических веществ .
    6) Радиационное и рентгеновское излучение .
    7) Механическое и травматическое повреждение плода , отслойка плаценты .
    8) Несовместимость крови плода и матери . Антитела организма матери к мозгу ребенка- гемолитическая болезнь новорожденных .
    : то есть спектр вредоносных влияний изменяющих развитие ребенка очень велик . Независимо от вида патологии плод испытывает гипоксию , которая негативно отражается на формировании мозговых структур и нервной системы и сочетается с аномалиями функционирования систем органов - сочетание патологии .

    ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ .
    - отклонение от нормального течения родов :
    стремительные роды , задержанные роды , родовая травма ( гематома , сдавление мягких хрящей , кривошея ) .
    - неблагоприятное течение родовой деятельности
    - недоношенность , переношенность.
    - Неправильное предлежание плода.
    - Обвитие пуповиной ( асфиксия)
    - Наложение щипцов , вакуум , выдавливание, кесарево сечение .
    - Преждевременное излитие околоплодных вод
    - Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих , тормозящих родовую деятельность.

    ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

    - инфекция матери может привести к нейроинфекции ( корь , скарлатина , краснуха , дифтерия ) , постпрививочные нейроинфекции.
    - Интоксикация
    - Черепно-мозговая травма
    - Опухоли головного мозга
    - Хронические соматические заболевания ( врожденный порок сердца , патология желудочно – кишечного тракта , дыхательной системы . эндокринной системы .

    Возможны три варианта развития по соответствию с динамикой болезненного процесса :
    1) дисонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы ( болезнь Дауна – умственная отсталость не прогрессирует ).
    2) дисонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания , динамика заболевания носит проградиентный характер( дегенеративные заболевания , деменция , прогрессирующая гидроцефалия , опухолевый процесс ) .
    3) период после перенесенного острого заболевания , воздействия вредности . Купирование болезненных проявлений ведет к улучшению состояния .
    Рассматривая биологические факторы дисонтогенеза Лебединский , предлагает учитывать три параметра , фактора , определяющих тяжесть состояния : время воздействия патогенного фактора ,определяющих универсальный закон : ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОШЛО ВЛИЯНИЕ ВРЕДНОСТИ , ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ .
    И как следствие проявление этого закона :
    1. Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин , действующих в один и тот же период развития . Дефицит питания , прием наркотических средств негативно влияет именно на те системы органов,которые закладываются и формируются в этот период .
    2. Одна и та же причина может привести к разным последствиям , действуя на разных этапах онтогенеза .
    Пример : Коревая краснуха в период беременности 100 % показания к прерыванию беременности , вирус краснухе тропен к эмбриональной ткани и к нервной системе . Перенесенная краснуха в период до двух лет может привести к задержке психического развития .Развитие нейроинфекции приводит к олигофрении. Последствия зависят от возрастных особенностей на момент вредного воздействия .
    3. Мозговая локализация процесса и его распространенность . Последствия различны от повреждения структур разных блоков. Детский мозг очень высоко пластичен , что создает возможность компенсации дефекта . Дефект в детском возрасте может быть скомпенсирован за счет сохранных структур. Развитие функции может пойти не традиционным путем. ( повреждение определенных центров не приводит к обще-мозговым нарушениям ) .
    4. Интенсивность повреждения организующего поражение головного мозга , в детском возрасте ведут к повреждению одних и недоразвитию других систем , функционально связанных с поврежденной .
    Картина нарушений в детской клинике сложнее и многограннее чем во взрослой клинике . Рассматривая биологические факторы дисонтогенеза следует помнить , что детский организм более чутко реагирует на экзогенные вредности , чем взрослый , результат незрелости головного мозга и слабости гематоэнцефалитического барьера .Вредности могут необратимо изменить ход развития ребенка .

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА ДИСОНТОГЕНЕЗА .

    Социально психологические факторы :
    Наиболее мощным фактором является депривация- длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности .

    Виды депривационного воздействия .
    - сенсорная депривация - лишение возможности получения информации.
    - Двигательная депривация – лишение возможности оптимального двигательного развития
    - эмоциональная депривация –лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими

    - когнетивная депривация –лишение возможности получать знания , усваивать опыт , приобретать навыки

    - социальная депривация

    Сочетание видов депривации часто прослеживается в дисонтогенезе .

    Депривационные условия .

    1. Внешние причины:
    Ситуация крайней изоляции ребенка ( одичавшие дети , крайне жестокое обращение с детьми .

    Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения ( детский дом , дом малютки . Нет потери связи с социумом , есть потеря связи с семей. Госпитализация в больницу , помещение в санаторий .
    Депривация развивается при условии нахождения в семье , но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка ( психически больные родители , родители имеющие сенсорные дефекты , родители игнорирующие родительские обязанности .
    Наличие сенсорных дефектов у ребенка ( слепота , глухота , умственная отсталость , аутизм ).

    2. Внутренние причины :
    Индивидуально типологические особенности и свойства – темперамент.
    Эксперимент Боулуби с детьми до двух лет с их матерями , оценивая как реагируют дети на отсутствие матери выявили три группы детей ,демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность ,неустойчивая привязанность , нейтралитет) . Свойства темперамента закладывают основу характера , но не определяют основу восприятия ( гендерные различия ). P.s. спорные мнения.
    Возраст ребенка , чем раньше происходит депривация , тем тяжелее последствия . Необходимо учитывать существование сензетивных периодов – формирование привязанности к матери , по Боулуби пик привязанности к матери в полтора года. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается , повышается интерес к событиям социально широкого круга , отпечаток накладывают индивидуальные особенности .

    ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ И ЕЕ РОЛИ.
    В конце 19 начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма . Первый этап , во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют , было отмечено что ребенок начинает отставать в развитии , происходит снижение уровня психической активности , ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду . Снижение физиологической активности , снижение аппетита , увеличение продолжительности сна . Острая тоска приводит к гибели ребенка . Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода . Боулуби обследовал шести месячных младенцев находящихся в учереждениях с разной степенью ухода , с разными источниками финансирования , обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод : госпитализм связан не с физиологическими причинами , а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности . Второй этап в 30 годах , в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками : Мелани Кляйн , Анна Фрейд – работали с детьми сиротами – пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями , формируя братско-сестринские отношения в группе . Благодаря развитию науки найти явление госпитализма в чистом виде практически не встречается . Но существует явление неогоспитализма . Присущее обеспеченным семьям , перепоручение ребенка третьим лицам , в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены , но вероятна задержка в развитии . Много изучением проблемы депривации занимались психоаналитики : установление связи эмоциональной депривации и аутизма у ребенка . Аутизм с точки зрения психоанализа следствие эмоциональной холодности матери , нерасположенной устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Ребенок закрывается в своем мире.В этиопатогенезе аутизма с точки зрения современной науки депривационный фактор фактор является вторичным , а первичной является неспособность ребенка к у становлению контакта .
    Так же к внешним условиям можно отнести :неполная семья – нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия .

    Изучение этологами депривации животных .
    Эксперименты с детенышами шимпанзе , с использованием манекенов в качестве матери. Вывод : действительно для развития детеныша важен не факт кормления , а важен факт эмоционального тесного общения . Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие ,изоляции от сородичей , сразу от рождения на сроки разной длительности : от 1 до 6 месяцев : чем дольше изоляция , тем интенсивнее проявление последствий . Изоляция в течении 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности , а формирование стереотипных форм поведения – яктации .Нарушение социальных форм поведения : невключенность в иерархическую систему сообщества , проявление агрессии даже на особей высших по рангу . Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали ,что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация . В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного , с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность . Постепенно , с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать . В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами ,росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось , что они их бросали неинтересовались , калечили , убивали . Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении , поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали : что ранний возраст сензитивный период формирования материнского поведения , то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве .

    Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка .
    -Неблагоприятная обстановка в семье : неполная семья , алкоголизм , наркозависимость , жестокое обращение в семье , низкий социальный статус , психические заболевания.
    -Неправильное воспитание в семье : гипоопека ,гиперопека , эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким : доминирующее воспитание , инициатива ребенка задавливается ; потворствующая гиперопека , ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека , безнадзорность , педзапушенность , депривация социальных навыков ;перфекционизм ,ребенок может заслужить одобрение родителей только , если тот заслужил поощерение- этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение ( при наличии у ребенка сложных заболеваний , нежелательного пола) . В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера .

    ЛЕКЦИЯ№2.

    СООТНОШЕНИЕ СИМПТОМОВ ДИЗЪОНТОГЕНЕЗА И БОЛЕЗНИ .
    Понятие симптома в медицине /психиатрии .Выделяют два вида симптомов : негативные и продуктивные. Негативные явления выпадения психической деятельности , разрушение , утрата психических функций ( снижение интеллекта , ухудшение памяти и внимания , снижение психической активности ) . Продуктивная симптоматика связана с явлением возбуждения психических процессов , появлением чего-то что появилось как результат болезни ( невротические расстройства , страхи , галлюцинации , бред , судорожное состояние ). Такой подход оправдан во взрослой клинике . В детском возрасте функция еще не доконца сформированна . Поэтому невозможно сказать это выпадение или недоразвитие функции ( врожденное слабоумие при олигофрении ). Продуктивная симптоматика указывает на остроту болезни , играет значительную роль в формировании аномалии развития. Пример : ребенок страдает судорожными припадками , страхами – то это не может не отразиться на развитии на его личности .Определенная симптоматика может отражать определенный тип дисонтогенеза .Пограничными симптомами проявления болезни и дизонтогенеза могут являться возрастные симптомы, патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития .
    Лебединский : считает , возникновение возрастной симптоматики возможно при условии наслоения переживания стресса на неблагоприятную органическую почву ( резидуальная органика ) .Возникновение симптомов тесно связанно с с онтогенетическим уровнем реагирования на различные вредности . Эти симптомы более специфичны для возраста , а не для какого –либо вида патологии .
    Ковалев : различал четыре уровня нервно- психического реагирования у детей и подростков. 1). Уровень соматовегетативных проявлений от 0 – до 3х лет . 2) уровень психомоторного реагирования от 4х – до 7и лет. 3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет . 4) уровень эмоционально –идеаторного реагирования от 13 – до 16 лет . На каждом уровне возникает своя специфическая симптоматика .
    1) Первый уровень характеризуется нарушением цикла сон-бодрствование , персеверации сна , изменение питания. Неврологическая рвота , понос , запор . Проявления незрелости вегетативной нервной системы ,на фоне повышения температуры могут быть судороги и галлюцинации .
    2) Второй уровень характеризуется симптоматикой в моторной сфере : тики , заикание , гиперкинезы , повышенная психомоторная возбудимость , негативизм .
    3) Уровень характеризуется эмоциональной лабильностью , агрессивностью , негативизмом. Появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым различием ; девочки склонны к астенизации, плаксивости , вялости . Мальчики чаще гиперактивны , расторможены .
    4) Сухарева : выделяет патологические реакции пубертатного возраста : сверх-ценные идеи , интересы , мета физическая , философская интоксикация. Иппохондрические идеи , выискивание у себя проявлений нездоровья , идеи мнимого уродства – дисморфофобия. Следствием может быть нервная анорексия . Патологические реакции : протеста , аппозиции , эмансипации .Аффект неустойчив , агрессивность.
    Периодизация уровней нервно-психического реагирования достаточно условна . Связанно это с тем , что преимущественная симптоматика каждого уровня не только снимает , отодвигает симптоматику более раннего уровня , но и сосуществует на разных этапах в разных качествах . формируются новые типы клинико-психологической структуры . Если в клинической картине доминирует симптоматика более раннего уровня реагирования можно диагностировать ЗПР .
    Сосуществование симптоматики: до 3х летнего возраста длится сенситивный период развития вегетативной нервной системы. То есть в течении этого возраста может проявляться пик негативной симтоматики ВНС. Патологическое растормаживание влечений в пубертате возникает на фоне патологии вегетативно-эндокринной системы. Аффективные расстройства если были ведущими на втором уровне развития , то имеют не меньшее значение на третьем и четвертом уровне . Возрастные отражают патологически измененную фазу развития , с другой стороны могут иметь определенную специфичность характерную для заболевания которым были вызваны . Пример : Страхи появляются на определенном этапе возрастного развития . При шизофрении страхи определяют характер бредовых расстройств . При эпилепсии страхи связываются с нарушением сознания , при неврозах приобретают характер сверхценных идей . Фантазии нормальный этап возрастного развития наиболее присущее дошкольникам и младшему школьному возрасту. При шизофрении , при МДП страхи могут приобретать нелепый , вычурный и стереотипный характер . при эпилепсии связываются с расстормаживанием влечений. При неврозах, при патологических формированиях личности ,психопатиях страхи могут носить социально-компенсаторный характер, бегство от собственной социальной несостоятельности . Изучение возрастной симптоматики необходимо для построения психологической структуры нормального онтогенеза- решение важнейшей малоисследованной теоретической задачи дисциплины .
    Вывод о соотношении болезни и дисонтогенеза :
    Взаимоотношение симптоматики может быть представлено следующим образом: - нешативная симптоматика болезни определяет специфику и тяжесть дисонтогенеза. Продуктивная симптоматика болезни оказывает общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка. Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и явлениями дисонтогенеза .

    ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.
    1.Эмансипация , увлечения . Протестная реакция встречается очень часто в раннем дошкольном возрасте . Может быть связана с ограничением психомоторики , при чрезмерном или насильственном кормлении. При насильственном и слишком суровом приучению к опрятности. В более старшем возрасте за протестной реакцией скрывается реакция обиды , ущемленности и озлобленности . Провоцируются эти чувства чрезмерными требованиями к ребенку , непосильной нагрузкой. Недостатком , утратой внимания , несправедливостью , жестоким наказанием . Принято различать реакции активного и пассивного протеста . Могут быть нормальными и патохарактерологическими . Нормальными принято считать : непослушание ,вызывающее или агрессивное поведение , грубость которая является непосредственным ответом на травмирующие обстоятельства . Патохарактерологические реакции могут не являться непосредственным ответом , реакции генерализуются , ребенок отвечает так на все воздействия . патохарактерологические реакции как правило сопровождаются вегетативной симптоматикой : учащенный пульс , покраснение кожных покровов , потливость. Могут быть эксплозивные реакции со вспышками гнева , разрушительные действия , агрессия , общее двигательное возбуждение с аффективным сужением сознания , злонамереные поступки причиняющие вред обидчику . У младенцев может быть аффективно респираторные судороги . Патохарактерологические реакции разворачиваются остро и бурно . Может быть не острое реагирование , а накапливание патохарактерологических реакций как способ разрядки.
    Реакции пассивного протеста : отказ от еды , уход из дома , совершение суицидальных попыток . Могут реакции отказа отказа от речи – мутизм. Недержание мочи , кала , рвота , запоры , насильственный кашель. Мутизм может быть элективным , избирательным. Возникновение мутизма связано с недостаточностью развития речевой функции и резидульной органики , протекает длительно и трудно поддается лечению. Уход из дома , бродяжничество чаще присущи мальчиками ( гебоидный синдром ) , могут стать привычной реакцией , при малейших трудностях бегство – как правило неблагоприятное течение .

    Тип протестных реакций определяется возрастом ребенка и его личностными сообенностями . Реакция отказа всегда патологические , возникают при утрате ребенком чувства безопасности ,защищенности . чаще происходят при отрыве от семьи ( госпитализация в больницу , приют , санаторий ) . Может быть в семье при недостатке заботы и теплоты . Со стороны ребенка проявляется в заторможенности , неподвижности , отказе от общения, игр , от удовольствия. Возникает подавленность , угнетенность , расстройсвто сна и аппетита. Так называемая реакция госпитализма . Возникновение реакций отказа может быть обусловлено общей астенизацией ребенка , перенесение тяжелого соматического заболевания незадолго до психотравмы .

    Реакции иммитации : ребенок копирует поведение наиболее авторитетного для него взрослого . Реакция компенсации – разочаровавшись в сфере ребенок стремиться компенсировать неуспехи в другой области .Гиперкомпенсация : несостоятельность , дефект преодолевается в наиболее трудной сфере деятельности .


      Скачать полную версию - psikhologija-anomalnykh.rar [77.29 Kb] (cкачиваний: 43)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©